Технологическая карта урока литературного чтения «К. Чуковский "Федорино горе"» 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тема урока: «К. Чуковский «Федорино горе»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о стихотворении «Федорино горе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_litra_2_klass.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 02.02.2024

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс:

Урок: 1

Время: 13:00-13:40   Кабинет: 203

Студент: Снедкова Елизавета Михайловна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «К. Чуковский «Федорино горе»»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о стихотворении «Федорино горе».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Совершенствовать умение анализировать развитие действия.
  2. Вспомнить и обобщить материал по биографии

К. Чуковского и стихотворению К. Чуковского «Федорино горе».

Предметные:

  1. Оперировать навыком выразительного чтения, передавая настроение произведения.
  2. Оперировать навыком анализа развития действия произведения по прочитанному тексту.

Развивающие:

  1. Развивать образное и ассоциативное мышление.
  2. Тренировать навыки осмысленного и выразительного чтения.

Личностные:

  1. Проявлять ценностное отношение к произведениям русской литературы.
  2. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к чтению детской литературы.
  2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: «Школа России» учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 2 часть 2 класс.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

С: беседа

Н: демонстрация

Прием: доброе тепло

Приветствует обучающихся, - проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Доброе утро, ученики, меня зовут Елизавета Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь!

-  Возьмитесь за руки с соседом по парте, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу, пожелайте своему однокласснику успехов при работе на уроке.

-  Молодцы, сейчас вы поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде.

- Сегодня тем, кто будет себя вести дисциплинированно, и активно отвечать на вопросы, я буду выдавать наклейки. Поэтому постарайтесь сегодня, чтобы урок прошел на «Ура»!

Приветствуют учителя. Выполняют эмоциональный настрой.

 

УУПД: осознание

речевого высказывания в устной форме.

УУКД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

УУРД: умение оперативного включения в урок.

Презентация (1 слайд)

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

С: беседа

Н: демонстрация

Проводит беседу по теме урока.

- Давайте отгадаем загадку Корнея Чуковского:

Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А утром во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне.

- Как вы отгадали загадку?

- Молодцы, давайте прочитаем загадку с разной интонацией.

- Прочитайте загадку с обидой.

- Прочитайте загадку с радостью.

- Прочитайте загадку с восхищением.

- Прочитайте загадку со злостью.

- Перед вами на экране пословица «Посудка чистоту любит». Кто желает прочитать и объяснить значение?

- Отлично!

Отгадывают загадку.

- Ковер

 Читают загадку с разной интонацией.

-  Пословица про аккуратность и необходимость мытья посуды в доме.

УУКД: участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко

объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять

свои вопросы и высказывания на заданную тему.

УУРД: выработать учебную мотивацию.

Презентация ( 2 слайд)

Постановка учебной задачи

 (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф, И, П

С: беседа

П: задание на листах

Н: демонстрация

Прием: фишбоун

- Сегодня мы с вами продолжим тему предыдущего урока. Давайте вспомним тему, решив фишбоун.

- Перед вами на листках изображен фишбоун. Кто знает, что это такое? Дословно это «скелет рыбы», где в верхних костях находится проблема, в нашем случае, у вас перепутаны буквы в словах. В нижних костях необходимо написать решение – правильные слова. В голове рыбы должно быть главное – тема урока. У вас есть 1 минута, чтобы решить фишбоун.

- Давайте проверим, какие у вас получились слова и тема?

- Молодцы, мы продолжаем тему «К. Чуковский «Федорино горе»».

- Давайте определим цель сегодняшнего урока. На экране представлено начало, вам необходимо продолжить фразу. Давайте запишем ее в хвосте нашего фишбоуна.

- Теперь давайте составим план урока.

- На партах у вас лежит листочки с планом, ваша задача верно его расставить в парах. Давайте вспомним, правила работы в парах.

- Молодцы, давайте проверим, что у вас получилось!

- Хорошо!

Формулируют тему и цель урока.

- Горе, блюдце, чашка, чайник.

- «К. Чуковский «Федорино горе»

- Закрепить знания о произведении «Федорино горе».

- Правила работы в парах:

1. Не перебивать друг друга.

2. Говорить вполголоса.

3. Уважать чужое мнение.  

-  План урока:

1. Проверим домашнее задание.

2. Выполним задания по произведению.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Подведем итоги.

УУПД:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока.

УУКД: выражение своих мыслей.

УУРД: постановка

учебной задачи.

Презентация ( 3-5), раздаточный материал

Обобщение и систематизация знаний и умений

( 15-20 мин)

Включение в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, Г

С: беседа

Н: демонстрация

П: задание

Приемы: диафильм 

- Перед тем, как приступить к пунктам плана, я предлагаю вспомнить биографию Корнея Ивановича Чуковского. Что вы о нем знаете? Кто помнит, как появилось произведение «Федорино горе»?

- Какой первый пункт плана?

-Отлично, домашнее задание было прочитать выразительно произведение.

- Читать будем по очереди, по одному четверостишью. Начинаем!

- Замечательно, еще вашем домашним задание было по толковому словарю найти определения слов.

- Для того, чтобы проверить его, я предлагаю соединить слова и значения на экране. Кто желает выйти и соединить первое слово?

- Здорово! Мы выполнили первый пункт плана! Какой следующий пункт плана?

- Отлично, сейчас предлагаю составить план произведения.

- Какой будет первый пункт плана? Подтвердите свои слова текстом произведения.

- Отлично, я предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группе.

- Разделимся на группы с помощью жетонов из моей коробки. Групп будет столько же, сколько пунктов плана – 5.

- Ваша задача за три минуты создать иллюстрацию для диафильма по пункту плана и объяснить, используя текст, почему вы показали его именно так. Что такое диафильм? Кто-нибудь знает?

- Диафильм – некая фотопленка, кадры которой связаны друг с другом, и представляют собой последовательную иллюстрацию.  

Организует задание «Диафильм».

- Ваше время вышло, первая команда выходит к нам и показывает свой кусочек диафильма. Затем вторая и так по очереди.

- Закончили! Вы молодцы!

- Выполним динамическую паузу.

Динамическая пауза

Я называю выражение, если вы с ним согласны, поднимите руки вверх. Если не согласны – присядьте.

Чистота – худшая красота!  (ложь)

Вода все отчищает. (правда)

Улыбка – залог хорошего настроения! (правда)

Не мойте руки перед едой – будете здоровы! (ложь)

В здоровом теле – здоровый дух! (правда)

Присаживайтесь!

- Сейчас я предлагаю небольшой отрывок почитать произведение по ролям. Как вы думаете, какие могут быть роли в этом произведении?

- Отлично, кто желает прочитать за автора? Федору? Посуду? Котов? Козу?

- Молодцы, мы выполнили с вами второй пункт плана!

Отвечают на вопросы по биографии.

- Проверить домашнее задание.

Читают выразительно стихотворение.

Соединяют слова и определения.

- Выполним задания по произведению.

 -План:

1) Бегство посуды от Федоры. -"Уходите, бегите, спасайтесь!"

2) Обида на неряху. - "Было нам у бабы худо!"

3) Слёзы Федоры. -"Остались одни тараканы"

4)Возвращение домой. -"Но чудо случилось с ней,Стала Федора добрей."

5)Прощение Федоры. -"Буду я посуду и любить, и уважать!"

Называют правила работы в группе.

Выполняют групповое задание.

Выполняют динамическую паузу.

- Федора, коты, коза, посуда, автор.

Читают произведение по ролям.

УУПД:  читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок

букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму

прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания).

УУКД: участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко

объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять

свои вопросы и высказывания на заданную тему.

УУРД: удерживать в памяти последовательность событий

прослушанного/прочитанного текста.

Презентация (6-10 слайд)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, П

С: объяснение

П: самостоятельная работа

Форма контроля: взаимоконтроль

- Какой наш следующий пункт плана?

- Отлично, сейчас мы проведем самостоятельную работу. На ваших столах лежат листы с самостоятельной работой. На выполнение у вас есть три минуты.

- Закончили, поменяйтесь с соседом листочками и проверьте по эталону. Проверяем честно!

- Закончили, поднимите руку, у кого все правильно? У кого одна ошибка? У кого две ошибки и больше?

- Выполнение самостоятельной работы.

Выполняют самостоятельную работу.

1. Что скакало по полям в сказке К. Чуковского «Федорино горе»?

А) Лошадь Б) Заяц В) Метла Г) Сито

2. Кому в сказке К.Чуковского принадлежат слова: «Что такое? Почему? Ничего я не пойму»?

А) Федоре Б) Кошке В) Козе Г) Корове

3. Кому посуда пожаловалась на тяжёлую жизнь у Федоры?

А) Воробьям Б) Курице В) Тараканам

4. Чем закончилось произведение «Федорино горе».

Организуют взаимопроверку. Проверяют по эталону.

УУПД: структурировать по-лученные знания; выполнение действий по алгоритму.

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

УУРД: осознание качества усвоения; контроль, коррекци, оценка.

Презентация (11 слайд), раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

С: беседа

Прием: кубик Блума

Форма контроля: самоконтроль

- Посмотрите на план. Все ли пункты плана мы выполнили?

- А что мы не сделали?

Организует рефлексию урока.

- Наш урок подходит к концу! Давайте ответим на главный вопрос: чему учит произведение «Федорино горе»?

- Сейчас поработаем с кубиком Блума! Кидаете кубик, у вас выпадает начало фразы, ваша задача ее продолжить.

- Теперь давайте запишем домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из произведения «Федорино горе» не менее 15 строчек.

- Молодцы! Спасибо за урок, вы продуктивно поработали! Тем, кто сегодня хорошо себя вел и активно отвечал, я обещала дать наклейки!

- Нет.

- Не подвели итоги урока.

 

Осуществляют рефлексию урока.

- Учит бережливости, опрятности, чистоплотности хозяюшек и хозяев на кухне. Сказка учит тому, что никогда не поздно исправить свои ошибки.

Записывают домашнее задание.

УУПД: контроль и

оценка процесса и результатов деятельности;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

УУРД: оценка результатов работы;

Презентация ( 12 слайд) кубик Блума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...

Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.    За...

Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...

Технологическая карта урока литературного чтения «Мы вместе фантазёры!» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Мы вместе фантазёры!»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Н. Н. Носова «Федина задача&raq...