Технологическая карта урока литературного чтения «А. И. Куприн. «Слон»» (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Медведева Арина Олеговна
Цель урока: ознакомление с рассказом А. Куприна «Слон».
Планируемые результаты
 
Предметные:
1) уметь работать с текстом художественного произведения под руководством учителя;
2) извлекать из текста нужную информацию;
3) учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений.
 
Личностные:
1) проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке;  
2) выражать положительное отношение к процессу познания.
Воспитательные:
1)воспитывать интерес к литературе;
2)содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему.
УМК: УМК учебник «Литературное чтение», 2 часть, 3 кл. (Школа России), презентация.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 23.01.2024

Школа: №152

Класс:

Урок:

Время:   Кабинет: 210

Студент: Медведева А.О.

Группа: 35

Учитель: Кузнецова В. В.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «А. И. Куприн. «Слон»»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: ознакомление с рассказом А. Куприна «Слон».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с рассказом А.И. Куприна «Слон»;

2) дать представление о слонах;

3) создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна.

Предметные:

1) уметь работать с текстом художественного произведения под руководством учителя;

2) извлекать из текста нужную информацию;

3) учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений.

Развивающие:

1) развивать речь учащихся, артикуляцию, дикцию;

2) совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения:

3) развивать умение анализировать прочитанное.

Личностные:

1) проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке;  

2) выражать положительное отношение к процессу познания.

Воспитательные:

1)воспитывать интерес к литературе;

2)содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему.

УМК: УМК учебник «Литературное чтение», 2 часть, 3 кл. (Школа России), презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

  1. Приветствует обучающихся.

- Добрый день, ребята. Рада всех вас сегодня снова видеть. Мы с вами уже знакомы. Напоминаю, меня зовут Арина Олеговна. Я у вас проводила классные часы, а сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

  1. Проверка домашнего задания.

-Давайте оценим работу… какую оценку можно ему поставить?

-  Прочитайте скороговорку выразительно:

Слон сломал случайно стенку.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

.Читают хором скороговорку.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

- Ребята, а что вы знаете о слонах?

Самые крупные животные жарких районов — слоны.

Слоны — очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжёлую работу. У них развита взаимопомощь.

На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийский слон легче африканского. Он весит в среднем 5–6 тонн, а африканский 7–8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2–3 метра в высоту. У африканского слона уши больше и более округлые, а у индийского — меньше и заострены внизу. Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая, а у индийского — выпуклая.

У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. С помощью хобота слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей. Хоботом защищаются от врагов.

В 19 веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид животных занесен в Красную книгу как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

- О каком животном мы сегодня будем читать?

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Слон», который написал русский писатель Александр Иванович Куприн.

 -Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

Мы познакомимся с….

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. И. Куприна.

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 1. Выдвигают        варианты        формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

- О слоне

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие» детьми нового знания (7-8

«Открытие детьми нового знания»

(7-8мин)

Построение детьми нового

Построение детьми нового

способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

- Родился 7 сентября в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать с сыном после смерти мужа переехали в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. С шести лет мальчик был отдан в Московское сиротское училище. Об этом времени у писателя сохранились

грустные воспоминания: «Всё серо, казарменно... Товарищи грубы, начальство недоброжелательно...». В 1880 год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

После окончания учения продолжил военное образование (1888-1890). Впоследствии он опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889 г.).

Короткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Александр Куприн также писал рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

В 1894 г. Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию в 1919г. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».

Физминутка

Вышел клоун на арену, Поклонился всем со сцены, Вправо, влево и вперед... Поклонился всем как мог. (Поклоны.)

Знакомство с рассказом А. Куприна «Слон»

- Теперь мы будем знакомиться с рассказом Куприна «Слон».

 Посмотрите на доску. На ней выписаны сложные слова, которые могут встретиться в тексте. Давайте прочитаем их и выделим слоги и ударения:

публикум

аршин - старая русская единица измерения длины – 0,71 м.

вершка

пуд - устаревшая единица измерения массы русской системы мер – 16,3804815 кг.

Чтение 1 и 2 частей

попоне

Чтение текста учителя и учащихся

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, 1. 1.Анализируют учебный материал.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

- От чьего лица ведется рассказ?

-События рассказа реальные или выдуманные? Объясни свое мнение.

-Как вы думаете, почему рассказ назван «Слон»?

  1. Отвечают на вопросы учителя.

.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

 -Давайте проверим как внимательно вы читали и слушали рассказ.

-Как зовут главную героиню рассказа?

- Кто приходит к Наде?

- Чем больна девочка? Как вы понимаете слово «равнодушие»?

- Каким лекарством предлагает доктор лечить Надю?

- Как себя ведут родители больной девочки?

-.Найдите и прочитайте в тексте сон девочки и слона после встречи.

Понравился ли вам рассказ?

Что вы испытывали при чтении текста?

  1. Отвечают на вопросы учителя.

 

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

- Ребята, назовите автора произведения, которое мы сегодня с вами изучали.

Что вы узнали об авторе?

-Добились ли мы целей, которые ставили в начале урока?

-Чему вас научил рассказ? Поднимите одну руку, если ничему не научился и две руки, если вынесли для себя какой-либо урок.

-Запишите домашнее задание.

-Вам нужно поделить сегодняшнее произведение по смыслу на 6 частей. А затем подготовить пересказ. Для удобства вы можете посмотреть план пересказа на странице учебника 41 в задании №6.

-Спасибо за урок, вы чудесно работали и заслуживаете соответствующие оценки!

1. Работают с моделью высказывания.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

-Достигли ли мы цель урока?

Закончите предложения: сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Мне запомнилось…

- Спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Ф.Тютчев "Весенняя гроза""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”.Задачи урокаДидактические:По...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Никитин «Встреча зимы»» 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «И.С. Никитин «Встреча зимы»» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской ком...

Технологическая карта урока литературного чтения "Приключения электроника" Е. С. Велтистов, 4 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: работа с текстом Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»Тип урока: рефлексия;Цель урока: создание условий для формирования на...

Технологическая карта урока литературное чтение "Ш. Перро, "Кот в Сапогах" 2 класс, УМК Школа России

Тема урока: «Ш. Перро «Кот в сапогах»» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся устойчивого познавательного интер...

Технологическая карта урока литературного чтения «Е. Благинина «Посидим в тишине» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста...

Технологическая карта урока литературного чтения «Цветок на земле» А. Платонов» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения А. Платонова и его произведении «Цветок на земле», формирование умений анализировать художественный ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Отметки Риммы Лебедевой" Л. Кассиль, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для  формир...