Технологическая карта урока литературного чтения «А. И. Куприн. «Слон»» (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_urka_literaturnogo_chteniya_a._i._kuprin._slon_3_klass.docx | 51.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 23.01.2024 Школа: №152 Класс: 3Б Урок: Время: Кабинет: 210 | Студент: Медведева А.О. Группа: 35 Учитель: Кузнецова В. В. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «А. И. Куприн. «Слон»»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: ознакомление с рассказом А. Куприна «Слон».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить обучающихся с рассказом А.И. Куприна «Слон»; 2) дать представление о слонах; 3) создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна. | Предметные: 1) уметь работать с текстом художественного произведения под руководством учителя; 2) извлекать из текста нужную информацию; 3) учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений. |
Развивающие: 1) развивать речь учащихся, артикуляцию, дикцию; 2) совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения: 3) развивать умение анализировать прочитанное. | Личностные: 1) проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке; 2) выражать положительное отношение к процессу познания. |
Воспитательные: 1)воспитывать интерес к литературе; 2)содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему. |
УМК: УМК учебник «Литературное чтение», 2 часть, 3 кл. (Школа России), презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль |
- Добрый день, ребята. Рада всех вас сегодня снова видеть. Мы с вами уже знакомы. Напоминаю, меня зовут Арина Олеговна. Я у вас проводила классные часы, а сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль |
-Давайте оценим работу… какую оценку можно ему поставить? - Прочитайте скороговорку выразительно: Слон сломал случайно стенку. Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. .Читают хором скороговорку. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Ребята, а что вы знаете о слонах? Самые крупные животные жарких районов — слоны. Слоны — очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжёлую работу. У них развита взаимопомощь. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийский слон легче африканского. Он весит в среднем 5–6 тонн, а африканский 7–8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2–3 метра в высоту. У африканского слона уши больше и более округлые, а у индийского — меньше и заострены внизу. Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая, а у индийского — выпуклая. У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. С помощью хобота слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей. Хоботом защищаются от врагов. В 19 веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид животных занесен в Красную книгу как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена. - О каком животном мы сегодня будем читать? - Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Слон», который написал русский писатель Александр Иванович Куприн. -Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? Мы познакомимся с…. Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем уметь… Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. И. Куприна. – На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышлен | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. 3. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока. - О слоне | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 «Открытие детьми нового знания» (7-8мин) | Построение детьми нового Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический (упражнение «письмо в воздухе») Внешний контроль | - Родился 7 сентября в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать с сыном после смерти мужа переехали в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. С шести лет мальчик был отдан в Московское сиротское училище. Об этом времени у писателя сохранились грустные воспоминания: «Всё серо, казарменно... Товарищи грубы, начальство недоброжелательно...». В 1880 год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус. После окончания учения продолжил военное образование (1888-1890). Впоследствии он опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом». С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах». Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889 г.). Короткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Александр Куприн также писал рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие. В 1894 г. Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию в 1919г. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная». Физминутка Вышел клоун на арену, Поклонился всем со сцены, Вправо, влево и вперед... Поклонился всем как мог. (Поклоны.) Знакомство с рассказом А. Куприна «Слон» - Теперь мы будем знакомиться с рассказом Куприна «Слон». Посмотрите на доску. На ней выписаны сложные слова, которые могут встретиться в тексте. Давайте прочитаем их и выделим слоги и ударения: публикум аршин - старая русская единица измерения длины – 0,71 м. вершка пуд - устаревшая единица измерения массы русской системы мер – 16,3804815 кг. Чтение 1 и 2 частей попоне Чтение текста учителя и учащихся | 1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, 1. 1.Анализируют учебный материал. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль | - От чьего лица ведется рассказ? -События рассказа реальные или выдуманные? Объясни свое мнение. -Как вы думаете, почему рассказ назван «Слон»? |
. | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль | -Давайте проверим как внимательно вы читали и слушали рассказ. -Как зовут главную героиню рассказа? - Кто приходит к Наде? - Чем больна девочка? Как вы понимаете слово «равнодушие»? - Каким лекарством предлагает доктор лечить Надю? - Как себя ведут родители больной девочки? -.Найдите и прочитайте в тексте сон девочки и слона после встречи. Понравился ли вам рассказ? Что вы испытывали при чтении текста? |
| Р: выполнение контроля и оценки работы. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | - Ребята, назовите автора произведения, которое мы сегодня с вами изучали. Что вы узнали об авторе? -Добились ли мы целей, которые ставили в начале урока? -Чему вас научил рассказ? Поднимите одну руку, если ничему не научился и две руки, если вынесли для себя какой-либо урок. -Запишите домашнее задание. -Вам нужно поделить сегодняшнее произведение по смыслу на 6 частей. А затем подготовить пересказ. Для удобства вы можете посмотреть план пересказа на странице учебника 41 в задании №6. -Спасибо за урок, вы чудесно работали и заслуживаете соответствующие оценки! | 1. Работают с моделью высказывания. | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Итак, ребята, назовите тему нашего урока. -Достигли ли мы цель урока? Закончите предложения: сегодня на уроке я узнал… Мне понравилось… Мне запомнилось… - Спасибо за работу, урок окончен. До свидания! | Определяют уровень работы класса при групповой работе. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Ф.Тютчев "Весенняя гроза""(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”.Задачи урокаДидактические:По...
Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Никитин «Встреча зимы»» 3 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «И.С. Никитин «Встреча зимы»» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской ком...
Технологическая карта урока литературного чтения "Приключения электроника" Е. С. Велтистов, 4 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: работа с текстом Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»Тип урока: рефлексия;Цель урока: создание условий для формирования на...
Технологическая карта урока литературное чтение "Ш. Перро, "Кот в Сапогах" 2 класс, УМК Школа России
Тема урока: «Ш. Перро «Кот в сапогах»» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся устойчивого познавательного интер...
Технологическая карта урока литературного чтения «Е. Благинина «Посидим в тишине» 2 класс УМК «Школа России»
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста...
Технологическая карта урока литературного чтения «Цветок на земле» А. Платонов» 3 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения А. Платонова и его произведении «Цветок на земле», формирование умений анализировать художественный ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Отметки Риммы Лебедевой" Л. Кассиль, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формир...