Технологическая карта урока литературы Художественное описание дождя в произведениях Б.А.Павлова и Н.К. Абрамцевой.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Технологическая карта урока литературы "Художественное описание дождя в произведениях Б.А.Павлова и Н.К. Абрамцевой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению по теме:
«Художественное описание дождя в произведениях Б.А. Павловой и Н.К.Абрамцевой».
УМК Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Учебник «Литературное чтение» 1 класс. Автор: Е.И.Матвеева
Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок содержит презентацию.
I Пояснительная записка к уроку
1.1 Данный урок построен по типу уроков решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. Предлагаемый урок построен с учётом основных требований формирования системно - деятельностного подхода, а так же с особенностями организации урока литературного чтения в 1-2 классах по программе Е.И.Матвеевой.
Предлагаемый урок входит во второй раздел учебника: «От дождя до радуги». На тему «Художественное описание дождя в произведениях» отводится 3 часа. Предлагаемый урок второй. На нём дети знакомятся с двумя текстами о дожде: дидактическим и художественным.
На предыдущих уроках учащиеся уже наблюдали за образом дождя в стихотворениях С.Я.Маршака и Л.Н.Конырева. Отмечали особенности построения картины жизни, определяли настроения этих произведений, наблюдали за изменением тона и темпа в стихотворном тексте, соотносили причины изменения с содержанием произведения, работали над выразительным чтением, обращая особое внимание на тон и темп. На данном уроке дети продолжают эту работу, но уже на основе прозаического текста.
1.2 Тема урока: Художественное описание дождя в произведениях Б.А.Павлова и Н.К.Абрамцевой.
Цель: Выделение в произведениях сравнений, способов создания автором «живого» существа.
Для достижения заданной цели решаются следующие задачи:
Личностные:
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
Регулятивные УУД:
- Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- Корректировать деятельность: исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).
- Контролировать способ чтения других учеников;
Познавательные УУД:
- Обучать смысловому чтению.
- Развивать умение анализировать прозаическое произведение и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Коммуникативные УУД:
- Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
- Учить аргументировать своё мнение.
Предметные:
- Формировать общеучебное умение осознанного, правильного, выразительного чтения (способа синтагматического чтения)
- Учить наблюдать за изменением тона в стихотворном тексте, соотносить причины изменения с содержанием произведения.
- Учить оценивать способ выразительного чтения в соответствии с предложенными критериями.
- Учить выделять ключевые слова текста.
II. Содержательная часть:
Конспект урока
Деятельность учителя с указанием номера слайда | Деятельность ученика |
Этап 1 урока. (5 минут) Целеполагание | |
Цель этапа: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Цель этапа: планирование урока |
-Ребята, как называется раздел, по которому мы сейчас работаем? -Что описывали авторы в произведениях, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке? -Какие особенности построения стихотворения Л.Н. Конырева «В полях, не кошенных косой…» мы заметили? - А зачем мы с вами на это обращаем внимание? -А зачем стремиться стать думающим читателем? -Какая главная задача стоит перед нами на уроках литературного чтения? -Вы хотите узнать тему сегодняшнего урока? -Тогда прослушайте стихотворение И. Александрова. Ой! Ой! Помогите! Я еле держусь! Спасите! Спасите! Сорвусь, разобьюсь! Наверное, выручит Кто-то сейчас, Я очень надеюсь На толстый матрас. Поставьте хотя бы Сюда табурет! Да слышит меня Кто-нибудь или нет? Я падать до ужаса Вниз не хочу. Но вот, сорвалась И куда-то лечуууу... Я здесь не одна... Здесь такие, как я. Приветствую вас, Дорогие друзья! А как мелодично Звенит ручеёк! Он нас за весною Проворно увлёк. И города звуки Всё тише, всё тише... Прощай же, родная, Любимая крыша! -Кто герой этого стихотворения? Сегодня мы будем читать произведения, героем которых стала капля дождя. -Какую работу нам необходимо выполнить как думающим читателям? Итак, мы 1) вдумчиво прочитаем текст, 2) выделим в нём слова-настроения, выражающие авторское отношение к окружающей действительности; 3) понаблюдаем за изменением тона и темпа в тексте; 4) подготовимся к выразительному чтению | -«От дождя до радуги» -Дождь. - Автор использовал слова, похожие по звучанию, но разные по значению (дождик косой – «в полях, не кошенных косой»; «с небесного стекла» - «в ладонь цветка она стекла») -Мы - думающие читатели. -Выслушиваются ответы детей. -Учиться понимать замысел автора, раскрывать его авторские секреты, угадывать его настроение. -Да! Выслушиваются предположения детей. Выслушиваются предположения детей |
Этап 2 урока. (15 минут) Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. | |
Цель этапа: отработка приёмов выразительного чтения на дидактическом и стихотворном текстах | Цель этапа: формирование умения читать «по-взрослому» |
Дидактический текст Видел ли ты когда-нибудь каплю дождя? Огромная горошина дрожит на листке. Она готова отделиться от него и полететь на землю. Не торопись, подойди осторожно к веточке. Посмотри сквозь прозрачную каплю. Сразу мир покажется волшебным, разноцветным. Перед глазами вспыхнут нежные оттенки: желтовато-золотистый, изумрудный, розовый. Маленькая дождевая капелька делает мир необычным. Она играет красками, составляя тысячи радужных мозаик. Как жаль, что скоро она сорвётся с листа! Как жаль, что исчезнут цветные «стёклышки»! | |
-Откройте учебники на с.60. Поделите текст на речевые звенья, не забывая обращать внимание на выделенные слова (тактовое ударение).
Прежде чем кто-то прочитает этот текст выразительно, ответьте мне на вопросы: Как следует читать первое предложение? Как меняется тон чтения к концу рассказа? -Сейчас кто-то из вас прочитает вслух текст, выделяя голосом ключевые слова. А остальные внимательно послушают и оценят чтение одноклассника. По каким критериям будете оценивать выразительность чтения? Учитель фиксирует моделями (условными знаками) на доске: 1. Безошибочность 2. Выделение ключевых слов. 3. Расстановка пауз. 4. Передача настроения. -Работая над дидактическим текстом, мы вспомнили основные требования для выразительного чтения. Теперь самое время проверить домашнее задание. Что вам было задано на дом? Домашнее задание вы будете проверять в паре. Вспомним порядок работы: 1)договариваетесь, кто начнёт читать первым, кто вторым и т.д. 2) внимательно слушаете чтеца 3) оцениваете чтение по алгоритму 4)заносите в карточку результат оценивания. Отчёт групп. | Ученики читают дидактический (специально составленный) текст. Делят карандашом фразы на синтагмы с опорой на выделенное в тексте тактовое ударение. -Первое предложение читается с вопросительной интонацией. -К концу текста тон становится иным. Рассказчик искренне сожалеет, что капельки исчезнут. И это надо показать голосом при чтении. Выслушиваются ответы учеников. 1-2 ученика читают текст. Класс оценивает выразительность чтения по алгоритму: выделение ключевых слов в речевых звеньях, определение границ речевых звеньев; чтение по «партитуре»; интонирование незнакомого текста -Подготовить выразительное чтение стихотворения Л.Н.Конырева «В полях, не кошенных косой…». Учащиеся в парах оценивают выразительность чтения по ранее оговоренным критериям. Представитель каждой пары коротко рассказывает о результатах проверки домашнего чтения. |
Этап 3 урока. (13 минут) Работа с художественным текстом. Анализ текста. | |
Цель этапа: знакомство с новым изобразительным средством – сравнением и способами его определения в произведении | Цель этапа: определение темы и основной мысли произведения, нахождение сравнения |
Б.А. Павлов Капли-серёжки Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю – серёжку. Они долго висят, украшая сосны. Дождь перестал. Всё стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги. Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные серёжки. Ещё порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Не остались ни одной серёжки. | |
-Я прочитаю вам сейчас рассказ Бориса.Арсеньевича. Павлова «Капли – серёжки». - Но сначала определите по названию рассказа, о чём он? -С чем автор сравнивает капли дождя? - А что могло произойти с каплями-серёжками? Давайте узнаем, какую историю приготовил нам автор. Учитель читает рассказ. -Почему автор сравнивает дождевые капли с серёжками? - Нравится ли вам такое сравнение? Какое сравнение можете предложить вы? -Так что же произошло с каплями-серёжками? -Почему прозрачная капля-серёжка стала радужной? Прочитайте первый абзац рассказа. -Какие слова помогают нам, думающим читателям, определить отношение автора к каплям дождя? Прочитайте второй абзац. -Изменилось ли настроение автора? Прочитайте последний абзац. -С чем ещё сравнивает автор дождевые капли? Прочитайте. -Изменилось ли настроение автора? -Подведём итог. Какое настроение мы определили? -Какой темп и тон выберем для этого рассказа? Учитель заполняет на доске схему: Настроение любование Тон спокойный Темп плавный -Мы определили настроение, тон и темп. А для чего? Это и будет вашим домашним заданием: прочитать рассказ «Капли-серёжки» выразительно. | Выслушиваются ответы детей. Слушают рассказ без опоры на текст. Выслушиваются ответы детей. -Они пропали. Их сдул ветер. -Дождевые капли озарил солнечный луч, и они засветились всеми цветами радуги. Читают жужжащим чтением отрывок. -Автору нравится, что «дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-серёжку. Они долго висят, украшая сосны» Читают жужжащим чтением отрывок. -Автор продолжает любоваться дождевыми каплями: «Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги» Читают жужжащим чтением отрывок. -«Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные серёжки» - Автор сожалеет, что «Не осталось ни одной серёжки» -Настроение любования. -Тон спокойный. Темп плавный. - Для подготовки выразительного чтения. |
Этап 4 урока. (10 минут) Комментирование слайдов презентации. Цитирование. | |
Цель этапа: формирование позитивного отношения к окружающему миру | Цель этапа: формирование позитивного отношения к окружающему миру |
-Какая общая тема, прочитанных нами произведений? -А какая основная мысль этих произведений? -Я предлагаю вам посмотреть презентацию с фотографиями дождевых капель. Попробуйте подобрать комментарии к фотографиям, пользуясь нашими текстами учебника. Слайд №2 Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5. | -Капля дождя -Дождевые капли красивы, в них отражается целый мир. Возможные варианты: «Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-серёжку» «Огромная горошина дрожит на листе» «Посмотри сквозь прозрачную каплю. Сразу мир покажется волшебным, разноцветным» «Маленькая дождевая капелька делает мир необычным» «Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги» «Посыпались….,словно слезинки» |
Этап 5 урока. (2 минуты) Рефлексия | |
Цель этапа: рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке | Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока: 1) вдумчиво прочитать текст, 2) выделить в нём слова-настроения, выражающие авторское отношение к окружающей действительности; 3) понаблюдать за изменением тона и темпа в тексте; 4)подготовиться к выразительному чтению Какие из поставленных задач нам удалось выполнить? Готовы ли вы читать тексты выразительно? Какое домашнее задание вас ждёт? Удалось ли нам работать на уроке в позиции «думающего читателя»? Достигли мы цели? Значит, мы молодцы! | Выслушиваются ответы детей. Подготовить выразительное чтение рассказа Б.А. Павлова «Капли-серёжки» Возможно, дети предложат нарисовать дождевые капли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественное описание дождя в произведениях».
Данный урок построен по типу уроков решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. Предлагаемый урок построен с учётом основных требовани...
Художественное описание дождя в произведениях Б.А.Павлова и Н.К.Абрамцевой.
урок по литературе...
презентация к уроку Художественное описание дождя в произведениях Б.А.Павлова и Н.К.Абрамцевой.
презентация к уроку литературы по произведениям Б.А. Павлова и Н.К. Абрамцева...
Технологическая карта урока технологии "Художественные техники из креповой бумаги" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Художественные техники из креповой бумаги»Изделие: цветок в вазеТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков изготовления цветка в в...
Технологическая карта урока технологии "Художественные техники из креповой бумаги" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся с художественными техниками из креповой бумаги, формирование умений выполнять изделие с использова...
Технологическая карта урока технологии «Художественные приёмы техники из креповой бумаги» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тема урока: «Художественные приёмы техники из креповой бумаги» Изделие: «Цветы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий учащих...
Технологическая карта урока технологии "Художественное вырезание. Изделие: снежинка" (4 класс)
Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: освоение технологии художественного вырезания, посредством изготовления снежинок. Задачи урока Планируемые результаты Дидактические:1.Познак...