Литературное чтение «Как я ловил человечков» Б.С. Житков
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности процессе изучения произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»; представлений о жизни и творчестве Житкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ya_lovil_chelovechkov.docx | 160.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 09.02.2024 Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал) Класс: 4в Урок: 6 Время: 14:00-14:40 Кабинет: 212 | Студент: Никулина Анастасия Александровна Группа: 31 Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока «Как я ловил человечков» Б.С. Житков
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности процессе изучения произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»; представлений о жизни и творчестве Житкова.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать представление о творчестве Б.С. Житкова; 2)формировать у обучающихся навыки смыслового чтения. | Предметные: 1) иметь представление о жизни и творчестве автора; 2)оперировать навыком составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного текста. |
Развивающие: 1) развивать технику выразительного чтения; 2) развивать умение анализировать произведение. | Личностные: 1) выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; 2) овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач. |
Воспитательные: 1)воспитывать интерес к чтению художественны произведений; 2)воспитывать уважительное отношение к желаниям своих близких. |
УМК: «Школа России» учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |||
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф С: беседа Приёмы: организация учебного общения, «сядьте те, кто..» Внешний контроль | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Посмотрите на слайд, на нём вы видите качества, ваша задача определить какие из них помогут нам на уроке. -Прежде чем приступить к работе, я хочу предупредить вас. За активную работу на уроке, я вам буду выдавать жетоны и в конце урока мы посмотрим, какой ряд был активнее всего. Слова: активность, лень, любознательность, мудрость, грубость, внимательность, коммуникабельность, угрюмость, серьёзность, равнодушие, целеустремлённость. - Всё верно, ребята! А теперь посмотрите, какое слово получится, если прочитать выделенные буквы? | Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя. -активность, любознательность, мудрость, внимательность, коммуникабельность, серьёзность, целеустремлённость. - корабль | УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Учебная презентация Слайд № 1 Учебная презентация Слайд № 2, Слайд 3 | |||
1.Создает проблемную ситуацию. Проводит парную работу. - Сегодня мы отправимся с вами в круиз на корабле. Но чтобы получить билеты на этот корабль, нужно прочитать скороговорку. - Сначала послушайте, как прочитаю я. | Читают скороговорку в разном темпе. Отвечают на вопросы учителя. | КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнку, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. | Учебная презентация Слайд № 4 | ||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа. Наглядный: показ. Приёмы: шифр, загадка. Внешний контроль | - Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали -Давайте вместе прочтем её. Сначала медленно. -Теперь немного ускоримся. -И теперь очень быстро прочитаем. -Зачем нужны скороговорки? -О чем она? -Какой звук звучит чаще? - Отлично, свои билеты вы можете найти у себя на парте. -Сегодня мы поплывём на встречу к новому разделу учебника, который находится на секретном острове, поэтому его название зашифровано ребусом и чтобы узнать, нужно разгадать его. - Молодцы, а за штурвалом сегодня сидит один очень интересный человек, имя которого вы сможете узнать, разгадав шифр ! - Посмотрите на экран, этот шифр нам поможет. Первая цифра — это верхний ряд, вторая цифра — это вертикальные цифры. - Какая фамилия у вас получилась? - Всё верно – это писатель Борис Степанович Житков. | Читают скороговорку в разном темпе. - Чтобы подготовить речевой аппарат к работе. -О кораблях, которые преодолевали препятствия. - «к». -Страна детства. - Житков | КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнку, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. | Учебная презентация Слайд № 5 Учебная презентация Слайд № 6 Учебная презентация Слайд № 7 Слайд №8 | |||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль | -Ребята, вы видели когда-нибудь маленькие копии парохода? Может быть в фильмах или мультфильмах? -А задумывались ли вы, могу ли там жить маленькие человечики? -А главный герой рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» думал об этом очень много, и в итоге из этого получилась очень интересная и поучительная история. Хотели бы вы узнать эту историю? -Тогда предположите, какая будет сегодняшняя тема нашего урока? -Какую мы поставим цель на сегодняшний урок? -Посмотрите, на экране появился план урока, но что-то с ним не так. В нем не хватает последний слов, давайте дополним план. 1. Познакомимся с биографией ... 2. Познакомимся с произведением ... 3. Выполним ... 4. Подведем ... | - нет, не задумывались. -Хотели бы! Тема урока:«Б. Житков «Как я ловил человечков». -Цель: познакомиться с произведением Б. Житков «Как я ловил человечков». 1.Познакомимся с биографией Б. Житкова. 2.Познакомимся с произведением «Как я ловил человечков». 3.Выполним самостоятельную работу. 4. Подведем итоги урока. | ПУУД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Учебная презентация Слайд № 9 Слайд №10 Слайд 11,12 | |||
-Сейчас мы познакомимся с Борисом Житковым. -Узнавать его биографию и интересные факты о нем вы будете в группах. -Для этого нам нужно вспомнить правила работы в группе. Какие правила вы знаете? -Итак, у вас будет фрагмент текста, в котором вам вместе нужно выбрать самое главное- существенное на ваш взгляд, описать это в одном предложение. Затем мы соединим информацию, которую вы найдете. И у нас получится общая краткая биография. | Работают в группах. Выделяют главную информацию из текста. -Уважай мнение товарища. Умей слышать и слушать. Работайте в группе дружно и активно. Будь вежлив и сдержан. Когда вы закончите работу, поднимите руки вверх. | ПУУД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения. | Печатный текст | ||||||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882 г. в Новгороде в семье учителя математики. Мать Бориса была талантливой пианисткой. Родители будущего писателя жили в Одессе. Мальчик поступил в местные гимназические классы и учился там вместе с К. Чуковским. По воспоминаниям учителей, он был весьма одаренным, все время чем-то всерьез увлеченным учеником. Главным интересом отрока Житкова было море.По настоянию родителей Житков поступил в Новороссийский университет, где изучал химию и математику. Печататься Борис Житков начал достаточно поздно – в 1924 г. До этого он писал “в стол”. Он работал над дневниками, писал письма, стихи, коротенькие детские рассказы. Первые свои произведения для детей он начал писать в 1909 г. Также Житков периодически предпринимал попытки написать детскую энциклопедию. Им было разработано несколько вариантов, но ни один из них так и не увидел свет. За пятнадцать лет работы в детской литературе, Борис Степанович попробовал себя в самых разных жанрах и внес в нее немалый вклад. Он является одним из основоположников научно-художественного жанра Страсть к путешествиям пробудилась у Бориса рано – в три года. Однажды он пропал. Нашли мальчика на Торговой стороне, когда он пытался приобрести пароход. Копейки трехлетний Борис предусмотрительно взял из дома. Будучи гимназистом, Борис увлекся спортом и вместе с однокашниками построил маленький парусный борт с каютой. Однажды Житков смог уговорить одного из своих однокашников пуститься в пешее путешествие. Кратко проинструктировав товарища, Борис возглавил маленький отряд, и они отправились в Киев. Шли путешественники недолго. Борис был достаточно категоричным командиром, а у однокашника, как оказалось, был весьма строптивый характер. -Какой пункт плана мы выполнили? Отметим его. | -1.Познакомимся с биографией Б. Житкова. | КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. УУРД: оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении (слушании) произведения. | |||||
- Теперь обратимся к тексту. Откройте учебник на странице 38. -Обратите внимание на название рассказа. Как думаете, о чем это произведение? -Давайте приступим к чтению произведения. Будем читать по цепочке, выразительно, с паузами по 1 абзацу. Чтение рассказа 1 части до слов: «Я всё смотрел на пароходик». Видите ли вы незнакомые слова? Корма - задняя часть судна, лодки. Мачта - вертикальная конструкция на палубе. Палуба- горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. Полировать- натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь. | Высказывают свои мнения. | УУПД: объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю. | Учебная презентация Слайд № 13 | ||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф, П С: беседа, опрос Приёмы: организация учебного общения, работа с текстом Внешний контроль | -Давайте сделаем выводы по прочитанному. -Кто является главным героем произведения? -Как вы можете его описать? Какой он? -Как вы думаете, как бабушка относилась к пароходику? -Докажите, что она им дорожила? Почему она им дорожила? -Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия. -Как можно озаглавить эту часть рассказа ? -Читаем до слов «И вот когда улеглись…». -О чем эта часть? -Как мы ее можем назвать? -Читаем до «На другой день…». -Как озаглавим 3 часть? -Какой пункт плана мы выполнили? Отметим его. -Какой нам предстоит? | Отвечают на вопрос. -Боря- любопытный, хитрый -Она им дорожит. -Это очень памятная вещь для бабушки. -Интересный пароходик. -Маленькие жильцы пароходика. -Ночные наблюдения. -2.Познакомились с произведением. -3.Выполнить самостоятельную работу. | ПУУД: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий. КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | ||||
Динамическая пауза видео | |||||||||
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий | И, Ф С: беседа П: самостоятельная работа. | 1.Организует самостоятельную работу. -Можем продолжать. На партах у вас лежат распечатки с филвордами. Все знают такое филворд? -Филворд – это кроссворд, в котором нужно найти слова среди написанных букв. -Но вы должны не просто найти слова, а отвечая на вопросы, которые видите на слайде. | Выполняют письменную работу. Внимательно слушают учителя. -Нет. | ПУУД: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий. | |||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Приёмы: организация учебного общения, филворд Внешний контроль, самоконтроль | -Можете приступать, у вас на это задание 2 минуты. - Теперь переверните лист, поставьте цифры от 1-5 и ответьте на вопросы со слайда. -Время вышло. Поменяйтесь тетрадками с вашим соседом и проверьте его работу по образцу на экране. Если нет ошибок- поставьте 5 1 ошибка-4 2 ошибки-3 3 ошибки-2 | Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку. 1-б, 2-б, 3-б, 4-б, 5- б | КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. РУУД: самоконтроль. | Учебная презентация Слайд № 14 | |||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | И, Ф С: беседа Приёмы: организация учебного общения, Внешний контроль | 1.Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке; работу в парах. - Представьте себе, что мальчик нашёл в пароходике человечков. Придумайте свой конец рассказа. Работать вы будете в парах. - Давайте вспомним правила работы в паре. -Время вышло. Давайте послушаем, что у вас получилось, кто готов поделиться ? - Молодцы, у вас получился очень увлекательный рассказ, за это вы получаете жетончик. - Что нам осталось выполнить из нашего плана ? | Внимательно слушают задание учителя. -Уважай мнение товарища. Умей слышать и слушать. Работают оба - подвести итоги | КУУД: готовить небольшие публичные выступления. РУУД: ответственно выполнять свою часть работы. | ||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф С: беседа Приёмы: организация учебного общения Внешний контроль, самоконтроль | 1.Проводит итоги урока. - Ребята, с каким автором и его произведением мы сегодня познакомились? - Всё верно. Вспомним цель нашего урока. - Достигли ли мы её? - Вы сегодня активно работали и я посмотрела, какой ряд был активней всего и хочу наградить его грамотой. - Поднимите зелёный карандаш, кто на уроке всё усвоил, и ему было интересно. И красный – кто, ничего не понял, и ему было неинтересно. -На этом наше путешествие окончено, всем спасибо за урок! | Отвечают на вопросы. -Б. Житков «Как я ловил человечков». -Цель: познакомиться с произведением Б. Житков «Как я ловил человечков». -Да. Проводят рефлексию. | КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. РУУД: самоконтроль. | Учебная презентация Слайд № 15 Учебная презентация Слайд № 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Сказочные человечки"
Представлен конспект обобщающего урока по разделу"Сказочные человечки". Цель: обобщить знания учащихся о сказочных человечках, их привычках, чертах характера; Задачи: • продолжить работу над развитием...
Конспект урока по литературному чтению "И. Токмакова. Пряничные человечки"
Конеспект урока для 1 класса УМК "Планета знаний"...
Тест по литературному чтению 2 класс "Сказочные человечки"
Тест "Сказочные человечки" к уроку литературного чтения для 2 класса по программе "Школа-2100" ....
Конспект урока в РВГ по литературному чтению 2-4 класс. Тема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок» Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок.
Открытый урок по предмету «Литературное чтение» 2- 4 классТема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок»Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок....
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" Б.С. Житков «Про обезьянку» + презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...
Литературное чтение. 2 класс. УМК Школа России. Б. Житков "Храбрый утёнок". Презентация.
Литературное чтение. 2 класс. УМК Школа России.Б. Житков "Храбрый утёнок". Презентация....
Разработка урока по литературному чтению Б.Гримм "Маленькие человечки"
Разработка урока по литературному чтению Б.Гримм "Маленькие человечки"...