приемы работы на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (2 класс)

Любарова Наталия Николаевна

приемы работы на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_na_literaturnom_chtenii.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы добиться хороших результатов, я в течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

чтение вслух;

чтение про себя;

жужжащее чтение;

хоровое чтение;

чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);

чтение в темпе скороговорки;

бинарное чтение (два ученика одновременно);

«Прыжки» (через слово, через строчку);

«Прятки» (найти слово с определённым признаком);

«Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);

Одним из любимых упражнений детей является «Ловушка». Я читаю стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения. Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.

Для формирования навыков выразительного чтения использую следующие методы и формы работы:

выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

выделение голосом различных слов в предложении;

работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);

чтение одного предложения с разной интонацией;

чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика);

по ролям;

инсценирование;

конкурс чтецов.

- артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;

- чтение скороговорок;

- упражнение «Окончания» (повышенное требование к чёткости окончаний слов; упражнение длится не более 30 секунд);

- выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;

- упражнение «На одном дыхании» (сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца);

- разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса);

Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.

Использую следующие упражнения для понимания смысла текста:

работа над лексическим значением слов;

работа со словарём

озаглавливание текста;

составление плана или нахождение ключевых слов;

определение темы, главной мысли;

фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;

выборочное чтение;

подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока.

На реализацию этой цели направлена технология продуктивного чтения, которая реализуется поэтапно с 1 по 4 класс.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)

Этого нет в наших учебниках, но это необходимо для подготовки речевого аппарата к чтению.

1.Заполнение буквенных пропусков.

Родился зай… в лесу и всего боял…. Треснет где – ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят….

Боял… зай… день, боял… два, боялся неде…, боял… год; а потом вырос он боль… и вдруг надое… ему боя….

2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Ма/ши/на, ку/ни/ца, чер/ный, мед/ведь, со/ро/ка.

Ма-ши-на, ку-ни-ца, чер-ный, мед-ведь, со-ро-к а.

3.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПЫлеСОС СНЕ | ГО | ПА | ДЫ

ВоРОбьИ ЗА – МО - РОЗ - КИ

4. Упражнение «Молния»

Суть его в том, что сначала дети читают в обычном режиме. Затем по команде ускоряются

5.Чтение с закладкой.

Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

6.Чтение «наоборот».

К.Д. Ушинский «Васька».

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!

7. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Задания на этом этапе урока направлены на постановку целей урока, определение тематической направленности текста, выделение его героев по названию произведения, определение автора, нахождение ключевых слов, соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.

Задание:

Предположите, о чём и о ком этот текст?

по его названию;

по иллюстрациям к тексту;

по выделению героев произведения;

по выделенным словам.

Постановка целей урока. Определение тематической направленности текста

Выделение его героев по названию произведения.

2 Этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы с текстом.

Первичное чтение текста. (См. приложение).

Самостоятельное чтение (дома или в классе).

Чтение с остановками.

Словарная работа.

Выявление первичного восприятия с помощью беседы.

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. (См. приложение)

Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.

Постановка вопросов к тексту и к автору.

Приёмы работы с трудными словами

Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника.

Игры-задания, кроссворды.

Ребусы, анаграммы.

Найди в предложениях.

Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.

Замени словосочетания одним словом.

Закончи предложения.

Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.

Подумай и запиши.

Знакомство с новыми словами в форме путешествия.

Существуют методические приёмы работы над лексическим значением нового, непонятного слова:

показ предмета или действия, обозначаемого словом;

показ рисунка или иллюстрирование;

подстановка синонимов;

способ логического определения;

введение новых слов в предложение;

объяснение значения слова через словообразовательный анализ;

выяснение значения слова по толковому словарю.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы.

Постановка проблемного вопроса к тексту.

Диалог, дискуссия.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).

Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.

Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.

Выполнение творческих заданий.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.

Графическое иллюстрирование

Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.

Словесное иллюстрирование (рисование)

Творческий пересказ, драматизация.

Творческие задания игрового действия

Составление сказочных объявлений и телеграмм:

Лечу зверей и птиц.

Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.

Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.

Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.

Составление кроссвордов.

Составление викторин.

Актуальны виды творческих заданий, предполагающих работу дома, или на уроках творчества, а также во внеурочной деятельности:

книжки – самоделки;

лепка и аппликация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"

В этой презентации  есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...

Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"

Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"...

Интерактивные приемы, используемые на уроках литературного чтения

Одной из методических инноваций при реализации ФГОС сегодня являются интерактивные методы обучения. Цель интерактивного обучения - создание таких условий, при которых ученик чувствует свою успешность,...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Учить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно? На протяжении многих веков предлагались различные технологии, авторские методики, варианты разнообразных подходов к решени...

Методы и приемы работы на уроках литературного чтения

Методы и приемы работы на уроках литературного чтения...

«Активные методы и приемы обучения на уроках литературного чтения. Задания Международного исследования PIRLS»

В данном материале можно познакомиться с различными методами и приемами работы на уроках литературного чтения, а так же с заданиями Международного исследования PIRLS/...