приемы работы на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (2 класс)
приемы работы на уроках литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_na_literaturnom_chtenii.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы добиться хороших результатов, я в течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:
чтение вслух;
чтение про себя;
жужжащее чтение;
хоровое чтение;
чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
чтение в темпе скороговорки;
бинарное чтение (два ученика одновременно);
«Прыжки» (через слово, через строчку);
«Прятки» (найти слово с определённым признаком);
«Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);
Одним из любимых упражнений детей является «Ловушка». Я читаю стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения. Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.
Для формирования навыков выразительного чтения использую следующие методы и формы работы:
выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
выделение голосом различных слов в предложении;
работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
чтение одного предложения с разной интонацией;
чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика);
по ролям;
инсценирование;
конкурс чтецов.
- артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;
- чтение скороговорок;
- упражнение «Окончания» (повышенное требование к чёткости окончаний слов; упражнение длится не более 30 секунд);
- выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
- упражнение «На одном дыхании» (сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца);
- разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса);
Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.
Использую следующие упражнения для понимания смысла текста:
работа над лексическим значением слов;
работа со словарём
озаглавливание текста;
составление плана или нахождение ключевых слов;
определение темы, главной мысли;
фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;
выборочное чтение;
подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока.
На реализацию этой цели направлена технология продуктивного чтения, которая реализуется поэтапно с 1 по 4 класс.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель - прогнозирование предстоящего чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)
Этого нет в наших учебниках, но это необходимо для подготовки речевого аппарата к чтению.
1.Заполнение буквенных пропусков.
Родился зай… в лесу и всего боял…. Треснет где – ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят….
Боял… зай… день, боял… два, боялся неде…, боял… год; а потом вырос он боль… и вдруг надое… ему боя….
2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
Ма/ши/на, ку/ни/ца, чер/ный, мед/ведь, со/ро/ка.
Ма-ши-на, ку-ни-ца, чер-ный, мед-ведь, со-ро-к а.
3.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
ПЫлеСОС СНЕ | ГО | ПА | ДЫ
ВоРОбьИ ЗА – МО - РОЗ - КИ
4. Упражнение «Молния»
Суть его в том, что сначала дети читают в обычном режиме. Затем по команде ускоряются
5.Чтение с закладкой.
Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.
6.Чтение «наоборот».
К.Д. Ушинский «Васька».
Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!
7. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Задания на этом этапе урока направлены на постановку целей урока, определение тематической направленности текста, выделение его героев по названию произведения, определение автора, нахождение ключевых слов, соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.
Задание:
Предположите, о чём и о ком этот текст?
по его названию;
по иллюстрациям к тексту;
по выделению героев произведения;
по выделенным словам.
Постановка целей урока. Определение тематической направленности текста
Выделение его героев по названию произведения.
2 Этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста на уровне содержания.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы работы с текстом.
Первичное чтение текста. (См. приложение).
Самостоятельное чтение (дома или в классе).
Чтение с остановками.
Словарная работа.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. (См. приложение)
Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
Постановка вопросов к тексту и к автору.
Приёмы работы с трудными словами
Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника.
Игры-задания, кроссворды.
Ребусы, анаграммы.
Найди в предложениях.
Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.
Замени словосочетания одним словом.
Закончи предложения.
Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.
Подумай и запиши.
Знакомство с новыми словами в форме путешествия.
Существуют методические приёмы работы над лексическим значением нового, непонятного слова:
показ предмета или действия, обозначаемого словом;
показ рисунка или иллюстрирование;
подстановка синонимов;
способ логического определения;
введение новых слов в предложение;
объяснение значения слова через словообразовательный анализ;
выяснение значения слова по толковому словарю.
3 этап. Работа с текстом после чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приемы работы.
Постановка проблемного вопроса к тексту.
Диалог, дискуссия.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).
Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
Выполнение творческих заданий.
Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.
Графическое иллюстрирование
Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.
Словесное иллюстрирование (рисование)
Творческий пересказ, драматизация.
Творческие задания игрового действия
Составление сказочных объявлений и телеграмм:
Лечу зверей и птиц.
Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.
Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.
Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.
Составление кроссвордов.
Составление викторин.
Актуальны виды творческих заданий, предполагающих работу дома, или на уроках творчества, а также во внеурочной деятельности:
книжки – самоделки;
лепка и аппликация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"
В этой презентации есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...
мастер-класс " методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"
Краткие сведения о современных методах и приемах работы на уроках литературного чтения...
Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"
Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"...
Интерактивные приемы, используемые на уроках литературного чтения
Одной из методических инноваций при реализации ФГОС сегодня являются интерактивные методы обучения. Цель интерактивного обучения - создание таких условий, при которых ученик чувствует свою успешность,...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Учить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно? На протяжении многих веков предлагались различные технологии, авторские методики, варианты разнообразных подходов к решени...
Методы и приемы работы на уроках литературного чтения
Методы и приемы работы на уроках литературного чтения...
«Активные методы и приемы обучения на уроках литературного чтения. Задания Международного исследования PIRLS»
В данном материале можно познакомиться с различными методами и приемами работы на уроках литературного чтения, а так же с заданиями Международного исследования PIRLS/...