Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока. Басня И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strekoza_i_muravey.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей"
Цель урока:
Познакомить детей с басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей
Задачи урока:
Образовательные
-раскрыть идею
-сформировать умение понимать авторский замысел
-формировать выразительность и осознанность чтения
Развивающие
-развивать: речь, внимание
-умение анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать
Воспитательные
Воспитывать умение слушать и слышать товарищей
-любовь к слову
-уважение к труду и нетерпимость к лени
Ход урока
Речевая разминка.
Изобразите звуками как:
- шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика (ш-ш-ш);
- жужжит жук (ж-ж-ж);
- стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);
- шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).
- Произнесённые вами звуки гласные или согласные? (Согласные)
- Почему? (При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду.)
- Что ещё можете сказать об этих звуках? (Эти звуки шипящие.)
Актуализация знаний. (Слайд 1)
- Прочитайте стихотворение, которое написал русский поэт Пётр Андреевич Вяземский.
Забавой он людей исправил,
Сметал с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут, этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П. А. Вяземский
- Как вы думаете, о ком он писал эти строки? (Так Вяземский писал о Крылове Иване Андреевиче.)
- А что писал И.А.Крылов? (Басни)
- Что вы знаете о жизни Ивана Андреевича Крылова? (Выслушиваются ответы детей.)
- Какие произведение Ивана Андреевича Крылова мы читали? ("Лебедь, Щука и Рак".)
Просмотр видео о Крылове. (Слайд 2)
-Давайте вспомним, что такое басня? (Басня - это короткий рассказ или стихотворение с поучительным содержанием.)
-Что высмеивается в баснях? (Поступки людей, их недостатки)
-А что главное в басни? (Мораль)
-Что такое мораль? (Вывод, где объясняется смысл басни, где осуждаются глупые и плохие поступки)
Изучение нового материала.
Определение темы. Работа в группах
– Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Для этого нужно будет выполнить ряд заданий.
1 группа. Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:
А Р Т О К Е З С
В А Й Р У Е М
Дети отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей».
2 группа. - Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока
Лев и медведь Птицы
Воробей и голубь Звери
Стрекоза и муравей Рыбы
Окунь и карась
Карточка «Стрекоза и муравей» останется одна.
3 группа. Карточка: Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.
На ромашку у ворот опустился вертолёт — золотистые глаза.
Кто же это? … (Стрекоза)
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга … (Муравей)
Рассмотрите фото животных. Что у них общего? (6 ног.)
К какой группе относятся эти животные? (К насекомым.)
3 СЛАЙД. Прочитайте интересные факты об этих насекомых.
СТРЕКОЗА.
1. Стрекозы являются самыми быстрыми в царстве насекомых.
2. Встречаются стрекозы повсеместно, на большинстве островов и всех континентах, кроме Антарктиды.
МУРАВЕЙ.
1. Муравьи — одни из самых древних насекомых на Земле. Они жили бок о бок с динозаврами, но в отличие от последних не вымерли, а дожили до наших дней.
2. Каждая семья муравьёв имеет свой неповторимый запах, благодаря которому происходит разделение по признаку "свой-чужой".
- Сформулируйте тема нашего урока….
- Какую цель поставим для себя на уроке? (Будем учиться читать выразительно)
- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы? (Это герои произведения.)
Слайд 4. Рассмотрите иллюстрацию.
- Можно ли предположить, о чём пойдёт речь в этой басне?
- Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
-Что мы можем сказать о стрекозе? (Красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая)
-О муравье? (Труженик, коллективист, умный)
-Давайте прослушаем текст басни, которую исполнит мастер художественного слова
Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.
Формулирование проблемы.
-Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели её до этого?
А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения)
Затруднение:
-Давайте попробуем в этом разобраться?
В) Прочтите басню самостоятельно.
1) Как жила Стрекоза, где она кушала летом? Прочитайте. (Как под каждым ей листком. Был готов и стол и дом)
2) Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
3) К кому пошла Стрекоза за помощью?
4) С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью? (Пустить к себе перезимовать.)
5) Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? (Нет.)
6) Вы считаете, Муравей поступил правильно? (Да, ведь Стрекоза ленивая, несерьёзная)
7) Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- В чём смысл басни? (Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)
7 СЛАЙД
Физминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
8 СЛАЙД Словарная работа.
-Ребята, когда вы слушала басню, вам встретились непонятные слова, выражения.
- Какие незнакомые слова нам встретились?
-А где мы можем найти информацию? (В словаре)
-Давайте откроем словарь в рабочем листе и прочитаем значение этих слов.
Словарь
Нужда — недостаток в необходимом, бедность.
Удручена — крайне огорчена, подавлена.
Кум — крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери.
Кумушка — женщина, склонная к пересудам; сплетница.
Тоска — душевная тревога, соединённая с грустью и скукой.
Мурава — сочная, зелёная, густо растущая молодая трава.
Помертвело чисто поле – урожай собран, исчезли насекомые,
люди не работают, в поле мёртвая тишина.
Зима катит в глаза – неожиданно пришла зима.
Вешние дни – весенние дни
Работа в группах.
Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопросы:
1. Какой момент басни изображён в этом фрагменте?
2. Какое время года наступило?
3. Какая пословица была написана у муравьёв на красной ленте? Объясните её значение.
Организация самостоятельной работы учащихся:
С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?
Какую басню мы сегодня прочитали?
Какая мораль этой басни?
Физпауза - гимнастика для глаз
Закрепление изученного.
- Сколько действующих лиц в басне? (3)
- Какие это лица? (Автор, Стрекоза, Муравей)
- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор? (Стрекозы-жалобно, умоляюще; Муравья-жёстко)
Чтение басни по ролям
-Найдите в этой басни мораль. (Ты всё пела, это дело, так пойди же попляши)
- А основная мысль басни в чём? (В том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.
- Что скрывается под поступками Стрекозы?
Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки.
Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
Организация оценочной деятельности.
17 СЛАЙД (И.Крылов «С.и М.)
– С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?
- Какую басню мы сегодня прочитали?
Выполним тестовое задание.
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный карандаш, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– зелёный кружок, если считаете, что можете работать лучше;
Рефлексия.
– Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где? (В общении с людьми)
– Чему научила вас эта басня? (Что надо не откладывать дела на потом, надо делать всё вовремя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с использованием ИТ по басне Крылова "Стрекоза и Муравей"
Анализ басни "Стрекоза и Муравей" основывается на одноименном мультфильме, что позволяет сделать скучную работу интересной и актуальной для детей....
Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....
презентация к уроку Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....
конспект урока Басни Крылова "Стрекоза и муравей"
урок в 4 классе...
Презентация к открытому уроку на тему "Басни Крылова. "Стрекоза и муравей"
Презентация содержит медиафайлы (звуковая и иллюстративная поддержка)...
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.
Урок по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....
Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)
Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить форми...