Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Анна Анатольевна Тихонова

Конспект урока. Басня И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strekoza_i_muravey.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей"

Цель урока:

Познакомить детей с басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей

Задачи урока:

Образовательные

-раскрыть идею

-сформировать умение понимать авторский замысел

-формировать выразительность и осознанность чтения

Развивающие

-развивать: речь, внимание

-умение анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать

Воспитательные

Воспитывать умение слушать и слышать товарищей

-любовь к слову

-уважение к труду и нетерпимость к лени

                                                        Ход урока

Речевая разминка.

Изобразите звуками как:

- шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика (ш-ш-ш);

- жужжит жук (ж-ж-ж);

- стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);

- шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).

- Произнесённые вами звуки гласные или согласные? (Согласные)

- Почему? (При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду.)

- Что ещё можете сказать об этих звуках? (Эти звуки шипящие.)

Актуализация знаний. (Слайд 1)

- Прочитайте стихотворение, которое написал русский поэт Пётр Андреевич Вяземский.

Забавой он людей исправил,

Сметал с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

И не забудут, этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

                     П. А. Вяземский

- Как вы думаете, о ком он писал эти строки? (Так Вяземский писал о Крылове Иване Андреевиче.) 

- А что писал И.А.Крылов? (Басни)

- Что вы знаете о жизни Ивана Андреевича Крылова? (Выслушиваются ответы детей.)

- Какие произведение Ивана Андреевича Крылова мы читали? ("Лебедь, Щука и Рак".)

Просмотр видео о Крылове. (Слайд 2)

-Давайте вспомним, что такое басня? (Басня - это короткий рассказ или стихотворение с поучительным содержанием.)

-Что высмеивается в баснях? (Поступки людей, их недостатки)

-А что главное в басни?  (Мораль)

-Что такое мораль? (Вывод, где объясняется смысл басни, где осуждаются глупые и плохие поступки)

Изучение нового материала.

Определение темы. Работа в группах

 – Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Для этого нужно будет выполнить ряд заданий.

1 группа.  Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:

А Р Т О К Е З С                   
В А Й Р У Е М 

Дети отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей».

2 группа. - Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока

 Лев и медведь                          Птицы

 Воробей и голубь                    Звери              

Стрекоза и муравей                  Рыбы                     

Окунь и карась 

 Карточка «Стрекоза и муравей» останется одна.

3 группа.  Карточка: Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

На ромашку у ворот опустился вертолёт — золотистые глаза.

Кто же это?   … (Стрекоза)

Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Наш трудяга …  (Муравей)

Рассмотрите фото животных. Что у них общего? (6 ног.)

К какой группе относятся эти животные? (К насекомым.)

3 СЛАЙД. Прочитайте интересные факты об этих насекомых.

СТРЕКОЗА.

1. Стрекозы являются самыми быстрыми в царстве насекомых.

2. Встречаются стрекозы повсеместно, на большинстве островов и всех континентах, кроме Антарктиды.

МУРАВЕЙ.

1. Муравьи — одни из самых древних насекомых на Земле. Они жили бок о бок с динозаврами, но в отличие от последних не вымерли, а дожили до наших дней.

2. Каждая семья муравьёв имеет свой неповторимый запах, благодаря которому происходит разделение по признаку "свой-чужой".

- Сформулируйте тема нашего урока….

- Какую цель поставим для себя на уроке? (Будем учиться читать выразительно)

- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы? (Это герои произведения.)

Слайд 4. Рассмотрите иллюстрацию.

- Можно ли предположить, о чём пойдёт речь в этой басне?

- Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?

-Что мы можем сказать о стрекозе? (Красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая)

-О муравье? (Труженик, коллективист, умный)

-Давайте прослушаем текст басни, которую исполнит мастер художественного слова

Первичное восприятие текстаСлушание басни в аудиозаписи.

Формулирование проблемы.

 -Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели её до этого?

 А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения)

Затруднение:

-Давайте попробуем в этом разобраться?

 В) Прочтите басню самостоятельно.

 1) Как жила Стрекоза, где она кушала летом? Прочитайте. (Как под каждым ей листком. Был готов и стол и дом)

2) Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

3) К кому пошла Стрекоза за помощью?

4) С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью? (Пустить к себе перезимовать.)

5) Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? (Нет.)

6) Вы считаете, Муравей поступил правильно? (Да, ведь Стрекоза ленивая, несерьёзная)

7) Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

- В чём смысл басни? (Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

7 СЛАЙД

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

8 СЛАЙД      Словарная работа.

-Ребята, когда вы слушала басню, вам встретились непонятные слова, выражения.

- Какие незнакомые слова нам встретились?

-А где мы можем найти информацию? (В словаре) 

-Давайте откроем словарь в рабочем листе и прочитаем значение этих слов.

Словарь

Нужда — недостаток в необходимом, бедность.

Удручена — крайне огорчена, подавлена.

Кум — крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери.

Кумушка — женщина, склонная к пересудам; сплетница.

Тоска — душевная тревога, соединённая с грустью и скукой.

Мурава — сочная, зелёная, густо растущая молодая трава.

Помертвело чисто поле – урожай собран, исчезли насекомые,

люди не работают, в поле мёртвая тишина.

Зима катит в глаза – неожиданно пришла зима.

Вешние дни – весенние дни

 Работа в группах.

Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопросы:

1. Какой момент басни изображён в этом фрагменте?

2. Какое время года наступило?

3. Какая пословица была написана у муравьёв на красной ленте? Объясните её значение.

Организация самостоятельной работы учащихся:

С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?

Какую басню мы сегодня прочитали?

Какая мораль этой басни?

Физпауза - гимнастика для глаз

Закрепление изученного.

- Сколько действующих лиц в басне? (3)

- Какие это лица? (Автор, Стрекоза, Муравей)

- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор? (Стрекозы-жалобно, умоляюще; Муравья-жёстко)

 Чтение басни по ролям

  -Найдите в этой басни мораль. (Ты всё пела, это дело, так пойди же попляши)

- А основная мысль басни в чём? (В том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.

- Что скрывается под поступками Стрекозы?                          

 Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки.

 

Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.

Организация оценочной деятельности.

17 СЛАЙД (И.Крылов «С.и М.)

– С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?

- Какую басню мы сегодня прочитали?

Выполним тестовое задание.

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите 
красный карандаш, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– 
зелёный кружок, если считаете, что можете работать лучше;
Рефлексия.

– Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где? (В общении с людьми)

– Чему научила вас эта басня? (Что надо не откладывать дела на потом, надо делать всё вовремя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием ИТ по басне Крылова "Стрекоза и Муравей"

Анализ басни "Стрекоза и Муравей" основывается на одноименном мультфильме, что позволяет сделать скучную работу интересной и актуальной для детей....

Басни. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей» И. Хемницер «Стрекоза» Л. Толстой «Стрекоза и муравей»

Конспект  урока литературного чтения в 4 классе  УМК "Начальная школа ХХI века" . Содержит работу в группах, в парах, по рабочей тетради на печатной основе....

Презентация к открытому уроку на тему "Басни Крылова. "Стрекоза и муравей"

Презентация содержит медиафайлы (звуковая и иллюстративная поддержка)...

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Урок по теме  «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....

Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)

Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить форми...