"Чтение-вот лучшее учение!"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Данный материал из опыта работы, окажет помощь учителям начальных классов организовать работу детей на уроках литературного чтения. Данные техники и технологии помогают повысить познавательный интерес к чтению, также сделать уроки творческими, прививают учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение к прочитанному, делать выводы и обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrab_urokov_litr_cht._insert.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание: Данный материал из опыта работы, поможет учителям начальных классов организовать работу детей на уроках литературного чтения. Все описываемые техники и технологии помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение к прочитанному, делать выводы и обобщать.
Как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя. Процесс этот чрезвычайно трудный. Но каждый учитель имеет возможность начать поиски более эффективных подходов к обучению, что неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. Каждому учителю хочется, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе, что в свою очередь, влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать хорошо апробированные и новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. Другими словами, стремятся разбудить познавательную активность, научить самостоятельному поиску знаний, а это невозможно без хорошей техники чтения.
Исследование ученых в области педагогики и физиологии ребёнка показали, что только скорость чтения 120 слов в минуту позволяет идти параллельно процессам чтения и мышления. Эти выводы педагогов и легли в основу, моего поиска новых технологий проведения уроков чтения.
Вот некоторые технологии и приёмы из моей педагогической практики.
1 технология – стратегия ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли) Учащиеся делятся на группы и каждая группа получает задание. Изучая творчество М. Ауэзова «Сирота».
1 группа – выбрать из текста слова, которые помогут описать Касыма.
2 группа - подобрать слова описывающие Ису.
3 группа – найти слова в тексте описывающие пейзаж.
Все 3 группы должны были подумать и нарисовать портреты своего героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе.
Ребята 3 группы должны были уточнить значение пейзажа для раскрытия характера Касыма. На подготовку ушло 20 минут. Затем каждая группа дала устное описание героя, подтверждая своё мнение цитатами из текста. Оба портрета и пейзажная зарисовка оказалась угрожающе мрачной. Глубокая тишина повисла в классе. И тогда ребятам предлагаю сделать вывод и записать его красным цветом. «Касыма никто не любил» - ответили дети, «Любовь – основа жизни»- «Будь щедрым на любовь». Так родился плакат. Детям это очень понравилось. Родилось желание создавать свои индивидуальные плакаты, которые подтвердили необходимость чтения, осмысливания и оформления своих мыслей. Активно применяю на уроках Венный метод. Сравнительный анализ, характеристику героев делали и раньше на уроках чтении, но использование этой технологии внесло в работу элемент творчества, повысило интерес к изучаемому произведению, характеристикам героев. Дети легко дают характеристику героям и обобщая, делают вывод и находят, что общего у героев или наоборот, видят, что общего у героев произведения вовсе нет и быть не может.
Одним из наиболее часто используемых на уроках чтения является метод «Инсерт» (технология критического мышления). Этот метод хорошо известен многим, как «метод помет», но не всегда доводится до конца. На полях учебника дети карандашом делают пометы, отвечая на вопросы:
1) Я знаю (+) 2) Не знаю (-) 3) Понравилось (!) 4) Не понял (?)
Итак, прочитывается весь текст, и делаются пометы. Затем дети делятся на группы и готовят устные или письменные ответы на один из этих вопросов (по заданию), 11 группа – я знал, 2 группа – не знал, и т.д. Рабочие группы формируются до конца учебной четверти. Каждая группа имеет свой паспорт, в котором отмечается работа группы: оценка спикера и график дежурных командиров. Дежурный командир руководит порядком работы в группе и назначает спикера из ранее не задействованных в этой работе участников группы. Таким образом, за учебную четверть все успевают побыть и спикером, и дежурным командиром. Если учебного времени не хватает, карточка заполняется в следующей четверти и только тогда формируется новая группа. Интересно проходят уроки с элементами «драматизации» при изучении басен, сказок.
1.Волшебные очки. 2. Обмен ролями. 3. Активный зритель. 4.Второе «Я»
«Технология пятистишия»
1 строка – 1 существительное (о герое)
2 строка – 2 прилагательных (его качества)
3 строка – 3 глагола (его характерные свойства)
4 строка – 4 слова – словосочетание
5 – строка – 1 слово – синоним к первому слову
6 строка – предложение, в котором заключён смысл произведения.
Техника «РАФТ» - ролевая активизация фантазии и творчества.
Р – роль, которую мы будем изображать;
А – аудитория – для кого?
Ф – форма – как? (беседа, диалог, монолог, сказка)
Т – тема – о чём мы будем говорить
Обязательны на уроках литературного чтения творческие, ролевые пересказы. Применение методов развивающего обучения – метод ассоциаций, метод «Мозговой атаки» (об авторе), метод прогнозирования – помогает выработать у учащихся умение искать, выбирать, систематизировать, анализировать, то есть глубже вникать в прочитанное произведение. Учащиеся понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы ответить на все поставленные вопросы.
Все эти техники и технологии повышают интерес учащихся к уроку, работе с текстом, совершенствуют читательский интерес, технику чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
праздник Прощание с Азбукой "Чтение-вот лучшее учение"
Праздник прощания с Азбукой с инсценировками, песнями, загадками, гостями из сказок в форме путешествия по станциям. В конце праздника вручаются удостоверения....
Утренник "Чтение-вот лучшее учение!"
Цели мероприятия: формирование у младших школьников познавательной и ...
Родительское собрание "Чтение - вот лучшее учение"
Как ребенка приобщить к чтению...
"Чтение - вот лучшее учение"
Игровая программа для первого класса....
Чтение - вот лучшее учение
« День без книги - потерянный день» - гласит народная мудрость. «Чтение - вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бег...
Проект «ЧТЕНИЕ – вот лучшее учение!»
Проект «ЧТЕНИЕ – вот лучшее учение!»...
Чтение – вот лучшее учение! (или роль семьи в воспитании у детей культуры чтения).
quot;Чтение-лучшее учение"- слова великого поэт А.С.Пушкина. В этом высказывании таится широкий смысл, детям надо прививать любовь к чтению....