Приёмы формирования читательской грамоты в начальной школе
учебно-методический материал по чтению (2, 3, 4 класс)

Ирина Олеговна Явушкина

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.В этом материале рассказывается о приёмах,которые могут вызвать интерес у ребёнка к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности в начальной школе»

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения.

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.

Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Сегодня я продемонстрирую вам несколько образовательных игровых приёмов, которые я использую в своей работе для развития смыслового чтения. Эти приёмы помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

  • Приём «Мозговой штурм»;
  • Приём «Уголки»;
  • Приём «Реставрация текста (текст с пропусками);
  • Приём «Шесть шляп»
  • Приём «Написание творческих работ»;
  • Приём «Логическая цепочка»;
  • Приём «Тонкие и толстые вопросы»;

«Мозговой штурм»

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс делится на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

  • Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
  • Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

«Шесть шляп»

Алгоритм работы с приемом прост. Задается проблемная ситуация (вопрос,

текст). Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу. Цвет

шляпы определяет направление развития мысли:

Белая — самая нейтральная. Участники этой группы оперируют только фактами, доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Синяя — нейтральная, оценочная. В этой группе собираются эксперты, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение. Синяя Шляпа предназначена для управления самим процессом работы.

На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочередно. Шляпы необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов - эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

«Уголки»

Главная цель данного приёма — научить ребенка вести диалог, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения.

В чём заключается суть приёма «Уголки»?

  • Класс делится на две группы, ставится главный вопрос по теме, который предполагает разные варианты суждений.
  • Группам отводится время для обсуждения, формулирования своей точки зрения по проблемному вопросу.
  • Затем, члены группы высказывают свою точку зрения, приводят факты, подтверждая свои слова примерами из текста.

Управляет процессом дискуссии аналитик. В роле аналитика выступает учитель.

В конце дискуссий необходимо прийти к общему мнению, выбрав одну точку зрения.

«Реставрация текста»

Реставрация текста – восстановление текста на основе списка слов, данных в случайном порядке.

Последовательность проведения диагностического задания может быть следующей:

  • Исходный текст предъявляется учащимся в виде списка слов, данных в алфавитном порядке. Слова не записываются на доске, а дважды прочитываются учителем вслух, сначала медленно и чётко, затем быстрее.
  • Учащиеся на основе воспринятых на слух слов самостоятельно определяют тему, ,основную мысль исходного образца, соотносят с ними заголовок или сами озаглавливают текст.
  • Учащиеся записывают отреставрированный текст.

«Тонкие и толстые вопросы»

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по тексту.

«Тонкие» вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

В результате применения в своей работе описываемых приёмов у обучающихся начальной школы формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность», закладываются основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Я считаю, что только творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать и будет читать без принуждения.

Список использованных источников:

  1. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.:Российский учебник : Вентана-Граф, 2018 — 288 с. : ил. —(Российский учебник : Успешный педагог XXI века).
  2. Вергелес Г. И., Денисова А. А. Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2017. — 256 с: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

Учебный проект «Формирование читательского пространства в начальной школе как один из факторов развития речи»

Учебный проект  «Формирование читательского пространства в начальной школе как один из  факторов развития речи»...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности в начальной школе

Эффективные приёмы работы по формированиючитательской грамотности в начальной школе...

Приёмы формирование читательской грамотности учащихся начальных классов

Доклад на МО  учителей начальных классов Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов...

Приёмы формирования читательской грамоты в начальной школе (презентация)

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – од...