1 класс. Тема: Стихотворения Т. Белозерова «Подснежники» и С. Маршака «Апрель»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
урок направлен на развитие навыков выразительного чтения, формирования умений понимать содержание стихотворений, чувствовать красоту поэтического языка, развивать речь и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihotvoreniya_t._belozerova_podsnezhniki_i_s._marshaka_aprel1_klass.docx | 776.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 1
Предмет: литературное чтение
Тип урока: открытие новых знаний
ОС: Школа России
Тема: Стихотворения Т. Белозерова «Подснежники» и С. Маршака «Апрель»
Цели:
Содержательная: знакомство с содержанием стихотворений Т. М. Белозерова и С. Я. Маршака
Деятельностная: формирование умения определять, чему учит стихотворение
Задачи:
Дидактические:
- Учиться объяснять смысл пословицы, сравнивать её с содержанием рассказа;
- Учиться читать вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения не менее 30 слов в минуту(без отметочного оценивания);
- Учиться понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
4. Учиться объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
Развивающие:
- Учиться формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
- Учиться прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
- Учиться формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
- Учиться воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
- Учиться корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
- Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
- Учиться планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Учиться устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Воспитательные:
- Развивать в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
- Осознавать этические понятия, оценивать поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
Планируемые результаты:
Предметные:
- Объясняет смысл пословицы, сравнивать её с содержанием рассказа;
- Читает вслух целыми словами, без пропусков, перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- Понимает содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
4. Объясняет значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря
Личностные:
- Осознаёт этические понятия, оценивает поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
- Развивает в себе потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные:
Познавательные:
- Анализирует текст: обосновывает принадлежность к жанру, определяет тему и главную мысль, делит текст на части, озаглавливает их, находит в тексте заданный эпизод, определят композицию произведения, характеризует героя;
- Сравнивает информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация);
- Формулирует цель с помощью учителя, планирует изменения объекта, ситуации;
- Выявляет недостаток информации;
Регулятивные:
- Оценивает качество своего восприятия текста на слух;
- Выполняет действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносит коррективы в выполняемые действия.
Коммуникативные:
- Читает текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
Оборудование:учебник, портреты писателей, презентация
Образовательный ресурс: Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2.Ч.1/ [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – С. 82-83.
План урока
1. Этап мотивации
1.1.Приветствие
1.2. Прослушивание стихотворения.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1.Речевая разминка.
2.2.Беседа об авторе Т. М. Белозеров.
2.3.Беседа об авторе С.Я Маршак
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1.Антиципация по первой строчке стихотворения и по заголовку.
3.2.Формулирование проблемы урока.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока.
4.3. Планирование деятельности
5. Реализация построенного проекта и анализ первого стихотворения
5.1. Чтение стихотворения Т. Белозерова «Подснежники».
5.2. Проверка первичного восприятия.
5.3. Перечитывание стихотворения по строфам.
5.4. Беседа по содержанию стихотворения.
6. Реализация построенного проекта и анализ второго стихотворения
6.1. Чтение стихотворения С. Маршака Апрель»
6.2. Проверка первичного восприятия.
6.3. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
6.4. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
7. Этап обобщения и интерпретации
7.1. Выразительное чтение стихотворения.
7.2. Обобщающая беседа.
7.3. Прослушивание рассказа
8. Этап рефлексии учебной деятельности.
Сценарий урока
(Помним: 1-5 этапы - это первичный синтез; 6 этап - анализ; 7 – вторичный синтез)
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятель-ность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Ивановна, и сегодняшний урок литературного чтения, проведу у вас, я. - Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чем оно. - Ребята, о чем это стихотворение? - А вы любите читать? Поднимите руки те, кто читает с удовольствием? - Какие книги вы читаете? - Молодцы. | Здороваются. Отвечают на вопросы учителя | К1 | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Речевая разминка. Читать надо каждый день, быстро, выразительно и правильно. Давайте с вами проведем разминку. Посмотрите на слайд. Вам представлены пословицы: 1. Вода с гор потекла – весну принесла 2. Апрель с водой, май с травой 3.Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет собирать Прочитайте первую пословицу, как вы её понимаете. Давайте прочитаем пословицу все вместе. Теперь прочитаем все вместе только быстро. Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией. Прочитайте вторую пословицу.... - Молодцы. - Ребята, а сейчас я хочу вам рассказать о двух писателях. (портреты вывешены на доску и указаны годы жизни) 2.2. Беседа об авторе Т. М. Белозеров Тимофей Белозеров – советский поэт, всю жизнь посвятивший созданию детских произведений. Был удостоен звания заслуженного работника культуры и включен в Союз писателей СССР. За всю свою творческую биографию Тимофей Белозеров написал более 60 замечательных детских книг, вышедших общим тиражом порядка 16 млн. экземпляров. Приоритетными жизненными целями автора стали создание стихов и деятельность на пользу общества. Потеряв в раннем возрасте маму и лишившись должной ласки, поэт от всей души хотел сделать детство советских детей более светлым. Белозеров писал простым, понятным для юного читателя слогом, поэтому его произведения стали так популярны среди младшего поколения. 2.3. Беседа об авторе С.Я Маршак. - Ребята, посмотрите на портрет. - Кто знает этого поэта? Это Самуил Яковлевич Маршак. - Известный отечественный поэт, переводчик. Автор многочисленных книг для детей. За свою жизнь Самуил Яковлевич Маршак сочинил много произведений для детей. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек». - Какие стихотворения поэта вы знаете, или уже изучали? -Ребята, если вы не помните, давайте я вам напомню. | Беседуют о произведениях автора Учащиеся рассказывают каким они видят поэта на портрете. | Фронтальная Индивидуальный Фронтальная | Пр1 М1 Л1, П1, В1 Л1, П1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1 Антиципация по первой строчке стихотворения и по заголовку. - Ребята, откройте книги на стр. 66. На этой страние мы познакомимся со стихотворением Тимофея Максимовича Белозерова. - Ребята, есть ли у стихотворения название? - Прочитайте первую строчку. - Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении? - Хорошо. А теперь посмотрите на стр. 67. Тут нас ждет знакомство со стихотворением Самуила Яковлевича Маршака - Прочитайте название стихотворения. - Как вы думаете, о чем оно? 3.2. Формулирование проблемы урока. - Итак, что же нам неизвестно? (о чем эти стихотворения, чему учат нас эти замечательные поэты). |
| Фронтальная | К1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Как называются эти стихотворения? 4.2. Формулирование цели урока. Какую цель мы перед собой поставим? Правильно, ведь вы все умеете читать. 4.3. Планирование деятельности - Что же мы должны сделать, чтобы достичь нашей цели? | Стихотворения Белозерова и Маршака. Узнать о чем стихотворения, чему они нас учат | Фронтальная | К1, Р1 |
5. Реализация построенного проекта и анализ первого стихотворения Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий | 5.1. Чтение стихотворения Т. Белозерова - Ребята, послушайте стихотворение Тимофея Максимовича Белозерова 5.2. Проверка первичного восприятия. - Ребята, кому понравилось стихотворение, похлопайте. - Оно веселое или грустное? 5.3. Перечитывание стихотворения по строфам (по цепочке) - Ребята, сейчас мы прочитаем стихотворение по строчке. - Читать нужно выразительно, обращать внимания на знаки препинания, стараться читать целыми словами. - Поставим пальчик на начало. Все следим. Начинай читать. 5.4. Беседа по содержанию стихотворения. - Ребята, о чем говориться в этом стихотворении? - Расскажите свои впечатления при чтении стихотворения Физминутка | Веселый, поучительный Дети читают стихотворение по цепочке | Фронтальная | Л1 П1 Л1 |
6. Реализация построенного проекта и анализ второго стихотворения Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. | 6.1. Чтение стихотворения С. Маршака - Послушайте, пожалуйста, стихотворение Самуила Яковлевича Маршака 6.2. Проверка первичного восприятия. - Какие чувства вы испытали, когда слушали это стихотворение? 6.3. Самостоятельное чтение стихотворения детьми. - Ребята, а теперь давайте прочитаем стихотворение самостоятельно. - Ребята, в этом стихотворении есть незнакомое для вас слово. Валежник – это сухие сучья, деревья, упавшие на землю. 6.4. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. - Ребята, обратите внимание на знаки препинания, как надо читать первое предложение? Почему? - Прочитайте его выразительно. - Как надо читать четвертую и шестую строчку? (жалобно, просить, упрашивать) - Как будем читать последние четыре строчки? | Дети читают самостоятельно стихотворение | Фронтальная Индивидуальная | П1 П2 Пр1 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | 7.1. Выразительное чтение стихотворения «Подснежники» и «Апрель» - Ребята, кто хочет прочитать стихотворение выразительно сам? 7.2. Обобщающая беседа - Давайте подумаем, о чем говориться в этих двух произведениях? - Какое время года нам описывают поэты? - А вы любите весну? - Какое настроение у вас создается при прочтении стихотворения «Подснежник», а при прочтении стихотворения «Апрель»? | Поэты нам говорят о весне Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная Индивидуальная | П1 П2 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Какую цель мы ставили с вами в начале урока? Достигли мы цели? - Так чему же учат нас стихотворения? - Как вы думайте, вы хорошо работали на уроке? - До свидания. | Узнали о чем стихотворения и о чем они нас учат. | Фронтальная | К1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету “Чтение” в 3 классе. Тема: Стихотворение «Воробей». Н. Рубцов
Конспект урока по предмету “Чтение” в 3 классе. Тема: Стихотворение «Воробей». Н. Рубцов. Прилагается презентация....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.
Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения....
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.."
Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку литературного чтения по теме: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.." (3 класс)....
Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения Э. Успенского. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей со стихотворениями Э. Успенского; развитие внимания, речи и памяти при работе со стихотворениями....
Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения В. Берестова. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей с биографией В. Берестова и стихотворениями «Знакомый», «Путешественники»...
Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...