УРОК - ИГРА ПО ТЕМЕ "ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ,ЖИТИЯ
методическая разработка по чтению (3 класс)

УРОК ПРОВОДТСЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ТЕМЫ. ИНТЕРЕСЕН ТЕМ ,ЧТО В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ВЫЗЫВАЕТ ЖЕЛАНИЕ ПОБЕДИТЬ . ИГРУ ПРОВОДИТСЯ ПО КОМАНДАМ В КЛАССЕ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – игра «Летописи , былины ,сказания, жития»

C:\Users\User902\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\летопись.jpg

Провела уч- ца начальных классов МКОУ Джинабинской СОШ Гамидова П.Д. 2015 уч. год

Цели:обобщить знания по разделу ; учить прислушиваться к мнению товарищей,принимать правильное решение в коллективе; развивать речь , мышление и творческие способности.

Оборудование : табло на доске.

Тема

Цена вопроса

Машина времени

10

20

30

40

50

богатыри

10

20

30

40

50

Живая картинка

10

20

40

50

Колесо истории

10

20

30

40

50

Памятники истории

10

20

30

40

50

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня ,ребята , у нас чуть необычный урок. Мы поиграем в « Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать свой ответ , вы должны обсудить его в команде. Для организованной работы вам нужно выбрать капитана команды. Он будет называть тему,которая выберет команда . а затем после обсуждения давать ответ. Заработанные командами очки подсчитываются.Так выявляется команда –победительница. Кроме того проверим, как вы усвоили тему.

2. Работа по теме урока.

Тема « Машина времени»

10. В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В 11 веке)

20 Одним из первых летописцев был…. (Монах Киевско-Печорского монастыря Нестор , одаренный человек.)

30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро- монгол на свои земли? (1224)

40 Этой датой начинается отрывок из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»,данный в учебнике. Назовите ее. (6415 (907).)

50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая , за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? ( Из летописей)

Тема « Богатыри»

10 Прямо ехать - убитому быть!

Влево ехать - женатому быть!

Вправо ехать - богатому быть!

Все судьбой сие предписано!

- откуда эти строки? ( Из былины « Ильины три поездочки»

20 «Богатыри» , «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображен». ( Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич , Алеша Попович , Илья Муромец.)

30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (русский народ)

40 Почему в летописец посчитал важным сохранить память о Олеге? ( В 822г большинство племен объединил князь Олег у которого была самая сильная дружина ,правил в Киеве. В 907 году совершил поход в Византию , в 907 и 911г заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем иплатить ему дань.Так возникло Древнерусское государство.)

50 Вспомните что вы знаете о русских народных волшебных сказках.Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?

Тема « Живая картинка»

10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца- монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? ( Сергий Радонежский)

40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко- красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку , указал на рыцарей , взятых в плен , и сказал….Что он сказал? (Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла , стоит и стоять будет земля Русская!»)

50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом. Кто это был? И что он сказал князю? ( Это был Сергий Радонежский. Он благославил на этот подвиг и отправил с князем двух монахов- богатырей – Пересвета и Осяблю.)

Тема « Колесо Истории»

10 Объясните , что такое былина? ( Былина – один из видов устного народного творчества , где рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины , всех обиженных и обездоленных людей , богатырской удивительной силе ,мужестве и доброте.)

20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

30 Ту дороженьку расчистил я ,

Богатырь… .

Вырыл клад , да без клада назад

Воротился и опять не богат!

А судьбу за гриву ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня – за коня!

-- Чьи это слова и где они были записаны? (Иль Муромец сделал новую надпись на камне.)

40Что напророчили князю волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. ( Они напророчили Олегу смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)

50 Стоял такой великий стон ,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия….

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живет.

_ Как прозвали князя Дмитрия? ( Донским)

Тема « Памятники культуры»

10 Первая отпечатанная книга. (Библия)

20 Красивая рисованная буква , с которой начинается текст в книге. ( Буквица)

30 Так называют изображения , сделанные красками на сырой штукатурке стены храма.Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Стены храма покрывались фресками)

40 Он основал монастырь во славу Святой Троицы. Кто этот человек? Назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято – Троицкую Сергиеву лавру.)

50 Назовите автора иконы « Троица» (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)

Подведение итогов.

Ну что ж , ребята , вот мы и закончили игру . Посчитаем какая команда по сколько заработала. Награждение команды победительницы. Каждый получает отметки. На табло остается пустая ячейка . Это подарок участникам игры. Слушание аудиозаписи « Богатырская симфония».

Домашнее задание

Выполнить задание 9 на стр. 34 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по литературному чтению: "Летописи,былины,жития".

Цели и задачи урока:- обобщить  знания учащихся по разделу; учить прислушиваться  к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения;- воспитывать...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "Летописи. Былины. Жития."

Урок построен  в виде телевизионной игры «Своя игра». Отличие в том, что ребята играют не индивидуально, а коллективно. Класс делится на 2 команды или 3 команды (по рядам)....

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Школа России"

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Шк...

Конспект урока литературного чтения "Вводный урок к разделу "Летописи. Былины. Жития". Знакомство с летописями" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Вводный урок к разделу «Летописи. Былины. Жития». Знакомство с летописямиЦели деятельности учителя: ознакомление с понятием летопись; знакомство с ...

методическая разработка урока окружающего мира 4 класс викторина летопись былины жития

методическая разработка урока окружающего мира 4 класс викторина летопись былины жития...

Презентация к уроку "Летописи. Былины. Жития. Летопись "И повесил Олег щит свой..."" ( УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: "открытие" новых знанийЦель урока: знакомство обучающихся с летописью "И вспомнил Олег коня своего"....