Конспект урока литературного чтения Н. Носов «Огурцы». 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
В начале урока создаётя благоприятная обстановка, для того чтобы настроить учащихся на урок.Также осуществляется метапредметная связь с уроком окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horoshiy.docx | 24 КБ |
horoshiy.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения «Н. Носов «Огурцы». 3 класс.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Н. Носова.
Планируемые результаты: предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову, правила взаимоотношений в обществе.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг и портрет H. Носова, карточки с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент
-Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
- Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Петровна, и я проведу у вас урок литературного чтения.
Учитель: Давайте пожелаем
Доброго утра людям и птицам
Доброго утра улыбчивым лицам.
Учитель: Как хорошо когда люди улыбаются.
- Ну, а теперь улыбнитесь мне.
-Вы знаете, что улыбка всех украшает.
-Что ещё может сделать улыбка?
-А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок? (смайлики показывают)
- Я хочу, чтобы у нас прошёл урок с весёлым, радостным настроением.
Ill. Работа по теме урока
1. Информация об авторе
— Прочитайте имя автора, чье произведение мы сегодня будем читать. (Николай Николаевич Носов.)
— Что вы помните и знаете об этом писателе?
Свой первый рассказ — «Затейники» — Николай Носов напечатал в журнале «Мурзилка» в далеком 1938 г. Но и сегодняшние читатели считают носовских героев своими современниками. Николай Николаевич Носов не сразу стал профессиональным писателем. К тридцати годам он успел освоить множество профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика бревен... Потом учился в Институте кинематографии в Москве, ставил научно-популярные и учебные кинофильмы. Многое видел, многое знал и умел. И пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для ребят.
Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.
(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.
Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.
В «Приключениях Незнайки» Носов подробно рассказывает о таких машинах, приборах, инструментах, которым только еще предстояло появиться. Первое издание «Незнайки в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 г. — тогда подробно описываемая в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. Современные читатели знают, что такая система существует на самом деле. Значит, умел писатель заглянуть в будущее.
И еще один очень важный момент. Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент: спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса»...
2. Литературная викторина
— Сейчас проверим, как вы знаете рассказы Н. Носова. Попробуйте узнать их названия по первым трем буквам.
1. Авт... (Автомобиль). 2. Дру... (Дружок). 3. Зам... (Замазка). 4. Зап... (Заплатка). 5. Кар... (Карасик). 6. Зат... (Затейники). 7. Ого... (Огородники). 8. Огу... (Огурцы). 9. Саш... (Саша). 10. Сту... (Ступеньки). 11. Тел... (Телефон). 12. Фан... (Фантазеры).
— Отгадайте загадку.
Я забрался в огород,
Зонт зеленый там растет.
Кто-то хитрый под зонтом
Отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову,
Разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец —
Вкусный, спелый... (огурец).
— Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?
— В тексте встретятся слова, которые могут вызвать затруднение в чтении. Потренируемся. Читайте целыми словами.
место — поместил — поместились
— Читайте первый раз плавно, по слогам, затем — целыми словами.
о-гля-ды-вать-ся — оглядываться
о-ста-но-вил-ся — остановился
— Читайте внимательно.
соврал — сорвал
совать — соврать
нарвали — наврали
выпрошу — выброшу
IV. Физкультминутка
Давайте немножко отдохнем. Я буду называть слова, если они имеют отношение к нашему рассказу, то вы хлопаете, если нет-топаете. Огород, сторож, Аленушка, Иванушка, Котька, репка, огурцы, охота, рыбалка, бабушка, мама, мальчики. Выполняют заданные команды. |
|
Игра «Найди пословицу» Делятся на команды, обмениваются мнениями, работают по карточкам, определяют выступающего и объясняют свой выбор.
Задание: Мы объединимся в три команды по рядам, каждая команда должна выбрать одну пословицу, которая подходит к рассказу «Огурцы»
1 карточка:
Жизнь прожить - не поле перейти.
Нет друга, так ищи, а есть, так береги.
Честность всего дороже.
2 карточка:
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Всякое ремесло честно, кроме воровства.
В гостях хорошо, а дома лучше.
3 карточка:
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Глаза боятся, а руки делают.
1. Какой эпизод из рассказа вам особенно понравился?
2. Есть ли у вас любимый герой?
3.Кто он? Почему он понравился?
V. Продолжение работы по теме урока
(Текст рассказа Н. Носова «Огурцы» читают учитель и учащиеся.)
— Вам понравился рассказ?
— Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие?
— Перечитаем рассказ и ответим на вопросы.
— Что вы узнали о двух друзьях?
— Как вы относитесь к поступку Павлика?
— А с вами когда-нибудь такое было?
— Как мама оценила поступок Котьки?
- Что чувствовал Котька, когда шел по улице? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)
— Какие черты характера проявились у Котьки?
— Каким изобразил его автор?
— Что еще можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)
— Как сторож оценил раскаяние Котьки?
— Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)
— В чем вы почувствовали его строгость?
— В чем проявилась доброта? (Мудрый — не кричал, не наказал.)
— Прочитай те последние три строчки. Чему радовался Котька?
— Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
— Какой поступок совершил Котька в конце рассказа?
— Можно ли его поступок назвать благородным?
— Соотнесите пословицы с текстом произведения.
• На обмане далеко не уедешь.
• За правое дело стой смело.
- Рассмотрите иллюстрации на с. 16, 18. Какие моменты на них изображены? Почему именно эти эпизоды проиллюстрировал художник?
- Какие подписи можно сделать к иллюстрациям?
— Какие опорные слова можно выделить в данных подписях? Расскажите, что изображено на иллюстрациях.
— Найдите в этом рассказе предложение, в котором заключена основная мысль. («А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен».)
Задание для групп:
1 группа. Охарактеризуйте сторожа. Как сторож оценил раскаяние Котьки? Каким был дедушка-сторож? В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта? Выберите карточки со словами, характеризующими СТОРОЖА. Найдите доказательства в тексте.
2 группа. Охарактеризуйте маму. Как мама оценила поступок Котьки? Какие серьёзные слова сказала мама? О чём они говорят? Какие чувства были у мамы в тот момент? Какая мама у Котьки? Выберите карточки со словами, характеризующими МАМУ. Найдите доказательства в тексте.
3 группа. Охарактеризуйте Павлика. Как поступил Павлик? Какой Павлик? Выберите карточки со словами, характеризующими ПАВЛИКА. Найдите доказательства в тексте.
4 группа. Охарактеризуйте Котьку. Какой это был мальчик? Что сделал? Что почувствовал? Выберите карточки со словами, характеризующими КОТЬКУ. Найдите доказательства в тексте.
(на карточках слова для выбора: трусливый, неискренний, хитрый, слабохарактерный, честный, доверчивый, ответственный, добрый, добрая, злая, жестокая, справедливая, строгая, настойчивая)
- Вторичное восприятие текста.
Приготовьтесь к выразительному чтению текста.
Работать будете по группам. Задание у вас на карточках.
Задание для групп:
1 группа. Приготовьте выразительное чтение 1 части. До слов Котька пришел домой радостный.
2 группа. Подготовьте к «озвучиванию» 1 рисунок к рассказу. Распределите роли. Для помощи ищите диалог Котьки с мамой.
3 группа. Подготовьте к «озвучиванию» 2 рисунок к рассказу. Распределите роли. Для помощи ищите диалог Котьки с дедушкой - сторожем.
4 группа. Приготовьте выразительное чтение отрывка, в котором говорится, с каким чувством шел Котька возвращать огурцы.
— Сделайте вывод. (Вот что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.)— Чему учит история с Котькой? (Честности, чувству товарищества, отзывчивости. Из сложившейся ситуации он вышел достойно.)
VI. Рефлексия
- Что же вы почерпнули из этого урока? Начните свой ответ словами:
• Я никогда не думал, а теперь понял...
• Я понял, что за плохой поступок...
VII. Подведение итогов урока
- Как вы думаете, каким человеком вырастет Котька?
— Как описанный случай повлияет на всю его дальнейшую жизнь?
— Что полезного для себя вы почерпнули из рассказа? Домашнее задание (на выбор)
Пересказать текст рассказа Н. Носова «Огурцы». Придумать продолжение рассказа Н. Носова «Огурцы». Сделать свои иллюстрации к рассказу. Найти в школьной или домашней библиотеке книги Н. Носова, подготовить их презентацию в классе.
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения «Н. Носов «Огурцы». 3 класс.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Н. Носова.
Планируемые результаты: предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову, правила взаимоотношений в обществе.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг и портрет H. Носова, карточки с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент
-Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
- Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Петровна, и я проведу у вас урок литературного чтения.
Учитель: Давайте пожелаем
Доброго утра людям и птицам
Доброго утра улыбчивым лицам.
Учитель: Как хорошо когда люди улыбаются.
- Ну, а теперь улыбнитесь мне.
-Вы знаете, что улыбка всех украшает.
-Что ещё может сделать улыбка?
-А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок? (смайлики показывают)
- Я хочу, чтобы у нас прошёл урок с весёлым, радостным настроением.
Ill. Работа по теме урока
1. Информация об авторе
— Прочитайте имя автора, чье произведение мы сегодня будем читать. (Николай Николаевич Носов.)
— Что вы помните и знаете об этом писателе?
Свой первый рассказ — «Затейники» — Николай Носов напечатал в журнале «Мурзилка» в далеком 1938 г. Но и сегодняшние читатели считают носовских героев своими современниками. Николай Николаевич Носов не сразу стал профессиональным писателем. К тридцати годам он успел освоить множество профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика бревен... Потом учился в Институте кинематографии в Москве, ставил научно-популярные и учебные кинофильмы. Многое видел, многое знал и умел. И пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для ребят.
Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.
(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.
Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.
В «Приключениях Незнайки» Носов подробно рассказывает о таких машинах, приборах, инструментах, которым только еще предстояло появиться. Первое издание «Незнайки в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 г. — тогда подробно описываемая в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. Современные читатели знают, что такая система существует на самом деле. Значит, умел писатель заглянуть в будущее.
И еще один очень важный момент. Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент: спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса»...
2. Литературная викторина
— Сейчас проверим, как вы знаете рассказы Н. Носова. Попробуйте узнать их названия по первым трем буквам.
1. Авт... (Автомобиль). 2. Дру... (Дружок). 3. Зам... (Замазка). 4. Зап... (Заплатка). 5. Кар... (Карасик). 6. Зат... (Затейники). 7. Ого... (Огородники). 8. Огу... (Огурцы). 9. Саш... (Саша). 10. Сту... (Ступеньки). 11. Тел... (Телефон). 12. Фан... (Фантазеры).
— Отгадайте загадку.
Я забрался в огород,
Зонт зеленый там растет.
Кто-то хитрый под зонтом
Отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову,
Разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец —
Вкусный, спелый... (огурец).
— Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?
— В тексте встретятся слова, которые могут вызвать затруднение в чтении. Потренируемся. Читайте целыми словами.
место — поместил — поместились
— Читайте первый раз плавно, по слогам, затем — целыми словами.
о-гля-ды-вать-ся — оглядываться
о-ста-но-вил-ся — остановился
— Читайте внимательно.
соврал — сорвал
совать — соврать
нарвали — наврали
выпрошу — выброшу
IV. Физкультминутка
Давайте немножко отдохнем. Я буду называть слова, если они имеют отношение к нашему рассказу, то вы хлопаете, если нет-топаете. Огород, сторож, Аленушка, Иванушка, Котька, репка, огурцы, охота, рыбалка, бабушка, мама, мальчики. Выполняют заданные команды. |
|
Игра «Найди пословицу» Делятся на команды, обмениваются мнениями, работают по карточкам, определяют выступающего и объясняют свой выбор.
Задание: Мы объединимся в три команды по рядам, каждая команда должна выбрать одну пословицу, которая подходит к рассказу «Огурцы»
1 карточка:
Жизнь прожить - не поле перейти.
Нет друга, так ищи, а есть, так береги.
Честность всего дороже.
2 карточка:
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Всякое ремесло честно, кроме воровства.
В гостях хорошо, а дома лучше.
3 карточка:
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Глаза боятся, а руки делают.
1. Какой эпизод из рассказа вам особенно понравился?
2. Есть ли у вас любимый герой?
3.Кто он? Почему он понравился?
V. Продолжение работы по теме урока
(Текст рассказа Н. Носова «Огурцы» читают учитель и учащиеся.)
— Вам понравился рассказ?
— Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие?
— Перечитаем рассказ и ответим на вопросы.
— Что вы узнали о двух друзьях?
— Как вы относитесь к поступку Павлика?
— А с вами когда-нибудь такое было?
— Как мама оценила поступок Котьки?
- Что чувствовал Котька, когда шел по улице? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)
— Какие черты характера проявились у Котьки?
— Каким изобразил его автор?
— Что еще можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)
— Как сторож оценил раскаяние Котьки?
— Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)
— В чем вы почувствовали его строгость?
— В чем проявилась доброта? (Мудрый — не кричал, не наказал.)
— Прочитай те последние три строчки. Чему радовался Котька?
— Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
— Какой поступок совершил Котька в конце рассказа?
— Можно ли его поступок назвать благородным?
— Соотнесите пословицы с текстом произведения.
• На обмане далеко не уедешь.
• За правое дело стой смело.
- Рассмотрите иллюстрации на с. 16, 18. Какие моменты на них изображены? Почему именно эти эпизоды проиллюстрировал художник?
- Какие подписи можно сделать к иллюстрациям?
— Какие опорные слова можно выделить в данных подписях? Расскажите, что изображено на иллюстрациях.
— Найдите в этом рассказе предложение, в котором заключена основная мысль. («А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен».)
Задание для групп:
1 группа. Охарактеризуйте сторожа. Как сторож оценил раскаяние Котьки? Каким был дедушка-сторож? В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта? Выберите карточки со словами, характеризующими СТОРОЖА. Найдите доказательства в тексте.
2 группа. Охарактеризуйте маму. Как мама оценила поступок Котьки? Какие серьёзные слова сказала мама? О чём они говорят? Какие чувства были у мамы в тот момент? Какая мама у Котьки? Выберите карточки со словами, характеризующими МАМУ. Найдите доказательства в тексте.
3 группа. Охарактеризуйте Павлика. Как поступил Павлик? Какой Павлик? Выберите карточки со словами, характеризующими ПАВЛИКА. Найдите доказательства в тексте.
4 группа. Охарактеризуйте Котьку. Какой это был мальчик? Что сделал? Что почувствовал? Выберите карточки со словами, характеризующими КОТЬКУ. Найдите доказательства в тексте.
(на карточках слова для выбора: трусливый, неискренний, хитрый, слабохарактерный, честный, доверчивый, ответственный, добрый, добрая, злая, жестокая, справедливая, строгая, настойчивая)
- Вторичное восприятие текста.
Приготовьтесь к выразительному чтению текста.
Работать будете по группам. Задание у вас на карточках.
Задание для групп:
1 группа. Приготовьте выразительное чтение 1 части. До слов Котька пришел домой радостный.
2 группа. Подготовьте к «озвучиванию» 1 рисунок к рассказу. Распределите роли. Для помощи ищите диалог Котьки с мамой.
3 группа. Подготовьте к «озвучиванию» 2 рисунок к рассказу. Распределите роли. Для помощи ищите диалог Котьки с дедушкой - сторожем.
4 группа. Приготовьте выразительное чтение отрывка, в котором говорится, с каким чувством шел Котька возвращать огурцы.
— Сделайте вывод. (Вот что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.)— Чему учит история с Котькой? (Честности, чувству товарищества, отзывчивости. Из сложившейся ситуации он вышел достойно.)
VI. Рефлексия
- Что же вы почерпнули из этого урока? Начните свой ответ словами:
• Я никогда не думал, а теперь понял...
• Я понял, что за плохой поступок...
VII. Подведение итогов урока
- Как вы думаете, каким человеком вырастет Котька?
— Как описанный случай повлияет на всю его дальнейшую жизнь?
— Что полезного для себя вы почерпнули из рассказа? Домашнее задание (на выбор)
Пересказать текст рассказа Н. Носова «Огурцы». Придумать продолжение рассказа Н. Носова «Огурцы». Сделать свои иллюстрации к рассказу. Найти в школьной или домашней библиотеке книги Н. Носова, подготовить их презентацию в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока литературного чтения. УМК "Перспектива 2 класс.Тема. Н. Носов "На горке". Рассказы о детях. Мы идем в библиотеку.
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса УМК "Перспектива" (Второй урок раздела "Мои друзья". Коспект урока составлен с применением структур сингапурского обучения....
Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...
Конспект урока литературного чтения Н. Носов «Федина задача» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Федина задача»Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о биографии Н. Носова и его произведения &laqu...
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов Федина задача" (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Н. Носова «Федина задача».Планируемые результаты:Предметные: - знать произведение Н. Носова «Федина задача»;- уме...
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"
по теме "Н.Носов "На горке"Цели урока:Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память уч...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ: Н. Носов «Телефон», 3 класс, УМК Школа России
Конспект урока литературного чтенияТема: Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н. Н. Носова и с рассказом«Телефон&raq...