Читательская грамотность как фактор развития личности
материал по чтению

В последние годы роль чтения утрачивает свои позиции, престиж образования и знаний снижается, чтение перестает быть эмоциональной и общекультурной потребностью общества. Однако развития личности и социализации субъекта не может происходить без включения его в культурную среду, а включение происходит через чтение, в процессе которого человек оценивает ситуацию, принимает решение, формулирует свою мысль. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека, и, соответственно, только читающее общество является обществом мыслящим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Читательская  грамотность как фактор формирования личности

В последние годы роль чтения утрачивает свои позиции, престиж образования и знаний снижается, чтение перестает быть эмоциональной и общекультурной потребностью общества. Однако развития личности и социализации субъекта не может происходить без включения его в культурную среду, а включение происходит через чтение, в процессе которого человек оценивает ситуацию, принимает решение, формулирует свою мысль. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека, и, соответственно, только читающее общество является обществом мыслящим.

 По социологическим исследованиям в последние годы фиксируется снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. «вторичной неграмотности») тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность может проявляться в начальных классах уже после того, как ребенка научили читать и писать. Младший школьник, не читающий ничего кроме учебника, еще один потенциальный безграмотный. В старших классах такая инертность приводит к трудностям в использовании чтения как инструмента информации.

Отрицательным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, которое раньше играло особую роль в семье – сближало и объединяло духовно всех членов семьи. Но на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Все это негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: «Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».

Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше.

         Исходя из актуальных проблем, можно предположить, что  привлечение родителей к семейному чтению через просвещение, творчество, неформальное общение приведет их к более активному взаимодействию со своими детьми,  что создаст максимально благоприятные условия  для повышения культуры чтения в семье, развития у детей способности самостоятельного мышления, возрождения традиции семейных чтений, и, в конечном итоге, приведёт к повышению уровня грамотности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника....

Досуговая деятельность как фактор развития личности ребенка

Умело организованная досуговая деятельность играет большую роль в развитии ребенка, в развитии умений и навыков, что, в свою очередь, способствует успешной социализации ребенка в социуме. В этом...

Деятельность как ведущий фактор развития личности и общества.

Исходной формой любой человесческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает внутренней структурой, обеспечивающей усвоение общественн...

статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"

Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах...

Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знан...