Читательская грамотность как фактор развития личности
материал по чтению
В последние годы роль чтения утрачивает свои позиции, престиж образования и знаний снижается, чтение перестает быть эмоциональной и общекультурной потребностью общества. Однако развития личности и социализации субъекта не может происходить без включения его в культурную среду, а включение происходит через чтение, в процессе которого человек оценивает ситуацию, принимает решение, формулирует свою мысль. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека, и, соответственно, только читающее общество является обществом мыслящим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost_kak_faktor_formirovaniya_lichnosti.docx | 14.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Читательская грамотность как фактор формирования личности
В последние годы роль чтения утрачивает свои позиции, престиж образования и знаний снижается, чтение перестает быть эмоциональной и общекультурной потребностью общества. Однако развития личности и социализации субъекта не может происходить без включения его в культурную среду, а включение происходит через чтение, в процессе которого человек оценивает ситуацию, принимает решение, формулирует свою мысль. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека, и, соответственно, только читающее общество является обществом мыслящим.
По социологическим исследованиям в последние годы фиксируется снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. «вторичной неграмотности») тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность может проявляться в начальных классах уже после того, как ребенка научили читать и писать. Младший школьник, не читающий ничего кроме учебника, еще один потенциальный безграмотный. В старших классах такая инертность приводит к трудностям в использовании чтения как инструмента информации.
Отрицательным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, которое раньше играло особую роль в семье – сближало и объединяло духовно всех членов семьи. Но на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Все это негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.
Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: «Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».
Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше.
Исходя из актуальных проблем, можно предположить, что привлечение родителей к семейному чтению через просвещение, творчество, неформальное общение приведет их к более активному взаимодействию со своими детьми, что создаст максимально благоприятные условия для повышения культуры чтения в семье, развития у детей способности самостоятельного мышления, возрождения традиции семейных чтений, и, в конечном итоге, приведёт к повышению уровня грамотности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.
В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника....
Досуговая деятельность как фактор развития личности ребенка
Умело организованная досуговая деятельность играет большую роль в развитии ребенка, в развитии умений и навыков, что, в свою очередь, способствует успешной социализации ребенка в социуме. В этом...
Деятельность как ведущий фактор развития личности и общества.
Исходной формой любой человесческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает внутренней структурой, обеспечивающей усвоение общественн...
статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"
Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знан...