УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС. Тема: Пословицы и поговорки русского народа
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Цели:
Образовательные:
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;
Планируемый результат:
Познавательные УУД: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Предметные:
Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_urok_literaturnogo_chteniya.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 3 класс
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Пословицы и поговорки русского народа.
Цели:
Образовательные:
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;
Планируемый результат:
Познавательные УУД: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Предметные:
Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.
Основные понятия: пословица, поговорка.
Организация пространства: групповая работа.
Ход урока:
І. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Пожелаем нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!»
- Ребята, у нас урок литературного чтения.
- Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы.
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Цели:
- формулирование темы урока учащимися;
- постановка цели урока учащимися.
У каждой группы листок с шифровкой.
1 группа: человек, Дерево, а друзьями, корнями, держится
2 группа: перины, земля, чужой, Родная мягче.
- Ребята, вы должны расшифровать свою запись.
- Как вы думаете, а что это такое?
(Это пословицы)
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
III. Работа по теме. Актуализация знаний.
Цели:
- организация работы по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.
- Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная)
- Они относятся к устному народному творчеству.
- Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?
- Ребята, у каждой группой лежит текст. Вы должны найти объяснение, что такое пословица и поговорка.
1 группа находит объяснение понятия – пословица.
2 группа – объяснение понятия – поговорка.
Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.
Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе. Среди пословиц и поговорок есть те, что сложены русскими писателями и поэтами, те, что были сложены в советское время, а есть пословицы и поговорки наших дней.
Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия:
Пословицы и поговорки при всей своей краткости и лаконичности представляют собой весьма сложные образования. С одной стороны, пословицы и поговорки - явление языка, устойчивые сочетания. С другой - это логические единицы, выражающие то или иное суждение. С третьей - это художественные миниатюры, обобщающие факты самой действительности.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии.
Термины "пословицы" и "поговорки" - русские. Их связь с корнями слов "говорить", "говор", "слово" свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.
Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина..
Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия.
Чем отличается пословица от поговорки? В общем случае, пословица учит людей, в ней скрыт глубокий смысл. Поговорка является метким замечанием относительно какого-либо события, явления, объекта. Сравните: «делу время, потехе час» — пословица, «час от часу не легче» — поговорка. Пословицы представляют для воспитателя интерес не только как иллюстративный дидактический материал для развития речи, но и как средство развития кругозора детей, их нравственного самосознания. Потому, что пословицу интересует все, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, все знает и обо всем имеет свое собственное, народное конечное суждение..
Поговорка — краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от поговорки, законченного высказывания (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка).
Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.
Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую. Это часть пословиц: "Молодо-зелено, а погулять велено"; "Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться"; "Чем черт не шутит, когда Бог спит". Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: "Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка".
Поговорка — это меткое слово, образное краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от поговорки, законченного высказывания (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка).
Поговорка - это короткое народное выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.
- Ребята, каждая группа должна оформить вывод в виде схемы
Пословица Краткость, меткость, мудрость Поучительность, содержит вывод Ритм, рифма | Поговорка Образное крылатое выражение Отношение к чему-либо без вывода |
Любопытные факты о В.И.Дале
https://yandex.ru/video/preview/6004941231438910519
- Ребята, трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.
- Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:
1) «Конец — всему делу венец». Любое дело необходимо доводить до конца, или же вообще не браться за него
2) «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.
Работаем по группам:
- Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о друзьях и дт.)
- Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.
1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.
2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.
3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о Родине.
На листе записаны пословицы и поговорки:
Без друга на сердце вьюга.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
В беде друг подмога.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
От страха спасает бегство, а от бедности - работа.
Какой мост построишь, по такому и перейдёшь.
Одним ударом дерева не срубишь.
Земля ценится хлебом, а человек - делом.
Работающий человек никогда не пропадёт.
Не зная дела и лаптя не сплетёшь.
Родная земля - золотая колыбель.
Родная земля мягче чужой перины.
Человек без родины - соловей без песни.
На Родине каждое дерево улыбается.
Конь спешит туда, где будет сыт, а человек - туда, откуда он родом.
Родное место за семью землями к себе тянет.
От Родины веет теплом, а от чужбины - холодом.
На чужбине дороже богатств родная сторона.
Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира.
- Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?
На Родине каждое дерево улыбается. (казах.)
От Родины веет теплом, а от чужбины - холодом. (бурят.)
Даже красавице ум не помеха. (татар.)
IV. Контролирующее задание
Цель:
- проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки
Игра «Пословица или поговорка»
- Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.
1. Глаза боятся, а руки делают (пос.)
2. Семь пятниц на неделе (пог.)
3. Хлеб всему голова (пог.)
4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи (пос.)
5. У Федорки всегда отговорки (пог.)
6. Сам пропадай, а товарища выручай (пос.)
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Для чего нужны пословицы и поговорки?
- А кто из вас работал «спустя рукава»?
- Оцените свою деятельность на уроке:
VI. Домашнее задание.
Работа в рабочем листе
1.Соедени пословицы разных народов на одну тему.
Своя земля и в горсти мила. (Русская) | У семи нянек дитя без глазу. (Русская) |
Слишком много поваров только портят кашу. (Немецкая) | Друг познаѐтся в беде. (Русская |
Железо испытывается в огне, а человек в беде. (Казахская) | Лучше есть свой черствый хлеб, чем чужой плов. (Татарская |
2.Подбери пословицы народов России:
О дружбе | О труде и лени | О Родине |
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка
Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект занятия кружка «Занимательная грамматика» в 1»А» классе. Тема: « Пословицы и поговорки – мудрость народа»
Конспект занятия кружка «Занимательная грамматика»...
Дополнительный материал к уроку литературного чтения на тему"Пословицы и поговорки о правде, труде и лени" УМК Планета знаний
Подборка пословиц и поговорок...
урок литературного чтения по теме "Обобщение по разделу "Русские писатели"
На уроке дети повторяют произведения в разделе "Русские писатели". Игра "Доскажи словечко", "Назовите автора", Узнайте произведение", "Отгадайте название...
Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...
Презентация по литературному чтению на тему "Пословицы и поговорки"
Презентация по теме "Пословицы и поговорки". 2 класс, литературное чтение...