Урок-обобщение по теме " Великие русские писатели" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Наталья Геннадьевна Гроо

Данный конспект представляет собой открытый обобщаюшщий урок по литературному чтению в 3 классе по теме "Великие русские писатели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.72 КБ
Office presentation icon velikie_russkie_pisateli.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 3 классе

«Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»»

Цели урока:

  • Вспомнить и обобщить знания о жизни и о творчестве русских писателей М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина, И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.
  • Развивать навыки выразительного чтения.
  • Прививать интерес к учебному предмету.
  • Воспитывать у учащихся интерес к творчеству писателей.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование мотивации к обучению;

- формирование умение высказывать своё мнение.

- формирование умения ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним.

Метапредметные:

Познавательные

- уметь сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное;

- осознавать значение и сущность сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Толстого, Крылова) как часть русской национальной культуры.

Регулятивные

- формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении урока.

- оценивать свои достижения и результаты своих сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные

- уметь строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений;

-проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-осознавать цель своего высказывания;

- уметь строить диалог в паре или группе.

Предметные

- читать вслух бегло, без искажений, осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, выделяя при чтении важные по смыслу слова;

- уметь задавать вопросы по прочитанному произведению, находить ответы на них в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на поставленный вопрос или подтверждения собственного мнения.

Оборудование:

  • Использование мультимедийной презентации.
  • Учебник литературного чтения.
  • I. Организация класса.

– Сегодня урок хотелось бы начать с пословицы. (слайд)

Чтение- к мудрости движение.

Прочитайте пословицу,

скажите как вы ее понимаете?

(Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт.)


– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (нельзя)

Почему?

#1055;остановка темы и цели урока

Что бы стать мудрыми , нам помогают писатели и поэты. У меня на столе портреты писателей, которых мы должны сегодня вспомнить. Я зачитаю произведение, а вы должны назвать это произведение и назвать его автора.

- Как называется произведение и кто его автор? Найдите его портрет

1. Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят. (Осень. М.Ю. Лермонтов)

2. Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела – ( Зимнее утро А.С. Пушкин)

3. И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло.

(Ворона и Лисица И.А. Крылов)

4. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе.

(Акула Л. Н. Толстой)

Кто догадался, о ком пойдет речь на нашем уроке?

-Сформулируйте тему урока.


Молодцы!– Сегодня наш урок будет посвящён творчеству великих русских писателей.

А работать мы будем в группах (3 команды).

Выберите капитана команды. Давайте вспомним правило работы в группах. (Слайд)

Оценивать свою работу вы будете коллективно, подсчитывая фишки:

Если готовы к работе сядьте правильно.

Прежде чем приступить к основной работе, давайте проверим домашнее задание.Я раздаю карточки с текстом из домашнего задания в котором пропущены слова. Вам нужно вписать эти слова в карточки. Обсудите в группах, заполните пропуски и зачитайте выразительно.

-молодцы!

Знакомясь произведениями великих русских писателей, нам удалось узнать некоторые факты их жизни, детства и творчества. По воспоминаниям биографов давайте постараемся определить, о каком писателе идёт речь.Выберите карочку, зачитайте, и назовите писателя, о котором идет речь.

Викторина по биографии писателей

#1048;мя этого поэта - баснописца хорошо знают и взрослые, и дети. С ранних лет мы знакомимся с его баснями. Басни этого поэта никогда не стареют, они переведены на 50 языков мира, поэтому их знают читатели разных стран.

2. Родился этот поэт очень давно. С малых лет умел отлично читать и в совершенстве знал французский язык. Была у поэта няня. Звали её Арина Родионовна. Она первая познакомила мальчика с русской народной поэзией. Её песни, стихи и сказки будущий поэт запомнил на всю свою жизнь, именно из них отбирал сюжеты для своих сказок

.3. Имя следующего великого русского писателя знает весь мир. Написал очень много произведений и для детей и для взрослых. Всего 90 томов. Впервые в России открыл школу для бедных, крестьянских детей, написал для них первую учебную книгу - азбуку.

- Кто этот писатель?

4. Популярность к поэту пришла вместе с выходом стихотворения «На смерть Поэта», посвященной гибели А.С. Пушкина. За это произведение был отправлен в ссылку на Кавказ. Во время неё творчество поэта только расцвело. В этот период он написал «Бородино». Этот поэт прожил совсем немного лет – двадцать семь. И всё-таки он успел написать прекрасные стихи и поэмы.

-Молодцы, ребята. Что мы с вами повторили?Вы очень хорошо знаете биографию наших замечательных писателей. Перед тем, как прийти к следующему занятию, давайте проведем разминку для глаз.( Физминутка)

Молодцы! В произведениях вы встречали много старинных слов.Давайте вспомним некоторые из них. Следующее задание лежит у вас на партах. Я вам раздам материал в котором вам нужно определить правильное значение слов и указать стрелочками правильное.У каждой команды свои слова, но проверять ы будем коллективно. Проверим, правильно ли вы указали значения этих слов.( слайд)

Молодцы! (раздать житоны)

( найдите правильное определение следующим словам) ( словарная работа вместе с доской, вывешиваю слова)

Что обозначают эти слова?
Нега – блаженство
Риза - облачение, одежда священника при богослужении.
Темя - верхняя часть головы.

Дюжина - 12.

Лесть - лицемерное, угодливое восхваление.
Бает - говорит.
Пеняет - укоряет кого-нибудь.
Унимает - успокаивает, усмиряет.

Молоцы! А теперь мы с вами проверим, хорошо ли вы помните в каких жанрах работали писатели. Посмотрите на доску, у меня есть карточки, на которых написаны названия жанров, в которых работали наши писатели. Вам нужно правильно назвать жанр и выбрать правильно писателя, который работал в этом жанре. ( Выбирают правильный прикрепляют к портрету)

Стихи – это лирическое произведение, где присутствует рифма (созвучие строк)

Рассказ – прозаическое произведение повествовательного характера.

Басня – небольшое, чаще стихотворное, произведение с нравоучением.

Сказка – вымышленное произведение, повествовательного или стихотворного характера. Бывают волшебные, бытовые, о животных.

Правильность ответов будут проверять ваши соперники(Взаимопроверка)

Вы большие молодцы и знатоки жанров. А кто знает, чем отличаются эти жанры между собой? Очень хорошо! (житоны)

Физминутка 2

Давайте проверим, что у нас получилось (на экране).

У кого нет ошибок в определении слов?

Молодцы! А теперь следующее задание.

- Узнайте произведение по картинке Слайд 10 1) Бочка. («Сказка о царе Салтане) очки , зеркало, сыр (Басни «Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки») Акула, прыжок,( Толстой) Утес, сосна ( Лермонтов) Найдите и зачитайте в книге отрывок, который наиболее подходит к слайду, который будет демонстрироваться. ( названия прикрепляю к писателям)

IX. Итог занятия. Подведение итогов. Рефлексия.

А теперь мы проведем следующую работу. На столах лежать цветы, сундуки и колокольчики. Если вам сегодня было интересно, все понравилось поднимите цветок, если вы знания пригодятся вам в жизни, поднимите сундучок, если вам было что то не понятно, если вам было сложно на уроке поднимите колокольчик. Спасибо!

Вы, ребята, большие молодцы! Какую огромную работу вы проделали.

Вот и подходит к концу наш урок.

Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок?

(выставление оценок)

– Стали вы мудрее? В чем?

– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего

урока?

-Что бы вы хотели сказать нашим Великим русским

писателям, за что поблагодарить?(ответы детей)

Домашнее задание (Написать сочинение за что бы я сказал спасибо великим русским писателям и нарисовать понравившееся произведение.

Чтение стихотворен


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение-к мудрости движение.

Слайд 2

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

Слайд 5

нега - блаженство риза - облачение, одежда священника темя - верхняя часть головы дюжина - 12 лесть -лицемерное, угодливое восхваление бает -говорит пеняет -укоряет кого-нибудь унимает -успокаивает, усмиряет

Слайд 11

Буря,подружка,кружка - « Зимнее утро» Царь,лебедь, комар – « Сказка о царе Салтане» мартышка, зеркало, медведь- «Зеркало и обезьяна» Сыр, ель, лесть- «Ворона и лисица» Север, сосна, пальма- « На севере диком…» Тучка, лазурь, пустыня- « Ночевала тучка золотая» Африка, акула, пушка- « Акула» Зоопарк, лев, собачка- «Лев и собачка»

Слайд 12

Дома: написать письмо в прошлое «За что я бы поблагодарил великих русских писателей?» Нарисовать любимое произведение из раздела Благодарю за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме "Глагол. Повторение, обобщение изученного" 4 класс

Подробный конспект урока, презентация к уроку, индивидуальные раздаточные карточки, поезд-домино (локомотив + вагоны) и  глаголы-исключения,(для каждой пары учеников),тест,  рейтингова...

Обобщающий урок по теме "Великие русские писатели" 3 класс

План проведения обобщающего урока по литературе....

Тест по литературному чтению по теме "Великие русские писатели" 3 класс УМК "Школа России"

1-е задание теста проверяет умение находить в стихотворном тексте рифму;2-е задание направлено на проверку умения определять и различать жанры литературных произведений и произведений фольклора; 3-е з...

Тест по литературному чтению по теме "Великие русские писатели" 3 класс "Школа России"

повторить и обобщить изученный материал;• развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;• развивать творческие способности, речь, память, мышление;• проверить п...

Тестовые задания по теме "Великие русские писатели" 3 класс УМК "Школа России"

Задания разработаны в форме тестовых вопросов к разделу "Великие русские писатели" по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа России", позволят учителю проверить знания учащихся по творчеству...

Детские сочинения на тему: "Велик русский язык..." (написанные учениками 4 "В" класса МБОУ СОШ № 19)

Детские сочинения выполнены в 2012 году в рамках подготовки к неделе русского языка....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели". "Л.Н.Толстой "Акула"

Представлена  подробная  технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула". Карта урока разработана в соответствии с требов...