Проект учебного занятия по литературному чтению, 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тимащук Оксана Федоровна

Проект учебного занятия по литературному чтению, 2 класс, с использованием технологии смыслового чтения. В. Осеева. "Печенье" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия

Учебный предмет, класс

Литературное чтение, 2 класс

Тема учебного занятия

В. Осеева. "Печенье"

Цели деятельности учителя

1) знакомство обучающихся с содержанием произведения, закрепление умения делить текст на части, составлять план, определять главную мысль произведения;

2) развитие навыки чтения, связной речи, мышления, памяти, внимани2) развитие навыки чтения, связной речи, мышления, памяти, внимания;

3) воспитание культуры общения, чувства взаимопомощи, доброжелательного отношения при работе в команде.

Тип урокаТип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания); понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;  владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный).

Метапредметные:

Познавательные – анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в парной и фронтальной работе, предлагать итоги анализа на обсуждение;

коммуникативные – проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;  корректно и аргументированно высказывать своё мнение;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

регулятивные – планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;  выстраивать последовательность выбранных действий;  принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

Личностные: осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора .

Использованные технологии и формы обучения

Технология смыслового чтения; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Образовательные ресурсыОбразовательные ресурсы

Бойкина М.В., Бубнова А.И. Рабочая тетрадь «Смысловое чтение»; Толковый словарь русского языка; листы самооценки в виде ладошки.

Сценарий урока

№ п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учитДеятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент.

Мотивация.

Речевая разминка.

-Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения. Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, волшебным и волнующим миром литературы.  Нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.  На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это ладошки. Каждому пальчику будет соответствовать своё задание. Если оно вам показалось интересным, и вы с ним легко справились, раскрасьте пальчик зелёным цветом. Если при выполнении задания вы допустили ошибку, то ваш цвет жёлтый. А если вам трудно было выполнить задание, и вы с ним не справились, раскрасьте пальчик красным цветом. Ну, а сейчас в путь.

 -Куда же мы отправимся, читая новое литературное произведение?  Где же будут происходить события?  Ну, а чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Речевая разминка:

УХНЕ – УХНЕ – УХНЕ - мы сидим на кухне

АЙ – АЙ – АЙ - пьем на кухне чай

ЧЕНЬЕ – ЧЕНЬЕ – ЧЕНЬЕ – сладкое печенье

– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

– А теперь прочтите ее громко и быстро.

– Прочитайте конец 1-го предложения с восклицательной интонацией.

– Конец второго предложения прочитайте с вопросительной интонацией.

– Прочитайе конец третьего предложения, выделяя голосом, слово сладкое, слово печенье.

Оцените свою работу, раскрасив палец мизинец на листе-самооценке.

Организует деятельность учащихся по созданию рабочей обстановки урока, проводит речевую разминку, объясняет учащимся, как они будут оценивать свою деятельность на уроке.

Погружаются в рабочую атмосферу, принимают участие в речевой разминке, оценивают первый этап своей работы на листе самооценки.

2

Подготовка к восприятию текста.

- А что означает слово печенье? Есть книга, которая знает про значения слов всё. Как она называется?  Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».

– «Печенье – это кондитерское изделие из кусочков сладкого теста».

– Немного истории: Ученые предполагают, что первое печенье появилось около 10 000 лет назад – примерно тогда же, когда и был выпечен первый хлеб. Среди всего многообразия кондитерских изделий именно оно наиболее древнее.

– Про какое печенье нам предстоит узнать сегодня на уроке и где будут происходить события? (про самое обычное печенье, на кухне). Ребята, а вы любите есть печенье? Почему?

- А поведет нас сегодня на кухню Валентина Александровна Осеева. С произведениями этой замечательной писательницы мы уже встречались. Давайте вспомним названия некоторых из них. Узнайте название произведения по отрывку:

1. Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

2. Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

3. — Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

- Ну, а сейчас вернемся к нашей ладошке. Оцените свои знания произведений Осеевой, раскрасив безымянный палец на листочке.

- Мне кажется, что все произведения Осеевой можно объединить одной темой «Мало уметь читать, надо уметь думать», вы со мной согласны? Почему? (Рассказы В. Осеевой хоть и небольшие, но очень поучительные). -А вы знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Эти мамины слова Валя запомнила на всю жизнь. И рассказы В. Осеевой хоть и небольшие, но очень поучительные.

- А как вы думаете, кто будет героями нового произведения? Давайте в этом убедимся, откройте рабочую тетрадь по Смысловому чтению на странице 42. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? Как вы думаете, что произошло? О чём будет наше произведение?

- А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь, верны ли ваши предположения по поводу его содержания.

Организует деятельность учащихся (работа в группах) по поиску нужной информации в «Толковом словаре русского языка», способствует организации   повторения пройденного материала, предлагает, на основе названия произведения и иллюстраций учебника, высказать свои предположения о его содержании.

Учащиеся работают с «Толковым словарём русского языка», выясняя значение нужного слова. Во время фронтальной работы учащиеся вспоминают названия пройденных произведений Осеевой, оценивают свои знания, пользуясь листом самооценки, высказывают свои предположения о содержании произведения.

3

Первичное восприятие текста, словарная работа.

Текст читает учитель.

- Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье».

- Вот вы послушали рассказ. Вам стало весело или грустно? Покажите. Почему?

- Кто герои рассказа?

- Как можно назвать их одним словом? (семья)

- Понравилась вам эта семья? Покажите.

-Вижу, что не понравилась. Ну что ж, давайте разберёмся.

- Прочитаем теперь вместе и по каждой части немного побеседуем. Будьте внимательны. При чтении вам встретятся трудные слова. Давайте проговорим их. Словарная работа

Вы-сы-па-ла – высыпала (Подберите слово, близкое по значению: ссыпала, рассыпать)

За-взве-не-ла – зазвенела (Как понимаете значение слова? Раздаться)

При-дви-нул – придвинул (Двигая, приблизить).

Раз-ло-жи-ли – разложили (Положить по разным местам, в определённом порядке).

У-мень-ша-лись – уменьшались (Возрастать, вырастать, добавляться)

Рас-сып-ча-ты-е – рассыпчатые (Как вы понимаете это слово? Легко рассыпающийся, легко крошащийся.)

Съе-де-но – съедено (есть без остатка).

Вздо-хнул – вздохнул (передохнуть, отдохнуть, получить передышку после трудов, напряжения).

Ло-же-чкой – ложечкой (уменьшительно-ласкательное слово от слова ложка).

Не-на-ча-тый – неначатый (непочатий, нетронутый).

В ходе чтения делаются остановки и задаются вопросы на понимание прочитанного:

1-я часть (1-ый абзац)

-Где происходит действие?

- Зачем собралась семья? (чаепитие)

- Для кого мама принесла печенье?

Покажите, какое настроение было в семье в начале рассказа?

2-я часть (до слов «рассыпчатое, сладкое»)

- С какими словами обратился Миша к Вове? (Дели по одному, сказал строго)

-С какими словами обратился Миша к бабушке?

- Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему?

-Изменилось настроение у мамы и бабушки? (если сначала бабушка весело звенела чашками, то теперь автор пишет «за столом стало тихо»)мамы и бабушки? (если сначала бабушка весело звенела чашками, то теперь автор пишет «за столом стало тихо»)

3-я часть (до конца)

-Итак, главный вопрос: правильно ли разделили мальчики печенье? (Нет, они разделили печенье только между собой и не подумали о других членах семьи)

-А вы поступаете также?

Физкультминутка.

Знакомит учащихся с текстом нового произведения, создаёт условия для эмоционального восприятия прочитанного, организует работу с трудными словами, встречающимися в тексте.

Слушают новое произведение, отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение к прочитанному, участвуют в словарной работе.

44

Самостоятельное чтение текста.

Оцените своё чтение и понимание текста, раскрасив средний пальчик на листе – самооценке.

Создаёт условия для самостоятельной работы с текстом.

Учащиеся читают рассказ Осеевой, оценивают понимание прочитанного на листе самооценки.

5

Анализ произведения, выборочное чтение

-Итак, давайте сравним, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи?

(Начинался весело, все дружно собрались за столом, у всех хорошее настроение. А закончился тем, что мама и бабушка сидели и молчали, бабушке достался кусок чёрного хлеба, а мама даже не притронулась к чаю. Конечно, им очень обидно и неприятно, что дети так себя повели).

- Мальчики поступили неправильно, повели себя плохо. Какими же растут Вова и Миша? Подберите слова для характеристики героев рассказа.

На доске запись:

Вежливый Невнимательный Эгоист

Жадный Добрый Бессовестный

– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересами окружающих, думающий только о себе).

- А хотели бы вы иметь таких друзей?

- Можно ли назвать эту историю поучительной? Чему она учит? (почитанию старших, уважению к родителям)

- Давайте прочитаем пословицу. Она подходят к рассказу «Печенье» или нет?

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

– Что значит чтить, почитать родителей?

(уважать, относиться с любовью)

- А теперь я предлагаю поработать в рабочих тетрадях.  На страницах 42-43 выполняем задания 3-7.

- Проверим вашу работу.
Оцените свою работу в группах, раскрасив указательный палец на своих листах самооценки.

Организует работу по анализу прочитанного, создаёт условия для организации работы в группах.

Собирают информацию необходимую для анализа прочитанного рассказа, обсуждают поступки главных героев произведения (работа в группах), оценивают свою работу на данном этапе урока.

6

Деление текста на части, составление плана

– Художник нарисовал к этому рассказу рисунок. Рассмотрите его внимательно на странице 42 рабочей тетради.     
– Соответствует ли рисунок событиям рассказа? Можно ли по этой картине пересказать текст?
– Я думаю, многие из вас уже готовы пересказать этот текст, пользуясь этой картиной, но это будет вашим домашним заданием. Причём задание я предлагаю на выбор: кто-то может пересказать рассказ «Печенье», опираясь на картину, а кто-то может усложнить задание и попробовать пересказать текст «Просто старушка» на странице 40-41 самостоятельно прочитав текст и выполнив задания.

Организует работу по составлению картинного плана к тексту, предлагает дома выполнить задание по выбору.

Составляют картинный план к тексту, выбирают задание для выполнения дома из того, что предложил учитель.

7

Итог урока.

Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Над каким произведением мы сегодня работали? Кто его автор? Понравился ли вам наш урок? А чтобы выразить к нему своё отношение, давайте оцените, свою работу за урок, раскрасив большой палец на своих листах самооценки.

Наш урок не был бы таким, если бы мы не работали вместе. Ведь не зря говорят, что только вместе мы сила и всё в наших руках. А чтобы убедится в этом, давайте разместим наши раскрашенные ладошки на доске.

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке, выражают своё отношение к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

Учебное занятие по литературному чтению в 3 классе по теме "Что заслуживает описания" К. Паустовский "Мой дом"

Тема: Что заслуживает описания?    К. Паустовский «Мой дом». Цель:1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”.2. Учить анализировать текст, составлять план р...

Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)

Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...

Конспект учебного занятия по литературному чтению, 3 класс

Описание материалаРазработка является авторской. Учебное занятие было представлено интернам стажировочной площадки «Современный урок».Данный урок является метапредметным. По данной схеме, ...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

БАДМАЦЫРЕНОВА ЭРЖЕНИ ВЛАДИМИРОВНАУЧИТЕЛЬ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВМБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЁРСКАФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...