Разработка урока по литературному чтению
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Разработка урока по литературноу чтению по теме: Ворона и Лиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorona_i_lisa_urok.docx | 39.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.: Макарова Валентина Августовна.
Предмет: литературное чтение в 3 классе.
Тема урока: Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формировать умение самостоятельно строить и применять новые знания, умение сравнивать басни разных авторов.
Содержательная цель: формирование системы понятий жанра басня, представлений о человеческих недостатках и путях исправления их.
Задачи: Образовательные: продолжить знакомство с литературным жанром «басня»;формировать умение находить мораль в тексте басни, отличительные особенности басен разных авторов; активизировать и расширять словарный запас учащихся.
Развивающие: развивать мышление учащихся по логическому определению образов героев, умения и навыки анализа текста разных авторов; индивидуальные творческие способности учащихся; формулировать проблему и искать пути её решения.
Воспитательные: - через языковые средства формировать нравственные позиции учащихся по отношению к человеческим порокам: лицемерию, жадности, глупости, трусости; пробуждать у детей добрые чувства
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- Знать главные вехи жизни Эзопа, Крылова; - знать особенности жанра басни; - уметь находить мораль, иносказание; - характеризовать поступки героев басен; - отрабатывать художественное чтение басни. | - Освоение способов решения проблемного вопроса; - умение планировать, контролировать и оценивать как свою работу, так и работу своих одноклассников; - участвовать в работе класса и групп; - уметь распределять роли в коллективной работе;уметь находить нужную информацию в различных источниках. | - Учиться выразительному художественному чтению басен; - гордиться литераторами России, изучать их творческое наследие; -под руководством учителя оценивать поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения морали и общечеловеческих ценностей. |
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Ресурсы урока: УМК «Школа России», учебник«Литературное чтение» Л.Ф.Климановой и др. часть 1, стр.137-138, рабочая тетрадь, аудио приложение к учебнику Л.Ф.Климановой и др., толковый словарь С.И.Ожегова, словарь терминов, иллюстрации к басне «Ворона и Лисица», мультфильм «Ворона и Лисица», презентация.
Структура и ход урока.
Этапы урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
#1054;рганизацион ный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Слайд №1. Словарь настроения | Постановка задач урока. - Итак, мы начинаем урок. По словарю настроения выберите слово, которое нравится вам. Запомните его. -Давайте проговорим шёпотом установку на занятие, чтобы вы смогли преодолеть все трудности. - А теперь улыбнёмся друг другу и - за работу! | Учащиеся слушают, запоминают задачи урока. Эмоциональный настрой. Работают со словарём настроения, выбирают свой вариант. - Мой язык – моё лицо; я должен уметь общаться с людьми, никого не обидев. Я очень спокоен и готов к усвоению новых знаний. Я буду стараться активно работать на уроке | Регулятивные УУД: саморегуляция, мобилизация волевых усилий к преодолению трудностей. Личностные: Действие смыслообразования. Познавательные: контроль и оценка процессов и результатов деятельности. |
#1040;ктуализация знаний. | - Ребята! Мы уже знакомы с баснями И.А.Крылова. – Назовите их. – Каких ещё баснописцев, кроме Крылова, вы знаете? - Что такое басня? - В чем её отличительная особенность от других жанров? - Что такое мораль? - Какова мораль басни «Зеркало и Обезьяна»? | Отвечают на вопросы. -Называют эти басни, баснописцев. -Басня всегда поучает, высмеивает человеческие недостатки. В басне выделяют поучительный рассказ и мораль. Басня - это иносказание. Мораль – вывод, поучение. | Познавательные УУД: Закрепляют информацию. Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. Регулятивные УУД: контролируют правильность ответов товарищей | |
#1055;остановка проблемного вопроса. Подготовка к восприятию басни. | Запись проблемы на доске. Слайд № 2 Портрет И. А. Крылова. Слайд №3,4 Монумент Крылову. Слайд №5 Портрет Эзопа. | - Сегодня мы познакомимся с новой басней Крылова. Разгадав ребус и загадку, мы узнаем название басни и определим тему урока. - При затруднении учащихся учитель оказывает помощь в решении ребуса. - Кто это? Как называется басня? – В конце урока мы ответим на проблемный вопрос«Почему басни И.А.Крылова актуальны в наше время?». -С биографией Крылова мы знакомы, а сейчас познакомимся с памятником ему в Санкт-Петербурге и с основными этапами жизни баснописца Эзопа. Ребята приготовили устные рассказы. | Разгадывают ребус и загадку: «Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост – краса. «Ворона и Лисица». Индивидуальная работа учащихся. Сообщения учащихся
| Познавательные: Выдвигают предполо- жение о теме урока. Решают поставленную задачу. Коммуникативная: Отвечают на вопросы, формулируют собственный ответ. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Познавательные:постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: умение слушать. |
#1042;осприятие басни. Работа с толковым словарём Ожегова | Слайд №6 Словарь: гнусна, лесть, льстец, взгромоз дясь, пленил, вещунья. Аудио приложение к учебнику. | -Прочитайте текст басни «Ворона и Лисица».Выявление незнакомых слов в тексте. Как определить лексическое значение данных слов? Организует работу со словарём: работа в парах Фронтальная проверка, дополнение, пояснение учителя. - Художественное чтение басни актёром. Демонстрация иллюстраций детей к басне. | - Читают текст басни. Стр.137-138. Отвечают на вопросы. Коллективная работа. Все работают со словарём С.И. Ожегова . Запись значения слов в тетрадь. Слушают басню и следят по тексту. | Личностные: понимают фактическое содержание текста, выделяют в тексте незнакомые слова. Отвечают на вопросы, строя план и выбирая средства решения задачи. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог.Личностные: внимательно слушают басню, замечают логические ударения, темп, тональность и громкость чтения. |
Осмысление. Разбор текста. Выборочное чтение текста. | - Организует беседу, просит найти подтверждение слов и поведения героев в тексте:- Назовите главных героев басни. – Почему автор говорит, что «лесть гнусна, вредна»? - Как Лисица появилась под деревом? Что её привлекло? С какими словами она обращается к Вороне? Как она расхваливает Ворону? Соответствуют ли слова Лисицы действительности? Как автор передаёт радость Вороны от лестных слов Лисицы? С какой целью Лисица льстит Вороне? Как Ворона ведёт себя, слушая Лисицу? За что наказана Ворона? - Почему на роль слушательницы автор выбрал Ворону? Как мы говорим о человеке, похожем на Ворону? Почему Крылов на роль льстеца выбрал Лисицу? Кого изображает автор под образом Лисицы? А как вы относитесь к Лисице? Как автор относится к Вороне? – А вы? Где в басне стоит мораль? – Как вы понимаете слова морали этой басни? - А у людей бывают такие ситуации в жизни? -Актуальнали (актуальный - очень важный) мораль басни в наши дни? | Выборочное чтение. Отвечают на вопросы беседы. Лестные слова неправдивые, обманчивые - «Какие перышки! Какой носок! И верно ангельский быть должен голосок!» - «Вещуньина с похвал вскружилась голова» - Ей надо было завладеть сыром. - Ну, почему ты такой глупый, как ворон?». - Людей хитрых, угодливых, неискренних. - Мне не нравится её поведение. - Автор сочувствует ей. -Мораль в басне стоит в начале. - Не надо лгать, льстить, т.к. ложь откроется и все узнают, каков ты на самом деле. -Да. Они и сейчас высмеивают человеческие недостатки, борются с ними. | Познавательные: Умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения. Коммуникативные УУД: принимают участие в обсуждении прочитанного текста – инициативное сотрудничество.. Предполагают, с какой целью Лисица льстит Вороне. Формулируют собственное мнение Регулятивные: определяют последовательность действий при ведении диалога. Познавательная: Осознание и произвольное построение речевого высказывания устной речи. Коммуникативные: Умение вести диалог,соблюдая правила речевого этикета. | |
5. Просмотр мультфильма | Мультимедиа. Компьютер | Демонстрация мультфильма «Ворона и Лисица». | Смотрят и запоминают интонацию диалога, ход действий, поведение героев. | Познавательные: Взаимодействуют с учителем при подготовке к выразительному чтению; |
#1057;амостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует подготовку выразительного чтения басни в парах. Указывает на логические паузы, логическое ударение, темп и громкость. - Понравилось ли тебе твое прочтение басни? - На что надо обратить внимание? | Работа в парах. Распределяют роли.Выразительное чтение басни по ролям. Анализируют свою работу по эталону мультфильма и аудиозаписи. | Коммуникативные:уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: осуществлять контроль ответов товарищей; | |
Карточка с текстом басни. | - Теперь познакомимся с басней Эзопа. - Организует прочтение басни Эзопа «Ворон и Лисица». | Индивидуальная работа. Читают по карточкам басню Эзопа. | Познавательная:Умение разбить текст басни на 2 части: повествовательный рассказ и мораль. | |
Сравнительный анализ басен Крылова и Эзопа. 7. Применение новых знаний при анализе басен в типичных заданиях). | - Сравним басню Крылова «Ворона и Лисица» и басню Эзопа «Ворон и Лисица». – Как названа главная героиня у Эзопа? У Крылова? В чём сходство Вороны и Ворона? В какой басне подробно показано поведение героини? В какой басне Лисица показана более хитрой? Какой Лисица показана у Эзопа: мудрой или хитрой? Приведи доказательство по тексту. Какой совет дала Лисица Ворону? - Прочтите мораль басни Крылова. Какова мораль басни у Эзопа? В какой басне мораль высказана прямо, а в какой - подразумевается? Сравни эти морали. -Что общего у этих басен? -Чем ещё различаются басни? | Работают с текстом, размышляют и отвечают на вопросы. -У Крылова Лисица льстивая, лживая. У Эзопа Лисица мудрая. - Общее: жанр; имя главной героини; герои – животные; басню можно читать по ролям, у басен есть мораль;. - Различие: авторы, басня Эзопа в прозе, Крылова в стихотворной форме; Мораль в басне Эзопа иносказательна, У Крылова мораль показана, открыто, прямо. - Зачитывают по тексту. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, отстаивать свои доводы. Познавательные: Уметь ориентироваться в собственной системе знаний. | |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Презентация«Картинная галерея» Иллюстрации детей к басне «Ворона и Лисица» | Работа в парах - Назовите крылатые выражения изученных басен Крылова. - Подберите пословицы к изученным басням. Фронтальная работа с иллюстрациями к басням Крылова.Удалось ли художнику раскрыть образы, характеры героев и содержание басни?Найди слова в басне, раскрывающие содержание иллюстрации. | Приводят примеры по памяти, используя текст басен. льстит, а тот тебе друг, кто добро творит», - «Лебедь, Рак и Щука» - «Не сошлись обычаем, не бывать и дружбе». | Регулятивные: выявление типов заданий, прогнозирование, где используется новый способ действия .Коммуникативные: Сотрудничество в поиске и сборе информации: Познавательные: Понимание фактического содержания басен и их социальной роли. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Кроссворд на карточке. | Разгадай кроссворд. - Что нового узнали на уроке, чему научились? - Довольны ли вы своей работой? – Что вам на уроке понравилось больше всего? - Как изменилось ваше настроение? – Каким оно стало? - Нашли ли мы ответ на наш проблемный вопрос: «Почему басни Крылова актуальны в наше время?». - Давайте вместе сформулируем этот ответ. | Коллективная работа. Учащиеся разгадывают кроссворд. - На этом уроке я познакомился - Сегодня я научился… - Мне понравилось – У меня получилось… – Урок мне понравился. – Настроение моё улучшилось: - Басни Крылова помогают человеку увидеть и осознать свои пороки и исправить их. - Многие выражения басенного мира стали «крылатыми» и широко используются в виде пословиц и поговорок. | Познавательные: добывать новые знания, используя информацию урока и жизненный опыт. Личностные: Умение адекватно оценивать свои знания, давать самооценку своей учебной деятельности. Познавательные: Понимание социальной значимости басен И.А.Крылова. Умение структурировать знания, контроль и оценку результатов деятельности Регулятивные: Адекватно воспринимать оценку учителя и товарище |
10. Домашнее задание. | Базовый уровень: выучить басню «Ворона и Лисица» наизусть, выучить новые слова. Творческий уровень: Написать мини сочинение «Чему научили меня басни И.А.Крылова?». | Запись домашнего задания в дневник. | Творческое задание по выбору. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....