Разработка урока по литературному чтению
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Разработка урока по литературноу чтению по теме: Ворона и Лиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorona_i_lisa_urok.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.: Макарова Валентина Августовна.

Предмет: литературное чтение в 3 классе.

Тема урока: Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формировать умение самостоятельно строить и применять новые знания, умение сравнивать басни разных авторов.

Содержательная цель: формирование системы понятий жанра басня, представлений о человеческих недостатках и путях исправления их.

Задачи: Образовательные: продолжить знакомство с литературным жанром «басня»;формировать умение находить мораль в тексте басни, отличительные особенности басен разных авторов; активизировать и расширять словарный запас учащихся.

Развивающие: развивать мышление учащихся по логическому определению образов героев, умения и навыки анализа текста разных авторов; индивидуальные творческие способности учащихся; формулировать проблему и искать пути её решения.

Воспитательные: - через языковые средства формировать нравственные позиции учащихся по отношению к человеческим порокам: лицемерию, жадности, глупости, трусости; пробуждать у детей добрые чувства

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Знать главные вехи жизни Эзопа, Крылова;

- знать особенности жанра басни;

- уметь находить мораль, иносказание;

- характеризовать поступки героев басен;

- отрабатывать художественное чтение басни.

- Освоение способов решения проблемного вопроса;

- умение планировать, контролировать и оценивать как свою работу, так и работу своих одноклассников;

- участвовать в работе класса и групп;

- уметь распределять роли в коллективной работе;уметь находить нужную информацию в различных источниках.

- Учиться выразительному художественному чтению басен;

- гордиться литераторами России, изучать их творческое наследие;

-под руководством учителя оценивать поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения морали и общечеловеческих ценностей.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Ресурсы урока: УМК «Школа России», учебник«Литературное чтение» Л.Ф.Климановой и др. часть 1, стр.137-138, рабочая тетрадь, аудио приложение к учебнику Л.Ф.Климановой и др., толковый словарь С.И.Ожегова, словарь терминов, иллюстрации к басне «Ворона и Лисица», мультфильм «Ворона и Лисица», презентация.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные

учебные

действия

#1054;рганизацион

ный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Слайд №1.

Словарь

настроения

Постановка задач урока.

- Итак, мы начинаем урок. По словарю настроения выберите слово, которое нравится вам. Запомните его.

-Давайте проговорим шёпотом установку на занятие, чтобы вы смогли преодолеть все трудности.

- А теперь улыбнёмся друг другу и - за работу!

Учащиеся слушают, запоминают задачи урока.

Эмоциональный настрой.

Работают со словарём настроения, выбирают свой вариант.

- Мой язык – моё лицо; я должен уметь общаться с людьми, никого не обидев. Я очень спокоен и готов к усвоению новых знаний. Я буду стараться активно работать на уроке

Регулятивные УУД:

саморегуляция, мобилизация волевых усилий к преодолению трудностей.

Личностные: Действие смыслообразования.

Познавательные: контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

#1040;ктуализация знаний.

- Ребята! Мы уже знакомы с баснями И.А.Крылова.

– Назовите их.

– Каких ещё баснописцев, кроме Крылова, вы знаете?

- Что такое басня?

- В чем её отличительная особенность от других жанров?

- Что такое мораль?

- Какова мораль басни «Зеркало и Обезьяна»?

Отвечают на вопросы.

-Называют эти басни, баснописцев.

-Басня всегда поучает, высмеивает человеческие недостатки. В басне выделяют поучительный рассказ и мораль.

Басня - это иносказание. Мораль – вывод, поучение.

Познавательные УУД:

Закрепляют информацию.

Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме.

Регулятивные УУД: контролируют правильность ответов товарищей

#1055;остановка проблемного вопроса.

Подготовка к восприятию басни.

Запись проблемы на доске.

Слайд № 2

Портрет И. А. Крылова.

Слайд №3,4

Монумент Крылову.

Слайд №5 Портрет

Эзопа.

- Сегодня мы познакомимся с новой басней Крылова. Разгадав ребус и загадку, мы узнаем название басни и определим тему урока.

- При затруднении учащихся учитель оказывает помощь в решении ребуса.

- Кто это? Как называется басня?

– В конце урока мы ответим на проблемный вопрос«Почему басни И.А.Крылова актуальны в наше время?».

-С биографией Крылова мы знакомы,

а сейчас познакомимся с памятником ему в Санкт-Петербурге

и с основными этапами жизни баснописца Эзопа.

Ребята приготовили устные рассказы.

Разгадывают ребус

и загадку: «Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост – краса.

«Ворона и Лисица».

Индивидуальная работа учащихся.

Сообщения учащихся

Познавательные:

Выдвигают предполо- жение о теме урока. Решают поставленную задачу.

Коммуникативная:

Отвечают на вопросы, формулируют собственный ответ.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Познавательные:постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: умение слушать.

#1042;осприятие басни.

Работа с толковым словарём Ожегова

Слайд №6 Словарь: гнусна, лесть, льстец, взгромоз дясь, пленил, вещунья.

Аудио приложение к учебнику.

-Прочитайте текст басни «Ворона и Лисица».Выявление незнакомых слов в тексте. Как определить лексическое значение данных слов? Организует работу со словарём: работа в парах

Фронтальная проверка, дополнение, пояснение учителя.

- Художественное чтение басни актёром.

Демонстрация иллюстраций детей к басне.

- Читают текст басни. Стр.137-138.

Отвечают на вопросы.

Коллективная работа.

Все работают со словарём

С.И. Ожегова .

Запись значения слов в тетрадь.

Слушают басню и следят по тексту.

Личностные: понимают

фактическое содержание текста, выделяют в тексте незнакомые слова.

Отвечают на вопросы, строя план и выбирая средства решения задачи.

Коммуникативные:

умение слушать, вступать в диалог.Личностные: внимательно слушают басню, замечают логические ударения, темп, тональность и громкость чтения.

Осмысление. Разбор текста.

Выборочное чтение текста.

- Организует беседу, просит найти подтверждение слов и поведения героев в тексте:- Назовите главных героев басни. – Почему автор говорит, что «лесть гнусна, вредна»?

- Как Лисица появилась под деревом? Что её привлекло? С какими словами она обращается к Вороне? Как она расхваливает Ворону?

Соответствуют ли слова Лисицы действительности? Как автор передаёт радость Вороны от лестных слов Лисицы?

С какой целью Лисица льстит Вороне?

Как Ворона ведёт себя, слушая Лисицу?

За что наказана Ворона?

- Почему на роль слушательницы автор выбрал Ворону? Как мы говорим о человеке, похожем на Ворону? Почему Крылов на роль льстеца выбрал Лисицу? Кого изображает автор под образом Лисицы? А как вы относитесь к Лисице? Как автор относится к Вороне? – А вы? Где в басне стоит мораль?

– Как вы понимаете слова морали этой басни? - А у людей бывают такие ситуации в жизни? -Актуальнали (актуальный - очень важный) мораль басни в наши дни?

Выборочное чтение.

Отвечают на вопросы беседы.

Лестные слова неправдивые, обманчивые

- «Какие перышки! Какой носок! И верно ангельский быть должен голосок!»

- «Вещуньина с похвал вскружилась голова»

- Ей надо было завладеть сыром.

- Ну, почему ты такой глупый, как ворон?».

- Людей хитрых, угодливых, неискренних.

- Мне не нравится её поведение.

- Автор сочувствует ей.

-Мораль в басне стоит в начале.

- Не надо лгать, льстить, т.к. ложь откроется и все узнают, каков ты на самом деле.

-Да. Они и сейчас высмеивают человеческие недостатки, борются с ними.

Познавательные:

Умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения.

Коммуникативные УУД: принимают участие в обсуждении прочитанного текста – инициативное сотрудничество..

Предполагают, с какой целью Лисица льстит Вороне.

Формулируют собственное мнение

Регулятивные: определяют последовательность действий при ведении диалога.

Познавательная:

Осознание и произвольное построение речевого высказывания устной речи.

Коммуникативные: Умение вести диалог,соблюдая правила речевого этикета.

5. Просмотр мультфильма

Мультимедиа.

Компьютер

Демонстрация мультфильма «Ворона и Лисица».

Смотрят и запоминают интонацию диалога, ход действий, поведение героев.

Познавательные:

Взаимодействуют с учителем

при подготовке к выразительному чтению;

#1057;амостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует подготовку выразительного чтения басни в парах. Указывает на логические паузы, логическое ударение, темп и громкость.

- Понравилось ли тебе твое прочтение басни?

- На что надо обратить внимание?

Работа в парах. Распределяют роли.Выразительное чтение басни по ролям. Анализируют свою работу по эталону мультфильма и аудиозаписи.

Коммуникативные:уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: осуществлять контроль ответов товарищей;

Карточка с текстом басни.

- Теперь познакомимся с басней Эзопа.

- Организует прочтение басни Эзопа «Ворон и Лисица».

Индивидуальная работа.

Читают по карточкам басню Эзопа.

Познавательная:Умение разбить текст басни на 2 части: повествовательный рассказ и мораль.

Сравнительный анализ басен Крылова и Эзопа.

7. Применение новых знаний при анализе басен

в типичных заданиях).

- Сравним басню Крылова «Ворона и Лисица» и басню Эзопа «Ворон и Лисица».

– Как названа главная героиня у Эзопа? У Крылова? В чём сходство Вороны и Ворона? В какой басне подробно показано поведение героини? В какой басне Лисица показана более хитрой? Какой Лисица показана у Эзопа: мудрой или хитрой? Приведи доказательство по тексту. Какой совет дала Лисица Ворону?

- Прочтите мораль басни Крылова.

Какова мораль басни у Эзопа? В какой басне мораль высказана прямо, а в какой - подразумевается? Сравни эти морали.

-Что общего у этих басен?

-Чем ещё различаются басни?

Работают с текстом, размышляют и отвечают на вопросы.

-У Крылова Лисица льстивая, лживая. У Эзопа Лисица мудрая.

- Общее: жанр; имя главной героини; герои – животные; басню можно читать по ролям, у басен есть мораль;.

- Различие: авторы, басня Эзопа в прозе, Крылова в стихотворной форме; Мораль в басне Эзопа иносказательна, У Крылова мораль показана, открыто, прямо.

- Зачитывают по тексту.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, отстаивать свои доводы.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в собственной системе знаний.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Презентация«Картинная галерея»

Иллюстрации

детей к басне «Ворона и Лисица»

Работа в парах

- Назовите крылатые выражения изученных басен Крылова.

- Подберите пословицы к изученным басням.

Фронтальная работа с иллюстрациями к басням Крылова.Удалось ли художнику раскрыть образы, характеры героев и содержание басни?Найди слова в басне, раскрывающие содержание иллюстрации.

Приводят примеры по памяти, используя текст басен.

льстит, а тот тебе друг, кто добро творит»,

- «Лебедь, Рак и Щука» - «Не сошлись обычаем, не бывать и дружбе».

Регулятивные: выявление типов заданий, прогнозирование, где используется новый способ действия .Коммуникативные:

Сотрудничество в поиске и сборе информации:

Познавательные:

Понимание фактического содержания басен и их социальной роли.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Кроссворд

на карточке.

Разгадай кроссворд.

- Что нового узнали на уроке, чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

– Что вам на уроке понравилось больше всего?

- Как изменилось ваше настроение?

– Каким оно стало?

- Нашли ли мы ответ на наш проблемный вопрос: «Почему басни Крылова актуальны в наше время?».

- Давайте вместе сформулируем этот ответ.

Коллективная работа.

Учащиеся разгадывают кроссворд.

- На этом уроке я познакомился

- Сегодня я научился

- Мне понравилось

– У меня получилось…

Урок мне понравился. – Настроение моё улучшилось:

- Басни Крылова помогают человеку увидеть и осознать свои пороки и исправить их.

- Многие выражения басенного мира стали «крылатыми» и широко используются в виде пословиц и поговорок.

Познавательные: добывать новые знания, используя информацию урока и жизненный опыт.

Личностные:

Умение адекватно оценивать свои знания, давать самооценку своей учебной деятельности.

Познавательные:

Понимание социальной значимости басен И.А.Крылова.

Умение структурировать знания, контроль и оценку результатов деятельности

Регулятивные:

Адекватно воспринимать оценку учителя и товарище

10. Домашнее задание.

Базовый уровень: выучить басню «Ворона и Лисица» наизусть, выучить новые слова.

Творческий уровень:

Написать мини сочинение «Чему научили меня басни И.А.Крылова?».

Запись домашнего задания в дневник.

Творческое задание по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....