Литературное чтение. Тема: С.Д. Дрожжин. «Родине»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа д. Новая Бура
муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: «С.Д. Дрожжин. «Родине»»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и уважения к Родине.
Цели:
1. Обучающая.
Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине.
Познакомить с творчеством русского поэта С.Д. Дрожжина, раскрыть смысл
стихотворения « Родине», учить анализировать произведение через слова автора,
выразительных средств. Учить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение.
2. Развивающая.
Развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление,
грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.
3. Воспитательная.
Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине, к
родному краю, бережное к нему отношение
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать биографию автора, основные литературные термины;
- Уметь анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения.
Личностные:
- Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- Проводить самооценку своих действий, поступков;
- Устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Л. Ф. Климанова, презентация, раздаточный материал.
Этап урока. Методы и приемы | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа | - Присаживайтесь. Приведите свое рабочее место в порядок и проверьте, все ли у вас готово к уроку. | Приветствие учителя. Приведение своего рабочего места в порядок. | Р: организовать свое рабочее место под руководством учителя (волевая саморегуляция) |
II. Актуализация знания и мотивация Словесный: беседа | - А) Речевая гимнастика. Но давайте сначала внимательно читаем и найдем пропущенные слова. Наша Родина ….( Россия) Столица России ….(Москва) Степи, озёра, леса и поля- Всё это наша …..(Родина) Б) - Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете. - Слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие, есть вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое слово. -Что это за слово?! 1. -А, чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить задание на карточках. Вам нужно найти начало и конец пословиц. Эта работа в парах. Среди этих пословиц есть одна, которая поможет ответить на поставленный вопрос. Родина - мать, умей за неё постоять. Нет в мире краше Родины нашей Землю красит солнце, а человека труд. -Значит,какое это слово? -Правильно, а как вы понимаете значения этих пословиц? - Почему родину называют матерью? -Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? 2. -Подберите синонимы к слову Родина. Найдите Однокоренные слова к слову Родина В) Постановка целей и задач - Ребята, каждый из нас как-то по- особому может выразить свои чувства к Родине. Например, композитор пишет музыку, художник, это делает с помощью красок, поэты, говорят о Родине - поэтической строкой. Взгляните на экран? (портрет С.Д.Дрожжина) – Знаком вам этот человек? – Это русский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Открыли учебники стр.133 | (читают про себя, по слогам, жужжащим, выразительно) Родина 1.Русь, Россию часто сравнивают с матерью. Мы любим маму, относимся к ней нежно с теплотой, с любовью и заботой. Так же и к Родине 2.В мире очень много прекрасных мест, красивых пейзажей, удивительных стран, морей, рек и лесов. Нам нравится смотреть, когда мы туда приезжаем. Но дороже всего нам именно те места,где мы родились, где прошло наше детство, где всё родное и понятное, близкое. И возвращаться домой всегда радостно и приятно. Поэтому мы и говорим, что нет ничего краше, чем Родина наша. 3. Пословица «Землю красит солнце, а человека труд» раскрывает саму суть красоты. Человек, который трудится своими руками, прекрасен. Только благодаря труду человек способен творить необычайно красивые и полезные вещи. Русь, Россию часто сравнивают с матерью. Мы любим маму, относимся к ней нежно с теплотой, с любовью и заботой. Так же и к Родине) Мы будем говорить сегодня о родине (Россия, Отечество, Отчизна) (родной, род, родненький, родимый) нет | П: использование знаково-символических средств, подведение под понятие Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа | – Какова тема урока? – Какую цель ставим перед собой? | (-Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине».) 1.Познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине». 2.Учить анализировать литературные произведения, выделять главное,. 3.Развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения. | Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа Практический: упражнение | - Но прежде, познакомимся с небольшой биографией поэта. Рассказывает один ученик А) Слово о поэте. Презентация 1.Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился 6 декабря в1848 году, на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке Низовка Тверской губернии в семье крепостного. Своё творчество посвятил: труду крестьян, так как сам родился в 19в. В крепостной крестьянской семье и лично испытал его тяжесть; русской природе; любви к Родине. 3.Его дед умел читать, знал много сказок. От бабушки и матери часто слышал русские песни. Дед научил читать, и ещё два года учёбы в деревенской школе научили писать и считать. Но с 11 лет был отправлен на работу. 4.Сменил много профессий. Тяжела была его жизнь. Но всегда стремился к знаниям. Сам стал писать стихи о том, что ему дорого. 6.Стал известным поэтом. Прожил восемь десятков лет, и умер в страшном 1930-м году, перед началом массового голода. - Кто из вас запомнил, когда родился писатель? - Молодцы. В каком городе он родился? Вывод: Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но зато много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. -Образ Родины- один из главных в творчестве поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Так ли это, мы узнаем, познакомившись с его стихотворением. Прослушайте его. Аудиозапись Слушание стихотворения в записи -О чём стихотворение? (О Родине) - Какие чувства оно вызвало у вас? (Чувство гордости за свою Родину) -Как вы думаете, почему автор назвал свое стихотворение «Родине», а не «Родина»? В) -Я предлагаю вам прочитать стихотворение самостоятельно. - Отмечайте непонятные слова. Г) Словарная работа – групповая работа .СЛОВАРЬ - А сейчас давайте объясним значение непонятных слов выразительно читают стихотворение по цепочке!!!! Постарайтесь выразить восхищение, восторг. | Знакомятся с биографией автора. Он родился 6 декабря 1848 года. - Родился в Тверской губернии.
(Это обращение к Родине) молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой чарующий простор - прекрасный, великолепный среди приветных деревень - гостеприимные, рады гостям молитвенно- с молитвой, мольбой; чарующий- от чары- волшебство, колдовство; приветных- ( устаревшее) обращенное к кому- либо выражение доброго пожелания взор- взгляд. | Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения К: формировать собственное мнение и позицию Молитвенно (с молитвой), чарующий (от чары – волшебство, колдовство), приветный (выражает добрые пожелания), гордость (чувство собственного достоинства, самоуважения, чувство удовлетворения от чего-нибудь), гордиться (испытывать гордость от чего-нибудь). |
физмин | По родному краю Дружно мы шагаем. ( Марш на месте.) Справа от на – зелёный луг. ( Поворот.) Слева находится лес. ( Поворот.) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! ( Махи руками.) | ||
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа Практический: упражнение, работа с учебником | Д). Работа над произведением -От чьего лица ведется речь? - С каким чувством он обращается к Родине? -Почему автор называет Волгу родной? - Для чего автор остановился? - Куда взглянул поэт? Как? -Отчего же леса темные? -Почему весна это праздник? - Подберите синонимы к слову «праздник»? Какие ассоциации возникают при слове праздник? У каждого народа бывают свои праздники,но и есть общие для всех торжества.В этом году президентом России В.В. как назван?(ХОРОМ). годом народного искусства и культурного наследия Во время праздников мы узнаем о культуре народов.Искусство народа его культура оно проявляется на праздниках.Например, у нас в Буре во время Сабантуя марийцы одевают марийскую одежду.Этот год посвящен ,чтобы сохранить традиции разных народов. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе,языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». - Как вы понимаете «дышать бодро»? -Как вы понимаете слова «народ все силы отдает»? -Каким поэт называет труд? Найдите в стихотворении - А труд может быть не свободным? (- Да. Дрожжин родился в семье крепостных. Раньше большинство крестьян не могли свободно покидать своих господ, помещиков. по законам того времени земля прикреплялась к помещикам. на ней должны были работать крестьяне. богатство помещика определялось по количеству мужчин. Это было во времена Екатерины 1. И только в 1861 году указом Александра 1 крепостное право было отменено.) - Что значит грудь наполняется восторгом? - Какой называет Родину? -Как вы думаете, каким должен быть человек, сумевший так выразительно написать о Родине? -А теперь ребята, попробуйте кластер на слово РОДИНА -Давайте ещё раз обратимся к этому стихотворению и попробуем составить кластер из слов по теме «Родина», которые выражают чувства автора в этом стихотворении. Работаете в парах (Волга,просторы,леса,деревни,восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила,народ,праздник,) - Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на слайд | (- От имени автора) (- С чувством гордости) (Он родился около реки Волга. Волга- самая протяжённая река в Европе, её протяжённость 3530 км.) (- Чтоб полюбоваться красотой вокруг,) ( - На небеса, с мольбой) (- Ещё ранняя весна) (всё оживает,цветет) (Веселье, торжество, песни,танцы,гости.хор, настроение. ( - Свободно.) (-Трудятся с удовольствием) -Свободный, (на благо народа, на своё благо) Чувством радости, гордости) ( -Великой и святой) (Любящим свою Родину, чутким, внимательным) | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений |
VI. Самостоятельная работа Словесный: беседа Практический: упражнение | А теперь мы проверим как мы поняли содержание стихотворения. ОНЛАЙН ТЕСТ Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 134-135. Кто, по вашему мнению, здесь изображен? Где? Что видит? Что слышит? -Какие знакомые деревья вы видите на картине? (Березы) -Чем береза является для России? (Символом.) Какие краски использует художник? Сделайте вывод, как относится Дрожжин к Родине -Ребята, если внимательно посмотрите на иллюстрацию.-Чем она близка? | -Простой русский человек, он находится на берегу реки. -Он видит свою деревню, слышит голоса природы. -Теплые, нежные. - Поэт использовал тёплые, нежные слова о Родине, и художник тоже, он использует нежные, тёплые краски. У нас тоже в деревне есть река Юрязе.,где летом можно увидеть | Р: контроль, коррекция, оценка |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа Практический: упражнение | А) Беседа о малой Родине У человека есть большая и малая родина. Как вы это понимаете? (Та родина, которая для всех одна – РОССИЯ, а наша деревня лишь маленькая её часть.) Что вы можете назвать своей малой родиной? (Ответы, возможно: край, область, посёлок, улица, дом, друзья и т.д.) На нашей выставке ваши рисунки, они объединены одной, общей темой « Моя малая Родина». - Что, вы, изобразили на своих рисунках? - Что, особенно хотелось выразить? Как вы относитесь к родному краю? -Для каждого человека Родина начинается с того места, где он родился, произнес первые слова, сделал первые робкие шаги, где пошел в школу. У каждого человека, живущего на планете есть своя Родина. Для нас с вами – это Россия. Но и у каждого из нас есть малая Родина. -Наши отцы и деды любили свою Родину, защищали её, прославляли „Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда” Нам с вами тоже выпала честь родиться в таком удивительном крае. Гордитесь, дорогие, Вы родились и растёте в славном и прекрасном ,мирном краю. Не случайно этот год у нас в Башкортстане обьявлен Годом модернизации профессионального образования, достойных условий труда и трудовых династий -Чему будет уделено внимание в нашем республике? Это значит,лучшие условия труда на заводах,фабриках, в колхозе.Условия получения хорошие профессиональные знания.Будут проводить конкурсы где участвуют трудовые династии.Династия это дети продолжают дела своих родителей, идут по их стопам. | Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности | |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | - О чем стихотворение, которое мы читали сегодня на уроке? - Какие чувства оно у вас пробудило? - Какая цель стояла перед нами на уроке? - Достигли ли мы ее? Сегодня на уроке я узнал… На уроке я понял… На уроке я почувствовал… Послушайте задание на дом: -Подготовить выразительное чтение - найти средства выразительности, характерные для стихотворения. ( это олицетворения, сравнения, эпитеты) -сделать рисунок или раскадровку А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока. -Я приготовила вам берёзу. Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас имеется по 2 листочка - зелёный и жёлтый. -Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою деятельность на уроке. | П: доказательство качества выполнения задания; К: умение полно и точно выражать своё мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: С, Д. Дрожжин "Родине"
Познакомить детей с новым произведением С. Д. Дрожжина "Родине". Воспитывать через произведение чувство патриотизма, гордости за свою родину....
Презентация к уроку литературное чтение (4 класс) на тему: "С. Д. Дрожжин. Родине"
Материал подобран к предмету Литературное чтение. 4 класс...
Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин....
Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: С.Д. Дрожжин "Родине". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с стихотворением «Родине» Спиридона Дмитриевича Дрожжина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...
Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Д. Дрожжин "Родине""
Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора С.Д...
Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Пришвин "Моя родина"
Конспект урока для урок литератного чтения в 4 классе, УМК "Планета знаний"...