Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Пришвин "Моя родина"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока для урок литератного чтения в 4 классе, УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_literatu.docx | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе. УМК «Планета знаний»
Тема урока : М.Пришвин «Моя родина»
Цель:
- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».
Задачи:
- учить понимать смысл текста;
- формулировать основную мысль своими словами;
- сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор.
Ход урока.
1.Организационный момент
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Начнем наш урок с разминки.
-У вас на столах лежать части трех пословиц, сопоставьте их по смыслу.
Кто много читает…(, тот много знает)
- Чтение – лучшее…(учение)
- Будешь книги читать…(-будешь всё знать)
-Все верно, вы справились с заданием.
- Посмотрите на экран, перед вами высказывание французского писателя - философа Денни Дидро:
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
-С какой мудростью делится с нами философ, зачем нам надо читать? ( Из книг мы узнаем много нового, можно узнать о других странах, природе, истории, о том, что нас интересует. Я думаю, нужно читать для того чтобы быть более грамотными. Книга это источник знаний )
- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.
- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?
(Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомиться с новым писателем, произведением. Мне хотелось бы, узнать что-то новое для себя.)
- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)
- Я желаю вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.
2. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.
Родина
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина.
-Что такое Родина? Назовите возникшие ассоциации. ( Для меня Родина это место в котором я живу. А у меня слово «родина» ассоциируется с моей мамой, она такая же близкая и родная, никогда меня не предаст. Слово «родина» ассоциируется у меня с родным домом. Родина- это Россия)
- Подберите синонимы к этому слову. (Отчизна, Отечество, Отчий дом, место рождения, родной край…)
-Хорошо, у вас на столах лежать словари Сергея Ивановича Ожегова, я предлагаю вам сравнить ваши предположения со значением слова из словаря. Что же стоит за этим большим и ёмким словом – Родина?
Прочитайте.
- Думаю вы отлично справились.
-Каждый урок у нас встреча, открытие чего-нибудь нового. Сегодня урок не исключение.
Слайд
-Вы знаете кто это? (Да, мы уже знакомились с этим писателем ранее, это портрет Михаила Пришвина)
-Совершенно верно. Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов и Михаил Михайлович Пришвин не исключение. Это удивительнейший человек, страстно любящий природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.
-Ребята, вы уже можете предположить, о чем мы будем вести речь на уроке, на какую тему будет произведение? (я думаю, мы продолжим знакомство с автором, а новое для нас произведение будет на тему родина)
-Как вы думаете, текст, который мы будем читать, будет о какой Родине, об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились? Пока предположите, ответим на вопрос в конце урока (ответы детей)
-Какую цель мы поставим перед собой? ( продолжить знакомство с биографией автора, познакомиться с содержанием произведения, выражать главную мысль части, выразительно читать.)
- А достичь поставленной цели нам поможет план решения проблемы.
1. Я познакомлюсь с (новым произведение)
2. Узнаю ( что-то новое о писателе)
3. Буду учиться (читать бегло, выразительно, понимать текст)
- Итак, тема нашего урока М.Пришвин «Моя родина»
На слайде тема: М.Пришвин «Моя родина
-Ребята, сейчас я предлагаю вам продолжить знакомство с биографией писателя. У вас на столах лежат тексты биографии автора и заготовки интеллект-карты. Этот вид работы, для вас уже знаком, но я хочу напомнить вам, что карта заполняется во время работы с текстом. Работать мы будем по группам, каждая группа должна заполнить свой участок карты.
Первая группа заполняет зелёную и синюю ветви, вторая группа –красную и желтую, третья группа- салатовую и оранжевую.
После заполнения и сбора целой карты, один из участников группы должен защитить свою карту и кратко рассказать об основных моментах из жизни писателя.
(мне взять биографию)
- Вы молодцы, так хорошо поработали над биографией писателя. Узнали столько нового. Настало время отдохнуть.
Физкультминутка.
Ой на улице мороз,
Ну-ка все взялись за нос,
И не к чему нам бить баклуши,
Ну-ка все взялись за уши.
Покрутили, повертели
Вот и учи отогрели.
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали,
И чуть-чуть потопали.
-Ребята, посмотрите, пока мы отдыхали, белоствольная березка приготовила для нас сюрприз. Подул сильный ветер и несколько листочков закружились в воздухе, что мы на них видим? (Я заметил, что на листьях написаны литературные жанры)
сказка, рассказ, басня, стихотворение, очерк
У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах. Прочитайте по абзацам друг другу в парах определения, подумайте и обсудите, к какому жанру относится данное определение. Сопоставьте название жанра и его описание.
1. Сказка - это повествовательное произведение устного народного творчества с вымышленными (волшебными) героями и событиями.
2. Рассказ - это небольшое повествовательное произведение, написанное писателем.
3. Басня- это краткий, чаще стихотворный, нравоучительный рассказ, в котором высмеиваются пороки людей.
4. Стихотврение- это небольшое поэтическое произведение в стихах, написанное поэтами.
5. Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, России, природе, в котором описывается событие из реальной жизни автора. В нем нет вымысла.
-Так какой же сюрприз она нам приготовила…( Мы встретили затруднение, мы не знаем к какому жанру относится 5 определение, мы не читали такие произведения.).
- А я вам сейчас помогу разгадать загадку природы. Посмотрите на экран, это новый для вас вид литературного жанра и он называется очерк. (слайд 11 с определением). Вот какое значение этого слова мы можем увидеть в словаре Сергея Ожегова.
Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке.
-Как вы думаете, для чего природа устроила нам такой сюрприз. (Чтобы мы познакомились с новым литерат.жанром. Я думаю, что именно в этом жанре написано новое произведение.)
-Совершенно верно.
- Теперь когда мы знаем, к какому жанру относится произведение наступило время познакомиться с ним. Сейчас, вы прослушаете аудиозапись, ваша задача внимательно слушать и представлять всю картину, которую описывает в произведение писатель.
- Поделитесь своими впечатлениями от услышанного и расскажите, что вам больше всего запомнилось, поразило, удивило. Свой ответ начать вам помогут эти слова.
(Обратить внимание детей на доску и экран, где записаны слова: «мне запомнилось…, меня удивило…, меня поразило…»)
- Подумайте и скажите, какая тема этого произведения?
(Через описание красоты родной природы, автор говорит о любви к Родине.)
- Итак, мы переходим к работе с текстом. Откройте учебники на стр.64. Перед работой с ним, для большего осмысления, прочитаем текст ещё раз. Чтение «Буксир», за хорошо читающим учеником.
-Начинаем работу текстом, работать будем в группах по плану.
У каждой группы на столе есть «План работы группы», так же этот план отображен на экране. Постепенно, работая со своей частью текста, отвечайте на вопросы плана, фиксируйте свои ответы в бланках ответов.
Первая группа-вы работаете с содержание 1-2 части. Вторая группа- 3-4 абзац, 3 группа готовить вопросы от слов «После чаю я уходил на охоту» до слов «не встречался». Заканчивать работу над текстом мы будем вместе.
План работы группы.
1.Познакомиться с содержанием части.
2. Назвать основную мысль.
3. Озаглавить.
4. Выписать не знакомые слова и выражения.
5.Составить 2-3 вопроса.
-Начинаем проверку с первой группы по плану.
- Мы думаем, основная мысль нашей части заключается в том, что нужно вставать до солнца, чтобы насладиться тишиной утром, восходом солнца, попить вкусного чая) .
- Мы озаглавили эту часть «Прекрасный чай».
- Нам встретился незнакомый предмет. Это глиняный горшочек, в котором кипятили молоко.
-Я покажу его вам. Этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало.
Вопросы.
- Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)
- Что однажды сделал маленький Пришвин и чем его угостила мама?
- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
2)Вторая группа готовила 3, 4 абзац.
-Мы работали содержанием 3 и 4 части.
-Мы думаем, основная мысль нашей части заключается в том, очень полезно просыпаться рано утром, это дает силы, здоровье, радость.
- Мы озаглавили эту часть «Вставать с солнцем».
Нам встретилось такое выражение «подниматься с солнцем». Мы думаем, что оно обозначает вставать рано, подниматься на рассвете. «Прибыло здоровья» - значит, состояние улучшилось, словно, дали здоровья.
- В городе люди обычно встают поздно. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему? (Это стало его привычкой)
- Догадались почему автор вставал рано?
3) 3 группа готовила вопросы от слов «После чаю я уходил на охоту» до слов «не встречался».
-В нашей части, основная мысль, что важен поиск нового).
- Хотели бы озаглавить часть «Находки».
Вопросы
- Куда уходил Пришвин после чаю?
- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)
- Как вы понимаете значение слова "находка"?
- Хорошо, а дальше мы работаем все вместе, я тоже подготовила для вас несколько вопросов, но прежде чем их задать, прочитаем последнюю часть текста.
- К кому обращается автор в этой части?
- Как он называет Вас? (хозяевами)
- Что обозначает слово "кладовАя", выскажите свои предположения.
(Кладовая – это комната где что-то хранится)
- С чем сравнивает автор природу? ( с кладовОй)
- Не просто кладовАя, а кладовАя солнца. Почему?
(Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке).
- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель?
(Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни).
- Как можно озаглавить эту часть? (Обращение к молодым друзьям)
- Как вы думаете: какая главная мысль всего текста? (Беречь и ценить природные богатства родного края)
-Чему учит произведение? ( ценить красоту окружающего мира, жить в гармонии с природой, учит, что природа-наш дом)
-О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»? (Когда рассказывает о маме, о родном доме, о чае с молоком, и даже о походах в лес – о малой родине, он там родился и жил. А когда говорит, о кладовые СОЛНЦА - природе, о ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩАХ ЖИЗНИ – О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ПТИЦАХ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ – О большой- О СТРАНЕ, ДАЖЕ О ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ)
Вывод:
- Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
Если бы природа умела говорить, то с какими словами она могла бы обратиться к людям? (Берегите! Не уничтожайте! Любите! Охраняйте! Жалейте! Наслаждайтесь! Не ломайте! Не рвите! Не губите!)
-А что значит «охранять»? (любить, беречь, заботиться, помогать, обогащать, хранить и т. д.)
Итог урока
- Давайте вспомним цель урока. (на слайде)
- Достигли ли мы ее?
-Продолжите предложения.
- Мы узнали о Пришвине М.М.,( что этот писатель особенно любил природу.)
- Мы поняли,( что охранять природу, значит беречь Родину.)
- Мы учились (читать бегло, выразительно и понимать текст.)
- Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь? (Что вы сегодня унесете в своем сердце и запомните на всю жизнь)
Все: "Охранять природу – значит охранять родину!".
-Вы все сегодня хорошо работали на уроке, молодцы.
Домашнее задание каждый выберет себе сам по силам. Я предлагаю вам 3 варианта.
1 вариант. В Дневнике ру выполнить тестирование по произведению
2 вариант. Стр. 14-15 читать и пересказывать; выучить отрывок наизусть.
3 вариант. Стр. 14-15 читать и пересказывать; написать мини-сочинение «Моя малая Родина».
Рефлексия.
У каждого из вас на столе лежат сердечки. Тот, кто очень хорошо понял тему, и она ему глубоко зашла в душу , возьмут сердце розового цвета. Те ребята ,кто не совсем всё понял, возьмут сердечко оранжевого цвета.
-На сердечке продолжите фразу: «Я подарю своей Родине…»
-После того как вы его закончите, поднимите их , только так -вы огромная сила, сила добра, которую никому не сломать
Спасибо всем за урок! За вашу добросовестную и плодотворную работу.
Берегите Россию – нет России другой
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно её быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения М. Пришвин "Моя родина"
Материал урока представлен в виде технологической карты....
План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс
Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...
Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;развитие навыков чтения: правильности, сознательнос...
Конспект урока литературного чтения. Тема : Мягкий согласный звук [ч\' ] Чтение слов , предложений с буквой ч. /1 класс/ УМК "Школа России"/
Урок закрепления изученного по теме ( игровая форма)...
Конспект урока литературного чтения «С.Д. Дрожжин «Родине»» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством С.Д. Дрожжина, его стихотворением «Родине»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализиров...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Т.Бокова "Родина слово большое, большое...""(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Т.Бокова “Родина слово большое, большое...”.Задачи...
Конспект урока литературного чтения "М. Пришвин. Моя Родина"
Цель:- знакомство с произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».Задачи:- учить понимать смысл текста, формулировать основную мысль своими словами;- формировать навык выразительного, грамотно...