В чем заключается суть обучения чтения?
статья по чтению
В чем заключается суть обучения чтения?
На самом деле все просто – самое главное, чего мы должны добиться в обучении чтению – это понимание прочитанного. Вспомните, какую последнюю книгу или журнал вы читали? Вспомнили? Что сейчас происходило в вашей голове? Ваш мозг сразу начал рисовать вам обложку, картинки из ваших фантазий по тексту. Возможно вы даже вспомнили какой-то момент, когда вы читали эту книгу – как вы сидите в кресле, лежите в кровати и т.п. Сразу вспомнили качество бумаги. Не так ярко вспомнили прочитанное те, кто пользуется электронными книгами. Как вы думаете почему? Потому что вы получили обратную связь от сенсорики. Когда ребенок читает осмысленно, его воображение рисует картинку по этому тексту, текст воспринимается и запоминается. Очень часто в школе учитель просит ребенка нарисовать картинку к прочитанному произведению. Это помогает понять, понял ребенок, о чем он прочитал или нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_chem_zaklyuchaetsya_sut_obucheniya_chteniya.docx | 266.95 КБ |
Предварительный просмотр:
В чем заключается суть обучения чтения?
На самом деле все просто - самое главное, чего мы должны добиться в обучении чтению – это понимание прочитанного. Вспомните, какую последнюю книгу или журнал вы читали? Вспомнили? Что сейчас происходило в вашей голове? Ваш мозг сразу начал рисовать вам обложку, картинки из ваших фантазий по тексту. Возможно вы даже вспомнили какой-то момент, когда вы читали эту книгу – как вы сидите в кресле, лежите в кровати и т.п. Сразу вспомнили качество бумаги. Не так ярко вспомнили прочитанное те, кто пользуется электронными книгами. Как вы думаете почему? Потому что вы получили обратную связь от сенсорики. Когда ребенок читает осмысленно, его воображение рисует картинку по этому тексту, текст воспринимается и запоминается. Очень часто в школе учитель просит ребенка нарисовать картинку к прочитанному произведению. Это помогает понять, понял ребенок, о чем он прочитал или нет. Но вот не все методики научат этому осмысленному чтению. Многие новаторы отошли от обучения детей буквам, а склоняются к тому, что надо просто учить читать, не привязывать ребенка к образному восприятию буквы. Т.к. иначе буква будет ассоциироваться с конкретным предметом или картинкой, как например А – аист или арбуз, Б – белка, баран... Но как же тогда получить обратную связь от сенсорики? Как тогда ждать от ребенка осознанности чтения? Например, просто заучивая слова по карточкам, ребенок столкнется с проблемой их понимания. Он не имеет возможности складывать слова сам, те, которые знает, например, из кубиков. Его чтение упрётся в то, что его мозг будет читать тексты целыми заученными словами, пропуская те, которые он не выучил по карточкам.
Ведь иногда открыв инструкцию к каким-либо лекарствам, мы начинаем читать в пустую, потому что совершенно не понятно, что это за слова. Некоторые слова даже читаем по слогам, чтоб их правильно произнести. Так же и дети.
Поэтому с педагогической точки зрения, необходимо давать ребенку возможность узнавать звуки имея как можно больше образов, чтоб он понимал, что этот звук есть в этом слове, и в этом, и в этом. Здесь он в начале, в этом слове в середине, а в этом – в конце.
Способствуют ли кубики с буквами раннему обучению чтения? Да, способствуют. Это очень хорошая основа для ненавязчивого обучения звукам, если уж не хотите учить буквы.
Какую методику выбрала бы я для своего ребенка? Однозначно взяла бы Монтессори. Но это очень энергозатратно, да и хранить столько всего дома сложно. Методике Зайцева лично я скажу да! Но надо помнить, что это все же процесс учения, и тут надо знать методику, мне он близок, потому что создан на основе классической. Там даже продуманы твердые, мягкие, глухие и звонкие звуки. А это фонетика – очень важный раздел в русском языке. Люди с развитым фонематический слухом с раннего возраста называют себя "врождённо грамотными". Так же буду использовать букварь Жуковой, потому что я знаю несколько логопедов, которые именно по нему работали с разными нарушениями у детей. А значит букварь продуман до мелочей.
Но никто не говорит, что нельзя взять из нескольких методик всего по чуть - чуть. Главное просто выстроить алгоритм работы, а не бросаться из стороны в сторону. Если уж начали учить буквы и вместе с ними звук, то учите все буквы. Если начали сразу звуки, то не добавляйте в середине алфавита буквы. Они потом притянутся сами, при чтении. (Не все понимаю разницу между буквой и звуком. Например, К. Буква "ка", а звук не "кэ", как мы привыкли говорить, а именно "к". Б- буква "бэ", а звук - "б". М - буква "эм" звук "ммммм" он тянется и.т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В чём заключается феномен человека, явившегося в историю под звучным именем Наполеон?
Что же скрывалось за этой загадочной личностью? В чём заключается феномен человека, явившегося в историю под звучным именем Наполеон? На этом уроке можно показать исторического деятеля как сына ...
Красота человека заключается в его делах
Классный час "Красота человека заключается в его делах" для обучающихся начальной школы...
Технологическая карта урока литературного чтения1 класс (обучение грамоте) по теме "Звуки [м] — [м`], буква М м"
Технологическая карта урока в период обучения грамоте по ознакомлению с согласными звуками....
В чём заключается логопедическая служба.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т. е. работает на...
Тематическое планирование уроков чтения4 класс УМК "Школа 21 века"
Поурочное планирование....
"В чем заключается влияние пальцев на развитие речи"
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...
Урок литературного чтения1 класс "Гласный звук и буквы О, о."
Урок литературного чтения по программе "Школа России" Раздел "Добукварный период" Тема Гласный звук [o], буквы О, о. https://yadi.sk/d/XaSZhZ-fjvVtVw ...