Материалы к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "Я и Вовка"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_po_teme_ya_i_vovka.docx | 48.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Конспект урока литературного чтения
на тему: «Я и Вовка В. В. Лунина»,
Санкт-Петербург
2021
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Предмет | Литературное чтение | ||
Тема занятия Класс | «Я и Вовка В. В. Лунина» 2 | ||
Цель занятия | Создание условий для знакомства обучающихся с жизнью и творчеством В.В. Лунина и понимания идеи его стихотворения «Я и Вовка». | ||
Планируемые результаты | |||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | |
Л1. Иметь мотивацию к учебной деятельности, интерес к предмету. Л2. Демонстрировать сформированность адекватной, позитивной и осознанной самооценки. Л3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Коммуникативные: МК.1. Уметь оформлять диалогическое высказывание; МК.2. Уметь самостоятельно контролировать и корректировать свои действия, давать им оценку. МК.3. Участвовать в диалоге; МК.4. Уметь сотрудничать в совместном решении проблем; МК.5. Уметь четко высказывать свои мысли; Познавательные: МП.1. Уметь самостоятельно формулировать цель. МП.2. Уметь выбирать наиболее подходящие способы решения проблем исходя из сложившейся ситуации. МП.3. Уметь перерабатывать полученную информацию; МП.4. Уметь наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы; МП.5. Стремиться к освоению новых знаний и умений. Регулятивные: МР.1. С помощью учителя составлять алгоритм решения учебной задачи. МР.2. Самостоятельно определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. МР.3. Уметь составлять план действий на урок. МР.4. Уметь анализировать собственную работу; МР.5. Уметь определять цель своей деятельности; МР.6. Уметь давать ответы на конкретные вопросы; МР.7. Уметь демонстрировать свою точку зрения. | П1. Уметь читать и воспринимать на слух произведение П2. Уметь видеть и понимать поступки, совершаемые героями произведения; П3. Уметь рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер. П4. Понимать и осознавать идею стихотворения Лунина «Я и Вовка», формулировать эту идею посредством пословиц: Верному другу цены нет. Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь. Друга люби — себя не губи. П5. Понимать и применять литературоведческую лексику в анализе произведения П6. Уметь делить текст на части и озаглавливать их. | |
Учебная задача | Кто такой настоящий друг и какими качествами он обладает? | ||
Основные понятия, используемые на уроке | Стихотворение, идея, замысел, авторская позиция, биография | ||
Образовательные технологии, используемые на уроке | Диалоговая Рефлексивная Здоровьесберегающая Работа в парах | ||
Вид используемых на занятии средств ИКТ | компьютер, проектор, электронная доска, презентация, раздаточный материал | ||
Образовательные ресурсы: Для учителя
Для ученика |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | |||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | П.Р. | |
Подготовка к занятию: Подготовка оборудования, подключение презентации. | Дети входят в класс, здороваются с педагогами, присаживаются на свои места, готовятся к занятию | ||
1 часть. Организационный момент. Мотивация к работе. 1-2 минуты | |||
Приветствие: Прозвенел уже звонок. Добрый день ребята, меня зовут ….. и сегодня проведу для вас урок литературного чтения. Наше с вами занятие будет непростое, а очень интересное и увлекательное. Так как мы отправимся с вами в страну «Литературию», которая поведает нам одну интересную историю. Но прежде чем начать, нам стоит узнать кто нас будет сопровождать по стране, так как она очень большая и в ней можно заблудиться. А поможет нам в этом загадка, которую я загадаю. Готовы слушать? Хорошо… У него четыре лапы, Да, ребята, верно, сегодня мы с вами будем путешествовать с нашим другом, котом Мурзиком, и он поможет узнать нам одно интересное произведение. Но перед этим посмотрите на доску, на ней отражена пословица, она будет девизом нашего урока. (Пословица: Знание лучше богатства.) Как вы думаете, что значит эта пословица? О чем она говорит? Хорошо, давайте проверим наше предположение. | Дети встали возле парт, поприветствовали педагога Дети присели, начали слушать педагога. Кот Она говорит нам, что знания которые мы получаем, являются самым главным в нашей жизни и если их не будет, то не богатства, не успеха тое не будет. | Л1 Л3 МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 | |
2 часть. Актуализация полученных ранее знаний. 4-5 минут | |||
Чтобы узнать какую тему затронет наш урок, я предлагаю посмотреть вам небольшой видеоролик. (Просмотр видео, длинной 1,37) Как звери повели себя с ёжиком? Они хотели подружиться с ним или наоборот посмеяться над ним? Хорошо, исходя из этого видео, как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Да, ребята, вы правы. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. А для этого скажите мне что такое дружба? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Чего настоящий друг никогда не должен делать? Хорошо, ребята, откройте свои волшебные учебники на странице 77 и прочитайте название произведения, которое нам предстоит изучить. | Просмотр видео материала Сначала они остерегались его и боялись, но потом все изменилось Они хотели подружиться с ним, но боялись уколоться о его иголки. О дружбе Дружба — это доверие человеку, общение с ним и забота. Добротой, отзывчивостью, пониманием Обижаться, ссорится, обманывать и предавать | ||
3 часть. Целеполагание. Постановка учебной задачи. 4-5 минут | |||
Исходя из наших ответов на вопросы и названия стихотворения какую цель, мы можем поставить перед собой на нашем уроке? Да верно, цель нашего урока узнать, кто такой настоящий друг и как должны вести себя настоящие друзья, путем изучения стихотворения «Я и Вовка». А теперь ребята давайте посмотрим на слайд и первую парту по центру, на них расположены книги или их фотографии. Эти книги одного автора, с которым вы еще не знакомы. Кто хочет прочитать как зовут автора, с которым мы сегодня познакомимся? Да вы правы, сегодня мы познакомимся с вами с жизнью и творчеством Виктора Владимировича Лунина, а расскажет нам о нем наш Мурзик. | Узнать кто такой настоящий друг и как должны вести себя друзья. В. Лунин | МП1 | |
4 часть. Открытие нового знания. | |||
Но перед этим давайте ответим на его некоторые вопросы. Рассмотрите иллюстрации к тексту. Предположите, о ком или, о чем этот рассказ. Как вы думаете, что могло произойти с этими героями? Хорошо, давайте выполним с вами небольшое задание. Посмотрите я вам на парты раздала небольшие карточки, на них написаны пословицы. Ваша задача в парах попробовать обсудить и объяснить смысл этих пословиц. Поднимите руки кому не понятно задание. Даю 2 минуты. (Назвался другом - помогай в беде. Друзья познаются в беде.) Как вы считаете, о чем говорит первая пословица? Вторая? Третья? Хорошо ребята, мы проверим наши предположения. А теперь Мурзик предлагает нам послушать рассказ о писателе… | Знакомство с автором Предположения обучающихся Они играют в догонялки, убегают друг от друга | МП3 МП4 МП5 МР5 | |
5 часть. Подготовка к первичному восприятию литературного произведения | |||
Виктор Лунин родился в Москве, в семье пианистки. Воспитывали его бабушка и дедушка, так как мама была постоянно на работе. В доме было много книг, которые собирал его отец. Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять ещё в школе, но на профессиональный путь поэт вступил позже. Приблизительно в тогда же Виктор Владимирович занялся поэтическими переводами. За переведенные стихи Лунин в 1998 году был награждён почётным международным дипломом им. Андерсена. Ребята, а теперь давайте прочитаем рассказ «Я и Вовка» и проверим наши предположения, касающиеся его героев. Но перед тем как начать, посмотрите на слайд, Бельчонок на нем собрал несколько слов с их описанием, которые могут быть вам непонятны при прочтении. Ознакомьтесь с ними. (На слайде слова незнакомые обучающимся, с их краткой характеристикой: Мольба, Трынь- трава, нынче) | Открывают учебник на нужной странице и отвечают на заданные вопросы Дети высказывают предположения | МК1 МК3 МК4 МК5 | |
6 часть. Первичное восприятие (первичное чтение) литературного произведения. Первичный синтез. | |||
А теперь я прочту данное произведение, ваша задача в это время открыть свой учебник на странице 77 и пальчиком следить за текстом. Остались ли у кого-то из вас вопросы? Поднимите руку. Тогда начнём... | П1 | ||
7 часть. Проверка первичного восприятия литературного произведения | |||
Вот мы с вами и прочли стихотворение, а теперь, ребята, давайте ответим на вопросы Мурзика. Сколько частей мы можем выделить в данном стихотворении? Каких главных героев вы запомнили? Чем интересно данное стихотворение? Что вам запомнилось больше всего? Что вас огорчило? Что порадовало? Хорошо ребята, а теперь давайте встанем со своих мест и немного разомнемся, так как Мурзик заметил, что вы устали Повторяйте за мной… | 4 части Вовка и рассказчик Тем, как рассказчик верил в своего друга Что Вовка несколько раз променял, своего друга на других мальчиков Поведение Вовки Что рассказчик не упал духом и согласился идти на каток с Вовкой | П2 | |
Физкультминутка | |||
Выхожу из дома я, Ждут меня уже друзья. Вместе будет веселей, Делай с нами все смелей. С Пятачком – похлопаем, Раз, два, три! Ножками потопаем, Раз, два, три! С Тигрою – попрыгаем, Раз, два, три! С кенгуру – поприседаем, Раз, два, три! Дружно все за парты сядем, Раз, два, три! | Выполняют физкультминутку, повторяют движения за педагогом | ||
8 часть. Вторичное восприятие литературного произведения (этап перечитывания, вторичное чтение) и анализ произведения. | |||
А теперь давайте проанализируем данное стихотворение. I.Найдите первую часть. Она начинается с первой строчки стихотворения и завершается словами «Ведь он говорил, что мы – друзья!» Поднимите руку кому не удалось найти. Сейчас мы с вами прочтем ее по цепочке, по одной строчке. Начнем с первой парты у окна. (чтение первой части) Встретились ли вам незнакомые слова? Что ребята хотели сделать? Найдите в тексте, почему у ребят не получилось сходить в кино, обсудите это с соседом по парте? Как вы считаете, как рассказчик почувствовал в этой ситуации? О чем же эта часть? Как её можно озаглавить? Посоветуйтесь в парах, даю минуту. II. Хорошо, теперь давайте найдем вторую часть. Она начинается со слов «Хотели мы с Вовкой в поход пойти» и завершается словами «Ведь он говорил, что мы – друзья!» Кто не смог найти? Поднимите руки. Эту часть мы продолжаем читать по цепочке. Встретились ли вам слова, которые не понятны? Найдите в тексте, куда собирались пойти рассказчик с Вовкой? Кто может прочитать фрагмент, в котором это говорится? Хорошо, спасибо. Кто из вас после прочтения может сказать, почему они не пошли в поход? - Посоветуйтесь с соседом и скажите, о чем эта часть стихотворения? Даю минуту. III. Хорошо. Теперь найдите третью часть. Просмотрите её глазами. С каких слов она начинается? Да правильно (со слов «Вчера я за партой…»), а завершается словами «Неужто мы больше…» Кому не удалось найти этот фрагмент? Поднимите руку. Продолжаем читать по цепочке. Найдите момент, в котором говорится, как чувствовал себя рассказчик? Кто готов прочитать его? Спасибо. А теперь найдите в тексте момент, в котором рассказывается про то, как вел себя Вовка? Кто хочет прочитать? - Подумайте, как мы можем озаглавить 3 часть стихотворения? Даю минуту IV. Хорошо, ребята. Теперь найдите, пожалуйста, 4 часть текста, она заключительная, просмотрите ее. С каких слов она начинается? Правильно и завершается словами «Ведь мы – друзья!» У кого возникли трудности в нахождении этой части? Поднимите руку. Хорошо, дочитываем стихотворение по цепочке. Встретились ли вам незнакомые слова? Найдите слова, объясняющие, почему рассказчик был счастливым? Кто готов прочитать этот момент? - Как вы думаете, правильно поступил Вовка в этой ситуации? Почему? - Как мы можем озаглавить эту часть? Посоветуйтесь с соседом. Даю минуту. Молодцы, вот мы с вами проанализировали это замечательное стихотворение. Как вы считаете правильно ли поступил Вовка по отношению к своему другу? Почему? Да, ребята, я соглашусь с вами, ведь если вы договорились с другом о встрече или пообещали помочь, не стоит предавать его и уходить к другим. А теперь я хочу вам предложить небольшую работу, связанную с нашим стихотворением. Ее вы будете выполнять в парах. | Осмысленное чтение и анализ прочитанного, ответы на вопросы. Сходить в кино Так как Вовку позвал Серёжка Он почувствовал себя брошенным (Не состоявшийся поход в кино) «Хотели мы с Вовкой в поход пойти…» «Но Петька его позвал гулять…» (Не состоявшийся поход) «Вчера я за партой один сидел, Сидел и на Вовку с мольбой глядел» «Но Вовке все было – трынь-трава. (Один за партой.) Мой Вовка меня не забыл! Сказал он мне: «Витька! Ты бы не мог Пойти сегодня со мной на каток?» Предположения детей (Воссоединение друзей.) Нет, не правильно, так как нельзя бросать своих друзей и уходить к другим.
| Л3 МК1 МК3 МК4 МК5 П1 П2 П3 П6 | |
У вас на столах лежат листы с напечатанными пословицами, посмотрите на них и в парах подчеркните зеленым карандашом ту пословицу, которая, по вашему мнению, отражает идею, главный авторский смысл этого стихотворения. Голубым, ту, которую также можно отнести к замыслу стихотворения. А желтым, ту, которая совсем не подходит к идее, нашего стихотворения. Кому не понятно задание, поднимите руку. После завершения работы отложите их на край парты, я соберу работы в конце урока. Я вижу, что все справились, ребята как вы считаете, почему автор именно так закончил историю про двух друзей? Что он хотел сказать нам этим? Можно ли сказать, что пословицы которые вы подчеркнули зеленым цветом говорят о том же, о чем и стихотворение? | Выполняют парную работу по пословицам Он хотел сказать, что рано или поздно люди, которые уходят от настоящих друзей, в итоге к ним возвращаются. Да, можно | МК2 МП2 МП3 МП4 МП5 П3 П4 П5 | |
9 этап. Этап обобщения | |||
Хорошо, а наше с вами занятие подходит к концу и поэтому пришло время подвести итоги и вспомнить что сегодня проходили. В этом нам поможет Мурзик со своими вопросами. Посмотрите на слайд, и кто готов ответить, то поднимите руку. - Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке? - С каким писателем мы познакомились? - Что писатель хотел передать нам, данным стихотворением? - Каким был Вовка в произведении? - Достигли ли мы цели нашего урока? Вот и все, давайте попрощаемся с нашим новым другом, Мурзиком, ему пора бежать. | «Я и Вовка» Виктором Владимировичем Луниным Вовка в произведении ходил от одного к другим и не мог определиться, кто действительно ему важен Да, достигли | П5 | |
10 этап. Рефлексия | |||
А пока посмотрите на доску, на ней вы видите радугу с началом фраз, ваша задача по поднятой руке, по желанию, продолжить эти фразы. Кто готов? | Л2 | ||
11 этап. Этап объяснения домашнего задания | |||
Всё, ребята, вот и закончился, наш прекрасный урок и поэтому последнее, на сегодня это домашнее задание, оно у вас будет простое, интересное и очень творческое, в котором нужно пофантазировать. Ваша задача дома на отдельном листе бумаги придумать и нарисовать иллюстрацию к этому произведению. Все понятно? Хорошо И перед тем как попрощаться, скажите мне кто помнит пословицу, которая отражала наш девиз в течение всего урока? Да правильно, ведь сегодня мы с вами усердно поработали и можем с уверенностью сказать, что от нас веет новыми знаниями, который пригодятся в дальнейшем. На этом все, я с вами прощаюсь, спасибо за работу. Вы молодцы! | Знание лучшее богатство. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фото материалы к уроку литературного чтения:"С.Я.Маршак "12 месяцев".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3702827","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Презентация представляет собой фото материалы к уроку л...
Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)
Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....
Дополнительные материалы к урокам литературного чтения в 1-4 классах
Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и в 1-4 классах...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«В.Лунин «Я и Вовка»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «В.Лунин «Я и Вовка»Цели урока: познакомить с произведением « Я и Вовка»Планируемые результатыПредметные: узнать о творчестве В. Лунина; познакомиться с...
Г. А. Скребицкий. Материалы к урокам литературного чтения в начальных классах.
Презентация знакомит с биографией и творчеством писателя Г. А. Скребицкого,содержит наглядный иллюстративный материал. Данная разработка будет интересна учителям начальных классов при подготовке к уро...
Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"
Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения....
Материалы к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Листопадничек"
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО....