Материалы к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_na_temu_listopadnichek_docx.docx | 46.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Конспект урока литературного чтения
на тему: «Листопадничек И.С. Соколова-Микитова»,
Санкт-Петербург
2021
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Предмет | Литературное чтение | ||
Тема занятия Класс | «Листопадничек И.С. Соколова-Микитова» 3 | ||
Цель занятия | Создание условий для знакомства обучающихся с жизнью и творчеством И.С. Соколова-Микитова и пониманием его идеи произведения «Листопадничек». | ||
Планируемые результаты | |||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | |
Л1. Иметь мотивацию к учебной деятельности, интерес к предмету. Л2. Демонстрировать сформированность адекватной, позитивной и осознанной самооценки. Л3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Коммуникативные: МК.1. Уметь оформлять диалогическое высказывание; МК.2. Уметь самостоятельно контролировать и корректировать свои действия, давать им оценку. МК.3. Участвовать в диалоге; МК.4. Уметь сотрудничать в совместном решении проблем; МК.5. Уметь четко высказывать свои мысли; Познавательные: МП.1. Уметь самостоятельно формулировать цель. МП.2. Уметь выбирать наиболее подходящие способы решения проблем исходя из сложившейся ситуации. МП.3. Уметь перерабатывать полученную информацию; МП.4. Уметь наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы; МП.5. Стремиться к освоению новых знаний и умений. Регулятивные: МР.1. С помощью учителя составлять алгоритм решения учебной задачи. МР.2. Самостоятельно определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. МР.3. Уметь составлять план действий на урок. МР.4. Уметь анализировать собственную работу; МР.5. Уметь определять цель своей деятельности; МР.6. Уметь давать ответы на конкретные вопросы; МР.7. Уметь демонстрировать свою точку зрения. | П1. Уметь читать и воспринимать на слух произведение П2. Уметь определять жанр произведения; П3. Уметь видеть и понимать поступки, совершаемые героями произведения; П4. Уметь рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер. П5. Понимать (осознавать) идею произведения Соколова-Микитова «Листопадничек», формулировать эту идею посредством пословиц и поговорок: В гостях хорошо, а дома лучше. Лучше дома своего нет на свете ничего. Моя семья – моё богатство! П6. Понимать и применять литературоведческую лексику в анализе произведения | |
Учебная задача | Как называют зайцев, рождённых осенью? | ||
Основные понятия, используемые на уроке | Жанр, рассказ, сказка, идея, замысел, авторская позиция, биография | ||
Образовательные технологии, используемые на уроке | Диалоговая Рефлексивная Работа в парах | ||
Форма проведения занятия | Виртуальная экскурсия | ||
Вид используемых на занятии средств ИКТ | компьютер, проектор, электронная доска, презентация, раздаточный материал | ||
Образовательные ресурсы: Для учителя
Для ученика |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | |||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | П.Р. | |
Подготовка к занятию: Подготовка оборудования, подключение презентации. | Дети входят в класс, здороваются с педагогами, присаживаются на свои места, готовятся к занятию | ||
1 часть. Организационный момент. Мотивация к работе. 1-2 минуты | |||
Приветствие: Прозвенел звонок для нас! Урок чтения начнем. Добрый день ребята, меня зовут …., сегодня проведу для вас урок литературного чтения. (Слайд 2) Сегодня наше с вами занятие будет непростое, а очень интересное и увлекательное. Так как мы отправимся на виртуальную экскурсию. Но прежде чем начать, нам стоит узнать куда именно отправляться. А поможет нам в этом загадка, которую я загадаю. Готовы слушать? Хорошо… Белки в нём живут и волки, Да ребята верно, сегодня мы с вами отправимся в Лес, но не простой, а сказочный в котором наступила осень, и он поведает нам один интересный рассказ. Но перед этим посмотрите на доску, на ней отражена пословица. (Пословица: В гостях хорошо, а дома лучше.) Как вы думаете какую тему затронет наш урок? Хорошо, давайте проверим наше предположение. | Дети встали возле парт, поприветствовали педагога Дети присели, начали слушать педагога. Лес Тему семьи и дома | Л1 Л3 МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 | |
2 часть. Актуализация полученных ранее знаний. 4-5 минут | |||
Вспомните, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. А какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? А теперь ребята давайте сыграем с вами в маленькую игру и подумаем, кто из животных впадает в спячку зимой, а кто нет. Для этого посмотрите на слайд и по поднятой руке выскажите свои предположения… (на слайде изображения животных) (Слайд 4) Как вы думаете у какого из животных не впадающего в спячку, осенью появляются детёныши? (Слайд 5) Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью? | Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме Линяют, запасают корм, рождают детёнышей Учащиеся высказывают мнения. Нет | ||
3 часть. Целеполагание. Постановка учебной задачи. 4-5 минут | |||
Исходя из наших ответов какую цель, мы можем поставить перед собой на нашем уроке? (Слайд 6) Да верно, цель нашего урока узнать, как называют зайчат, рождающихся осенью и почему. А теперь ребята давайте посмотрим на слайд и первую парту по центру, на них расположены книги или их фотографии. С многими авторами которые писали, о животных мы уже знакомы. Об этом свидетельствуют иллюстрации произведений отражённые на презентации с подписью автора, а также книги лежащие на первой парте, которые вам удалось рассмотреть перед уроком, но с одним автором нам еще не удалось познакомиться. Я думаю, что многие из вас уже поняли с каким и именно поэтому, я предлагаю вам зайти в наш лес и познакомимся с ним, а поможет нам в этом один из обитателей леса , который задаст некоторые вопросы и расскажет про этого замечательного писателя, рассказы которого входят в раздел учебника под названием «Люби живое» … Посмотрите какая красота… (Видео) | Узнать, как называют зайцев, родившихся осенью Просматривают видеоматериал и представляю, то что ожидает и впереди | МП1 | |
4 часть. Открытие нового знания. | |||
А вот и наш маленький друг, Бельчонок. Давайте постараемся ответить на его вопросы, а для этого отроем наш учебник на странице 60. Прочитайте название рассказа, который отображён на данной странице. Рассмотрите иллюстрации к тексту. Предположите, о ком или, о чем этот рассказ. Как вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями? Прочитайте над названием, кто автор этого произведения? Исходя из наших ответов, можем ли мы дополнить поставленную нами цель? Как она будет звучать? Да ребята вы правы. А теперь Бельчонок приглашает нас прогуляться по самым загадочным местам леса и послушать рассказ о писателе… (Слайд 7) | Знакомство с автором Листопадничек О животных: зайцах и бобрах Они отправились в путешествие И. Соколов - Микитов Да можем. Цель нашего урока узнать как называют зайцев родившихся осенью, путем изучения произведения «Листопадничек» и понять гласную мысль этого произведения. | МП3 МП4 МП5 МР5 | |
5 часть. Подготовка к первичному восприятию литературного произведения | |||
Иван Сергеевич Соколов- Микитов, родился в 1892 г. и прожил 83 года. Рос в простой, трудовой русской семье. От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал любовь к родному языку, к образной народной речи. В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, а также плавал простым матросом на кораблях в разные страны. (Слайд 8) В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, После войны участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Из своих поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий. (Слайд 9) Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. За несколько лет до конца жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался и наговаривал свои произведения на диктофон. Скончался писатель в возрасте 83 лет, в 1975 году. (Слайд 10) Ребята, а теперь давайте прочитаем рассказ «Листопадничек» и проверим наши предположения, касающиеся его героев. Но перед тем как начать, посмотрите на слайд, Бельчонок на нем собрал несколько слов с их описанием и изображением, которые могут быть вам непонятны при прочтении. Ознакомьтесь с ними пару минут. (На слайде слова незнакомые обучающимся, с их краткой характеристикой: Выдра, расомаха, бобр, долговязый, хотко работают) (Слайд 11) | Открывают учебник на нужной странице и отвечают на заданные вопросы Дети высказывают предположения | МК1 МК3 МК4 МК5 | |
6 часть. Первичное восприятие (первичное чтение) литературного произведения. Первичный синтез. | |||
А теперь давайте приступим к прочтению, читать будем по частям, первую часть читаю я, остальные некоторые из вас, перед теми кем стоит карточка с надписью «Чтение с слов... И До момента...» Во время прочтения я попрошу вас сконцентрироваться и внимательно следить за текстом. Все понятно? Тогда начнём... | П1 | ||
7 часть. Проверка первичного восприятия литературного произведения | |||
Вот мы с вами и прочли, а теперь ребята давайте ответим на вопросы Бельчонка. Сколько частей мы можем выделить в данном рассказе? Чем интересен данный рассказ? Что вам запомнилось больше всего? Что вас огорчило? Что порадовало? Хорошо ребята, а теперь давайте встанем со своих мест и немного разомнемся, так как Бельчонок заметил, что вы устали Повторяйте за мной… | 6 частей Он интересен насыщенными приключениями зайца Как зайчонок хотел улететь с журавлями Что выдра разломала дом бобров и зайчонок оказался в сложной ситуации Что зайчонок вернулся домой | П6 | |
Физкультминутка | |||
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.) | Выполняют физкультминутку, повторяют движения за педагогом | ||
8 часть. Вторичное восприятие литературного произведения (этап перечитывания, вторичное чтение) и анализ произведения. | |||
А теперь давайте проанализируем данное произведение. Начнем с небольшой части, первый абзац читаю я, следующий кто-то из вас… После этого ответим на вопросы. Поэтому будьте внимательны. (Чтение с начала, до фрагмента «Пришла поздняя осень...») Встретились ли вам незнакомые слова? Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? Так, о чем же эта часть? А теперь каждый прочитайте, как улетали журавли? Как вели себя звери? - Кто после прочтения может сказать, чего испугался Листопадничек? - Подумайте и скажите, о чем эта часть произведения? Давайте найдем на странице 61 и 62 диалог животных и прочтем его по ролям…(Чтение диалога (Автор - учитель, заяц и бобр – ученики) Кого встретил зайчонок во время путешествия? - Как мы можем озаглавить 3 часть текста? Теперь ребята я прочту вам следующий отрывок текста, а вы про себя читайте его за мной и если, что-то не понятно то ставьте рядом с этим моментом знак вопроса, после мы это разберем. Возникли ли у вас вопросы? Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров? - Подберите заглавие к этой части. - Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему? А теперь мы с вами будем читать по цепочке, по одному предложению все понятно? Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают. - Как мы можем озаглавить эту часть текста? Ребята дочитайте текст и после этого мы с вами ответим на несколько вопросов. Расскажите, как зайчонок попал на болото? - Что стали говорить о нём в лесу? - Подберите заглавие к этой части Молодцы, вот мы с вами проанализировали это замечательное произведение Как вы считаете какой жанр у этого произведения? Ребята вы все правы и сложно сказать, что это именно сказка или это рассказ, поэтому принято считать что это сказка - рассказ. Хотя автор при написании отнёс его к сказке. Как вы думаете почему именно к ней? Да я с вами соглашусь, на сказку здесь больше показывает то, что животные в этом рассказе разговаривают. А теперь я хочу предложить вам выполнить небольшую парную работу. | Осмысленное чтение и анализ прочитанного, ответы на вопросы. Улететь с журавлями в теплые края Листопадничек боялся замерзнуть зимой в лесу (О мечте листопадничка.) Замерзнуть в лесу (О подготовке животных к зиме.) Бобров (Встреча с бобрами.) У него не было возможности выбраться из нее, так как плавать он не умел (Зайчонок в хатке бобров.) Нет, так как там темно и нечего есть (За долгую зиму страху натерпелся.) (Наконец-то дома.) Рассказ, сказка Так как в ней разговаривают животные | Л3 МК1 МК3 МК4 МК5 П1 П2 П3 П6 | |
Посмотрите на парты я вам раздала вот такие небольшие листочки, в которых вы будете описывать главного героя этого произведения, Зайца. При описании вам надо написать то какой именно для вас предстал зайчонок. А после этого нарисовать своего зайчика внизу на этом же листе. Все понятно, приступайте… Ребята у вас получились замечательные зайцы, эти работы я соберу после урока. Ребята как вы считаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать нам этим? Можно ли сказать, что наша пословица говорит о том же, что и сказка? | Он хотел сказать, что роднее своей семьи и дома нечего нет. Да, можно | МК2 МП2 МП3 МП4 МП5 П3 П4 П5 | |
9 этап. Этап обобщения | |||
А наше с вами занятие подходит к концу и поэтому пришло время подвести итоги и вспомнить что сегодня проходили. В этом нам поможет Бельчонок со своими вопросами. Посмотрите на слайд, и кто готов ответить, то поднимите руку. - Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке? - К какому жанру мы отнесли с вами данное произведение? - Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке? Достигли ли мы цели нашего урока? (Слайд 13) Вот и все, давайте попрощаемся с нашим новым другом, Бельчонком и отправимся домой. (Слайд 14) | «Листопадничек» Рассказ-сказка Как улетают журавли и животные готовятся к зиме. А фантазия ему подсказала приключения Листопадничка Да, достигли | ||
10 этап. Рефлексия | |||
А пока будем возвращаться расскажите мне - Что вы узнали на сегодняшнем уроке? — За что вы похвалили бы себя? — Что вам захотелось сделать после этого урока? | Л2 | ||
11 этап. Этап объяснения домашнего задания | |||
Все ребята мы прибыли и поэтому последнее, на сегодня это домашнее задание, оно у вас будет простое, интересное и очень творческое, в котором нужно пофантазировать. Ваша задача дома на отдельном листе бумаги придумать и записать продолжение этой истории. Много писать не надо, буквально один абзац. Все понятно? Хорошо И перед тем как попрощаться, я хочу прочесть вам небольшое стихотворение Марины Тахистовой под названием «Мой дом», а вы мне скажите, похоже ли оно с нашим произведением и чем? Скворцы живут в скворечнике, А пословица которая сопровождала нас на уроке подходит к нему или нет? Да правильно, ведь действительно тема семьи и дома затрагивается не только в сказках и рассказах, а также стихах, пословицах и поговорках. На этом все, я с вами прощаюсь, спасибо за работу. Вы молодцы! (Слайд 15) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фото материалы к уроку литературного чтения:"С.Я.Маршак "12 месяцев".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3702827","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Презентация представляет собой фото материалы к уроку л...
Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)
Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....
Дополнительные материалы к урокам литературного чтения в 1-4 классах
Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и в 1-4 классах...
Г. А. Скребицкий. Материалы к урокам литературного чтения в начальных классах.
Презентация знакомит с биографией и творчеством писателя Г. А. Скребицкого,содержит наглядный иллюстративный материал. Данная разработка будет интересна учителям начальных классов при подготовке к уро...
Материалы к уроку литературного чтения
Урок литературы для учащихся 3 класса В. Астафьев "Капалуха"...
Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"
Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения....
Материалы к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "Я и Вовка"
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО....