Обучение грамоте. "Согласная буква Р. Звуки [р],[ р`]».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Бессонова Наталья Алексеевна

Развёрнутый конспект урока по программе "Школа России", 1 класс. 

Знакомство учащихся с буквой Р, звуками [р],  [р"], их образованием и характеристикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока93 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку.1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Подольска

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №25»

К О Н С П Е К Т

О Т К Р Ы Т О Г О     У Р О К А 

 О Б У Ч Е Н И Е   Г Р А М О Т Е  

В   1   К Л А С С Е

ТЕМА:    «Согласная буква Р. Звуки [ р ], [ р`]».

   

Подготовила и провела

учитель начальных классов:                                                        Бессонова Н. А.

 

2023 г.  

Тема:                     «Согласная буква Р. Звуки [ р ], [ р`]».

Цель:            познакомить учащихся с буквой Р, звуками [ р ], [ р`],

их образованием и характеристикой.

Планируемые результаты:

предметные:     различают согласные и гласные звуки и буквы;

                            выделят в словах звуки [ р ], [ р`];

                            дают характеристику изученным звукам;

                            выполняют слого-звуковой анализ слова;  ставят  

                            в словах ударение; осваивают первоначальные        

                            правильного и осмысленного чтения;

                           

личностные:     проявляют навыки сотрудничества  со

                             сверстниками во время групповой и фронтальной

                             видах деятельности,  самостоятельность                

                             и личную ответственность за свои действия,

                             доброжелательность;

метапредметные:  

регулятивные          определяют и формулируют цель деятельности на

                                  уроке с помощью учителя, понимают выделенные

                                  учителем ориентиры действия в учебном

                                  материале;

познавательные:   осознанно и произвольно строят речевые

                                высказывания в устной и письменной форме,

                                владеют основами смыслового чтения текста,

                                осуществляют анализ, сравнение, обобщение;

коммуникативные:  владеют монологической и диалогической  

                                  формами речи в соответствии с   нормами    

                                  родного языка и современными средствами

                                  коммуникации;

                                  проявляют  навыки сотрудничества

                                  в работе парами и группами;

                                  слушают и понимают речь других.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Включение в деятельность.

    Сообщение биографических сведений об А. С. Пушкине.

  1. Актуализация знаний.
  2. Работа по теме урока.

   1) Основные моменты содержания «Сказки о рыбаке и рыбке».

   2) Выделение звука [р].

3)Физкультминутка.

   4) Выделение звука [р`]

   5) Определение наличия и местонахождения звуков  [р],  [р`]  в словах.

   6) Знакомство с буквой «Р»

    5.  Физкультминутка.

  1. Закрепление.

    1)Чтение слогов.

    2)Работа с текстом учебника. Чтение слов.

    3)Работа в паре.

    Инструктаж.

    Выполнение заданий.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.                                

п\п

Ход урока

Время

Примечания

1

2

  Организационный момент

  -  Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Дети хором:  - Мы готовы. Стол в порядке.

                          Начинается урок.

-  Дети, сегодня у нас на уроке гости.

Поздоровайтесь с ними.

- Тихо сели.

Включение в деятельность.

- Начинаем урок чтения.

-Подскажите, что  мы изучаем на  этом уроке? (На уроке чтения мы изучаем звуки и буквы, учимся читать).

- Верно, и сегодня  познакомиться с новыми звуками и буквами, нам поможет увлекательное путешествие в один таинственный и прекрасный мир.

-А куда мы отправимся, вы мне скажете сами, вспомнив из какого произведения эти строки и кто автор.

Учитель:     У Лукоморья дуб зелёный

                      Златая цепь на дубе том,

                      И днём, и ночью кот учёный

                      Всё ходит по цепи кругом.

(Эти строки из произведения А. С. Пушкина     «Руслан и  Людмила»).                       

- Мы отправляемся на быстром паруснике в сказочный мир А. С. Пушкина.

- Что вы знаете об этом человеке?

(К доске выходят заранее подготовленные ученики)

Ученик 1.  

Александр Сергеевич Пушкин – потомок старого дворянского рода. Его отца звали Сергей Львович,  мать - Надежда Осиповна. Семья принадлежала к самой образованной части московского общества.

Ученик 2.

Мальчик родился 6 июня 1799 года. До семилетнего возраста был неповоротлив, молчалив. После резвый и шаловливый.  В семье, кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев.

Ученик 3.

Маленького Сашу очень  любила бабушка, Марья Алексеевна, и  няня, Арина Родионовна. Арина Родионовна знала много сказок и умела передавать их простым языком, понятным для ребенка. Александр с большим удовольствием и интересом слушал и запоминал нянины сказки.

Ученик 4.

В 12 лет Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе под Петербургом, где он учился 6 лет. В Лицее Александр Сергеевич начал  писать стихи. Позднее первой его изданной книгой стала поэма «Руслан и Людмила».

Ученик 5.

Чтобы защитить свою честь и честь своей жены Натальи Николаевны Гончаровой, Пушкин вызвал французского барона Дантеса на дуэль.

Ученик 6.

Дуэль  состоялась 8 февраля 1837 на Черной речке близ Петербурга. Дантес не промахнулся. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался.

 Учитель

-Да, к сожалению, жизнь Александра Сергеевича Пушкина не была продолжительной, но он успел внести огромный вклад в русскую литературу, героев его сказок знают и любят взрослые и дети.

 

-  Итак, мы  успешно отчалили от берега, но на пути показался риф, обойти его   поможет ваша   сообразительность и умение дружно работать.

3.Актуализация знаний.  

ИГРА: «Разбей на группы» (на доске буквы)

- На доске  буквы.

а, н, и, у, л, ы, к, о, с, т.                

- На какие группы их можно разбить?

(На гласные и согласные).

- Назовите гласные буквы. (а, и, у,ы,о)

- Почему мы их называем гласными?

( Гласными буквами обозначены гласные звуки. Эти звуки образуются голосом, тянутся).

- Какой гласный звук превращает согласный  в мягкий?(и) 

- Назовите согласные буквы. (н, л, к, с, т)

- Как образуются согласные звуки? (Согласные звуки образуются голосом и шумом или только шумом).

- Назови звонкие согласные звуки, обозначенные этими буквами. ( [н] [н`] [л] [л`])

-Назовите глухие согласные звуки, обозначенные этими буквами.  ([к]  [к`] [с] [с`] [т] [т`])

4.Работа по теме урока.

1) Основные моменты содержания «Сказки о рыбаке и рыбке».

-Молодцы!  Мы  обошли подводные скалы и из морских глубин нам показалась одна из героинь сказки А. С. Пушкина.

 -Кто это? (Золотая рыбка).

ак называется сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке).

- Назовите главных героев. (Старик, старуха, Золотая рыбка)

- А вот и они.

 -Откройте учебник на с.64.

Прочитайте, как начинается сказка, Илюша.

(Читают «читающие» ученики).

Ученик:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря,

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу. 

- Как вы понимаете значение слов «ветхая землянка»?  (Старый низенький домик, углублённый в землю).

-Что такое «невод»?  (Сеть для ловли рыбы)

-Расскажите, что произошло в сказке дальше.

(Ученики кратко пересказывают сказку:

Старик поймал Золотую рыбку и отпустил её. Старуха стала  бранить мужа и отправила его снова к морю. Сначала она приказала попросить у Рыбки корыто, затем избу, потом захотела стать дворянкой, после царицей. Последнее желание старухи — стать владычицей морскою Золотая Рыбка не исполнила и старуха  снова оказалась у разбитого корыта).

-Чему учит сказка? (Не быть завистливым и жадным).

2)Выделение звука [р].

 - В учебнике на с.64 мы видим иллюстрацию к сказке. Рассмотрите её.  

-Что и кто изображён?

(Золотая рыбка, старик-рыбак, старуха, землянка, корыто, радуга, море, забор...)

- Произнесём хором слова «рыбак», «рыбка», «радуга» и понаблюдаем, что  у них  общего?

(Дети хором произносят слова. Вначале этих слов слышим звук [р]). 

- Посмотрите на схему. На какой вопрос мы должны ответить?

(Согласный звук [р] или гласный)

-Произнесём звук  [р]  и ответим на вопрос.

(Дети произносят хором и делают вывод: звук  [р]-согласный).

- Докажите.

(Звук образуется голосом и шумом, встречает преграду)

-Наш знакомый герой Звуковичок тоже путешествует  с нами.

Подберём ему наряд.

- Какую шапочку выберем?( С бубенчиком)

(К доске выходит ученик) 

- Кто согласен? (Хлопок в ладоши).

-Докажите. (Звук [р]-звонкий).

-Подберём ботиночки.

(К доске выходит ученик)

- Кто согласен? (Хлопок)

-Докажите. Звук [р]-твёрдый).

-Скажем хором, что выяснили о звуке [р].

(Дети произносят хором:

Звук [р]- согласный, звонкий, твёрдый)

 

3) Физкультминутка.

Встанем и покажем, как волновалось море, когда старик приходил на берег:

Сначала стало не спокойно, приплыла рыбка;

Потом слегка разыгралось, приплыла рыбка;

 Затем на море буря, приплыла рыбка.

- Тихо сели.

3)Выделение звука [р`].

- Произнесём хором слова   «море», «дверь» и понаблюдаем, какой одинаковый  звук есть в этих словах?

(Дети хором произносят слова и определяют одинаковый  звук  [р`]). 

-Произнесём звук  [р`] хором  и обратим внимание на то,  как он образуется.

(Дети произносят хором)  

-Что заметили?

(Звук образуется голосом и шумом, встречает преграду)

- Сделайте вывод. (Ученики делают вывод: звук [р`]-согласный).

-Кто согласен?(Хлопок в ладоши)

- Подберём второй ботиночек Звуковичку.

(К доске выходит ученик и прикрепляет зелёный ботиночек)

-Кто согласен? (Хлопок в ладоши)

- Дайте характеристику звуку [р`].

(Звук [р`]- согласный, звонкий,  мягкий).

-Скажем хором. (Дети произносят хором)

4)Определение наличия и местонахождения звуков  [р],  [р`]  в словах.

- Посмотрите на иллюстрацию и назовите слова, в которых слышим звук [р] или звук  [р`].

(Дети смотрят на иллюстрацию и называют слова, учитель задаёт к каждому слову вопрос:

-Где слышишь? Дети определяют местонахождение звука в слове — начало, середина, конец).

5)Знакомство с буквой «ЭР»

-Догадайтесь,  какой буквой заменим звуки [р],  [р`]

на письме.

(Буквой «эр»)

-Скажем хором.  (Буква «эр»)

- Найдите, где спряталась буква. (Дети ищут букву).

- На что похожа?

- Почему две буквы? ( Заглавную букву пишем в начале предложения, в именах людей. строчную - в середине слова).

- Имена сказочных персонажей тоже пишутся с заглавной буквы.

-Узнайте  героев сказки А. С. Пушкина.

(Учитель демонстрирует иллюстрации:

церевна Лебедь, князь Гвидон, Белочка, 33 богатыря, Золотой Петушок)

- Встанем и зобразим этих героев. Повторяйте движения за мной.

  1. Физкультминутка

(Звучит музыка «Во саду ли, в огороде». Учитель показывает движения, дети повторяют)

  1. Закрепление.

1)Чтение слогов.

- Приготовьте звуковые модели.

- На доске записаны слоги.                  

- Прочитаем хором первый слог.                                  

- Покажите модель. Почему? (Согласный твёрдый)

-Прочитаем хором второй слог.

- Покажите модель. Почему? (Согласный твёрдый)

и т. д.

- Отложите звуковые схемы.

-Читаем хором второй столбик.

-Читаем оба столбика по цепочке.

ра                  ар

ро                  ор

ры                 ур        

ру                  ир

ри

2)Работа с текстом учебника. Чтение слов.

- Обратимся снова к учебнику с. 64

- Работаем  по тексту. Найдите в тексте слова в которых пишется буква эр. Прочитайте их.

(Старик, старухой, моря, ровно, тридцать, три, старик, рыбу, старуха, пряла, пряжу)

-Молодцы!

- Золотая Рыбка тоже приготовила вам задание.

3)Работа в паре.

 Составление звуковой схемы слов.

-Приготовьтесь работать в паре.

- Посмотрите на картинку.   По этой картинке каждая пара составьте и выложите на парте звуковую  схему только одного любого слова, но чтобы в нём были звуки [р], или  [р`].

-Работаем.

(Дети выкладывают схемы одного из четырёх слов: море, рыбка, старик, рыбак)

- Какое слово?  (Старик)

-Выложи на доске.

- Кто согласен? (Хлопок в ладоши)

-Сколько в слове слогов? (Два)

-Как определили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

-Какой слог ударный? (Ударный второй слог).

(Выложить на доске по очереди звуковые схемы всех слов. Аналогичная работа проводится со всеми словами.)

Соотнесение схемы и слова.

- Соотнесите   схемы и слова.

Составление предложения.

 -Мы составим из слов предложение по этой картинке.

-О ком будет предложение?(О старике)

-Какой старик? (Бедный)

- Кого поймал старик? (Золотую рыбку)

-Где старик поймал Золотую рыбку? (В синем море)

-В синем море бедный старик-рыбак поймал Золотую рыбку.

ИЛИ

Из синего моря к бедному старику-рыбаку приплыла Золотая  рыбка.

- Прочитаем слова, подобранные детьми к звуковым схемам.  

(Дети читают слова: старик, рыбак, рыбка, море)

-Кто согласен? (Хлопок в ладоши)

Рефлексия.  Подведение итогов.

-Итак, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться.

- В какой сказке побывали? Кто автор?

-Что узнали нового?

- Чему учились?

- Покажите,  какое  настроение у вас было в течение урока.

-Почему было такое настроение?

-Домарасскажите своим родителям о нашем уроке.

- Вы все молодцы! Спасибо за работу!

2

3

2

2

8

1

Кивок

головой.

Слайд 1

На доске появляется дуб.

 

Портрет Пушкина.

Слайд 2

 парусник

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Учитель обращает внимание на выставку книг

Слайд 11

 

Учитель вывешивает изображение рыбки.

Учитель вывешивает изображение героев сказки.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд14

Плакат со Звуковичком.

Учитель показывает, а дети повторяют движения.

На доске записаны слоги

Учитель вывешивает слова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте «Путешествие в таинственный и прекрасный мир»

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин 06.06.1799 – 10.02.1837

Слайд 4

Няня Арина Родионовна Яковлева Бабушка Марья Алексеевна Ганнибал

Слайд 5

Жена А. С. Пушкина Наталья Николаевна Гончарова

Слайд 6

О Л У К Ы Н А С Т И О У Ы А И Л К Н С Т

Слайд 7

Ветхая землянка - старый низенький домик, углублённый в землю. Невод - сеть для ловли рыбы.

Слайд 8

Гласный ? Согласный

Слайд 9

р а а р р о о р р ы у р р у и р р и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»

В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».

Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м». Программа Бунеева....

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....