Организационный момент - Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? Дети хором: - Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок. - Дети, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними. - Тихо сели. Включение в деятельность. - Начинаем урок чтения. -Подскажите, что мы изучаем на этом уроке? (На уроке чтения мы изучаем звуки и буквы, учимся читать). - Верно, и сегодня познакомиться с новыми звуками и буквами, нам поможет увлекательное путешествие в один таинственный и прекрасный мир. -А куда мы отправимся, вы мне скажете сами, вспомнив из какого произведения эти строки и кто автор. Учитель: У Лукоморья дуб зелёный Златая цепь на дубе том, И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. (Эти строки из произведения А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»).
- Мы отправляемся на быстром паруснике в сказочный мир А. С. Пушкина. - Что вы знаете об этом человеке? (К доске выходят заранее подготовленные ученики) Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин – потомок старого дворянского рода. Его отца звали Сергей Львович, мать - Надежда Осиповна. Семья принадлежала к самой образованной части московского общества.
Ученик 2. Мальчик родился 6 июня 1799 года. До семилетнего возраста был неповоротлив, молчалив. После резвый и шаловливый. В семье, кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев. Ученик 3. Маленького Сашу очень любила бабушка, Марья Алексеевна, и няня, Арина Родионовна. Арина Родионовна знала много сказок и умела передавать их простым языком, понятным для ребенка. Александр с большим удовольствием и интересом слушал и запоминал нянины сказки. Ученик 4. В 12 лет Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе под Петербургом, где он учился 6 лет. В Лицее Александр Сергеевич начал писать стихи. Позднее первой его изданной книгой стала поэма «Руслан и Людмила».
Ученик 5. Чтобы защитить свою честь и честь своей жены Натальи Николаевны Гончаровой, Пушкин вызвал французского барона Дантеса на дуэль.
Ученик 6. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 на Черной речке близ Петербурга. Дантес не промахнулся. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался.
Учитель -Да, к сожалению, жизнь Александра Сергеевича Пушкина не была продолжительной, но он успел внести огромный вклад в русскую литературу, героев его сказок знают и любят взрослые и дети. - Итак, мы успешно отчалили от берега, но на пути показался риф, обойти его поможет ваша сообразительность и умение дружно работать.
3.Актуализация знаний. ИГРА: «Разбей на группы» (на доске буквы) - На доске буквы. а, н, и, у, л, ы, к, о, с, т. - На какие группы их можно разбить? (На гласные и согласные). - Назовите гласные буквы. (а, и, у,ы,о) - Почему мы их называем гласными? ( Гласными буквами обозначены гласные звуки. Эти звуки образуются голосом, тянутся). - Какой гласный звук превращает согласный в мягкий?(и) - Назовите согласные буквы. (н, л, к, с, т) - Как образуются согласные звуки? (Согласные звуки образуются голосом и шумом или только шумом). - Назови звонкие согласные звуки, обозначенные этими буквами. ( [н] [н`] [л] [л`]) -Назовите глухие согласные звуки, обозначенные этими буквами. ([к] [к`] [с] [с`] [т] [т`])
4.Работа по теме урока. 1) Основные моменты содержания «Сказки о рыбаке и рыбке». -Молодцы! Мы обошли подводные скалы и из морских глубин нам показалась одна из героинь сказки А. С. Пушкина. -Кто это? (Золотая рыбка). -Как называется сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке). - Назовите главных героев. (Старик, старуха, Золотая рыбка) - А вот и они. -Откройте учебник на с.64. Прочитайте, как начинается сказка, Илюша. (Читают «читающие» ученики). Ученик: Жил старик со своею старухой У самого синего моря, Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
- Как вы понимаете значение слов «ветхая землянка»? (Старый низенький домик, углублённый в землю). -Что такое «невод»? (Сеть для ловли рыбы) -Расскажите, что произошло в сказке дальше.
(Ученики кратко пересказывают сказку: Старик поймал Золотую рыбку и отпустил её. Старуха стала бранить мужа и отправила его снова к морю. Сначала она приказала попросить у Рыбки корыто, затем избу, потом захотела стать дворянкой, после царицей. Последнее желание старухи — стать владычицей морскою Золотая Рыбка не исполнила и старуха снова оказалась у разбитого корыта).
-Чему учит сказка? (Не быть завистливым и жадным).
2)Выделение звука [р]. - В учебнике на с.64 мы видим иллюстрацию к сказке. Рассмотрите её. -Что и кто изображён? (Золотая рыбка, старик-рыбак, старуха, землянка, корыто, радуга, море, забор...)
- Произнесём хором слова «рыбак», «рыбка», «радуга» и понаблюдаем, что у них общего? (Дети хором произносят слова. Вначале этих слов слышим звук [р]). - Посмотрите на схему. На какой вопрос мы должны ответить? (Согласный звук [р] или гласный) -Произнесём звук [р] и ответим на вопрос. (Дети произносят хором и делают вывод: звук [р]-согласный). - Докажите. (Звук образуется голосом и шумом, встречает преграду)
-Наш знакомый герой Звуковичок тоже путешествует с нами. Подберём ему наряд. - Какую шапочку выберем?( С бубенчиком) (К доске выходит ученик) - Кто согласен? (Хлопок в ладоши). -Докажите. (Звук [р]-звонкий). -Подберём ботиночки. (К доске выходит ученик) - Кто согласен? (Хлопок) -Докажите. Звук [р]-твёрдый). -Скажем хором, что выяснили о звуке [р]. (Дети произносят хором: Звук [р]- согласный, звонкий, твёрдый) 3) Физкультминутка. Встанем и покажем, как волновалось море, когда старик приходил на берег: Сначала стало не спокойно, приплыла рыбка; Потом слегка разыгралось, приплыла рыбка; Затем на море буря, приплыла рыбка. - Тихо сели.
3)Выделение звука [р`]. - Произнесём хором слова «море», «дверь» и понаблюдаем, какой одинаковый звук есть в этих словах? (Дети хором произносят слова и определяют одинаковый звук [р`]). -Произнесём звук [р`] хором и обратим внимание на то, как он образуется. (Дети произносят хором) -Что заметили? (Звук образуется голосом и шумом, встречает преграду) - Сделайте вывод. (Ученики делают вывод: звук [р`]-согласный). -Кто согласен?(Хлопок в ладоши) - Подберём второй ботиночек Звуковичку. (К доске выходит ученик и прикрепляет зелёный ботиночек) -Кто согласен? (Хлопок в ладоши) - Дайте характеристику звуку [р`]. (Звук [р`]- согласный, звонкий, мягкий). -Скажем хором. (Дети произносят хором)
4)Определение наличия и местонахождения звуков [р], [р`] в словах. - Посмотрите на иллюстрацию и назовите слова, в которых слышим звук [р] или звук [р`]. (Дети смотрят на иллюстрацию и называют слова, учитель задаёт к каждому слову вопрос: -Где слышишь? Дети определяют местонахождение звука в слове — начало, середина, конец).
5)Знакомство с буквой «ЭР» -Догадайтесь, какой буквой заменим звуки [р], [р`] на письме. (Буквой «эр») -Скажем хором. (Буква «эр») - Найдите, где спряталась буква. (Дети ищут букву). - На что похожа? - Почему две буквы? ( Заглавную букву пишем в начале предложения, в именах людей. строчную - в середине слова). - Имена сказочных персонажей тоже пишутся с заглавной буквы. -Узнайте героев сказки А. С. Пушкина. (Учитель демонстрирует иллюстрации: церевна Лебедь, князь Гвидон, Белочка, 33 богатыря, Золотой Петушок) - Встанем и зобразим этих героев. Повторяйте движения за мной.
- Физкультминутка
(Звучит музыка «Во саду ли, в огороде». Учитель показывает движения, дети повторяют)
- Закрепление.
1)Чтение слогов. - Приготовьте звуковые модели. - На доске записаны слоги. - Прочитаем хором первый слог. - Покажите модель. Почему? (Согласный твёрдый) -Прочитаем хором второй слог. - Покажите модель. Почему? (Согласный твёрдый) и т. д. - Отложите звуковые схемы. -Читаем хором второй столбик. -Читаем оба столбика по цепочке. ра ар ро ор ры ур ру ир ри
2)Работа с текстом учебника. Чтение слов. - Обратимся снова к учебнику с. 64 - Работаем по тексту. Найдите в тексте слова в которых пишется буква эр. Прочитайте их.
(Старик, старухой, моря, ровно, тридцать, три, старик, рыбу, старуха, пряла, пряжу) -Молодцы! - Золотая Рыбка тоже приготовила вам задание.
3)Работа в паре. Составление звуковой схемы слов. -Приготовьтесь работать в паре. - Посмотрите на картинку. По этой картинке каждая пара составьте и выложите на парте звуковую схему только одного любого слова, но чтобы в нём были звуки [р], или [р`]. -Работаем. (Дети выкладывают схемы одного из четырёх слов: море, рыбка, старик, рыбак)
- Какое слово? (Старик) -Выложи на доске. - Кто согласен? (Хлопок в ладоши) -Сколько в слове слогов? (Два) -Как определили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов). -Какой слог ударный? (Ударный второй слог). (Выложить на доске по очереди звуковые схемы всех слов. Аналогичная работа проводится со всеми словами.)
Соотнесение схемы и слова. - Соотнесите схемы и слова.
Составление предложения. -Мы составим из слов предложение по этой картинке. -О ком будет предложение?(О старике) -Какой старик? (Бедный) - Кого поймал старик? (Золотую рыбку) -Где старик поймал Золотую рыбку? (В синем море)
-В синем море бедный старик-рыбак поймал Золотую рыбку. ИЛИ Из синего моря к бедному старику-рыбаку приплыла Золотая рыбка.
- Прочитаем слова, подобранные детьми к звуковым схемам. (Дети читают слова: старик, рыбак, рыбка, море) -Кто согласен? (Хлопок в ладоши)
Рефлексия. Подведение итогов. -Итак, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться. - В какой сказке побывали? Кто автор? -Что узнали нового? - Чему учились? - Покажите, какое настроение у вас было в течение урока. -Почему было такое настроение? -Домарасскажите своим родителям о нашем уроке. - Вы все молодцы! Спасибо за работу!
|