Стрижонок Скрип
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
Малышева Елена Дмитриевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 484 Московского района
Литературное чтение
4 класс
Тема: В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип».
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с цельюповторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.
Задачи
Предметные: учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и выразительным чтением.
Метапредметные
- познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
- коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
- личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения
- Л.Ф.Климанова Учебник «Литературное чтение 4 класс» 2 часть- М.: Просвещение, 2011.
- Овчинникова И.Г. « Дидактические условия формирования культуры школьников: Дисс….к.п.н.» - Магнитогорск,1996 – 177 с.
- Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмы / С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведов; Рос.акад.наук. Ин-т рус.яз им. В.Б.Виноградова-4-е изд., доп.-М: Азбуковник, 1997 г.
- Сборник « Формирование информационных умений младших школьников». Санкт – Петербург 2011 г.
- компьютерная презентация
- раздаточный материал
- Запись МР 3 « Пение птиц у воды»
Планируемые результаты
Предметные: на уроке ученик будет анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, учиться читать бегло и выразительно, развивать речь.
Метапредметные
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности( неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | ||
Организация проверки рабочего места учащихся. Создание положительного эмоционального настроя в классе. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите, что вам приятно будет работать вместе. Пожелайте друг другу удачи.
| Проверка готовности рабочего места к уроку. Создание положительного эмоционального настроя в классе: ребята желают друг другу и учителю удачи. | Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов со словами, заготовки для синквейна, листами-стикерами для рефлексии. |
Этап мотивации, целеполагания и актуализации знаний. | ||
Организация фронтальной работы. Беседа. - Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения. Назовите произведения из этого раздела. - Над каким литературным произведением мы работаем с вами на уроке чтения? - Давайте проверим домашнее задание. Найдите цитату из текста подходящую к плану. План:
|
- Природа и мы. Дети называют ранее изученные произведения. Вспоминают автора и название рассказа. Учащиеся перечисляют этапы проделанной работы. Зачитывают цитатный план к рассказу, который написали дома.
.
|
На доске висит портрет писателя В.П.Астафьева и название рассказа. Учитель читает составленный ранее план, дети соответствующую цитату из текста. |
Этап формирования задач. | ||
- Скажите, какой план еще можно было сделать к этому рассказу? - Этот вы готовили в виде мини-проектов в своих творческих группах. В нем отображены более крупные части рассказа. Покажите свои работы. - Каких героев рассказа вы нарисовали? - Можем ли мы по рисункам понять, какими качествами они обладают, какие эмоции им присущи, какие они совершают поступки? - Что нужно сделать, для того, чтобы лучше разобраться в этом?
- Правильно, тема нашего урока: « Анализ художественных литературных образов рассказа « Стрижонок Скрип» | Учащиеся называют картинный план. Дети говорят, что у них получилось пять крупных логических эпизодов. Вывешивают свои картинные планы в виде мини-проектов на доску.
Дети говорят, что одни и те же персонажи на разных рисунках отличаются, каждый нарисовал их по- своему, вложил свой смысл и поэтому представление о героях рассказа не совсем точное. Для того, чтобы лучше разобраться в них, нужно проанализировать и разобраться в характере каждого персонажа. Лучше узнать, понять их чувства и переживания, поработать с текстом. | На доску прикрепляются творческие работы учащихся с картинным планом, с комментариями. |
Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. | ||
- Назовите основных героев рассказа « Стрижонок Скрип» 1. Работа над образом Стрижонка Скрипа. - Кто главный герой? - Любит ли его автор? Как мы это узнаем? - Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? Почему? - Каким он был для мамы? О чем это говорит? - Каким на свет появился птенец? - Чем порадовала его мама? И т.д. - Какой это герой положительный или отрицательный? | - Ребята перечисляют действующих героев.
- Стрижонок Скрип. Рассказ так и назван, именем героя.
- Учащиеся выборочно зачитывают из текста соответствующие фрагменты. Обсуждают и анализируют качества героя, работают с текстом. |
На доску вывешивается картинка с изображением стрижонка. |
Этап творческого применения знаний и умений | ||
- Кто первым появился в жизни Скрипа? 2. Работа над образом матери-стрижихи. - Ребята, образ мамы-стрижихи выделен в рассказе отдельно? Подумайте, почему?
- Опишите маму-стрижиху. Какой она была? Прочитайте в тексте. - Почему мама воспитывала своих детей одна? Легко ли ей было? И т.д. - Прочитайте на доске пословицы, здесь некоторые слова заменены местоимениями. Подумайте, какими существительными их можно заменить. - Выберите из каждой колонки человека, который прочитает пословицы правильно подобранные по смыслу.
- Давайте составим синквейн о маме-стрижихе. Перед этим вспомним алгоритм составления синквейна.
- Чтобы у вас появился соответствующий творческий настрой, я включу вам запись с пением птиц.
- Кто хочет, может прочитать свои синквейны. В конце урока можно будет прикрепить их на доску и прочитать. - Теперь, вы уже лучше поняли образ матери-стрижихи, давайте объясним смысл пословиц о матери. - Конечно же, мама-это положительный образ в рассказе. - Давайте немного отдохнем. Физкультминутка. |
- Дети называют мать-стрижиху.
- Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка.
Дети составляют рассказ-описание, подкрепляют его чтением текста.
Дети читают пословицы, подбирают правильные слова вместо местоимений. Зачитывают вслух, делают вывод, что пословицы о маме.
Дети повторяют алгоритм составления синквейна по памяти, затем соотносят алгоритм составления с написанным на доске.
Пишут самостоятельно на листочках ( вырезанных в виде стрижат0
По желанию учащиеся озвучивают свои работы.
Дети (кандидаты от колонок) дают объяснения пословиц по смыслу.
Дети самостоятельно организуют и проводят физкультминутку. |
На доску вывешивается картинка с изображением матери-стрижихи.
На доске написаны пословицы:
- Сердце(ее) матери лучше солнца греет. - Птица рада весне, а дитя (ей) матери. - При солнышке тепло, при (ней) матери добро.
Алгоритм написан на доске. 1. Имя существительное-тема. 2.Два прилагательных – описание темы. 3. Три глагола – действия в рамках темы. 4. Фраза из четырех слов – отношение к теме. 5. Одно слов – синоним темы. Запись МР 3 « Пение птиц у воды» |
Этап упражнения и применения знаний, умений в измененных условиях | ||
- Ребята, о ком еще идет речь в нашем рассказе? 3.Работа над образом стрижиной семьи. - При каких обстоятельствах появляются эти герои в жизни маленького Скрипа? - Как называет стрижей автор? - Какими они были учителями? - Что случилось если бы стрижи не пришли на помощь малышам после гибели матери? Что происходит с их отлетом? Какими качествами они обладают? - Кем стали для Скрипа стрижи? И т.д. Найдите в тексте отрывок и прочитайте цепочкой. - Сейчас поработайте в группах. Откройте конвертики. Там находятся карточки со словами. Выберите только те качества, которые присущи « стрижинному «народу». | - Дети называют стрижиную семью. Это стрижи, вожак, соседка.
Дети работают по содержанию текста, читают цепочкой соответствующие часть текста.
Дети работают в группах, выбирают положительные качества. Поднимают руки, если группа готова обосновать свой ответ. Зачитывают выбранное и анализируют выбранные слова. |
На доску вывешивается картина с изображением ласточек-береговушек.
На партах лежат конверты со словами: - терпение - хитрость - сострадание - забота -бессердечие -милосордие - доброта - равнодушие - сочувствие - сопереживание - черствость |
Этап упражнения и применения знаний и умений | ||
4. Работа над образами отрицательных героев. - Ребята, посмотрите, какие образы мы с вами разобрали? - Правильно, положительные. - Как вы думаете, какие герои еще есть в рассказе? - Почему мы относим их к этой категории? Прочитайте в тексте, расскажите своими словами, какой вред несут они стрижам. Зачем они представлены в рассказе? Почему автор противопоставляет их друг другу? - Почему ребята, в природе так происходит? Правильно, это цепи питания в животном мире. В литературе же это сопоставление добра и зла. 5. Работа над образами мальчишек. - Какие герои еще встречаются в нашем произведении? - Как автор пишет про них и когда они встречаются в жизни Скрипа?
- К каким героям отнесем мальчишек? - От чего это зависит7
- Какими вы хотите быть сами? Почему?
- Ребята, посмотрите на доску, каких героев у нас получилось больше? Что победит? Добро или зло? - Заканчивая нашу работу, подумайте какие изменения на протяжении всего рассказа происходили со Скрипом? Как он взрослел. Какие жизненные уроки получил Скрип? - Кто помогал ему в этом?
- Подумайте, какие жизненные уроки полезны и для вас. О чем это произведение? Какая главная мысль рассказа? Зачем и для чего он написан. - Послушайте, мнение самого В.П.Астафьева. « Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем». Давайте все вместе призадумаемся над этими мудрыми словами. |
Дети делают вывод, что рассмотренные персонажи положительные, но есть и отрицательные. Это враги стрижей : сокол, коршун, гадюка, ворона. Зачитывают из текста нужные фрагменты.
Дети говорят, что в рассказе есть мальчишки. Бывают хорошие, а бывают плохие. Плохие убили отца Скрипа. Хорошие отпустили Скрипа на волю. Могут быть и теми и другими. От воспитания, моральных качеств. Хорошими. Нужно оберегать братьев наших меньших. Решение принимает сам человек, каким ему быть.
Почти что поровну, в жизни все равно добро побеждает зло. Хорошего будет больше ,надо стремиться к этому. Дети называют полученные Скрипом жизненные уроки: -нельзя отнимать еду у других -опасно вылезать из норки - у маленьких птиц есть враги -опасность сплачивает -необходимо трудиться и т.д.
Писатель говорит о стрижонке так, как будто речь идет о человеке. Речь идет о том, как он взрослеет и умнеет. Еще затронута тема бережного отношения к природе.
|
На доску вывешиваются изображения отрицательных героев.
На доске вывешивается картинка с мальчишками.
Картинки распределяются в две группы. |
Этап подведения итогов. Рефлексия. | ||
- Удалось ли нам с вами сегодня провести интересный урок? Давайте выполним тест и посмотрим, как вы поняли содержание рассказа « Стрижонок Скрип».
- Посмотрите на доску, напишите на стикерах, соответствующего цвета ваши мысли относящиеся к предложенным вариантам, подойдите и прикрепите свое мнение на доску. - Домашнее задание для всех: сделать литературный разбор рассказа, для тех кто хочет, дополнительно написать синквейн про стрижонка Скрипа( на обороте синквецна про маму). | Дети выполняют тестовую работу на листках, затем соотносят свои ответы с правильными ответами и оценивают себя самостоятельно.
Учатся оценке своей деятельности на уроке. Пишут ответ, показывающий результат работы на уроке. Подходят к доске, прикрепляют свое мнение записанное на листочках, распределяют в три группы. |
Презентация с тестом по содержанию рассказа.
На доске вывешиваются три слова: -знал -узнал -хочу узнать
. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Малышева Елена Дмитриевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 484 Московского района
Литературное чтение
4 класс
Тема: В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип».
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с цельюповторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.
Задачи
Предметные: учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и выразительным чтением.
Метапредметные
- познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
- коммуникативные: формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
- личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения
- Л.Ф.Климанова Учебник «Литературное чтение 4 класс» 2 часть- М.: Просвещение, 2011.
- Овчинникова И.Г. « Дидактические условия формирования культуры школьников: Дисс….к.п.н.» - Магнитогорск,1996 – 177 с.
- Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмы / С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведов; Рос.акад.наук. Ин-т рус.яз им. В.Б.Виноградова-4-е изд., доп.-М: Азбуковник, 1997 г.
- Сборник « Формирование информационных умений младших школьников». Санкт – Петербург 2011 г.
- компьютерная презентация
- раздаточный материал
- Запись МР 3 « Пение птиц у воды»
Планируемые результаты
Предметные: на уроке ученик будет анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, учиться читать бегло и выразительно, развивать речь.
Метапредметные
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности( неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | ||
Организация проверки рабочего места учащихся. Создание положительного эмоционального настроя в классе. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите, что вам приятно будет работать вместе. Пожелайте друг другу удачи. | Проверка готовности рабочего места к уроку. Создание положительного эмоционального настроя в классе: ребята желают друг другу и учителю удачи. | Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов со словами, заготовки для синквейна, листами-стикерами для рефлексии. |
Этап мотивации, целеполагания и актуализации знаний. | ||
Организация фронтальной работы. Беседа. - Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения. Назовите произведения из этого раздела. - Над каким литературным произведением мы работаем с вами на уроке чтения? - Давайте проверим домашнее задание. Найдите цитату из текста подходящую к плану. План:
| - Природа и мы. Дети называют ранее изученные произведения. Вспоминают автора и название рассказа. Учащиеся перечисляют этапы проделанной работы. Зачитывают цитатный план к рассказу, который написали дома. . | На доске висит портрет писателя В.П.Астафьева и название рассказа. Учитель читает составленный ранее план, дети соответствующую цитату из текста. |
Этап формирования задач. | ||
- Скажите, какой план еще можно было сделать к этому рассказу? - Этот вы готовили в виде мини-проектов в своих творческих группах. В нем отображены более крупные части рассказа. Покажите свои работы. - Каких героев рассказа вы нарисовали? - Можем ли мы по рисункам понять, какими качествами они обладают, какие эмоции им присущи, какие они совершают поступки? - Что нужно сделать, для того, чтобы лучше разобраться в этом? - Правильно, тема нашего урока: « Анализ художественных литературных образов рассказа « Стрижонок Скрип» | Учащиеся называют картинный план. Дети говорят, что у них получилось пять крупных логических эпизодов. Вывешивают свои картинные планы в виде мини-проектов на доску. Дети говорят, что одни и те же персонажи на разных рисунках отличаются, каждый нарисовал их по- своему, вложил свой смысл и поэтому представление о героях рассказа не совсем точное. Для того, чтобы лучше разобраться в них, нужно проанализировать и разобраться в характере каждого персонажа. Лучше узнать, понять их чувства и переживания, поработать с текстом. | На доску прикрепляются творческие работы учащихся с картинным планом, с комментариями. |
Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. | ||
- Назовите основных героев рассказа « Стрижонок Скрип» 1. Работа над образом Стрижонка Скрипа. - Кто главный герой? - Любит ли его автор? Как мы это узнаем? - Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? Почему? - Каким он был для мамы? О чем это говорит? - Каким на свет появился птенец? - Чем порадовала его мама? И т.д. - Какой это герой положительный или отрицательный? | - Ребята перечисляют действующих героев. - Стрижонок Скрип. Рассказ так и назван, именем героя. - Учащиеся выборочно зачитывают из текста соответствующие фрагменты. Обсуждают и анализируют качества героя, работают с текстом. | На доску вывешивается картинка с изображением стрижонка. |
Этап творческого применения знаний и умений | ||
- Кто первым появился в жизни Скрипа? 2. Работа над образом матери-стрижихи. - Ребята, образ мамы-стрижихи выделен в рассказе отдельно? Подумайте, почему? - Опишите маму-стрижиху. Какой она была? Прочитайте в тексте. - Почему мама воспитывала своих детей одна? Легко ли ей было? И т.д. - Прочитайте на доске пословицы, здесь некоторые слова заменены местоимениями. Подумайте, какими существительными их можно заменить. - Выберите из каждой колонки человека, который прочитает пословицы правильно подобранные по смыслу. - Давайте составим синквейн о маме-стрижихе. Перед этим вспомним алгоритм составления синквейна. - Чтобы у вас появился соответствующий творческий настрой, я включу вам запись с пением птиц. - Кто хочет, может прочитать свои синквейны. В конце урока можно будет прикрепить их на доску и прочитать. - Теперь, вы уже лучше поняли образ матери-стрижихи, давайте объясним смысл пословиц о матери. - Конечно же, мама-это положительный образ в рассказе. - Давайте немного отдохнем. Физкультминутка. | - Дети называют мать-стрижиху. - Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка. Дети составляют рассказ-описание, подкрепляют его чтением текста. Дети читают пословицы, подбирают правильные слова вместо местоимений. Зачитывают вслух, делают вывод, что пословицы о маме. Дети повторяют алгоритм составления синквейна по памяти, затем соотносят алгоритм составления с написанным на доске. Пишут самостоятельно на листочках ( вырезанных в виде стрижат0 По желанию учащиеся озвучивают свои работы. Дети (кандидаты от колонок) дают объяснения пословиц по смыслу. Дети самостоятельно организуют и проводят физкультминутку. | На доску вывешивается картинка с изображением матери-стрижихи. На доске написаны пословицы: - Сердце(ее) матери лучше солнца греет. - Птица рада весне, а дитя (ей) матери. - При солнышке тепло, при (ней) матери добро. Алгоритм написан на доске. 1. Имя существительное-тема. 2.Два прилагательных – описание темы. 3. Три глагола – действия в рамках темы. 4. Фраза из четырех слов – отношение к теме. 5. Одно слов – синоним темы. Запись МР 3 « Пение птиц у воды» |
Этап упражнения и применения знаний, умений в измененных условиях | ||
- Ребята, о ком еще идет речь в нашем рассказе? 3.Работа над образом стрижиной семьи. - При каких обстоятельствах появляются эти герои в жизни маленького Скрипа? - Как называет стрижей автор? - Какими они были учителями? - Что случилось если бы стрижи не пришли на помощь малышам после гибели матери? Что происходит с их отлетом? Какими качествами они обладают? - Кем стали для Скрипа стрижи? И т.д. Найдите в тексте отрывок и прочитайте цепочкой. - Сейчас поработайте в группах. Откройте конвертики. Там находятся карточки со словами. Выберите только те качества, которые присущи « стрижинному «народу». | - Дети называют стрижиную семью. Это стрижи, вожак, соседка. Дети работают по содержанию текста, читают цепочкой соответствующие часть текста. Дети работают в группах, выбирают положительные качества. Поднимают руки, если группа готова обосновать свой ответ. Зачитывают выбранное и анализируют выбранные слова. | На доску вывешивается картина с изображением ласточек-береговушек. На партах лежат конверты со словами: - терпение - хитрость - сострадание - забота -бессердечие -милосордие - доброта - равнодушие - сочувствие - сопереживание - черствость |
Этап упражнения и применения знаний и умений | ||
4. Работа над образами отрицательных героев. - Ребята, посмотрите, какие образы мы с вами разобрали? - Правильно, положительные. - Как вы думаете, какие герои еще есть в рассказе? - Почему мы относим их к этой категории? Прочитайте в тексте, расскажите своими словами, какой вред несут они стрижам. Зачем они представлены в рассказе? Почему автор противопоставляет их друг другу? - Почему ребята, в природе так происходит? Правильно, это цепи питания в животном мире. В литературе же это сопоставление добра и зла. 5. Работа над образами мальчишек. - Какие герои еще встречаются в нашем произведении? - Как автор пишет про них и когда они встречаются в жизни Скрипа? - К каким героям отнесем мальчишек? - От чего это зависит7 - Какими вы хотите быть сами? Почему? - Ребята, посмотрите на доску, каких героев у нас получилось больше? Что победит? Добро или зло? - Заканчивая нашу работу, подумайте какие изменения на протяжении всего рассказа происходили со Скрипом? Как он взрослел. Какие жизненные уроки получил Скрип? - Кто помогал ему в этом? - Подумайте, какие жизненные уроки полезны и для вас. О чем это произведение? Какая главная мысль рассказа? Зачем и для чего он написан. - Послушайте, мнение самого В.П.Астафьева. « Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем». Давайте все вместе призадумаемся над этими мудрыми словами. | Дети делают вывод, что рассмотренные персонажи положительные, но есть и отрицательные. Это враги стрижей : сокол, коршун, гадюка, ворона. Зачитывают из текста нужные фрагменты. Дети говорят, что в рассказе есть мальчишки. Бывают хорошие, а бывают плохие. Плохие убили отца Скрипа. Хорошие отпустили Скрипа на волю. Могут быть и теми и другими. От воспитания, моральных качеств. Хорошими. Нужно оберегать братьев наших меньших. Решение принимает сам человек, каким ему быть.
Почти что поровну, в жизни все равно добро побеждает зло. Хорошего будет больше ,надо стремиться к этому. Дети называют полученные Скрипом жизненные уроки: -нельзя отнимать еду у других -опасно вылезать из норки - у маленьких птиц есть враги -опасность сплачивает -необходимо трудиться и т.д. Писатель говорит о стрижонке так, как будто речь идет о человеке. Речь идет о том, как он взрослеет и умнеет. Еще затронута тема бережного отношения к природе. | На доску вывешиваются изображения отрицательных героев.
На доске вывешивается картинка с мальчишками. Картинки распределяются в две группы. |
Этап подведения итогов. Рефлексия. | ||
- Удалось ли нам с вами сегодня провести интересный урок? Давайте выполним тест и посмотрим, как вы поняли содержание рассказа « Стрижонок Скрип». - Посмотрите на доску, напишите на стикерах, соответствующего цвета ваши мысли относящиеся к предложенным вариантам, подойдите и прикрепите свое мнение на доску. - Домашнее задание для всех: сделать литературный разбор рассказа, для тех кто хочет, дополнительно написать синквейн про стрижонка Скрипа( на обороте синквецна про маму). | Дети выполняют тестовую работу на листках, затем соотносят свои ответы с правильными ответами и оценивают себя самостоятельно. Учатся оценке своей деятельности на уроке. Пишут ответ, показывающий результат работы на уроке. Подходят к доске, прикрепляют свое мнение записанное на листочках, распределяют в три группы. | Презентация с тестом по содержанию рассказа. На доске вывешиваются три слова: -знал -узнал -хочу узнать . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/24/picture-59891-1661331496.jpg)
Астафьев Стрижонок Скрип урок литературного чтения в 4 кл
Разработка к данному уроку поможет провести Вам урок...
Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-159684-1355047847.jpg)
Презентация к уроку чтения по теме:В.Астафьев "Стрижонок Скрип"
Данная презентация содержит фотографию автора, обложку книги, фотографии ласточек- береговушек. Может быть использована на уроке чтения в 4 классе при изучении рассказа Виктора Астафьева "Стрижонок Ск...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-341318-1386873663.jpg)
Урок литературного чтения "Стрижонок Скрип"
Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXI века"- слушание и работа с детскими книгами о животных....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/10/picture-403977-1718003145.jpg)
Литературное чтение. В.Астафьев. "Стрижонок Скрип".
Урок литературного чтения в 4 классе по произведению В.Астафьева "Стрижонок Скрип"....