С.Я. Маршак «Апрель» 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Игнатьева Дарья Андреевна

Дата проведения: 17.04.2024

Класс: 1 «в»

УМК: «Школа России»

Тема урока: С.Я. Маршак «Апрель»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: ознакомление учащихся с произведением С.Я. Маршака «Апрель».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с произведением С.Я. Маршака «Апрель»;

-формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения;

Развивающие:

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарь;

- развивать связную речь и словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий;

- воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу;

Дидактические средства, интерактивное оборудование: ноутбук, интерактивная доска, карточки

Формы организации учебной деятельности: Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П-парная, Г-групповая.

Планируемые результаты:

Предметные:

- осознанно и выразительно читать стихотворение «Апрель».

-находить самостоятельно информацию в тексте, анализировать её;

-проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения;

-подыскивать рифму к словам.

Метапредметные:

Регулятивные:

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

Познавательные:

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– анализировать и кратко характеризовать предложение;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

– понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.ya_._marshak_aprel.docx35.11 КБ
Файл samoanaliz_liter_cht_1_v.docx18.58 КБ
Файл marshrutnye_listy.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Школа №118» с углубленным изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода

Конспект урока литературного чтения

Составитель:

Игнатьева Дарья Андреевна

г. Нижний Новгород 2024

Дата проведения:

Класс: 1 «в»

УМК: «Школа России»

Тема урока: С.Я. Маршак «Апрель»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: ознакомление учащихся с произведением С.Я. Маршака «Апрель».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с произведением С.Я. Маршака «Апрель»;

-формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения;

Развивающие:

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарь;

- развивать связную речь и словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий;

- воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу;

Дидактические средства, интерактивное оборудование: ноутбук, интерактивная доска, карточки

Формы организации учебной деятельности: Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П-парная, Г-групповая.

Планируемые результаты:

Предметные:

- осознанно и выразительно читать стихотворение «Апрель».

-находить самостоятельно информацию в тексте, анализировать её;

-проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения;

-подыскивать рифму к словам.

Метапредметные:

Регулятивные:

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

Познавательные:

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– анализировать и кратко характеризовать предложение;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

– понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация
  2. Актуализация знаний
  3. Сообщение цели и темы урока
  4. Открытие новых знаний
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление изученного материала
  7. Подведение итогов
  8. Рефлексия
  9. Организационный момент

Ход урока

Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г – групповая)

Дидактиче

ские

средства, интерактив

ноеоборудова

ние

Формы контроля, взаимо

контроля и самоконтроля

Планируемые результаты

(Предметные, метапредметные, личностные)

Организационный момент

Организованно начать урок

С: беседа

- Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, прикоснитесь ладошками. С хорошим настроением начнем наш урок.

Приветствуют. Демонстрируют готовность к уроку, желают друг другу хорошего настроения

Ф

Контроль со стороны учителя

К: формировать умения слушать и слышать

Л: создать условия для проявления положительного отношения к урокам литературного чтения

II.

Актуализация знаний

Повторить ранее изученное

С: беседа

Выставка рисунков, выполненных дома.
- К каким стихотворениям вы сделали иллюстрации? Почему выбрали данное стихотворение?

- А.Н. Майков «Голубенький, чистый...», Т.М. Белозеров «Подснежники».

Ф

Интерактивная доска

Контроль со стороны учителя

Самоконтроль

К: учиться аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

III.

Сообщение цели и темы урока.

Формулировать цель и тему урока при помощи учителя.

С: беседа.

-Сегодня мы продолжаем знакомиться со стихотворениями о весне.
- Назовите первый весенний месяц.
- Какой месяц идет после марта?
- Последний месяц весны?

-Предлагаю поделится на 3 группы. Каждой группе дается задание: перечислить характерные признаки одного из весенних месяцев. Первая группа описывает март, вторая- апрель, третья- май.

-Какие признаки характерны для каждого весеннего месяца? Обсудите в группах. Вам дается 5 минут.

-Отлично!

-Посмотрите на слайд, перед вами анаграмма, составьте слово .

АЕЛЬПР

-С каким произведением будем знакомится?

-Верно ? Тема нашего урока : С.Я. Маршак «Апрель»

-Какую цель перед собой поставим ?

- Март.

- Апрель.

- Май.

В марте можно увидеть проталины, капель, прилетают первые перелетные птицы. Солнечных дней становится все больше.

В апреле светит солнце, идет снег и дождь вперемешку. Пробуждаются насекомые , появляется первая зелень и цветущие растения.

В мае бывает первая гроза, происходит цветение растений, ярче зеленеют травы. В небе часто появляется разноцветная радуга.

-Предполагают.

-Познакомится с произведением С.Я. Маршака «Апрель»

Г

Презентация

Контроль со стороны учителя.

Р: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя.

IV.

Открытие новых знаний

Ознакомление учащихся с новым материалом

С: беседа

- Откройте учебник на с. 68. Кто автор этого стихотворения?
(Учитель демонстрирует портрет автора.)
- Что вы знаете о поэте? Какие произведения читали?
- Отгадайте произведения.
(Учитель читает отрывки из стихотворений.)

1) Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки..

2)Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена...

3) Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

4) Побежала мышка- мать,

Стала утку в няньки звать:

-Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать

-Как вы думаете, о чем будет стихотворение?

Учитель читает стихотворение.

Словарная работа.

-Прочитайте слова сначала по слогам, а затем целыми словами.

Ап-рель Апрель

Му-ра-вьи Муравьи

Про-би-ра-ет-ся Пробирается

Ва-леж-ник Валежник

Под-снеж-ник Подснежник

Работа по учебнику.

Найдите в тексте стихотворения, какие приметы весны описал поэт. Прочитайте.

-Каким настроением окрашено это стихотворение?

Работа с толковым словарем.

-Откройте учебник на с 77.

-Прочитайте, что такое «капель», «валежник».

- С.Я. Маршак

- Ответы учащихся

-«Вот какой рассеянный».

-«Где обедал воробей?»

-«Почта»

-«Сказка о глупом мышонке»

-Звенит капель, бегут ручьи, стали птицы песни петь, расцвел подснежник.

-Радостным

-Капель- падение капель растаявшего во время оттепели снега с крыш и деревьев.

Валежник- сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Ф

И

Учебник

Слайд

Контроль со стороны учителя

П: формируют поисковую деятельность

К: высказывать свои предположения, своё мнение по обсуждаемым вопросам, слушать и учитывать другие мнения

V.

Физкультминутка

Снять утомляемость у обучающихся.

Теперь мы немного отдохнем.

Раз – мы встали, распрямились

Два – согнулись, наклонились

Три – руками три хлопка

А четыре – под бока

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть

Выполнение физкультминутки.

Ф

Контроль со стороны учителя

Взаимоконтроль

VI.

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного на уроке

С: Беседа

П: упражнения

- Работа над выразительностью.

-Какие строки в стихотворении вы будете читать громко, радостно? Почему?

-Какие звуки весны услышал автор?

-Чьи голоса услышал С.Я. Маршак?

-Какие звуки природы вы слышите весной?

-Подготовьте выразительное чтение и прочитайте в парах.

Найди рифму

-Выпишите из стихотворения рифмующие слова к данным словам.

Образец: апрель-капель

Ручьи-…(муравьи)

Лужи-…(стужи)

Медведь-…(петь)

Валежник-…(подснежник)

-Попробуйте себя в роли поэта. Сочините двустишие.

1) капель-апрель

Звенит капель,

Пришел апрель.

2) ручьи- грачи

Бегут ручьи,

Кричат грачи.

-Звуки медведя, как медведь пробирается сквозь сухие сучья –валежник.

-Голоса птиц.

-Журчание ручья, пение птиц, звон капели, жужжание проснувшихся насекомых.

Ф

И

Самоконтроль, контроль со стороны учителя, взаимоконтроль

К: учиться аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

VII.

Подведение итогов

Учить соотносить результат работы с пост целями

С: беседа

- О чем мы с вами на уроке разговаривали?

-Какие строки из прочитанного текста вас больше всего поразили?

Ребята, мне очень понравилось, как вы все сегодня работали на уроке. Оценки за урок получают…

Отвечают на вопросы

Ф

Контроль ответов учащихся и самоконтроль

Р: осознание то, что усвоено на уроке

VIII.

Рефлексия

Оценивать свою деятельность на уроке

С: беседа

Посмотрите внимательно на слайд, дополните предложения:

Сегодня я узнал (-а)…

Сегодня я научился (-ась)…

Мне было интересно…

Мне было сложно…

Мне было легко…

Оценивают свою деятельность.

Ф

Презентация

Самооценка учащихся

Р: осуществлять познавательную и личностную рефлексию

IX.

Орг. момент

Организационно закончить урок

С: Беседа

Есть ли у вас ко мне вопросы?

- На этом урок закончен, все свободны.

Дети задают вопросы

Ф

Контроль со стороны учителя

Р:

Оценивать результаты решения представленных задач, находить ошибки и способы их устранения



Предварительный просмотр:

самоанализ урока

Тема : С.Я. Маршака «Апрель»;

Цель: ознакомление учащихся с произведением С.Я. Маршака «Апрель».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с произведением С.Я. Маршака «Апрель»;

-формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения;

Развивающие:

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарь;

- развивать связную речь и словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий;

- воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу;

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифферентации, использование здоровьесберегающих методик.

Оборудование: дидактические карточки, проектор, экран, компьютер, учебник.

Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока- изучение нового материала. Тип урока определяет его структуру. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:

  1. Организационный момент. Мотивация
  2. Актуализация знаний
  3. Сообщение цели и темы урока
  4. Открытие новых знаний
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление изученного материала
  7. Подведение итогов
  8. Рефлексия
  9. Организационный момент

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально- волевая сфера, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления, трудности в запоминании и усвоении материала.

Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.

Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой. В орфографической минутке и на этапе актуализации опорных знаний осуществляется поисковая и исследовательская деятельность с целью подвести учащихся к самостоятельному формулированию учебной проблемы и задач урока. Дети самостоятельно определили тему и цель урока.

На уроке реализованы следующие принципы:

1. принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития-дифференцированные задания, работа в группах, работа в парах.)

2. принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников.

3. принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков, это такие темы: А.Н. Майков «Ласточка примчалась….», А.Н. Плещеев «Травка зеленеет », А.Н. Майков «Голубенький, чистый..», Т.М. Белозеров «Подснежники».

4. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания).

5. принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия.)

Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (физминутка, организация обучения в режиме «динамических поз». Дети переводились из положения «сидя» в положение «стоя».) Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной. На этапе рефлексии у обучающихся была возможность в игровой форме оценить свою работу на уроке.

Урок цели достиг.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист «Март»

  • Прочитайте текст о весеннем месяце марте.

Март — первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев.

От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель. Поэтому другое народное название марта — «капельник».

  • Ответьте на вопросы по тексту
  1. Какой по счёту весенний месяц март?

_______________________________________________________________________________________

  1. Как называют март в народе?

_______________________________________________________________________________________

  1. Перечислите признаки марта.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Маршрутный лист «Март»

  • Прочитайте текст о весеннем месяце марте.

Март — первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев.

От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель. Поэтому другое народное название марта — «капельник».

  • Ответьте на вопросы по тексту
  1. Какой по счёту весенний месяц март?

_______________________________________________________________________________________

  1. Как называют март в народе?

_______________________________________________________________________________________

  1. Перечислите признаки марта

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Маршрутный лист «Апрель»

  • Прочитайте текст о весеннем месяце апреле.

Апрель — второй весенний месяц. Апрель – середина весны, он находится между холодом и теплом, поэтому иногда бывает непредсказуем.

Солнце выходит чаще и радует нас своими яркими лучами, которые поднимают настроение. Сугробы тают, по улицам течёт вода. Проглядывается первая трава. На ветвях деревьев набухают почки. Потихоньку распускаются некоторые цветы. Птицы возвращаются с юга и громко щебечут. Природа оживает!

  • Ответьте на вопросы по тексту
  1. Какой по счёту весенний месяц апрель?

______________________________________________________________________________________

  1. Перечислите признаки апреля.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Маршрутный лист «Апрель»

  • Прочитайте текст о весеннем месяце апреле.

Апрель — второй весенний месяц. Апрель – середина весны, он находится между холодом и теплом, поэтому иногда бывает непредсказуем.

Солнце выходит чаще и радует нас своими яркими лучами, которые поднимают настроение. Сугробы тают, по улицам течёт вода. Проглядывается первая трава. На ветвях деревьев набухают почки. Потихоньку распускаются некоторые цветы. Птицы возвращаются с юга и громко щебечут. Природа оживает!

  • Ответьте на вопросы по тексту
  1. Какой по счёту весенний месяц апрель?

_______________________________________________________________________________________

  1. Перечислите признаки апреля.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Маршрутный лист «Май»

  • Прочитайте текст о весеннем месяце мае.

Май - третий и последний весенний месяц. Снег уже сошел. Солнце поднимается высоко и греет землю. Дует тёплый ветер. В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. После майского дождя в небе часто появляется радуга. В мае в лесу и садах цветёт много цветов: распускаются ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха.

Расцветают деревья и кустарники: тополь, берёза, сосна, черёмуха, сирень. Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады — цветут яблони, вишни, сливы. В мае готовят грядки, сеют морковь, свёклу, сажают лук, картофель, капусту, огурцы.

  • Ответьте на вопросы по тексту
  1. Какой по счёту весенний месяц май?_______________________________________________
  2. Перечислите признаки мая.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Маршрутный лист «Май»

  • Прочитайте текст о весеннем месяце мае.

Май - третий и последний весенний месяц. Снег уже сошел. Солнце поднимается высоко и греет землю. Дует тёплый ветер. В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. После майского дождя в небе часто появляется радуга. В мае в лесу и садах цветёт много цветов: распускаются ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха.

Расцветают деревья и кустарники: тополь, берёза, сосна, черёмуха, сирень. Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады — цветут яблони, вишни, сливы. В мае готовят грядки, сеют морковь, свёклу, сажают лук, картофель, капусту, огурцы.

  • Ответьте на вопросы по тексту
  1. Какой по счёту весенний месяц май?__________________________________
  2. Перечислите признаки мая.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе. С.Я. Маршак. Апрель.

Урок по литературному чтению разработан по программе "Школа России". Материал содержит конспект урока и презентацию. Данный урок входит в раздел "Апрель, апрель! Звенит капель..." В ходе урока учащиес...

урок чтения в 1 классе С.Я.Маршак "Апрель"

Урок чтения  в 1 классе по теме: С.Я. Маршак "Апрель" по программе "Начальная школа 21 века"...

Литературное чтение 1 класс. Маршак "Апрель"

Разработка конспекта урока по литературному чтению в 1 классе....

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель».

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и автора...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: С. Маршак. Апрель

Знакомство  с  произведениями  русских поэтов о весне...

Урок литературного чтения, 1 класс Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна. Т. Белозеров Подснежники.»

познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;Развивать речевые умения учащихся, воображение;В...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...