Диагностика уровня восприятия художественного произведения
методическая разработка по чтению (3 класс)

Путь к воспитанию квалифицированного читателя, по мнению Рыбниковой, проходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся. Чтобы научить детей полноценному восприятию произведений, необходимо сформировать специальные читательские умения.

        Чтобы вести работу по формированию читательской компетентности, необходимо выявить актуальный уровень  сформированности читательских умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_urovnya_vospriyatiya.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование уровня восприятия

художественного произведения  второклассниками.

1.Актуальность и краткое обоснование исследования

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника.

Путь к воспитанию квалифицированного читателя, по мнению Рыбниковой, проходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся. Чтобы научить детей полноценному восприятию произведений, необходимо сформировать специальные читательские умения.

        Чтобы вести работу по формированию читательской компетентности, необходимо выявить актуальный уровень  сформированности читательских умений.  Трудность в определении уровня восприятия художественных произведений обусловливается как их своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Наиболее традиционные способы проверки сформированности читательских умений - постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы, заданные учителем. Для третьеклассников, имеющих небольшой опыт анализа литературных произведений, пока еще сложно самим формулировать вопросы к произведению. Поэтому в моем исследовании будут использованы ответы на вопросы, заданные учителем.

  1. Цель  и задачи исследования

Цель: выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников

Задачи:

  - провести диагностическое исследование уровня сформированности читательских умений младших школьников;

  - полученные результаты обработать и представить в табличном варианте;

   - выявить  трудности («проблемные точки»), с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе анализа литературного произведения

3. Методика проведения исследования

Испытуемыми явились учащиеся 3е класса, в количестве 32 человек. Исследовательская работа проводилась в течение недели.

Задания для выполнения предъявлялись испытуемым индивидуально. Для анализа был использован текст рассказа текст Н.Носова "На горке" Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:

1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

3) умение устанавливать причинно-следственные связи;

4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

5) умение видеть авторскую позицию;

6) умение осознавать идею произведения.

На первом этапе эксперимента каждому испытуемому индивидуально давался текст Н.Носова "На горке" Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.

На втором этапе эксперимента была применена специально разработанная методика тестовых заданий. Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен был проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).

Вопросы для анализа текста:

1. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

2. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа.          (Проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем)

3. Кратко перескажи последовательность событий рассказа.  (Проверка умения устанавливать причинно-следственные связи)

4. Объясни поступки Котьки и вырази к ним свое отношение – проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.

5. Определи авторское отношение к главному герою рассказа . (Проверка умения видеть авторскую позицию)

6. Сформулируй идею (основную мысль) рассказа. (Проверка умения осознавать идею произведения)

Ответы на эти вопросы каждого испытуемого заносились в протокол обследования. Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:

  • высокий уровень – 3 балла;
  • средний уровень – 2 балла;
  • низкий уровень – 1 балл.

Критерии для присвоения за ответ испытуемого одного, двух или трех баллов были специально разработаны. Параметры, по которым оцениваются ответы испытуемых и им присваивается определенное количество баллов, представлены в таблице.

По результатам диагностирования каждого из шести читательских (аналитических) умений была составлена сводная таблица. На основе ее данных установлен общий уровень развития читательских умений младших школьников.

Показатели уровня сформированности

читательских умений младших школьников

Аналитические умения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др.

Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли.

Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя.

Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом.

Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы.

При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Не понимает предметное содержание прочитанного и не осознает причинность событий.

Умение воспринимать образ – персонаж.

Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ.

Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя.

Не обращает внимание на чувства, переживания героев.

Умение видеть авторскую позицию.

Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию.

Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ.

 

Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий.

Умение осознать идею произведения.

Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.

При определении основной мысли требуется помощь учителя.

4.Материал для проведения исследования

5.На горке.  Николай Носов Рассказ

     Целый день ребята трудились ─ строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.
─ Вот пообедаем, ─ говорили они, ─ а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, ─ как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
─ О, говорит, ─ хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку ─ бух носом!
─ Ого! ─ говорит. ─ Скользкая!
Поднялся на ноги и снова ─ бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» ─ думает.
Думал, думал ─ и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там ─ ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.
─ Вот теперь, ─ говорит, ─ скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова ─ бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
─ Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят ─ горка песком посыпана.
─ Это кто здесь напортил? ─ закричали они. ─ Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
─ Нет, ─ говорит Котька, ─ я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.
─ Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он ─ песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
─ Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
─ Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.
─ Ну, я не знаю, ─ говорит Котька.
─ Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
─ Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
─ Вот теперь, ─ говорят, ─ замерзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.
─ Это, ─ говорит, ─ чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!

6.Результаты исследования

сформированности читательских умений у учащихся 3 класса

Аналитические умения

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

Ардан,Дугар, Олеся,Никита,Никита Н,Золто,Элбэк,Данил

Лера,Виолетта,Номина, Даша,

Коля,Алина,Глеб,Оэлун, Сультим,Вова,Арьяна, Сарюна,Аня,Миша

Матвей,Семен, Сойжина

Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Ардан,Дугар, Олеся,Никита,Никита Н,Золто,Элбэк,

Лера,Виолетта,Номина, Даша,

Коля,АлинаЦ,Глеб,

Оэлун, Сультим,Вова,Арьяна, ,Аня,Миша Данил,

Матвей,Семен, Сойжина,Алина К

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Ардан,Дугар, Олеся,Никита,Никита Н,Золто,Элбэк, Сарюна,Айдар

Лера,Виолетта,Номина, Даша,

Коля,АлинаЦ,Глеб,

Оэлун, Сультим,Вова,Арьяна, ,Аня,Миша Данил,Алина К

Матвей,Семен, Сойжина,Алина К,Виолетта

Умение воспринимать образ – персонаж.

Дугар, Аня,Олеся,Никита,

Никита Н,Золто,Элбэк, Сарюна

Ардан, Лера,Виолетта,Номина, Даша,

Коля,АлинаЦ,Глеб,

Оэлун, Сультим,Вова,Арьяна, ,Аня,Миша Данил,Алина К,Матвей

Семен,Сойжина

Умение видеть авторскую позицию.

Аня,Олеся,Никита,

Никита Н,Золто,Элбэк, Сарюна

Ардан, Лера ,Номина, Даша,

Коля,АлинаЦ,Глеб,

Оэлун, Сультим,Вова,Арьяна, ,Аня,Миша Данил,Алина К,Матвей,Дугар ,Айдар

Семен,Сойжина,Виолетта,

Матвей

Умение осознать идею произведения.

Ардан,Дугар, Олеся,Никита,

Никита Н,Золто,Элбэк,

Данил

Сультим,Вова,

Арьяна, ,Аня,Миша

Ардан, Лера ,Номина, Даша,

Коля,АлинаЦ,Глеб,

Оэлун, Данил,Алина К,Матвей,Дугар,Айдар

Матвей,Семен, Сойжина

Вывод:

Результаты исследования показали, что высокий уровень литературного развития имеют 8 человек (набрали 14 – 17 баллов), которые воспринимают художественное произведение на уровне «идеи»: Ардан,Дугар, Олеся,Никита,Никита Н,Золто,Элбэк,Данил С тенденцией к переходу на уровень «идеи» (13 баллов) оказались 7 человек: Даша, Коля,АлинаЦ,Глеб,

Оэлун, Данил,Алина

Уровень "героя"(9-12) - 6 человек : Сультим,Вова,Арьяна, Сарюна,Аня,Миша 

6 учащихся имеют констатирующий уровень восприятия (от 8 до 6 баллов): Номина,Элбэк,Лия,Рита,Этигэл,Айдар,.

Низкий уровень литературного развития имеют 3 человека, воспринимающие произведение на фрагментарном уровне (4-5 баллов): Матвей,Семен, Сойжина Основные проблемы, с которыми столкнулись младшие школьники при анализе данного художественного произведения:

- затруднились в формулировании основной мысли произведения (большая часть участвовавших в исследовании третьеклассников ответили на этот вопрос фразой «надо помогать другим»); Более полный ответ чему учит рассказ : Учит трудолюбию, умению исправлять ошибки, быть настоящими товарищами, уважать чужой труд.

- не смогли мотивировать ответ на вопрос об отношении автора к героям произведения, а некоторые даже не смогли определить это отношение;

- затруднились в поиске и объяснении образных выражений «хитрый какой », «нацепил коньки»," только руками за окном разводит да головой мотает ", "Целый день ребята трудились ─ строили снежную горку" ," Бух носом!"

Можно предположить, что  при самостоятельном прочтении других произведений у младших школьников возникнут аналогичные трудности.  Только систематический анализ произведений на уроках, целенаправленная работа по формированию читательских умений помогут повысить их уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения "

Данная статья поможет расскрыть один из видов работы над текстом на уроках чтения. Творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихс...

Статья на тему "Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников".

Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...

Статья «Диагностика уровня эстетического восприятия художественных произведений младшими школьниками»

Сборник «Ключ к будущей профессии». Выпуск 6.-Симферополь: НИЦКИПУ, 2010.-204с...

исследование уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками

Работа содержит описание методики проведения исследования с опорой на таблицу "Показатели уровня сформированности читательских умений младших школьников", материал для исследования - рассказ А.П. Гайд...

Исследование уровня восприятия художественного произведения 2 класс.

Уровень восприятия художественного произведения 2 класс....