Технологическая карта. Внеклассное чтение "Дети блокады".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мельникова Оксана Федорова

Технологическая карта. Внеклассное чтение "Дети блокады". 2-ой класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Внеклассное чтение

Класс: 2 «А» класс

УМК: «Школа России»

Тема урока: - Дети Блокады

Цель:. Создание условий для формирования нравственных качеств личности. Формирование чувства сопереживания, через специально подобранные задания, на примере героев художественного произведения, воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, жизнелюбие, оптимизм, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: читать и воспринимать на слух художественный текст, определять последовательность событий , объяснять нравственный смысл произведения, характеризовать героев произведения на основе их поступков.

Метапредметные: 

познавательные:

-умение извлекать информацию из текста

-умение находить вопросы по иллюстрации, отвечать на вопросы учителя

-проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом

-определять тему и основную мысль произведения

коммуникативные: 

-взаимодействовать в парах при выполнении задания

-участие в диалоге с учителем, другими учащимися,

-формулирование собственных мыслей,

-задавать вопросы

регулятивные: -определять и формулировать цель своей деятельности

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

-отвечать на итоговые вопросы

Личностные:

- Формирование положительного отношения к процессу познания нравственных ценностей.

-Развивают посредствам литературных произведений самостоятельность и ответственность,

-осмысливают поступки героев, воспитание патриотизма, развитие морального сознания.

Методы и формы работы: 

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы: словесный, наглядный, практический

Приемы: чтение рассказа учителем, обращение к личному опыту учащихся, кластер, прием «Предположение», «Чтение с остановками», «Мозговой штурм»

Информационные ресурсы: экран, компьютер, книги для выставки, рисунки, текст рассказа «Кирюшка», рабочий лист, презентация, рисунки, фотографии, карточки характеристики героев, иллюстрации.

Ход урока

Название этапа

Задача этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I.Мотива-ция самоопре-деление к учебной деятельности.

Эмоциональная,

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

1.Приветствие

учащихся, проверка и готовность к уроку, эмоциональный настрой на учебную деятельность

 

-слушать собеседника и понимать речь других

-строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

самостоятельно организовывать свое рабочее место

-настраивать себя на продуктивную работу

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

II.Актуа-лизация знаний

1.Речевая разминка

2.Проверка домашнего задания(рисунки)

3. Подготовка к изучению нового материала.

1.Эпиграфом к уроку стихотворение Владимира Орлова «Я и МЫ»  

Упражнение для голоса

 -Выделять голосом выделенные слова.

 

Слово «МЫ»

Сильней чем «Я».

Мы –семья

И мы-друзья

Мы – народ,

И мы – едины.

Вместе мы

Непобедимы!

2.Домашнее задание-  рисунки о блокаде Ленинграда, и сравнение с рисунками детей военного Ленинграда.

 3.Работа с книжной выставкой

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания,

умение ориентировать-

ся в своей системе знаний.

Обмен мнением, умение, слушать друг друга, уважать мнение других.

умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

формировать способность высказывать суждение

Выполненные задания

III.Пос-тановка темы, це-ли урока

Формулирование темы урока

1.Работа с фото-

графией.

Педагог предлагает ученикам рассмот- реть фотографию детей,блокадного Ленинграда, ответить на вопросы.

2.Просмотр видео.

- определение темы

извлечение необходимой информации из сообщения, преобразование информации,

 и произвольное построение речевого высказывания .

Устные оветы

Сформулируйте тему урока – слова на доске ДЕТИ БЛОКАДА ЛЕНИНГРАД –Дети блокадного Ленинграда

-Человек, если он движется без цели, то не знает, куда и зачем идет, может запутаться и потеряться, чтобы с нами такого не произошло, определим наши цели урока.

Познакомиться

 Учиться…

Определять…

 

Сегодня прочитаем рассказ, В.Карасевой и подумаем, -  может ли этот рассказ  чему-нибудь научить?

логическое

решение

проблемы,

построение

логической

цепи

рассуждений.

умение формулировать свои умозаключения.

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Дети смотрят видеоролик

IV.Рабо-та по теме урока

1.Вступительная беседа.

2.Рассказ о авторе

3.Приём «Дерево предположений»

4.Первичное восприятие (Чтение произведения учителем)

5.Эмоционально –оценочная беседа

Физкультминутка

-Рассмотрите иллюстрацию на доске  

-Можно ли по иллюстрации и заглавию определить кто будут герои рассказа и о чём пойдет речь?

- Как можно узнать  кто прав и о чем рассказ?

В то время, в блокадном городе Ленинграде жила и работала Вера Евгеньевна Карасёва.  (Фото автора на доске) +СЛАЙД

-По названию произведения, автору, опорным словам и иллюстрации предположите о чем пойдет речь в рассказе.

Словарная работа.

- А перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.

Бом-бо-у-бе-жи-ще

Ле-нин-гра-дец

О-саж-дён-ный

-Понравилось произведение?

– Какие чувства, вызвало у вас произведение?

- Вы немножечко устали.

И теперь все ровно встали.

Физкультминутка

В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза)

В январском снегу (Разводят руки в стороны)

Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)

На морском берегу (Плавные движения руками - волны)

В блокадные дни (Шагают на месте)

Под обстрелом в снегу (Повторить )

Не сдался, не сдался (Повороты головы)

Наш город врагу (Повтор )

умение ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Перерабаты-вать инфор-мацию для получения

необходимого

результата;

умение осуществлять поиск нужной информации;

умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

Договариваться

с людьми,

согласуя с

ними свою

точку зрения,

понимать

другие

позиции.

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Соотношение

результата

своей

деятельности с образцом

Слушать и

понимать речь

других.

Выразительно

читать.

выделять необходимую (существенную) информацию из текста

Принимают и сохраняют поставленную задачу

Выполнение заданий, устные ответы

Высказывают свое отношение к герою,выражают свои эмоции

Выполняют движения

V.Закреп-ление знаний и способов действий

1.Работа с текстом во время чтения.

2. Отработка техники чтения

3.Беседа по тексту

4.Работа с иллюстрацией

5.Работа по пословице

6.Групповая работа. Прием «Кластер».

7.Выборочное чтение по серии картинок

 «Кто быстрее…» 

8.Работа в парах

“ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ!”

 Изучающее чтение

Составляем кластер

 - Создать образ Кирюшки, словами характеризующие героя.

 

- Почему автор говорит, что совсем не знала Кирюшку?

- Как относится автор к Кирюшке? –

-Какая  Кирюшка  была в начале рассказа?

- Какая стала в конце рассказа?

-Почему Кире пришлось принимать взрослые решения?

- Одна ли такая Кира была в блокадном Ленинграде?

-Про кого этот рассказ? (Только про Киру?)

Вывод: вот так в блокаду рано взрослели дети Ленинграда, в то суровое время они помогали, как могли друг другу и взрослым,они были дружны, были неравнодушны, и это помогло выжить в блокаду.

Вернемся к нашим предположениям, о чем речь в рассказе. Чье предположение оказалось более точным?(проверка)

- Расположите картинки в последовательности друг за другом, так как описываются события в рассказе.

-Найти и зачитать предложения которые соответствуют каждой картинке. 

«Ты мне-я тебе»

- Учащиеся обдумывают вопрос, который они зададут другой группе, вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: «Зачем?»,

« Почему?»,

-какой это рассказ? (поучительный, научный, развлекательный, познавательный)

- чему учит это произведение?

-

В конверте лежат пословицы которые потерялись, помогите найти им друг друга

-какие пословицы вы составили. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.

Добрые дела -красят человека. 

Жизнь дана -на добрые дела. 

 На добрый привет – добрый ответ.  

-какая пословица подходит к теме нашего урока?


Осуществляют анализ,обобщение,классификацию,поиск информации,построение логической цепи.Осуществляют смысловое чтение.

Выражают свои мысли,обмен мнением,умеют слушать друг друга,задавать вопросы с целью получения информации,могут работать в коллективе,

Осуществляют контроль,коррекцию

Высказывают свое отношение к герою,выражают свои эмоции

6.Итоги урока  .Стадия рефлексии

1.Обобщение полученных на уроке сведений.

2.Заключительная беседа

3.Выставление оценок

4.Д/З

-Над чем нас заставил задуматься этот рассказ? 

2.Оценки 

3.Д.З

-Представьте, что вы автор рассказа. Как бы вы закончили рассказ? 

-Чем продолжила заниматься Кирюшка после войны?  

- Как ты представляешь, кем она стала во взрослой жизни?

Ребята ,вы сегодня отлично поработали  и определили  качества ,которые помогли маленьким ленинградцам выстоять

-Подумайте, обладаете ли вы этими качествами (листочки )

Красная карточка-у меня нет этих качеств, но хотел бы их иметь

Желтая-обладаю, но не всеми качествами, буду учиться

Зеленая-обладаю качествами патриота России и буду их и дальше развивать .

-А хотите услышать, как билось сердце города на протяжении всей блокады?

Метроном -

этот стук назвали биением сердца города. Ленинградцы верили, если звучит метроном- жизнь продолжается.

-А в нас, вместе с нашими сердцами, пусть всегда стучит Ленинградский метроном и звук его будет слышен всем последующим поколениям. МИНУТА МОЛЧАНИЯ… зажечь свечи

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945

 

Урок окончен

Ориентируются в системе знаний

Проявляют интерес,стремятся к приобретени новых знаний

Оценивают собственную деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе по теме «Гигиена тела».

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта внеклассного занятия "Я - хозяин своего здоровья".

Зачётная  работа на курсы повышения квалификации....

технологическая карта внеклассного занятия «Праздники русского народа. Масленица»

Цель  внеклассного занятия  -  познакомить учащихся с историей возникновения праздника Масленицы, с его традициями и обычаями во Владимирской области.Учащиеся знакомятся с особянно...

Технологическая карта внеклассного мероприятия"В гостях у Морского царя"

Внеклассное мероприятие "В гостях у Морского царя" проводится в предверии Нового года. Сценарий  для учащихся начальных классов. Данная разработка составлена в виде технологической карты....

Технологическая карта внеклассного занятия "Русская матрёшка"

Материал представляет собой технологическую карту внеклассного мероприятия по теме "Русская матрёшка" 3 класс, а также презентацию. В ней говорится об истории создания русской матрёшки, технологии изг...

Технологическая карта внеклассного мероприятия 3 класс «Что такое толерантность?»

Сюжетная игра (занятие строится в виде путешествия).Ожидаемые результаты:В ходе проведения классного часа дети должны получить первоначальное понятие, что такое толерантность, какими качествами характ...