Технологическая карта урока литературного чтения «Александр Сергеевич Пушкин «Цветок»» (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока: «А. С. Пушкин «Цветок» »
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: ознакомление обучающихся со стихотворением А.С. Пушкина «Цветок».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с лирическим стихотворением «Цветок» А.С.Пушкина; 2) учить находить в стихотворении слова, указывающие на настроение автора, его настроения; 3) отрабатывать умения выразительного чтения лирического стихотворения. | Предметные: обучающиеся научатся: 1) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения; 2) различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; 3) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст; 4) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста. |
Развивающие: 1) развивать память, образное мышление, воссоздающее творческое воображение, внимание; 2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы; 3) развивать творческие способности обучающихся. | Личностные: 1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; 2) стремление к самовыражению в искусстве слова и творчества; 3) осознание важности русской литературы как средства общения и самовыражения, пронизывающее связь между прошлым и настоящим.
|
Воспитательные: 1) воспитывать любовь к природе в различных ее проявлениях ; 2) воспитывать умение работать в коллективе. 3) привит интерес к поэзии. |
УМК: «Перспектива», учебник литературного чтения 3 кл.: Учебник в 2ч./ Н.А. Чуракова. Ч.2, презентация, раздаточный материал, лист формата А3, канцелярские принадлежности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 25.04.2023 Школа: Академический лицей №95 Класс: 3-7 Урок: 3 Время:09:50-10:30 Кабинет: 310 | Студент: Нагорнова Милена Группа: 31 Учитель: Кирчевская Елена Юрьевна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока: «А. С. Пушкин «Цветок» »
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: ознакомление обучающихся со стихотворением А.С. Пушкина «Цветок».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с лирическим стихотворением «Цветок» А.С.Пушкина; 2) учить находить в стихотворении слова, указывающие на настроение автора, его настроения; 3) отрабатывать умения выразительного чтения лирического стихотворения. | Предметные: обучающиеся научатся: 1) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения; 2) различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; 3) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст; 4) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста. |
Развивающие: 1) развивать память, образное мышление, воссоздающее творческое воображение, внимание; 2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы; 3) развивать творческие способности обучающихся. | Личностные: 1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; 2) стремление к самовыражению в искусстве слова и творчества; 3) осознание важности русской литературы как средства общения и самовыражения, пронизывающее связь между прошлым и настоящим. |
Воспитательные: 1) воспитывать любовь к природе в различных ее проявлениях ; 2) воспитывать умение работать в коллективе. 3) привит интерес к поэзии. |
УМК: «Перспектива», учебник литературного чтения 3 кл.: Учебник в 2ч./ Н.А. Чуракова. Ч.2, презентация, раздаточный материал, лист формата А3, канцелярские принадлежности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное обрудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. Учитель говорит: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милена Ивановна, и сегодня урок литературного чтения, проведу у вас. Рада вас видеть. - Подарите друг другу свои добрые и лучезарные улыбки. И давайте зарядимся энергией, для этого посмотрите на каждого члена вашей команды и поочередно соединяйте ладошки, чтобы получился круг, проговаривая: -Желаю, чтобы наш урок прошел отлично. Занимайте свои места. - Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями. - Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз. Потренируемся. - Вы самые умные и красивые ребята? - Завтра будет +27С. - Теперь можем идти дальше. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. Большой палец - желаю Указательный - успеха Средний - большого Безымянный - во всем Мизинец - везде Палец вверх Палец вниз | УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация. |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Актуализирует знания по пройденным темам. - Как вы поняли, сегодня весь урок мы проведем в форме «Аля-мозговой штурм». То есть работая в группах, назовите мне правила работы в группе. - Отлично! Ну а раз у нас урок литературного чтения, и вам предстоит размышлять и много говорить, то необходимо провести речевую разминку, для этого смотрим на слайд и команда, на которую я показываю начинает чтение. - Молодцы, мне кажется вы хорошо разогрели речевой аппарат, а теперь разогреем знания по литературному чтению, для этого откройте конверт и выполните карточку№1. На задание 2 минуты. - Для проверки, слушаем команду №3. - Хорошо, а какое слово из тех, что вы вычеркнули начинается на твердый шипящий звук? - А вот проблема, которая перед нами стоит: Может ли «Цветок» ассоциироваться со словом стихотворение? - Ну кто же сможет нам помочь разобраться с этим вопросом? - Да, верно, всё это поможет нам, но главное это ваше желание и интерес, а они у вас есть? - Тогда я дам вам подсказку, чей портрет появился у нас перед глазами? - Именно он будет для нас неким проводником. | Отвечают на вопросы учителя. Правила работы в группе. 1.Говори тихо и спокойно. 2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. 4.Делай замечания тактично, не груби. 5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.
- Цветок. - Мы не знаем, наверное учитель, книга, известные писатели. - Да! - А.С. Пушкина. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал. |
Постановка учебной задачи (2-3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися. - Предлагаю сформулировать тему урока. Какие у вас есть предположения? - Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры: Узнать… Учиться… - Но вторую цель мы пока не может поставить, помним об этом и вернемся к ней. Если есть тема и цель, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее. 1. Повторим … об … Сергеевиче … . 2. Узнаем про … . 3. Выполним … с … знаниями. 4. … . 5. Подведем … … . (цветок, Александре, урока, Пушкине, итоги.) - Здорово у вас получилось. Но из-за того, что мы не знаем 2ую цель не можем построить полный план. Приступаем к работе. | Формулируют тему и цели урока. - «А.С.Пушкин и «Цветок»». Узнать как связан «Цветок» и стихотворения. Учиться … . - 1. Повторим об А.С. Пушкине. 2. Узнаем про «Цветок» 3. Выполним задания с новыми знаниями. 4. … . 5. Подведем итоги урока. | УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация. |
«Открытие» нового знания (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Наглядный: демонстрация Практический: работа с учебником Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение | Открытие детьми нового знания. - Кто мне может рассказать, про биографию или может какие-то интересные факты об А.С. Пушкине? Чтобы дать более качественный ответ, совещайтесь в парах и ориентируйтесь на алгоритм: 1. В каком веке жил. 2. Детство, учеба, семья. 3. История творчества. 4. Известные вам произведения. 5. Последние годы жизни. - Вы посовещались в парах, теперь совещайтесь в группах и объединяйте свои ответы, на это у вас есть 2 минуты. - Время вышло, слушаем команду №2. - Отлично, есть ли кому, что дополнить, мы готовы вас выслушать. - Мы вспомнили о биографии А.С. теперь он хотел бы, чтобы мы все-таки ответили на главный вопрос урока, а для этого вам необходимо сейчас меня очень внимательно слушать. Выразительное чтение учителя. - Ну и как вы думаете, что я только что прочитала? - Верно, предположите его название. - Значит мы ответили на главный вопрос урока? - А теперь мы это докажем, что необходимо, для того чтобы запомнить это стихотворение? - Какие правила чтения мы знаем? - Хорошо, а был ли у этого стихотворения сюжет? - Что же является содержанием этого стихотворения? - Он начинает думать, представлять и размышлять, воображать какие-то картины из прошлого, через которые прошел цветок. Как называют такого героя? - Тогда какой мы сделаем вывод, какого жанра это стих-е? - Теперь дополним наши цели и план, чему будем учиться… - Открываем учебники на стр. 159, и сейчас читаем все, то есть хором, я прохожу и слушаю каждого. | Работают в парах, затем обобщают ответы в группах.
Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? - Стихотворение А.С. - «Цветок». - Да. - Прочитать его, провести устную работу с вопросами. - Правильно, без ошибок, четко, громко и выразительно читать. - Нет. - Размышления и раздумья героя. Мы понимаем, что герой стих-я – человек, который очень впечатлен видом цветка и поэтому рассказывает про него. - Лирический, а стихотворение лирического жанра. Учиться понимать лирическое стихотворение и выразительно читать. 1. Повторим об А.С. Пушкине. 2. Узнаем про лирическое стихотворение «Цветок» 3. Выполним задания с новыми знаниями. 4. Будем учиться правильно читать стихотворение. 5. Подведем итоги урока. Читают вслух. | УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | Презентация, |
Динамическая пауза | Снижение эмоц. и физ. напряжения | Практ.: выполнение динамической паузы | Организация проведения динамической паузы. - Предлагаю вам поиграть, для этого вспомните, как перемещались люди, до того, как появились автомобили? - Тогда давайте представим, что каждый из вас это красивая и сильная лошадка. | - На лошадях. Выполняют движения соответственно командам. Песок – трем ладоши; галька – два пальца о ладошку; болото – цокаем; препятствие – хлопки. Отлично а теперь играем на выбывание, кто сбивается садится. | ||
Первичное закрепление (7 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Организует первичное закрепление. - Вам понравилось стихотворение? О чем оно? - Как выглядел этот цветок? Что значит «безуханный»? - Эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. А у нас это стихотворение вызывает еще один вопрос урока, для того чтобы на него ответить, возьмите карточку №2, и ответьте на него, сообща в группе, у вас есть 2 минуты. - Время вышло, приступим к проверке, отвечать будет команда №1. Остальные внимательно слушают сверяют со своими ответами и по поднятой руке дополняют ответы. 2. Героя волнует жизнь человека, который сорвал этот цветок и положил его в книгу; герою интересно, что стало с этим человеком, с каким событием в его жизни связан цветок; герой хочет узнать о его мечтах, стремлениях, желаниях, о его прошлом, настоящем и будущем. - Отличная работа!
| - Да, оно о цветке, чья жизнь прошла так быстро. - Значит он потерял свои краски, усох. Ответы детей: 1. «Где цвел? Когда ? какой весною ?/ И долго ль цвел ? и сорван кем, / Чужой, знакомой ли рукою ?/ И положен сюда зачем ?» 3.И жив ли тот, и ты жива ли? И нынче где их уголок. Или уже они увели, Как сей неведомый цветок. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Презентация, учебник. |
Самостоятельная работа (3-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал Внешний контроль | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно, ваша задача, аккуратненько в учебнике, карандашом расставить партитуру, кто мне скажет, что это такое какие условные обозначения вы используете? - Стихотворение у вас перед глазами, мы его прочитали, вспомнили про партитуру, и теперь у вас есть 2 минуты на работу, я уверенна, что вы верно справитесь. - Время вышло, сейчас на отметку выступит один участник команды №6. Пока он выходит вспомним критерии оценивания. - Давайте вместе оценим, понравилось ли вам прочтение, правильно ли проставлены паузы и выразительно ли прочитал? | Партитура – интонация и выразительность в стихотворении. Есть короткая пауза, длинная, логическое ударение, повышение и понижение интонации. Работают со стихотворением. - Правильность, выразительность, тембр, темп, скорость. Выразительное чтение одного ученика у доски. Оценивают одноклассника. | УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: развитие навыков сотрудничества и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, раздаточный материал. |
Включение в систему знаний (8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Самоконтроль | Организует связь между новой темой и прошлого урока. - Мне очень нравится, как вы работаете, мы уже сделали много выводов и хорошо проанализировали. Сейчас я предлагаю, сделать одну большую и творческую работу. В конверте у вас осталась последний листок, на нем написано, что ваша группа должна сделать для общего результата. - Все вспомним, что такое синквейн? - Хорошо, приступайте к выполнению на отдельном чистом листочке. Те кому, выпал рисунок, значит от команды мы ждем 4 рисунка отражающих смысл, содержание стихотворения. У кого ассоциации, значит вам надо подобрать 5 слов, которые всплывают у вас на уме, после прочтения стихотворения, это может быть чувства и эмоции, которые вызвал стих. Еще есть задание, с пословицами и поговорками, вам нужно вырезать только те, которые по смыслу подходят к нашему стихотворению. - Желаю вам продуктивной работы! Вызывает по одному для представления работы. - Время вышло, 3 человека пока красиво оформляют ваши ответы, а для всех остальных последний вопрос, который мы решим нашим мозговым штурмом. Как называется раздел учебника, в котором мы работаем? - Почему это стихотворение попало именно в этот раздел? | - Японское стихотворение из 5 строк. 1 - ставят одно существительное, обозначающее понятие или тему. 2 - 2 прилагательных, описывающих основное понятие. 3 - размещают 3 глагола, раскрывающих действие. 4 - содержит афоризм (фразу или предложение), показывающее отношение к теме. 5 - синоним к основной теме. - Сравниваем прошлое и настоящее. - В нем рассказывается о жизни цветка, внимание уделено тому, чем этот цветок и для кого стал, через чьи руки прошел. | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению | Учебник, презентация, рабочая тетрадь. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. - Вспомните тему и цели урока, мы добились их? - А все ли пункты плана мы выполнили? - О чем мы сегодня говорили? - Ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос? - Какая идея создания преследовала Пушкина для создания этого стихотворения? Всё быстро забывается, подобно аромату и красоте сорванного цветка. Пушкин утверждает, что жизнь человека – это короткий миг в сравнении с вечностью мироздания. Следует трепетно относиться к каждому дню своей «хрупкой» жизни, уважать не только свои, но и чужие чувства. - Я надеюсь, что вы запомнили это стихотворение, а главное его смысл. Проводит работу по самооценке. - Подумайте, как вы сегодня поработали, все ли сделали, успевали, понравился ли вам урок, тогда этот цветок ваш. Если вам трудно, но интересно и вы очень старались и сами понимаете, что способны на лучшее, то этот цветок ваш. Если вам не понравилось и было не интересно, то тогда этот ваш, подходите командами к первой парте выбирайте цветок и приклеивайте его к нашей общей работе. - Отлично. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. - Да, мы все выполнили. - О стихотворении «Цветок». - Да, мы доказали, что «цветок» А.С. Пушкина имеет прямое значение к стихотворениям. - Основная идея в том, что всё земное проходит слишком быстро. Оценивают свою деятельность и дополняют плакат цветами. | УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, грамоты. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Цветок на земле". Знакомство с произведением" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произвед...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Цветок на земле". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произвед...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" (УМК "Школа России", 3 класс )
Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произве...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" 2 час (УМК "Школа России", 3 класс )
Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: формирование знаний представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема урока: «А.П.Платонов «Цветок на земле»»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении ...
Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...
Технологическая карта урока литературного чтения «Александр Сергеевич Пушкин.».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, его сказка.Задачи урокаДидактические:&bull...