Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тема урока: «А.П.Платонов «Цветок на земле»»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонова «Цветок на земле»

Задачи урока

Дидактические:

-учить детей анализировать литературное произведение;

-выделять качества характера героев;

Развивающие:

-при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;

-работать над развитием речи, мышления.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность и внимательность;

-воспитывать бережное отношение к учебнику;

-воспитывать любовь к учебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 07.04.2022

Школа: МОУ «Основная общеобразовательная школа» села Александровка

Класс: 3

Урок: 1

Время: 8:15-8:55

Кабинет: 203

Студент: Овсянникова Ксения

Группа: 46

Учитель: Белоглазова Людмила Алексеевна

Тема урока: «А.П.Платонов «Цветок на земле»»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонова «Цветок на земле»

Задачи урока

Дидактические:

  • учить детей анализировать литературное произведение;
  • выделять качества характера героев;

Развивающие:

  • при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
  • работать над развитием речи, мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;
  • воспитывать любовь к учебе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, авторы: Л.Ф.Климакова, В.Г.Горецкий  (Школа России), компьютер, проектор, презентация.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно-значимом уровне

Ф

Словесный метод: беседа.

Настроить учеников на работу.

- Надеюсь, наш урок принесёт нам радость общения и открытия новых знаний.

Проверка готовности к уроку.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

П, Ф

Словесный метод: беседа.

Практический метод: работа с чистоговоркой; кроссворд.

Учитель проводит речевую разминку.

- В начале нашего урока давайте проведем речевую разминку. Прочитайте чистоговорку про себя.

- Читаем все вместе.

Чистоговорка

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

- Теперь читает только первый ряд.

- Читает только второй ряд.

- Читает только третий ряд.

Читают про себя.

Читают чистоговорку все вместе.

Читает первый ряд.

Читает второй ряд.

Читает третий ряд.

Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию;

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: формулирующий диалог.Составление плана работы.

Подведение к теме урока.

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, вам нужно решить ребус.

- Все верно. Вам знаком этот автор? 

На слайде портрет А.П.Платонова и книга «Цветок на земле» 

- Платонов.

- Да\нет.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Формулировка темы и цели урока.

- Подумайте, какая тема нашего урока?

- Какую цель мы с вами поставим на урок?

Учитель составляет план работы вместе с учениками.

- Ребята, на сладе представлен план, но он немного перепутан. Давайте восстановим его.

1. Личность  А.П.Платонова.

2. Чтение произведения «Цветок на земле».

3. Анализ произведения.

4.Подведение итогов.

Формулируют тему и цель урока.

- А.П.Платонов «Цветок на земле».

-1) узнать о жизни и творчестве А.Платонова;

2) прочитать рассказ «Цветок на земле».

Составляют план.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действийи формирование способности к его выполнению

Ф

Наглядный метод: презентация.

Словесный метод: беседа, учебный диалог.

Практический метод: чтение рассказа.

Открытие для учеников новых сведений.

 - Давайте с вами сейчас приступим к первому пункту плана. 

- Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899–1951 гг.) – русский советский писатель, прозаик и драматург ХХ века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью.  

   Родился Андрей Климентов 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер.

   Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1921 году он публикует свою первую книгу «Электрификация», а в 1922 году в свет выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина», получившая положительные отзывы критиков.

- Посмотрите на экран. Для детей и юношества написал «Волшебное кольцо»,  «Еще мама», «Земля», «Июльская гроза».

- Первый пункт плана мы выполнили. Что у нас идет дальше?

Слушают рассказ учителя

- Чтение произведения «Цветок на земле».

Предметные: знать о жизни и творчестве А.П.Гайдара.

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа

- Откройте свои учебники на странице 129.

Работа с текстом до прочтения

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске.

Нынче –

Уморились –

Глаза смежать –

Испить –

Осерчать –

Глаза жмурятся –

- Как вы понимаете название?

- О чём, по-вашему,  рассказ?

- Кто герои рассказа?

- Какие могут быть события в рассказе с таким названием?

Организация чтения всего текста учителем. с прерыванием и чтением детей небольших отрывков, с цель проверить понимание прочитанного

- Я сейчас начну чтение этого произведения. А вы будет моими ценными помощниками - будете следить за чтением. Будьте внимательны! Я могу остановиться в любой момент и назначить человека, который продолжит чтение.

Нынче – теперь, сейчас.

Уморились – устали.

Глаза смежать – закрывать.

Испить – попить, выпить.

Осерчать – рассердиться.

Глаза жмурятся – сужаются веки.

Предположения детей

К:уметь создавать устные и письменные высказывания.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация, учебник

Работа с текстом во время чтения

1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?

- Сколько лет было деду Титу?

- От чего у деда глаза слабые стали?

2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”?

3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете?

 Проведение физминутки

Отвечают на вопросы.

- Не с кем было играть, мама работает, папа на войне, делать нечего.

- Без трех девяносто, то есть 87 лет.

- От света выцвели и слабые стали.

- Без интереса

-  Ходил, не зная, что делать.

Предметные: знать содержание рассказа.

Метапредметные:

П:структурировать найденную информацию в нужной форме.

К:уметь создавать устные и письменные высказывания.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

Словесный метод: беседа

4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста?

- Давайте прочитаем диалог по ролям. Сколько действующих лиц?

Чтение по ролям

- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?

- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?

- Будет ли Афоня будить деда дальше?

5) - Как заснул Афоня возле деда?

- Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.

- Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?

6) - Зачем Афоня остановил часы?

- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы?

- Как вы это понимаете?

- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?

7) - Что значит осерчал?

- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда? Прочитайте эти главные слова в тексте.

- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное? Что хочет сделать Афоня?

- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?

8) - Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?

- Диалог

- Дед Тит, Афоня и автор.

- Он хотел знать обо всем

Да\нет.

- Уснул возле деда, прильнув к его доброй знакомой груди, пахнувшей теплой землею

- Возможно.

- Они убаюкивали деда.

-«Белый свет пытать».

- Изучать.

- Да\нет.

- Рассердился

- Цветок этот- самый настоящий труженик, он из смерти работает жизнь.

- Понял. «Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Афоня хочет продлить жизнь дедушке

- Будет собирать цветы

Предметные: знать содержание рассказа.

Метапредметные:

П:структурировать найденную информацию в нужной форме;

К:уметь вступать в диалог.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация, учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный метод: Беседа.

Работа с текстом после прочтения

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

- Определите, какая же главная мысль рассказа.

- Чему научил вас этот рассказ?

Делятся своим впечатлением о произведении

- Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.

- Что человек должен не покладать рук, чтобы добиться чего-то в жизни; что мы своими руками создаем жизнь. 

Предметные: знать содержание рассказа.

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация, учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

И, Ф

Словесный метод: рефлексивные вопросы.

Организация предметной рефлексии

- Какова была тема урока?

- Давайте посмотрим, выполнили ли мы свой план?

Подведение эмоциональной рефлексии

- Вот и подошел к концу наш урок. Вы довольны своей работой? По желанию выберите фразу и закончите ее самостоятельно.

  • сегодня я узнал...
  • мне было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • мне было интересно узнать, что…
  • меня удивило…

- Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

Проводят рефлексию своей деятельности.

- А.П.Платонов «Цветок на земле».

- Да.

Предметные: уметь проводить рефлексию своей деятельности.

Метапредметные:

Р: самооценивание.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России

Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока литературного чтения «Люблю природу русскую. Осень» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения раздела «Люблю природу русскую. Осень» и стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем распи...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.З.Суриков Детство» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Сурикова «Детство», понимания текста и специфики его литературной формы. За...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" , М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: М. Зощенко «Золотые слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представл...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л.Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...

Технологическая карта урока литературного чтения «А. Плещеев «В бурю» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А. Н. Плещеева «В бурю», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока...