Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока: «А.П.Платонов «Цветок на земле»»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонова «Цветок на земле»
Задачи урока
Дидактические:
-учить детей анализировать литературное произведение;
-выделять качества характера героев;
Развивающие:
-при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
-работать над развитием речи, мышления.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность и внимательность;
-воспитывать бережное отношение к учебнику;
-воспитывать любовь к учебе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 07.04.2022 Школа: МОУ «Основная общеобразовательная школа» села Александровка Класс: 3 Урок: 1 Время: 8:15-8:55 Кабинет: 203 | Студент: Овсянникова Ксения Группа: 46 Учитель: Белоглазова Людмила Алексеевна |
Тема урока: «А.П.Платонов «Цветок на земле»»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонова «Цветок на земле»
Задачи урока
Дидактические:
- учить детей анализировать литературное произведение;
- выделять качества характера героев;
Развивающие:
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
- работать над развитием речи, мышления.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику;
- воспитывать любовь к учебе.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, авторы: Л.Ф.Климакова, В.Г.Горецкий (Школа России), компьютер, проектор, презентация.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно-значимом уровне | Ф Словесный метод: беседа. | Настроить учеников на работу. - Надеюсь, наш урок принесёт нам радость общения и открытия новых знаний. Проверка готовности к уроку. - Проверьте, все ли у вас готово к уроку? | Приветствуют учителя. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | П, Ф Словесный метод: беседа. Практический метод: работа с чистоговоркой; кроссворд. | Учитель проводит речевую разминку. - В начале нашего урока давайте проведем речевую разминку. Прочитайте чистоговорку про себя. - Читаем все вместе. Чистоговорка ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. - Теперь читает только первый ряд. - Читает только второй ряд. - Читает только третий ряд. | Читают про себя. Читают чистоговорку все вместе. Читает первый ряд. Читает второй ряд. Читает третий ряд. | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план; К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод: формулирующий диалог.Составление плана работы. | Подведение к теме урока. - Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, вам нужно решить ребус. - Все верно. Вам знаком этот автор? На слайде портрет А.П.Платонова и книга «Цветок на земле» | - Платонов. - Да\нет. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план; К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация |
Формулировка темы и цели урока. - Подумайте, какая тема нашего урока? - Какую цель мы с вами поставим на урок? Учитель составляет план работы вместе с учениками. - Ребята, на сладе представлен план, но он немного перепутан. Давайте восстановим его. 1. Личность А.П.Платонова. 2. Чтение произведения «Цветок на земле». 3. Анализ произведения. 4.Подведение итогов. | Формулируют тему и цель урока. - А.П.Платонов «Цветок на земле». -1) узнать о жизни и творчестве А.Платонова; 2) прочитать рассказ «Цветок на земле». Составляют план. | |||||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действийи формирование способности к его выполнению | Ф Наглядный метод: презентация. Словесный метод: беседа, учебный диалог. Практический метод: чтение рассказа. | Открытие для учеников новых сведений. - Давайте с вами сейчас приступим к первому пункту плана. - Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899–1951 гг.) – русский советский писатель, прозаик и драматург ХХ века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью. Родился Андрей Климентов 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер. Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1921 году он публикует свою первую книгу «Электрификация», а в 1922 году в свет выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина», получившая положительные отзывы критиков. - Посмотрите на экран. Для детей и юношества написал «Волшебное кольцо», «Еще мама», «Земля», «Июльская гроза». - Первый пункт плана мы выполнили. Что у нас идет дальше? | Слушают рассказ учителя - Чтение произведения «Цветок на земле». | Предметные: знать о жизни и творчестве А.П.Гайдара. Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план; К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Учебная презентация, учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный метод: беседа | - Откройте свои учебники на странице 129. Работа с текстом до прочтения – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Нынче – Уморились – Глаза смежать – Испить – Осерчать – Глаза жмурятся – - Как вы понимаете название? - О чём, по-вашему, рассказ? - Кто герои рассказа? - Какие могут быть события в рассказе с таким названием? Организация чтения всего текста учителем. с прерыванием и чтением детей небольших отрывков, с цель проверить понимание прочитанного - Я сейчас начну чтение этого произведения. А вы будет моими ценными помощниками - будете следить за чтением. Будьте внимательны! Я могу остановиться в любой момент и назначить человека, который продолжит чтение. | Нынче – теперь, сейчас. Уморились – устали. Глаза смежать – закрывать. Испить – попить, выпить. Осерчать – рассердиться. Глаза жмурятся – сужаются веки. Предположения детей | К:уметь создавать устные и письменные высказывания. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация, учебник |
Работа с текстом во время чтения 1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”? - Сколько лет было деду Титу? - От чего у деда глаза слабые стали? 2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? 3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? Проведение физминутки | Отвечают на вопросы. - Не с кем было играть, мама работает, папа на войне, делать нечего. - Без трех девяносто, то есть 87 лет. - От света выцвели и слабые стали. - Без интереса - Ходил, не зная, что делать. | Предметные: знать содержание рассказа. Метапредметные: П:структурировать найденную информацию в нужной форме. К:уметь создавать устные и письменные высказывания. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация, учебник | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Словесный метод: беседа | 4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? - Давайте прочитаем диалог по ролям. Сколько действующих лиц? Чтение по ролям - Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго? - А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам? - Будет ли Афоня будить деда дальше? 5) - Как заснул Афоня возле деда? - Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю. - Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда? 6) - Зачем Афоня остановил часы? - Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? - Как вы это понимаете? - Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”? 7) - Что значит осерчал? - О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда? Прочитайте эти главные слова в тексте. - Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное? Что хочет сделать Афоня? - Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле? 8) - Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он? | - Диалог - Дед Тит, Афоня и автор. - Он хотел знать обо всем Да\нет. - Уснул возле деда, прильнув к его доброй знакомой груди, пахнувшей теплой землею - Возможно. - Они убаюкивали деда. -«Белый свет пытать». - Изучать. - Да\нет. - Рассердился - Цветок этот- самый настоящий труженик, он из смерти работает жизнь. - Понял. «Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Афоня хочет продлить жизнь дедушке - Будет собирать цветы | Предметные: знать содержание рассказа. Метапредметные: П:структурировать найденную информацию в нужной форме; К:уметь вступать в диалог. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация, учебник |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесный метод: Беседа. | Работа с текстом после прочтения - Понравился ли вам рассказ? Чем? - Определите, какая же главная мысль рассказа. - Чему научил вас этот рассказ? | Делятся своим впечатлением о произведении - Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её. - Что человек должен не покладать рук, чтобы добиться чего-то в жизни; что мы своими руками создаем жизнь. | Предметные: знать содержание рассказа. Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план; К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация, учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | И, Ф Словесный метод: рефлексивные вопросы. | Организация предметной рефлексии - Какова была тема урока? - Давайте посмотрим, выполнили ли мы свой план? Подведение эмоциональной рефлексии - Вот и подошел к концу наш урок. Вы довольны своей работой? По желанию выберите фразу и закончите ее самостоятельно.
- Урок окончен. Всем спасибо. До свидания. | Проводят рефлексию своей деятельности. - А.П.Платонов «Цветок на земле». - Да. | Предметные: уметь проводить рефлексию своей деятельности. Метапредметные: Р: самооценивание. Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России
Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....
Технологическая карта урока литературного чтения «Люблю природу русскую. Осень» 2 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения раздела «Люблю природу русскую. Осень» и стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем распи...
Технологическая карта урока литературного чтения «И.З.Суриков Детство» 3 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Сурикова «Детство», понимания текста и специфики его литературной формы. За...
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" , М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...
Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: М. Зощенко «Золотые слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представл...
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л.Ф. Климанова)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...
Технологическая карта урока литературного чтения «А. Плещеев «В бурю» 2 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А. Н. Плещеева «В бурю», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока...