Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конева Валентина Борисовна

Урок литературного чтения (внеклассное чтение) по рассказу Михаила Зощенко "Бабушкин подарок". Ключевая ценность: справедливость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zoshchenko.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока учителя начальных классов Коневой Валентины Борисовны

УМК «Школа России» авторской программы Литературное чтение.  1-4 классы. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина

Характеристика группы: учащиеся 2 б класса

Тема урока: М. М. Зощенко «Бабушкин подарок» (внеклассное чтение)                       

Цель: Формирование понятия обучающихся о ценности «справедливость» на примере изучения рассказа М.М. Зощенко «Бабушкин подарок».

Задачи урока:

1) Обсудить сущность ценности «справедливость».

2) Научиться отличать обиду от злости.

3) Проанализировать поведение героев рассказа М. Зощенко с точки зрения справедливости их поведения.

4) Высказать свое мнение о трудности быть справедливым.

Современные образовательные технологии: компетентностно - контекстный подход, ИКТ технология.

Оснащение: компьютер учителя, медиапроектор и экран, рабочие листы у каждого ученика (приложение)

Тип  урока: изучение нового материала

Формируемые УУД на уроке:

Познавательные:

  •  учащиеся научатся ориентироваться в источниках информации;
  •  адекватно понимать прочитанное;
  •  сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную;
  •  критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения, выделять причинно-следственные связи;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение

Регулятивные:

  • обучающиеся будут учиться контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания;
  • корректировать и вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • прилагать волевые усилия для получения результата.

Коммуникативные:

  • научатся взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;
  • уважительно относиться к мнению одноклассников;
  • высказывать свою точку зрения

Личностные:

  • практиковать учащихся в умении проявлять чувство ответственности и взаимоподдержки; развивать такие базовые качества личности, как: критическое мышление, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор.        

                                                                                                    Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

1

Сообщение новой темы урока. Целепола-гание.

Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно.  
Виктор Гюго (на слайде)

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного французского писателя Виктора Гюго «Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно».

- Ребята,  как вы понимаете, что такое справедливость? А какие правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым?

- Давайте сверим наше понимание с общепринятым. Для этого обратимся к рабочим листам (Приложение 1). Что нового узнали?

- А как вы думаете, легко ли соблюдать указанные правила?

- Я предлагаю найти ответ на этот вопрос с помощью рассказа М.Зощенко «Бабушкин подарок». Вы можете слушать, можете следить за моим чтением. (портрет писателя на слайде презентации)

Учащиеся размышляют, высказывают свои предположения, выслушивают мнение других  

Учащиеся знакомятся с понятием справедливость (словарь)

Слушание текста, его первичное восприятие

У учащихся листы с текстом произведения. Дети слушают, следят по тексту, осмысливают прочитанное.

Личностные: осознание своей деятельности на уроке, критическое мышление, самостоятельность

Регулятивные:  выдвижение гипотезы (предположений)

Познавательные: учащиеся учатся адекватно понимать прочитанное; знакомятся с понятием «справедливость», справедливое отношение

2

Первичное восприятие текста

- Как бабушка относилась к Миньке?  Почему?

- Как бабушка относилась к Лёле? Почему?

-  Что подарила бабушка Миньке?

- Почему бабушка ничего не подарила Лёле?  


- Что сделала Лелька?  Почему? Какое чувство ею владело в этот момент?

- Давайте обратимся к словарю и прочитаем, что такое зависть и что такое обида.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Учащиеся знакомятся с понятием обида.                                                     Дети делают вывод о том, что Лёлькой владело чувство обиды (обида в результате несправедливого отношения)

Регулятивные: обучающиеся учатся контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания;

Коммуникативные:         уважительно относиться к мнению одноклассников;

 учатся уважительно относиться к мнению одноклассников;

высказывать свою точку зрения;        

Познавательные: знакомятся с понятием обида, соотносят со своим представлением; учатся критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения

3

Выборочное чтение

Итак, ребята, мы сегодня с вами говорим о справедливости.

- Была ли нарушена справедливость в рассказе?

- Давайте подумаем,  кто же в рассказе поступил несправедливо? (Бабушка)

- Найдите в тексте отрывки, подтверждающие, что бабушка поступила несправедливо и зачитайте.

- Ребята, бабушка назвала Лёлю злодейкой. Но как вы думаете, было ли поведение Лёли вызвано злобой?  (нет, оно было вызвано обидой)

- А чьё поведение было злым, какого героя? (мальчика, который стрельнул из рогатки)

- Что говорит сама Лёля о поступке бабушки?

- Ребята,  подумайте, действительно ли бабушка не любила Лёлю? (любила)

- Найдите и зачитайте отрывок, подтверждающий, что бабушка всё-таки любила Лёлю.

- А почему же она так поступала с Лёлей? Чего она добивалась? 

- Можно ли сказать, что бабушка была добрым человеком? (

- А чьё поведение было справедливым и мудрым?

-  Найдите отрывки в тексте и зачитайте.

-А как бы вы оценили поведение Миньки как справедливое или несправедливое?

Найдите и зачитайте подтверждение в тексте.

- Ребята, как характеризуют Миньку эти поступки? Повлиял ли этот случай на него? Как?  

Учащиеся анализируют поступки героев, находят в тексте подтверждения своих мыслей, зачитывают, делают выводы

(Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.  А мою старшую сестрёнку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся....

.... И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:

— Принесла. Но только не дам.......

И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек....

— Видите, как правильно я поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа. «Если,— думает,— не мне,— так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент?

.... Бабушка, ахнув, сказала:

— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки...).

(Сидя на своём дереве, Лелька сказала:

— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные)

Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять её с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать,......

.    Чтобы Лёля стала лучше, вежливей и воспитанною

 Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.

(Папа сказал:

— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков ....

— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.)

Вначале несправедливое, а потом он попытался поступить  справедливо 

(Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:

— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.

 И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.)

(Он добрый мальчик и хотел стать хорошим, прислушивался к советам взрослых)

Познавательные: работа с текстом, выборочное чтение, уточнение понятий «справедливость», «обида», «доброта», «мудрость»

Регулятивные:

делают выводы на основании обсуждения и ответов на вопросы, прикладывают волевые усилия для достижения результата

Личностные: развивать такие базовые качества личности, как: критическое мышление, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор.        

Познавательные: учащиеся научатся ориентироваться в источниках информации;

 адекватно понимать прочитанное;

 сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную;

 критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения, выделять причинно-следственные связи;

отвергать ненужную или неверную информацию;

выделять ошибки в рассуждениях;

делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение.

4

Практическая работа на рабочих листах

Выводы

- Давайте вернёмся к нашему эпиграфу

- Как вы думаете, автор рассказа согласен с В.Гюго?  Легко ли быть справедливым?  Найдите этому подтверждение в тексте

-Можно ли сказать, что в этих строках заключена главная мысль произведения? (да)

- А сейчас я попрошу вас написать на рабочих  листах ответ на вопрос, легко ли быть справедливым и что нужно делать, чтобы быть справедливым.  (Зачитываю варианты ответов)

А теперь давайте перевернём листы и зачитаем, какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим?

- Итак, ребята все из вас солидарны в том, что справедливым и хорошим быть очень нелегко. Но давайте будем к этому стремиться.

И завершить наш урок я хочу восточной мудростью, которая гласит:

Чтоб не нуждаться в том, кто творит справедливость, будь справедлив сам. (на слайде презентации)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Находят подтверждение своих слов в тексте. Выборочное чтение (Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.   И то хорошо.)

Письменная работа на рабочих листах. Учащиеся выражают своё мнение письменно,  выслушивают других, обсуждают в парах и зачитывают вслух для всех.

Знакомятся с моральными правилами, осмысливают их.

Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, правильно строят предложения

Личностные: оценивают степень выполнения задач урока,  проявляют чувство ответственности и взаимоподдержки; развивают критическое мышление, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор.        

Познавательные: Учащиеся учатся выражать свои мысли в письменной форме, учатся зачитывать вслух свои мысли, выслушивать мнение других

Приложение 1

Рабочий лист

Словарь

Справедливость – способность человека поступать правильно, честно и оценивать поступки другого человека, вне зависимости от того, нравится ему человек, совершивший поступок или не нравится.

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград, и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

ЗА́ВИСТЬ, -и, жен. Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого

Обида - Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моральные правила, которыми нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим

- Избегать в своих действиях зла (унижение достоинства, обмана и насилия).

- Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не людьми, у которых они есть.

- Признавать правоту других людей, быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.

- Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.

Михаил Зощенко        Бабушкин подарок   

У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.

Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.

Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.

А мою старшую сестрёнку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся. И от этого моя сестрёнка Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.

В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.

Она приехала на дачу и идёт по саду. В одной руке у неё корзинка с пирожными, в другой — сумочка.

И мы с Лелей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла.

И тогда моя сестрёнка Леля сказала бабушке:

— Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла?

И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:

— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию.

И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.

И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у неё глазёнки сверкают недобрым огоньком.

Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.

И тогда Леля с силой ударила меня по руке снизу вверх, так что все мои монеты подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву.

И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.

И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:

— Видите, как правильно я поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа. «Если,— думает,— не мне,— так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент?

Чтобы избежать трёпки, Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком.

Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять её с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Леля могла упасть и сломать себе ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку.

И тогда мальчик рассердился на всех нас и на бабушку в том числе и издали стрельнул в неё из рогатки.

Бабушка, ахнув, сказала:

— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки.

Папа сказал:

— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти.

Сидя на своём дереве, Лелька сказала:

— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные.

Бабушка не пожелала больше оставаться в саду.

И все взрослые ушли пить чай на балкон.

Тогда я сказал Леле:

— Леля, слезь с дерева! Я подарю тебе две монетки.

Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:

— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.

Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал:

— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.

И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.

Итого, у Лельки стало три монеты, и четвёртую монетку она нашла в траве, где она меня ударила по руке.

И на все эти четыре монеты Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и ещё у неё осталось.

А к вечеру у неё заболел живот, и Лелька целую неделю пролежала в кровати.

И вот, ребята, прошло с тех пор много лет. И до сих пор я отлично помню папины слова.

Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.

И то хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...