Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения (внеклассное чтение) по рассказу Михаила Зощенко "Бабушкин подарок". Ключевая ценность: справедливость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zoshchenko.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока учителя начальных классов Коневой Валентины Борисовны
УМК «Школа России» авторской программы Литературное чтение. 1-4 классы. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина
Характеристика группы: учащиеся 2 б класса
Тема урока: М. М. Зощенко «Бабушкин подарок» (внеклассное чтение)
Цель: Формирование понятия обучающихся о ценности «справедливость» на примере изучения рассказа М.М. Зощенко «Бабушкин подарок».
Задачи урока:
1) Обсудить сущность ценности «справедливость».
2) Научиться отличать обиду от злости.
3) Проанализировать поведение героев рассказа М. Зощенко с точки зрения справедливости их поведения.
4) Высказать свое мнение о трудности быть справедливым.
Современные образовательные технологии: компетентностно - контекстный подход, ИКТ технология.
Оснащение: компьютер учителя, медиапроектор и экран, рабочие листы у каждого ученика (приложение)
Тип урока: изучение нового материала
Формируемые УУД на уроке:
Познавательные:
- учащиеся научатся ориентироваться в источниках информации;
- адекватно понимать прочитанное;
- сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную;
- критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения, выделять причинно-следственные связи;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение
Регулятивные:
- обучающиеся будут учиться контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания;
- корректировать и вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- прилагать волевые усилия для получения результата.
Коммуникативные:
- научатся взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;
- уважительно относиться к мнению одноклассников;
- высказывать свою точку зрения
Личностные:
- практиковать учащихся в умении проявлять чувство ответственности и взаимоподдержки; развивать такие базовые качества личности, как: критическое мышление, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
1 | Сообщение новой темы урока. Целепола-гание. | Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного французского писателя Виктора Гюго «Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно». - Ребята, как вы понимаете, что такое справедливость? А какие правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым? - Давайте сверим наше понимание с общепринятым. Для этого обратимся к рабочим листам (Приложение 1). Что нового узнали? - А как вы думаете, легко ли соблюдать указанные правила? - Я предлагаю найти ответ на этот вопрос с помощью рассказа М.Зощенко «Бабушкин подарок». Вы можете слушать, можете следить за моим чтением. (портрет писателя на слайде презентации) | Учащиеся размышляют, высказывают свои предположения, выслушивают мнение других Учащиеся знакомятся с понятием справедливость (словарь) Слушание текста, его первичное восприятие У учащихся листы с текстом произведения. Дети слушают, следят по тексту, осмысливают прочитанное. | Личностные: осознание своей деятельности на уроке, критическое мышление, самостоятельность Регулятивные: выдвижение гипотезы (предположений) Познавательные: учащиеся учатся адекватно понимать прочитанное; знакомятся с понятием «справедливость», справедливое отношение |
2 | Первичное восприятие текста | - Как бабушка относилась к Миньке? Почему? - Как бабушка относилась к Лёле? Почему? - Что подарила бабушка Миньке? - Почему бабушка ничего не подарила Лёле?
- Давайте обратимся к словарю и прочитаем, что такое зависть и что такое обида. | Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Учащиеся знакомятся с понятием обида. Дети делают вывод о том, что Лёлькой владело чувство обиды (обида в результате несправедливого отношения) | Регулятивные: обучающиеся учатся контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания; Коммуникативные: уважительно относиться к мнению одноклассников; учатся уважительно относиться к мнению одноклассников; высказывать свою точку зрения; Познавательные: знакомятся с понятием обида, соотносят со своим представлением; учатся критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения |
3 | Выборочное чтение | Итак, ребята, мы сегодня с вами говорим о справедливости. - Была ли нарушена справедливость в рассказе? - Давайте подумаем, кто же в рассказе поступил несправедливо? (Бабушка) - Найдите в тексте отрывки, подтверждающие, что бабушка поступила несправедливо и зачитайте. - Ребята, бабушка назвала Лёлю злодейкой. Но как вы думаете, было ли поведение Лёли вызвано злобой? (нет, оно было вызвано обидой) - А чьё поведение было злым, какого героя? (мальчика, который стрельнул из рогатки) - Что говорит сама Лёля о поступке бабушки? - Ребята, подумайте, действительно ли бабушка не любила Лёлю? (любила) - Найдите и зачитайте отрывок, подтверждающий, что бабушка всё-таки любила Лёлю. - А почему же она так поступала с Лёлей? Чего она добивалась? - Можно ли сказать, что бабушка была добрым человеком? ( - А чьё поведение было справедливым и мудрым? - Найдите отрывки в тексте и зачитайте. -А как бы вы оценили поведение Миньки как справедливое или несправедливое? Найдите и зачитайте подтверждение в тексте. - Ребята, как характеризуют Миньку эти поступки? Повлиял ли этот случай на него? Как? | Учащиеся анализируют поступки героев, находят в тексте подтверждения своих мыслей, зачитывают, делают выводы (Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится. А мою старшую сестрёнку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся.... .... И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила: — Принесла. Но только не дам....... И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.... — Видите, как правильно я поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа. «Если,— думает,— не мне,— так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент? .... Бабушка, ахнув, сказала: — Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки...). (Сидя на своём дереве, Лелька сказала: — А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные) Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять её с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать,...... . Чтобы Лёля стала лучше, вежливей и воспитанною Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных. (Папа сказал: — Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков .... — Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.) Вначале несправедливое, а потом он попытался поступить справедливо (Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым: — Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки. И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.) (Он добрый мальчик и хотел стать хорошим, прислушивался к советам взрослых) | Познавательные: работа с текстом, выборочное чтение, уточнение понятий «справедливость», «обида», «доброта», «мудрость» Регулятивные: делают выводы на основании обсуждения и ответов на вопросы, прикладывают волевые усилия для достижения результата Личностные: развивать такие базовые качества личности, как: критическое мышление, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор. Познавательные: учащиеся научатся ориентироваться в источниках информации; адекватно понимать прочитанное; сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную; критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения, выделять причинно-следственные связи; отвергать ненужную или неверную информацию; выделять ошибки в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение. |
4 | Практическая работа на рабочих листах Выводы | - Давайте вернёмся к нашему эпиграфу - Как вы думаете, автор рассказа согласен с В.Гюго? Легко ли быть справедливым? Найдите этому подтверждение в тексте -Можно ли сказать, что в этих строках заключена главная мысль произведения? (да) - А сейчас я попрошу вас написать на рабочих листах ответ на вопрос, легко ли быть справедливым и что нужно делать, чтобы быть справедливым. (Зачитываю варианты ответов) А теперь давайте перевернём листы и зачитаем, какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим? - Итак, ребята все из вас солидарны в том, что справедливым и хорошим быть очень нелегко. Но давайте будем к этому стремиться. И завершить наш урок я хочу восточной мудростью, которая гласит: Чтоб не нуждаться в том, кто творит справедливость, будь справедлив сам. (на слайде презентации) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Находят подтверждение своих слов в тексте. Выборочное чтение (Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. И то хорошо.) Письменная работа на рабочих листах. Учащиеся выражают своё мнение письменно, выслушивают других, обсуждают в парах и зачитывают вслух для всех. Знакомятся с моральными правилами, осмысливают их. | Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, правильно строят предложения Личностные: оценивают степень выполнения задач урока, проявляют чувство ответственности и взаимоподдержки; развивают критическое мышление, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор. Познавательные: Учащиеся учатся выражать свои мысли в письменной форме, учатся зачитывать вслух свои мысли, выслушивать мнение других |
Приложение 1
Рабочий лист
Словарь
Справедливость – способность человека поступать правильно, честно и оценивать поступки другого человека, вне зависимости от того, нравится ему человек, совершивший поступок или не нравится.
Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград, и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.
ЗА́ВИСТЬ, -и, жен. Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого
Обида - Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моральные правила, которыми нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим
- Избегать в своих действиях зла (унижение достоинства, обмана и насилия).
- Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не людьми, у которых они есть.
- Признавать правоту других людей, быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
- Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.
Михаил Зощенко Бабушкин подарок
У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.
Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.
Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.
А мою старшую сестрёнку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся. И от этого моя сестрёнка Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.
В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.
Она приехала на дачу и идёт по саду. В одной руке у неё корзинка с пирожными, в другой — сумочка.
И мы с Лелей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла.
И тогда моя сестрёнка Леля сказала бабушке:
— Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла?
И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:
— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию.
И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.
И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у неё глазёнки сверкают недобрым огоньком.
Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.
И тогда Леля с силой ударила меня по руке снизу вверх, так что все мои монеты подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву.
И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.
И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:
— Видите, как правильно я поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа. «Если,— думает,— не мне,— так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент?
Чтобы избежать трёпки, Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком.
Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять её с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Леля могла упасть и сломать себе ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку.
И тогда мальчик рассердился на всех нас и на бабушку в том числе и издали стрельнул в неё из рогатки.
Бабушка, ахнув, сказала:
— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки.
Папа сказал:
— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти.
Сидя на своём дереве, Лелька сказала:
— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные.
Бабушка не пожелала больше оставаться в саду.
И все взрослые ушли пить чай на балкон.
Тогда я сказал Леле:
— Леля, слезь с дерева! Я подарю тебе две монетки.
Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:
— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.
Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал:
— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.
И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.
Итого, у Лельки стало три монеты, и четвёртую монетку она нашла в траве, где она меня ударила по руке.
И на все эти четыре монеты Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и ещё у неё осталось.
А к вечеру у неё заболел живот, и Лелька целую неделю пролежала в кровати.
И вот, ребята, прошло с тех пор много лет. И до сих пор я отлично помню папины слова.
Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.
И то хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема: С. Есенин. Поёт зима аукает....
Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"
Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс ТЕМА: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»
А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»...
План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...
И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"
Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...