В.А. Осеев "Волшебное слово"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению для 2 класс "Школа России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока по литературному чтению
во 2 классе
по теме: «В.А.Осеева
«Волшебное слово»
Подготовила
учитель начальных классов
Докина Д.И.
1 квалификационной категории
Кяхта 2023г.
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Цель урока:
образовательные:
• обеспечить глубокое понимание смысла произведения.
• совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
• развивать навыки правильного чтения.
• развивать творческую деятельность учащихся.
• развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
воспитательные:
• способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты
• Формировать умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• Выражать своё отношение к героям произведения, к их поступкам.
• формировать собственную позицию поведения ребенка.
Регулятивные УУД
• Формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
• высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
• отвечать на предлагаемые вопросы;
• оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные УУД
• Формировать умение ориентироваться в учебнике
• умение находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
• Формировать умение выражать и оформлять свои мысли в устной форме;
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать текст;
• работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения.
Технология: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления; артпедагогика (АРТПЕДАГОГИКА – система психолого-педагогической работы с детьми, в которой используются изобразительные средства, литературное творчество, театральное и киноискусство)
Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, выставка книг автора, произведение В. Осеевой «Волшебное слово», портрет В. Осеевой, карточки - листы с записанными пословицами, рабочие листы, иллюстрации к рассказу, тест Бурдона (корректурная проба), кукла на руку Старик.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Поприветствуйте гостей. Садитесь.
2. Актуализация знаний
-Ребята, какое у вас было домашнее задание?
Я предлагаю вам ответить на вопросы викторины
«Самый внимательный читатель».
Перед вами вопросы с ответами. Выберите правильный ответ.
Выбери правильный ответ.
1. О чем попросила мама девочек?
а) помочь прибрать квартиру
б) помочь вымыть посуду
в) сходить в магазин
2. Чем занималась старшая сестра?
а) рисовала жирафа
б) смотрела телевизор
в) читала книгу об Африке
3. Чем занималась младшая сестра?
а) лепила из пластилина
б) читала детский журнал
в) играла с куклой
4. Что решила младшая сестра?
а) дочитаю и помогу
б) сначала помогу, а потом буду лепить
в) немного поиграю и помогу
5. Что сказала старшая сестра?
а) что она путешествует
б) что дорисует и придет
в) что уже идет
6. Почему младшая сестра съела два пирожных?
а) потому что старшая была в Африке
б) потому что старшая не любила сладкого
в) потому что старшую сестру наказал
-Проверим, насколько вы внимательные читатели. За каждый правильный ответ, один балл.
-давайте узнаем, кто самый внимательный читатель. Посчитайте баллы.
Оцените свою работу:
6 баллов - 5
4-5 баллов – 4
3 балла – 3
Меньше 3 – вы были не внимательны, стараться быть более внимательным при чтении.
3. Постановка проблемы
- Ребята, к нам на урок зашел старик Матвей. (кукла, одетая на руку)
Дед Матвей огорчен, рассказал он вот о чем…
Видел Настеньку – девчонку
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но… давно уже от Насти
Я не слышал слова ... (здрасте)
А слово-то такое, очень дорогое!
Встретил Митю я соседа
Встреча грустная была.
На меня он как торпеда
Налетел из-за угла.
Но представьте – зря от Мити
Ждал я слова … (извините)
Он про внучку говорил:
- Экая досада,
Я портфель ей подарил
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо)
- Какие слова не знали дети? (Слова вежливости)
4. Определение темы и цели урока.
-Так о чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.
- Прочитайте пословицу. (на доске )
"Волшебное слово помочь всегда готово".
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Зачем мы используем их в своей речи? (для повышения культуры человека, помогают выразить позицию человека)
-А как по-другому мы называем вежливые слова? (волшебными)
5. Корректурная проба
-Ребята, а чтобы узнать имя автора произведения, которое мы сегодня будем читать, надо выполнить корректурную пробу. Работать мы будем в паре. Сейчас каждый из вас вспомнит правила работы в паре.
-Возьмите, пожалуйста, листочки и зачеркните буквы только английского алфавита.
Работа в парах
WQВАSDЛLЕVVНТZWИНRIАQQ
UURОJDSSСЕZQWRSЕВLFGSАW
-Что у вас получилось?
- Сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой.
6. Слово об авторе
- Наши эксперты Ариша и Катя приготовили для вас сообщение о биографии Валентины Осеевой (включается видеоурок)
Валентина Александровна Осеева
1902 ─ 1969
28 апреля 1902 года в Киеве родилась девочка Валя – будущая детская писательница ̶ Валентина Александровна Осеева. Маленькая Валя в детстве мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института. Однако не закончила учебу: всё изменил переезд семьи в Москву. С мечтой пришлось расстаться.
У семьи Осеевых была традиция: каждому члену семьи давали какое-то прозвище, т.е. еще одно интересное имя. А так как маленькая Валя любила носить мужской костюм: штанишки по колено и рубашку из черного бархата с белым кружевным воротничком, то её в семье называли ̶ «Черный принц».
Валя интересовалась цыганским творчеством и песнями. В семейном кругу девочка любила петь цыганские романсы. И пела очень хорошо.
Когда Вале исполнился 21 год, она стала работать учителем и воспитателем в приёмниках для беспризорных детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников. Валентина Осеева учила их добру, честности, воспитанности и любви.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, Осеева сочиняла для ребят рассказы и сказки, сама писала пьесы и ставила их на сцене вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики хорошими людьми.
Рассказывала Валентина Осеева детям, что есть на свете волшебные слова: «спасибо» и «пожалуйста». Скажешь их ̶ и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности.
Но чтобы быть воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек ̶ это тот, кто уступит место в автобусе, всегда вежлив, хорошо себя ведет.
Это тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа Валентины Осеевой «Печенье». И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее». Дёрнул её за косичку мальчик Ваня, а сдачи она ему дать не могла. Большой Ваня, сильный. Вот от злости и ударила ногой Барбоса.
И уж точно воспитанный человек не будет равнодушно стоять и смотреть, как собака лает на котенка, как это сделали мальчики из рассказа «Плохо».
Есть у Валентины Осеевой и повесть о школьной дружбе ̶ Васёк Трубачёв и его товарищи». Писательница показала, как в жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. По этой книге снят фильм для детей.
А еще Валентина Осеева написала книгу и про свое детство. А называется она «Динка». В этой книге рассказывается о девочке Динке, живущей на берегу реки Волги. Эта книга ̶ воспоминание писательницы о своём детстве, о дружбе с сиротой Ленькой и приключениях, которые они вместе переживают. Маленьким читателям настолько понравилась эта книга, что Осеева написала продолжение. В книге «Динка прощается с детством» рассказывается уже о повзрослевшей девушке и ее друзьях.
Вот такие удивительные рассказы, повести и истории придумала писательница!
Доброй и честной ̶ такой запомнили дети Валентину Осееву.
Валентина Александровна Осеева, очень хотела, чтобы дети не просто читали, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных».
В.Осеева говорила: «Мало уметь читать, надо меть думать»
Катя: -Ребята, произведения Осеевой вы можете посмотреть на перемене на нашей выставке, а взять домой и их почитать в нашей школьной библиотеке
7. Словарная работа
- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. (на доске РЛ )
- Где можно посмотреть значение неизвестных слов? (в толковом словаре)
Чуть не поддал хорошенько- чуть не ударил.
Стряпает – готовит пищу.
Противень- тонкий металлический лист с загнутыми краями.
8. Работа по теме урока.
1.Прогнозирование по заголовку.
- Откройте учебник на стр.87. Прочитайте название произведения.
– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
– Как вы думаете, о чём будет это произведение? (Ответы детей).
2. Инсценировка 1 части рассказа
-Сегодня мы отправляемся в театр. Ребята приготовили нам отрывок по этому произведению. Давайте его внимательно посмотрим.
(инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»)
3.Вопросы по осмыслению 1 части текста Заполнение кластера (на доске).
– Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком? заполним кластер, для того чтобы мы смогли четко увидеть характер нашего героя
– Какое у него было настроение?
-Кого вам напомнил старик? (Волшебника)
-Почему? (Он говорит о волшебном слове)
-Как можно озаглавить 1 часть. (Разговор со стариком)
-Запишите в рабочий лист в тетради 1 пункт нашего плана. (Иллюстрацию на доску, записать на РЛ листе на доске маркером )
- Какое слово подарил старичок Павлику?
- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?
Выборочное чтение.
1. Чтение рассказа с остановками.
-Откройте учебник на стр 89 Найдите 3 абзац снизу (Лена сидела за столом)
Чтение второй части– до слов (Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)
- Как можно озаглавить 2 часть. (Разговор с Леной) Запишите. (Иллюстрацию на доску)
2. Чтение рассказа до конца.
- Дочитайте рассказ.
-Оправдались ли ваши предположения?
- Как можно разделить далее текст и как озаглавить эти части?
9. Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста».
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
-Встаньте, пожалуйста!
-Руки вверх!
-Пожалуйста, руки вверх!
-В стороны!
-Пожалуйста, в стороны!
-Пожалуйста вниз!
-Руки на пояс!
-Пожалуйста, руки на пояс!
-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!
-Пожалуйста, начинай!
-Закончить упражнение!
-Пожалуйста, закончите упражнение!
-Пожалуйста, садитесь!
_Когла притней было выполнять команды?
- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
10. Первичное закрепление. Решение учебной задачи. Работа в тетради с РЛ
-Понравилось ли вам произведение?
-Определите жанр.
-Кто главный герой этого рассказа? Запишите в РЛ
-Что случилось с Павликом?
-Как об этом узнал старик?
- Как выглядел старик?
-С каким видом функциональной грамотности мы работаем на уроках литер чтения?.
- Можете ли вы вспомнить моменты, доказывающие, что Павлик говорил с родными грубо, невежливо? Найдите в тексте эти моменты, докажите свою точку зрения.
- Только ли с родными он так разговаривал?
- Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?
- Так что же шепнул старик на ухо Павлику?
- Что заставило героя так измениться?
- Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика? (Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым)
-Давайте заполним нашу схему.
– Какие слова вы выберите для характеристики Павлика? (КЛАСТЕР)
-Всего одно слово смогло так изменить человека.
-У вас на партах лежат пословицы, нужно выбрать пословицу, которая выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».
Добрый человек добру и учит.
Нет друга лучше, что родная матушка.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Вежливость открывает все двери.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
11. Рефлексия деятельности.
-Что общего в рассказах В.Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).
-Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).
-Чему учат нас рассказы В.А. Осеевой?
-О каких человеческих качествах заставляют задуматься?( честность, доброта, любовь к ближнему)
-В чем заключается волшебная сила слов и поступков? ( Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее. )
-Дед Матвей просит вас подвести итог всему вышесказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .
- Нам всегда приятно слышать добрые слова, а если ваши близкие или друзья находятся далеко, как мы можем им сказать доброе волшебное слово?
-Давайте с помощью смс напишем добрые волшебные слова нашим друзьям.
12. Домашнее задание.
- Все вы дома прочитаете рассказ, а задание будет дано разное каждой группе:
1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении.
2. Придумайте маленький рассказ на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.
3. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...