Урок литературного чтения во 2 классе Формирование читательской активности при работе с детскими книгами по разделу «О братьях наших меньших»: составление аннотации.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Егорова Елена Вячеславовна

Урок будет полезен для учителей начальных классов для повторения раздела "О братьях наших меньших" и для введения нового понятия "Аннотация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Мамасевская средняя общеобразовательная школа»

                   

Урок литературного чтения во 2 классе

Формирование читательской активности при работе с детскими книгами по разделу

«О братьях наших меньших»: составление аннотации.

   

Составила и провела

учитель начальных классов

Егорова Елена Вячеславовна

14 февраля 2024 год

Урок литературного чтения во 2 классе

Тип урока: Урок обобщения знаний и умений

Тема: Формирование читательской активности при работе с детскими книгами по теме «О братьях наших меньших»: составление аннотации.

Педагогические цель: обобщение знаний учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно, излагать свои мысли.

Планируемые результаты

  1. Предметные: умение читать текст осознанно с правильной интонацией, находить фрагменты текста для ответа, ознакомление с понятием «аннотация», со структурой аннотации. 
  2. Личностные: умение доброжелательно и бережно относиться к «братьям нашим меньшим».
  3. Метапредметные:
  • Познавательные УУД: умение прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, извлекать необходимую информацию.
  • Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя, самостоятельно оценивать свои знания.
  • Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение, понимать мысли других, работать в паре и группе: слушать и слышать, договариваться, выполнять роли.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с отрывками произведений; изображения животных, портреты писателей, выставка книг о животных.

Ход урока

1.Организационный этап

 Итак, друзья, внимание –

ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Скорей начнём урок.

Урок литературный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем

Наши знанья улучшать.

2. Актуализация знаний и постановка цели и задач урока.

-Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно посмотреть что у нас сегодня нового есть в кабинете (это выставка книг о животных)

-Верно, тема сегодняшнего урока- «Работа с детскими книгами».

-Какой раздел мы закончили с вами изучать?  («О Братьях наших меньших»)

-Почему же их так называют?( потому что они всегда находятся рядом с нами)

-Кто же это наши братья меньшие?  (птицы, домашние животные)

-Где они живут?

-Что нас с ними связывает?

- Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения, которые изучили и рассмотреть в каких книгах о них ещё можно почитать.  Для этого мы должны вспомнить, произведения каких писателей мы изучили? (слайд)

Михаил Михайлович Пришвин

Виталий Валентинович Бианки

Евгений Иванович Чарушин

Борис Степанович Житков

Валентин Дмитриевич Берестов

3. Лингвистический этап

  1. Артикуляция звука.

–У кого есть щенок? Как он рычит?

( Р-р-р)

-Как шипит змея?

(Ш-ш-ш)

-А как фыркает ёжик?

(Ф-ф-ф)

  1. Чистоговорка.

Ка- ка- ка- на дворе собака.

Ух- ух- ух- а в курятнике петух.

Ва- ва- ва- на лугу корова.

Са- са- СА- по лесу идёт лиса.

  1. Игра «Тренируем эмоции»

-Нахмурьтесь, как рассерженный человек.

-Улыбнитесь, как хитрая лиса.

-Позлитесь, как два барана на мосту.

-Испугайтесь, как заяц, увидевший волка.

-Устаньте, как муравей , притащивший большую муху.

Отдохните, как ребёнок, который много потрудился, но помог маме.

  1. Работа со скороговорками.

Наш Полкан попал в капкан.

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Кошка- крошка на окошке кашку кушает по крошке.

-Давайте прочитаем первую скороговорку. Как вы думаете, какое настроение у Полкана?

(Плохое)

-Почему?

(Ему больно.)

- Прочитаем вторую скороговорку. Какое настроение у зайчат?

(Им страшно, настроение плохое, настороженное)

-Прочитайте последнюю скороговорку.  . Какое настроение у кошки?

(Хорошее, она довольна.)

-Какой можем сделать вывод?

(У животных может быть разное настроение.)

-Сейчас прочитаем скороговорки «птичьим базаром», т.е. вполголоса медленно, потом хором громко и медленно, как мямлики, затем быстрее, как весёлые ребята, и  на конец, совсем быстро, как шустрики.

4. Работа по теме урока

1)  Игра «Отгадай- ка!»

Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. («Музыкант»)

Зерно, мышь, воробей. («Мышь и воробей»)

Дача, мальчики, ёжик. («Страшный рассказ»)

Утята, стрекоза, Алёша. («Храбрый утенок»)

Шапки, утка, ребята, утята («Ребята и утята»)

2) Игра «Художник»

Нарисую я портрет,

Только чей- пока секрет,

Отгадайте, вас прошу я.

Чей же я портрет рисую?

Сейчас вам раздам карточки на которых будут описаны герои прочитанных рассказов, вспомните произведение и автора.

  1. Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы…

(Собака из стихотворения И.Пивоваровой «Жила- была собака»)

            2) Заботливая, ласковая, чистоплотная...?

             (Кошка из стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок»)

 -Кто помнит это стихотворение, прочтите наизусть.

3) «…за дверью, в сенях, кто-то топает ногами по полу: топ…топ…шлёп…шлёп..»

( Ёж из рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ»)

4)«Отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

…от солнца хоронится, людей сторонится»

(Сова из рассказа В. Бианки )

-А знаете ли вы, ребята, что сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает  за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. А ещё какое произведение про мышь с вами читали?

Удмуртскую сказку «Мышь и воробей».

-Скажите, ребята, а можем ли мы птиц назвать братьями нашими меньшими? Почему? (Потому что им тоже нужно помогать зимой, подкармливать.)

Физкульминутка

Музыкальная пауза, песня «Чирик-чик-чик»

3)А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую инсценировку.

Встретились как-то две подруги. Кристина и Арина.

- Кристиночка, привет!

-Привет, Ариночка!

Арина поднимая глаза к небу: «Кристин, представляешь, меня дома читать заставляют! А я это терпеть не могу! Что в этой книге может быть интересного? Скукотища!»

Кристина:» «Арин, а я люблю читать! Мне интересно путешествовать вместе с героями, открывать для себя что-то новое!»

Арина: «Кристин, ты у нас отличница! Я вот всё понять никак не могла, откуда ты всё это берёшь и речь у тебя красивая!»

Кристина: «Ариночка, благодарю. Мы с мамой книжки читаем. Каждая свою, а потом обмениваемся впечатлениями! Разговариваем, обсуждаем прочитанное!»

Арина: «А я с мамой так не разговариваю, да и книжки у нас мало кто читает! А это оказывается так влияет на речь? Никогда бы не подумала!

Кристина: «Ариночка, а ты попробуй. Я с тобой с удовольствием книжку обсужу! Ведь нам дают список книг, которые мы должны прочитать! Там встречаются такие шедевры! А ещё в библиотеке, где работает моя бабуля, так много интересных журналов можно почитать! «Ёжик», например, или «Непоседа» где можно не только сказки и рассказы почитать, но и узнать много интересных фактов»

Арина: «Книг-то много, а как же узнать которая самая интересная?»

Кристина: «Арин, а ты не знала? Ведь почти в каждой книге в самом начале есть аннотация?»

Арина: «Аннотация? А что это?»

Кристина: «Это краткое содержание произведения или нескольких произведений включённых в книгу»

Арина: «Спасибо за подсказку, пойду побегу за книжкой, пока библиотека не закрылась. Пока!»

- Какое новое слово узнала для себя Арина? (АННОТАЦИЯ)

5. Работа с книгами и тетрадями.

 Как много вопросов, наверное, у вас возникло? Давайте попробуем на них ответить.

? Что такое аннотация?

- Что всегда нам помогает понять значение слов? (Толковый словарь)

- Давайте посмотрим в словаре лексическое значение этого слова. Вспомните как нужно искать нужное слово? (Ищем в словаре слова на букву А)

 -Прочитайте значение слова. Во всех ли словарях даётся одно определение? (не совсем, но смысл имеет один) (Аннотация – краткое изложение содержания книги.)

? Где её найти?

- Откройте книги и посмотрите, где она находится.

- Обычно аннотация находится в начале или в конце книги. Обычно пишется мелким шрифтом. Аннотация очень напоминает краткий пересказ…( сказки или повести). Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.

? Зачем она нужна?

Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя.

 

Давайте попробуем составить план аннотации любой книги. Записываем в тетрадь.

1. Сведения об авторе.

        2. Тема книги.

        3. Сжатый пересказ.

        4. Оценка произведения.

- Иногда эти части могут меняться местами. В аннотации не всегда мы можем встретить сведения об авторе и оценку произведения.

Закрепление изученного.

Попробуйте по аннотации догадаться о какой книге идёт речь.

Автор этой книги – известный английский писатель Киплинг. Книга рассказывает о жизни в джунглях человеческого детёныша, о его дружбе с вожаком волчьей стаи Акелой, с медведем Балу, пантерой Багирой, о борьбе с кровожадным тигром Шер-Ханом. Эта удивительная сказка обязательно понравится вам, дорогие ребята! (Маугли)

Эта сказка написана по мотивам английской народной сказки. У трёх братьев поросят была весёлая беззаботная жизнь, пока не наступила осень и пришла пора подумать о крове на зиму. Каждый из братьев выстроил свой домик. А чей домик лучше выяснилось, когда до поросят решил добраться огромный волк. Иллюстрации замечательного художника помогли сказке стать особенно яркой и живой. (Три поросёнка)

 6.Рефлексия (подведение итогов занятия)

-О чём мы с вами говорили на уроке? (Про книги о животных)

-Понравилось ли вам читать о животных?

- Что мы сохраним на земле, если не будем обижать животных?

- Пусть всем будет комфортно на этой большой земле.

Всё прекрасное на земле
от солнца, а хорошее от человека!

Природу может спасти
только наша 
любовь.

- Ребята. Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке? Сохранилось у вас хорошее настроение до конца урока? Оцените свою работу на уроке цветными карандашами.

-Я вам рекомендую почитать ещё вот такие книги.

-Какие из этих книг вам бы приятно было почитать? (Новые, красивые)

-Поэтому книги нужно беречь и пользоваться ими только чистыми руками, чтобы они дальше оставались такими же красивыми и притягательными для чтения.

Домашнее задание

 Дома попробовать по плану составить аннотацию к любой художественной книге.

Список использованной литературы

1. Н.Н.. Каландарова. Уроки речевого творчества.2 класс /Москва «Вако», 2009/

2. С.В.Кутявина .Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Климановой. 2 класс./Москва «Вако», 2006/

Игра «Художник»

  1. Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы…

__________________________________________________

            2) Заботливая, ласковая, чистоплотная...?

          __________________________________________________

 3) «…за дверью, в сенях, кто-то топает ногами по полу: топ…топ…шлёп…шлёп..»

          __________________________________________________

4)«Отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

…от солнца хоронится, людей сторонится»

          ___________________________________________________

Игра «Художник»

  1. Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы…

__________________________________________________

            2) Заботливая, ласковая, чистоплотная...?

          __________________________________________________

 3) «…за дверью, в сенях, кто-то топает ногами по полу: топ…топ…шлёп…шлёп..»

          __________________________________________________

4)«Отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

…от солнца хоронится, людей сторонится»

          ___________________________________________________

Игра «Художник»

  1. Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы…

__________________________________________________

            2) Заботливая, ласковая, чистоплотная...?

          __________________________________________________

 3) «…за дверью, в сенях, кто-то топает ногами по полу: топ…топ…шлёп…шлёп..»

          __________________________________________________

4)«Отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

…от солнца хоронится, людей сторонится»

          ___________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению. Обобщение к разделу «О братьях наших меньших».

Обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно, излагать свои мысли.Наши «братья меньшие» отзывчивы на ласку, на человеческую до...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу «О братьях наших меньших» 2 класс "Школа России"

Проверочная работа по литературному чтениюпо разделу «О братьях наших меньших» 2 класс...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "О братьях наших меньших" 2 класс Школа России Л.Ф.Климанова

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "О братьях наших меньших" 2 класс Школа России Л.Ф.Климанова (2 варианта)...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу " О братьях наших меньших" для 2 класса

В проверочной работе даны задания  по изученным произведениям раздела " О братьях наших меньших"...

Методическая разработка урока по литературному чтению Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

Методическая разработка урока по литературному чтению во  2 классе по теме "О братьях наших меньших. Обобщение по разделу".Тип урока: обощение и систематизация знаний....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему "Работа с детскими книгами. Фольклор.Использование аппарата"

Цель: углубить знания учащихся о русском фольклоре,  его   малыми жанрами: пословицами, скороговорками, загадками.Планируемые результаты:Личностые&bull...