Конспект урока по чтению по теме "Осень наступила"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «А.Н.Плещеев «Осень наступила…»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: познакомить детей с произведением А.Плещеева «Осень наступила…»
Задачи:
Образовательная:
Углубить и расширить представление о жизни и творчестве А.Плещеева; Развивающая:
Развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в произведении по вопросам, развивать устную связную эмоциональную речь, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
Воспитывающая:
Воспитывать мотивацию к чтению, формировать эстетические (видеть и ценить красоту природы) представления.
Оборудование:
Учитель: выставка книг А.Плещеева, портрет, мультимедийная презентация.
Ученик: учебник, карточки для работы в парах и группах.
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуйте, гости дорогие,
Всех мы вас приветствуем!
2. Психологический настрой на урок.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы умеем работать. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям и с хорошим настроением начинаем наш урок.
3. Введение в тему.
-Ребята, у нас сегодня ещё будет гостья. Чтобы узнать, кто придёт к нам в гости, отгадайте загадку.
Загадка.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я…(осень)
Осень к нам пришла не с пустыми руками. Посмотрите, сколько листьев она принесла с собой.
А как называется явление природы, когда падают с деревьев листья? (листопад)
Осень нам предлагает в классе устроить листопад. Вот осеннее дерево с листьями. Но это дерево не простое, а с заданиями. Если мы выполним все задания правильно, у нас тоже в классе получится листопад.
- Кто догадался, о каком времени года мы будем говорить на уроке? (Об осени)
-Как называется раздел учебника, который вы сейчас изучаете? («Осень наступила…»)
4. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим эту тему, познакомимся ещё с одним произведением об осени, будем работать над беглостью, выразительностью чтения. Давайте сначала проведём артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый
И качает так листок –(язык двигают вправо-влево, вверх-вниз)…
Ветер северный подул: «С-с-с-с…» (дуем)
Все листочки с веток сдул «Ф-ф» (дуем)
Полетели, закружились (делают круговые движения языком)
И на землю опустились.
И так, начинаем выполнять задания на листьях.
Первый лист - «Повторяй-ка».
5.Работа по теме.
1) Лист «Повторяй-ка»
1.Чистоговорки
Ла-ла-ла - в гости осень к нам пришла.
Ва-ва-ва – на землю падает листва.
2. Скороговорка
Под ногами в листопад
Листья желтые шуршат.
2) Лист «Отгадай-ка»
Отгадайте, о каком осеннем месяце говорится в загадке.
Загадки.
А) Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(сентябрь)
Б) В золото оделись,
Деревья и кусты,
С каждым днём всё чаще,
Холодные дожди! (октябрь)
В) Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(ноябрь)
Назовите осенние месяцы.
Каждому месяцу соответствует своя пора осени. У осени есть 3 периода. Назовите их.
Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь в народе называют листопадником, потому что после первого заморозка начинается листопад.
Октябрь - золотая осень. Октябрь - грязник, потому что начинаются дожди, грязь, слякоть.
Ноябрь - поздняя осень. Ноябрь – полузимник, природа готовится к зиме, налетают морозы.
Подумайте, какая пора осени наступила? Почему осень называют золотой?
Подберите картинки, которые соответствуют этим месяцам. (Из 3 картин выбрать).
3) Лист «Составляй-ка» (групповая работа)
У вас на партах лежат конверты. Внутри конверта – листочки с буквами и со слогами .
Вам нужно из букв и слогов составить слова и предложение, тогда вы узнаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся.
(Первая группа составит из букв слово «осень, а вторая группа составит из слогов «на-сту-пи-ла». Получается предложение «Осень наступила»)
Какое предложение получилось? (Осень наступила.)
Сегодня мы познакомимся с произведением А.Плещеева «Осень наступила».
- Знакомство с биографией А.Плещеева.
Перед тем, как начать читать стихотворение А.Н. Плещеева, я познакомлю вас с его биографией. (иллюстрация А.Н. Плещеева на слайде)
Алексей Николаевич Плещеев( СЛАЙД)
–известный русский писатель, поэт, переводчик. Родился в городе Костроме. Его детство прошло в Нижнем Новгороде. Мать, Елена Александровна воспитывала сына одна, так как его отец умер, когда мальчику было всего 2 года. А. Плещеев получил хорошее домашнее образование. В юном возрасте он уже выступил со своими первыми стихами.
А в скором времени напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.)
Алексей Николаевич Плещеев писал стихотворения о всех временах года. Но больше всего его вдохновляла красота осенней природы.
Но вот еще какие стихи он написал про осень: «Осенняя песенка», «Дети и птичка», «Осень», «Скучная картина…» (19 -20 СЛАЙД) и еще множество других стихотворений. С разными произведениями А.Н. Плещеева вы можете познакомиться, взяв их в библиотеке.
- лист «Объясни-ка»
- Прежде чем читать произведение, нужно разобрать незнакомые для вас слова, которые встретятся в стихотворении.
Словарная работа.
1. ОЗИМЬ - осенние посевы пшеницы, прорастающие осенью и зимующие под снегом (иллюстрирование).
Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью, она называется озимая (озимь), т.е.посеянная перед зимой. Зелёные росточки будут зимовать под снегом, а когда сойдет снег, сразу пойдут в рост. Если пшеницу посеют весной, её называют яровой, т.е. весенней, посаженной под яркое солнце.
2. МОРОСИТ – падает очень мелкими частыми каплями
- лист «Прочитай-ка»
- Первичное чтение стихотворения учителем.
- Давайте приступим к чтению стихотворения А. Н. Плещеева.
Я буду читать стихотворение и показывать вам иллюстрации, чтобы легче было понять содержание.
2.Проверка первичного восприятия.
- Какое настроение у вас создают картины природы, описанные поэтом? (Какое настроение вызывает стихотворение?) (несколько мнений)
- Что вы испытали, прослушав его? (несколько мнений)
- В основном, я вижу, что настроение сложилось грустное и унылое, благодаря этому стихотворению.
Какую осень описывает поэт? По каким признакам видно, что наступила поздняя осень? Докажите из текста фразами.
- Как вы понимаете выражение «Голые кусты»?
- Что значит «Ветер в поле воет»?
- Какие птицы улетают в тёплые края?
Физкультминутка.
(Игра «Улетают, не улетают». Я показываю картины птиц, если улетают, имитируем полёт птиц, если нет, то хлопаем в ладоши два раза).
ВЫВОД: Конечно, автор описывает в данном стихотворении печальную, позднюю осень.
VI. Чтение стихотворения.
а) чтение про себя (вполголоса)
- Сейчас прочитайте стихотворение про себя. Обратите внимание на паузы, (учитель показывает на слайде). Читайте их правильно, ставя ударение.
- Обратите внимание на страничку в учебнике, как вы считаете, почему к этому стихотворению авторы учебника подобрали такие иллюстрации?
б) хоровое чтение
в) чтение вслух
г) чтение по цепочке
д) первый ряд читает первый куплет, 2 ряд-второй, и.т.д.
е) первый столбик читают девочки, второй –мальчики.
ж) выборочное чтение ( что сказано о ветре, о травке, о птицах?)
Игра «Доскажи словечко».
Я начинаю строчку, а вы её договариваете. (игра с мячом)
Осень…(наступила)
Высохли…(цветы)
IX. Повторное чтение стихотворения и анализ содержания.
И у нас ещё будет одно интересное задание, при чтении стихотворения, мы с вами будем подбирать картинки по содержанию, чтобы нам было легче запомнить стихотворение. (групповая работа)
Первая группа работает с первым столбиком стихотворения и раскладывает картины по содержанию, а вторая группа - вторым столбиком стихотворения.
Осень наступила | |
Высохли цветы. | |
И глядят уныло | |
Голые кусты. | |
Вянет и желтеет | |
Травка на лугах. | |
Только зеленеет | |
Озимь на полях. | |
Туча небо кроет, | |
Солнце не блестит, | |
Ветер в поле воет, | |
Дождик моросит. | |
Воды зашумели | |
Быстрого ручья. | |
Птички улетели | |
В тёплые края. |
- Каким вы увидели цветы? (высохшими)
- Какими вы увидели кусты? (голыми)
Найдите такой рисунок на парте.
б) Читаем следующее четверостишие.
-Каким вы увидели луг? (желтая трава)
А какое же вы увидели поле?(зеленое).
Найдите рисунок к этому четверостишью
в) Прочитаем третье четверостишие.
- Какое небо? (тёмное)
- Почему тёмное?
Что происходит в поле?
Найдите рисунок к этому четверостишью.
- Молодцы!
г) Читаем последнее четверостишие.
- Прочитайте, что сказано о ручье? (воды зашумели…) О Птичках? (улетели в теплые края…)
-О какой осени говорится в стихотворении? ( поздняя осень)
(Дети раскладывают на парте по порядку рисунки, а потом - на доске).
X. Чтение стихотворения целиком.
-Ребята, сейчас подготовьтесь и потренируйтесь к чтению стихотворения наизусть у доски, а помогут нам картины.
-Прочитайте выразительно стихотворение про себя. (затем вызываются к доске ребята, которые активно участвовали на уроке, и читают выразительно наизусть стихотворение.
Итог. Рефлексия.
6) Лист «Отвечай-ка»
-Назовите произведение, с которым мы сегодня познакомились?
-О чём вы узнали из этого произведения?
-Кто автор?
-Что вам понравилось на уроке?
- Что запомнилось на уроке?
Осень дарит вам красивые листочки.
Если вы считаете, что работали на уроке на «5», выберите желтый листик, если считаете, что у вас были небольшие затруднения и вы работали на «4», выберите зеленый листик, а если вам урок не понравился, и были большие трудности, выберите красный листик.
А сейчас в нашем классе будет листопад. Возьмите все листочки, которые у вас лежат на парте, и все вместе давайте подкинем листочки вверх.
Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падает, летит прямо вниз или кружится?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
8. Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру "Когда наступит лето" (1 класс)
План-конспект урокапо природоведению в 1 классе.А.А.Плешаков «Окружающий мир». Цель: Сформировать представление о временном годовом цикле- временах года, месяцах, их последовательности, нау...
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока по окружающему миру: «Когда наступит лето?», 1 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о годовом цикле - времена года, месяцы и их последовательность;Планируемые результаты: Предметные: знать схему смены времен года и месяцев, научит...
Конспект урока по окружающему миру ««Когда наступит лето?» ( УМК Школа России ,1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Когда наступит лето?»Цели деятельности учителя: формирование представлений о годовом цикле - времена года, месяцы и их последовательность;Планируем...
Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"
Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....