Конспект урока по чтению по теме "Осень наступила"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Игнатьева Людмила Николаевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._ur._chtenie_3_kl_2022.docx390.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «А.Н.Плещеев «Осень наступила…»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить детей с произведением  А.Плещеева «Осень наступила…»

Задачи:

Образовательная:

Углубить и расширить представление о жизни и творчестве А.Плещеева; Развивающая:

Развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в произведении по вопросам, развивать устную связную эмоциональную речь, расширять кругозор, обогащать словарный запас;

 Воспитывающая:

Воспитывать мотивацию к чтению, формировать эстетические (видеть и ценить красоту природы) представления.

Оборудование:

Учитель: выставка книг А.Плещеева, портрет, мультимедийная презентация.

Ученик: учебник, карточки для работы в парах и группах.



Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуйте, гости дорогие,
Всех мы вас приветствуем!

 2. Психологический настрой на урок.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы умеем работать. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям и с хорошим настроением начинаем наш урок.   

3. Введение в тему.

-Ребята, у нас сегодня ещё будет гостья. Чтобы узнать, кто придёт к нам в гости, отгадайте загадку.

Загадка.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

 И ёлочек. Я…(осень)

Осень к нам пришла не с пустыми руками. Посмотрите, сколько листьев она принесла с собой.

А как называется явление природы, когда падают с деревьев листья? (листопад)

Осень нам предлагает  в классе устроить листопад. Вот осеннее дерево с листьями. Но это дерево не простое, а с заданиями. Если мы выполним все задания правильно, у нас тоже в классе получится листопад.

- Кто догадался, о каком времени года мы будем говорить на уроке? (Об осени)

-Как называется раздел учебника, который вы сейчас изучаете? («Осень наступила…»)

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим эту тему, познакомимся ещё с одним  произведением об осени, будем работать над беглостью, выразительностью чтения. Давайте сначала проведём артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый

И качает так листок –(язык двигают вправо-влево, вверх-вниз)…

Ветер северный подул: «С-с-с-с…» (дуем)

Все листочки с веток сдул «Ф-ф» (дуем)

Полетели, закружились (делают круговые движения языком)

И на землю опустились.

И так, начинаем выполнять задания на листьях.

Первый лист - «Повторяй-ка».

5.Работа по теме.

1)  Лист «Повторяй-ка»

 1.Чистоговорки

 Ла-ла-ла - в гости осень к нам пришла.

 Ва-ва-ва – на землю падает листва.

2. Скороговорка

Под ногами в листопад

Листья желтые шуршат.

2) Лист «Отгадай-ка»

Отгадайте, о каком осеннем  месяце говорится в загадке.

Загадки.

А) Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

Б) В золото оделись,

Деревья и кусты,

С каждым днём всё чаще,

Холодные дожди! (октябрь)

В) Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

(ноябрь)

Назовите осенние месяцы.

Каждому месяцу соответствует своя пора осени. У осени есть 3 периода. Назовите их.

Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь в народе называют листопадником, потому что после первого заморозка начинается листопад.

Октябрь - золотая осень. Октябрь - грязник, потому что начинаются дожди, грязь, слякоть.

          Ноябрь - поздняя осень. Ноябрь – полузимник,  природа готовится к зиме, налетают морозы.

Подумайте, какая пора осени наступила? Почему осень называют золотой?

Подберите картинки, которые соответствуют этим месяцам. (Из 3 картин выбрать).

3) Лист «Составляй-ка» (групповая работа)

У вас на партах лежат конверты. Внутри конверта  – листочки  с буквами  и со слогами .

Вам нужно из букв и слогов составить слова и предложение, тогда вы узнаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся.

(Первая группа составит из букв слово «осень, а вторая группа составит из слогов «на-сту-пи-ла». Получается предложение «Осень наступила»)

Какое предложение получилось? (Осень наступила.)

Сегодня мы познакомимся с произведением А.Плещеева «Осень наступила».

  1. Знакомство с биографией А.Плещеева.

Перед тем, как начать читать стихотворение А.Н. Плещеева, я познакомлю вас с его биографией. (иллюстрация  А.Н. Плещеева на слайде)

Алексей Николаевич Плещеев( СЛАЙД)

–известный русский писатель, поэт, переводчик. Родился в городе Костроме. Его детство прошло в Нижнем Новгороде. Мать, Елена Александровна  воспитывала сына одна, так как его отец умер, когда мальчику было всего 2 года.  А. Плещеев получил хорошее домашнее образование. В юном возрасте он уже выступил со своими первыми стихами. 

А в скором времени напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.)

Алексей Николаевич Плещеев  писал стихотворения о всех временах года. Но больше всего его вдохновляла красота  осенней природы.

Но вот еще какие стихи он написал про осень:  «Осенняя песенка»,  «Дети и птичка»,  «Осень»,  «Скучная картина…»  (19 -20 СЛАЙД) и еще множество других стихотворений. С разными произведениями А.Н. Плещеева вы можете познакомиться, взяв их в библиотеке.

  1. лист «Объясни-ка»

- Прежде чем читать произведение, нужно разобрать незнакомые для вас слова, которые встретятся в стихотворении. 

Словарная работа.

1. ОЗИМЬ - осенние посевы пшеницы, прорастающие осенью и зимующие под снегом (иллюстрирование). 

Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью, она называется озимая (озимь), т.е.посеянная перед зимой. Зелёные росточки будут зимовать под снегом, а когда сойдет снег, сразу пойдут в рост. Если пшеницу посеют весной, её называют яровой, т.е. весенней, посаженной под яркое солнце.

2. МОРОСИТ –  падает очень мелкими частыми каплями 

  1. лист «Прочитай-ка»
  1. Первичное чтение стихотворения учителем.

- Давайте приступим к чтению стихотворения А. Н. Плещеева.

Я буду читать стихотворение и показывать вам иллюстрации, чтобы легче было понять содержание.

2.Проверка первичного восприятия.

- Какое настроение у вас создают картины природы, описанные поэтом? (Какое настроение вызывает стихотворение?) (несколько мнений)

- Что вы испытали, прослушав его? (несколько мнений)

- В основном, я вижу, что настроение сложилось грустное и унылое, благодаря этому стихотворению.

Какую осень описывает поэт? По каким признакам видно, что наступила поздняя осень? Докажите из текста фразами.

-  Как вы понимаете выражение «Голые кусты»? 

Что значит «Ветер в поле воет»? 

- Какие птицы улетают в тёплые края?

Физкультминутка.

 (Игра  «Улетают, не улетают». Я показываю  картины птиц, если улетают, имитируем полёт птиц, если нет, то хлопаем в ладоши  два раза).

ВЫВОД: Конечно, автор описывает в данном стихотворении печальную, позднюю осень.

VI. Чтение стихотворения.

а) чтение про себя (вполголоса)

- Сейчас прочитайте стихотворение про себя. Обратите внимание на паузы, (учитель показывает на слайде). Читайте их правильно, ставя ударение.

-  Обратите внимание на страничку в учебнике, как вы считаете, почему к этому стихотворению авторы учебника подобрали такие иллюстрации?

б) хоровое чтение

в) чтение вслух

г) чтение по цепочке

д) первый ряд читает первый куплет, 2 ряд-второй, и.т.д.

е) первый столбик читают девочки,  второй –мальчики.

ж) выборочное чтение ( что сказано о ветре, о травке, о птицах?)

Игра «Доскажи словечко».

Я начинаю строчку, а вы её договариваете. (игра с мячом)

Осень…(наступила)

Высохли…(цветы)

IX. Повторное чтение стихотворения и анализ содержания.

И у нас ещё будет одно интересное задание, при чтении стихотворения, мы с вами будем подбирать картинки по содержанию, чтобы нам было легче запомнить стихотворение. (групповая работа)

Первая группа работает с первым столбиком стихотворения и раскладывает картины по содержанию, а вторая группа - вторым столбиком стихотворения.

Осень наступила

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_1.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_2.jpeg

Высохли цветы.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_3.png

И глядят уныло

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_4.jpeg

Голые кусты.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_5.jpeg

Вянет и желтеет

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_6.png

Травка на лугах.

Только зеленеет

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_7.jpeg

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_8.jpeg

Солнце не блестит,

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_9.jpeg

Ветер в поле воет,

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_10.jpeg

Дождик моросит.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_11.png

Воды зашумели

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_12.png

Быстрого ручья.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_13.png

Птички улетели

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_14.jpeg

В тёплые края.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/26/s_5c23ba43d0116/1037498_15.jpeg

- Каким вы увидели цветы? (высохшими)

- Какими вы увидели кусты? (голыми)

Найдите такой рисунок на парте.

б) Читаем следующее четверостишие.

-Каким вы увидели луг? (желтая трава)

А какое же вы увидели поле?(зеленое).

Найдите рисунок к этому четверостишью

в) Прочитаем третье четверостишие.

- Какое небо? (тёмное)

- Почему тёмное?

Что происходит в поле?

Найдите рисунок к этому четверостишью.

- Молодцы!

г) Читаем последнее четверостишие.

- Прочитайте, что сказано о ручье? (воды зашумели…)  О Птичках? (улетели в теплые края…)

-О какой осени говорится в стихотворении? ( поздняя осень)

(Дети раскладывают на парте по порядку рисунки, а потом - на доске).

X. Чтение стихотворения целиком.

-Ребята, сейчас подготовьтесь и потренируйтесь к чтению стихотворения наизусть  у доски, а помогут  нам картины.

-Прочитайте выразительно стихотворение про себя. (затем вызываются к доске ребята, которые активно участвовали на уроке, и читают выразительно наизусть стихотворение.

Итог. Рефлексия.

6) Лист «Отвечай-ка»

-Назовите произведение, с которым мы сегодня познакомились?

-О чём вы узнали из этого произведения?

-Кто автор?

-Что вам понравилось на уроке?

- Что запомнилось на уроке?

Осень дарит вам красивые листочки.

Если вы считаете, что работали на уроке на «5», выберите желтый листик, если считаете, что у вас были небольшие затруднения и вы работали на «4», выберите зеленый листик, а если вам урок не понравился,  и были большие трудности, выберите красный листик.

А сейчас в нашем классе будет  листопад. Возьмите все листочки, которые у вас лежат на парте, и все вместе давайте подкинем листочки вверх.

Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падает, летит прямо вниз или кружится? 
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. 

8. Домашнее задание

 Выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру "Когда наступит лето" (1 класс)

План-конспект урокапо природоведению в 1 классе.А.А.Плешаков «Окружающий мир». Цель: Сформировать представление о временном годовом цикле- временах года, месяцах,  их последовательности, нау...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока по окружающему миру: «Когда наступит лето?», 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о годовом цикле - времена года, месяцы и их последовательность;Планируемые результаты: Предметные: знать схему смены времен года и месяцев, научит...

Конспект урока по окружающему миру ««Когда наступит лето?» ( УМК Школа России ,1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Когда наступит лето?»Цели деятельности учителя: формирование представлений о годовом цикле - времена года, месяцы и их последовательность;Планируем...

Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"

Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....