Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. "И. А. Крылов. Биография и творчество."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цыренова Жаргалма Дамбиевна

Конспект урока, презентация по литературному чтению в 3 классе. "И. А. Крылов. Биография и творчество."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

И. А. Крылов. Биография и творчество

Цель

Создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи

Тип урока

Освоение нового материала

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Метапредметные:

познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;

регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;

коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников

Я – умею думать и понимать,                                                                                                Я – умею слушать и отвечать,
Я – могу ошибаться,
Я – умею учиться,
Я – хочу учиться.

1.Орг. момент.

2.Введение в тему

На доске названия произведений: «Сивка-Бурка», «Сказка о царе Салтане…», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука» 

- Ребята посмотрите внимательно на доску, прочитайте. На какие 2 группы можно распределить эти произведения?

-1. Народные («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») и авторские («Сказка о царе Салтане…», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука»).

2. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о царе Салтане…») и басни («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука»).

С произведениями какого жанра вы начинаете знакомиться? Басня

3.  Работа по теме урока.

 - Давайте вспомним, что такое басня? Для этого предлагаю вам ответить на вопросы теста

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы

Б) волшебство

В) мораль, сатира, диалог ( что такое МОРАЛЬ?- краткое нравоучительное заключение. )

- Проверим.

Прочитайте что вы выбрали. - Молодцы с заданием справились хорошо! А теперь соединим всё воедино и дадим определение – что такое басня.

Басня (по С. И. Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

  • Что такое басня? 
    Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
  • В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
  • Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

1)  Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?(Ответы детей).

-Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и басни как никогда актуальны. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

Молодцы! А как называют человека, который пишет басни?

-А вы знаете баснописца?

-Рассмотрите репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. (Слайд 1)

Каким он вам представляется по характеру? (Добрым, проницательным, мудрым)
- Таким же мудрым и проницательным запечатлил баснописца в бронзе великий русский скульптор Петр Карлович Клодт. Он находится в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов. Пьедестал памятника украшают фигурки персонажей басен Крылова. (Слайд)

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. Рассказ о Крылове 

Сидя за партами, быстро поморгаем. Затем закроем глаза и посмотрим вправо, влево, вверх, вниз.

          Откроем учебник на стр.132 и прочитаем, что нам расскажут авторы учебника о Крылове, может мы найдём в тексте то, о чём я вам не рассказала.(чтение текста учителем).

       - А теперь прочитайте ещё раз этот текст и составьте по нему вопросы, записывая их в тетрадь. Даю на это 3 мин (проверка вопросов и ответов)

        - Кто найдет ответ в тексте, поднимает руку. Читаем ответ выразительно.

Работа в парах.

-Напомните правила работы в парах.

1. Каким вам представляется баснописец Крылов?

2. Что такое басня?

Запишите полные ответы на листочке.

(Собрать листочки и прочитать.)

Прочитайте эти вопросы. Вы должны написать ответы на эти вопросы, но должны написать шпаргалку. Подсказку для себя.  Не весь ответ, а только главные, самые нужные слова из своего ответа. Обсуждайте ответ, но тихо.

1. Назовите особенности басен.

2. Что высмеивают басни?

3. Что такое мораль басни?

4. Итог урока

Закончить наш урок хочется стихотворением Вяземского

Забавой он людей исправил,        
 Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
 Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Продолжите строчки:

Сегодня на уроке я узнал….

Мне понравилось……

Я хотел бы себя похвалить за…..

Приложение

И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера, в городе Москва. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, используя  большую библиотеку книг своего отца.

 А позже, семья Крыловых  переехала в город Тверь и   Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми  богатого помещика Львова.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, его отец умер. Семья лишилась последних средств  к  существованию. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма.

Позже, в 1783 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет.. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочитать это имя справа налево, сразу все станет ясно.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками , которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были  басни. . Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях

Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен.

ФИ__________________________________

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы Г) мораль, сатира, диалог

Б) волшебство

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы        

Б) волшебство

В) мораль, сатира, диалог

Басня

ФИ__________________________________

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы

Б) волшебство

В) мораль, сатира, диалог

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы        

Б) волшебство

В) мораль, сатира, диалог

ФИ__________________________________

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы В) мораль, сатира, диалог

Б) волшебство

В) мораль, сатира, диалог

Выберите правильный ответ

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы        

Б) волшебство

В) мораль, сатира, диалог

Стрекоза и муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
https://deti-online.com/images/basni-krylova--strekoza-i-muravei.jpg

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

1)  На уроках мы анализировали басни. Назовите из особенности.

ü  интересный короткий занимательный сюжет;

ü  мало описаний;

ü  много диалогов;

ü  героев обычно несколько;

ü  главный герой выражает основную идею;

ü  героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;

ü  басни обычно пишутся в стихотворной форме;

ü  используется прием иносказание;

ü  в начале или в конце сформулирован вывод-мораль;

ü  высмеиваются человеческие пороки.

2)  Какие же человеческие пороки высмеивают басни?

лесть

ложь

глупость

лень

безнравственность

невежество

хвастовство

3)  Басни не только высмеивают, но и учат. Чему?

дружбе

трудолюбию

усердию

честности

доброте

(Приложение. Слайд 12)

отзывчивости

благородству

благодарности

добывать знания

1)  На уроках мы анализировали басни. Назовите из особенности.

ü  интересный короткий занимательный сюжет;

ü  мало описаний;

ü  много диалогов;

ü  героев обычно несколько;

ü  главный герой выражает основную идею;

ü  героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;

ü  басни обычно пишутся в стихотворной форме;

ü  используется прием иносказание;

ü  в начале или в конце сформулирован вывод-мораль;

ü  высмеиваются человеческие пороки.

2)  Какие же человеческие пороки высмеивают басни?

лесть

ложь

глупость

лень

безнравственность

невежество

хвастовство

3)  Басни не только высмеивают, но и учат. Чему?

дружбе

трудолюбию

усердию

честности

доброте

(Приложение. Слайд 12)

отзывчивости

благородству

благодарности

добывать знания

https://youtu.be/OHIPZkq_ZZo


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844 гг.)

Слайд 2

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля (2 февраля по старому стилю) 1769 года. Точное место рождения Ивана Андреевича неизвестно, возможно это Москва, Троицк или Запорожье. Отец - Андрей Прохорович Крылов (1736-1778). Служил в драгунском полку, начав службу рядовым. Мать - Мария Алексеевна. Осталась после смерти мужа с двумя малолетними детьми на руках. Неграмотная, но наделенная природным умом, следила за образованием сына. Иван Крылов обучался дома грамоте, арифметике и молитвам.

Слайд 3

В 1774 год семья Крыловых переезжает в Тверь.1777 год начало обучения Ивана Андреевича. Сумев удивить местного помещика своими стихами, получает разрешение обучаться вместе с его детьми. Самостоятельно изучает литературу, математику, французский и итальянские языки.

Слайд 4

В 1778 году умирает Андрей Прохорович и семья оказывается в нищете. Ивана Крылова переводят в Тверской губернский магистрат в чине подканцеляриста. Именно на этой службе произошло знакомство молодого Крылова с порядками в суде и взяточничеством.

Слайд 5

После переезда в Москву в 1783 году устраивается работать в Казенную палату. Чуть позже к нему переезжают мать и брат. Позднее переезжает в Санкт-Петербург.

Слайд 6

21 ноября (9 ноября по старому стилю) 1844 года Иван Андреевич Крылов умирает от скоротечного воспаления легких.

Слайд 7

Басни И.А. Крылова 1. Ворона и Лисица 2. Мартышка и Очки 3. Лебедь, Щука и Рак 4. Стрекоза и Муравей 5. Слон и Моська 6. Два Голубя 7. Кот и Повар 8. Квартет 9. Волк и Ягненок 10. Мышь и Крыса 11. Музыканты 12. Две Бочки 13. Разборчивая Невеста 14. Ларчик 15. Ворона и Курица 16. Воспитание Льва 17. Скворец 18. Дуб и Трость 19. Демьянова уха 20. Котел и Горшок

Слайд 8

Интересные факты Один раз на прогулке Иван Андреевич встретил молодёжь, и один из этой компании решил подшутить над телосложением писателя (он его, скорее всего не знал) и сказал: «Смотрите! Какая туча идёт!», а Крылов посмотрел на небо и добавил саркастично: «Да, и вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению по теме: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей", 2 класс УМК "Школа России",с применением ЭОР.

Урок разработан с применением ЭОР. Приложение включает в себя: план-конспект урока по теме И.А.Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей", 2 класс по УМК "Школа России", перечень используемых ЭОР, гиперссылки...

Конспект-урока по литературному чтению на тему И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс.Анализ басни И.А.Крылов " Трудолюбивый медведь"

Анализ басни И.А Крылов " Трудолюбивый Медведь" на уроке литературного чтения в 4 классе....

конспект урока по литературному чтению 3 класс "И. Крылов. "Квартет"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: И.Крылов «Квартет». Иллюстрация В.Серова.Цели деятельности учителя: знакомство с басней И.А.Крылова «Квартет»; форми...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «И.Крылов «Ворона и лисица»» (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений о содержании басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».Планируемые результатыПредметные:-знать  структуру...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое басня Уметь находить признаки басн...