Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме С.Я. Маршак « Кот и лодыри» "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сафаргалина Алина Ильшатовна

Цель: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С.Я. Маршака»

Задачи:

Образовательные: Познакомить обучающихся со стихотворением С. Я. Маршака «Кот и лодыри».; учить находить главную мысль текста, обеспечить первичное восприятие текста, формировать умение отвечать на вопросы, учить находить ответы на вопросы в тексте.

Развивающие: Развивать красивую и связную речь; формировать интерес к предмету; развивать умение делать выводы; развивать познавательный интерес; развивать навык выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать читательский кругозор.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать уважительное отношение к русским поэтам и их произведениям, воспитывать любовь к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kot_i_lodyri.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С.Я. Маршак « Кот и лодыри»

Тип урока: актуализация новых знаний

Цель: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С.Я. Маршака»

Задачи:

Образовательные: Познакомить обучающихся со стихотворением С. Я. Маршака «Кот и лодыри».; учить находить главную мысль текста, обеспечить первичное восприятие текста, формировать умение отвечать на вопросы, учить находить ответы на вопросы в тексте.

Развивающие: Развивать красивую и связную речь; формировать интерес к предмету; развивать умение делать выводы; развивать познавательный интерес; развивать навык выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать читательский кругозор.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать уважительное отношение к русским поэтам и их произведениям, воспитывать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух,  читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

Метапредметные:

Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:  осуществляют поиск информации в тексте; владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию.

Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания

личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Оборудование: учебник литературное чтение «Школа России» авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Голованова, Л.А. Виноградская, М.Б. Бойкина, презентация, проектор.

Ход урока:

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Ф -фронтальная

И-индивидуальная

П – парная

Г - групповая

Дидактические средства интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля, Самоконтроля

Организационный

Момент (2мин)

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Словесная

Беседа

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Алина Ильшатовна.

Долгожданный наш звонок,

Начинается урок,

Друг на друга

поглядели

И тихонечко все сели.

- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Здороваются с учителем.

Слушают учителя

Ф

И

презентация

Контроль

Актуализация знаний

(5мин)

-организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний

Речевая

Разминка

- Итак, начнем мы наш урок с развития и активизации наших органов речи. На слайде вы видите скороговорку. Послушайте:

Мышка кошке 
Сшила сапожки. 
Кошка мышке
Сшила штанишки.

Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

- Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!

- Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос.

- Очень хорошо! 

Делают речевую разминку.

Слушают скороговорку.

Читают скороговорку с интонацией.

Ф

Ф

И

И

презентация

контроль

Проверка домашнего задания

Постановка цели урока

(5 -7 мин)

организовать постановку цели урока;

Словесная

беседа

- Ребята, о ком говорится в скороговорке?

- Да! Сегодня именно кот будет одним из главных участников нашего урока.

- У кого из вас дома есть кот?
- Как кличут твоего кота?
- Как он выглядит и что любит делать?
- А наш кот не такой красивый, он ободранный, но он хочет учиться, хочет стать умным, грамотным.

- и о нем

Но есть и другие участники.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

- Сегодня мы с вами познакомимся творчеством С.Я. Маршака и произведением « Кот и Лодыри»

 Какие главные цели  мы поставим на урок?

- Автора этого произведения вы еще не знаете, поэтому я сегодня вам о нем расскажу. 

Слово об авторе

Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964),

поэт, переводчик.

Родился 22 октября в Воронеже в семье талантливого    изобретателя, мастера-мыловара. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем.

В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта.

В 15 лет он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке. Печататься начал в 20 лет. Позже для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию. Два года он слушал лекции на факультете искусства Лондонского университета. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских произведений, впоследствии прославившими его. Затем в русских журналах были опубликованы первые переводы Маршака из английской поэзии.

В 1914 вернулся на родину, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы войны Маршак занимался помощью детям беженцев.

В 33 года он жил в Краснодаре, организовал здесь один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки. Здесь началось  творчество детского писателя.

А еще через три года вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких: "Дом, который построил Джек", "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке".

Большую известность принесли Маршаку и его пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др.

Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

В 77 лет, 1964 года, писатель ушел из жизни.

- Вот такая интересная жизнь была у С. Я. Маршака.

( О кошке и мышке)

Ответы учащихся.

Слушают учителя

Слушают учителя

( 1)узнать о жизни и творчестве автора;

2)познакомиться с произведением «Кот и лодыри»).

Слушают об авторе

Слушают учителя

Слушают учителя

Слушают учителя

Ф

И

И

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

презентация

контроль

Открытие нового знания

( 10 -15 мин)

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Словесная

беседа

- А давайте перейдем к нашему стихотворению. Откройте стр. 26.

- Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким названием?

-Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.

- Будут ли кот и лодыри приятелями, друзьями? Что у них может случиться?

Интересно вам стало узнать, о чем оно?

- Давайте же тогда начнем знакомство с произведением. Сейчас я включу запись, ваша задача внимательно слушать и следить

- Итак, вот мы и послушали. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.

Словарная работа

(Лодыри – бездельники, лентяи.

Грифель – пишущий стержень внутри карандаша).

- Понравилось вам стихотворение?

- Какое настроение оно вызывает?

- О чем рассказывается в стихотворении?

- Кто главные герои?

Как должны звучать слова кота? А как должны звучать слова лодырей? Давайте прочитаем этот эпизод выразительно по ролям. Нам нужно 3 человека (1 - автор; 2 - кот; 3 - лодыри).

- Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции героев?

- Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией?

- Да! Какие отметки поставим ребятам?

 Открывают учебники.

Рассматривают иллюстрацию .

Ответы учащихся

Слушают аудиозапись

Лодыри, грифель

Ответы учащихся.

Стих о коте который хочет учиться и бездельников

Читают по ролям.

Ответы учащихся

Ф

Ф

И

И

Ф

И

И

Ф

Ф

Ф

Ф

презентация

Контроль

Физкультминутка

( 3 мин)

Вы наверное уже устали, давайте встанем и немного отдохнем.

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

Делают физкультминутку

Первичное повторение

(5 -7 мин)

-организовать усвоение учениками нового

Словесные

наглядные

 Хорошо! И я приготовила для вас задание. Работать будем в группах: ваша задача: составить пословицу объяснить, как вы ее понимаете и соотнести смысл пословицы с содержанием стихотворения. На работу вам 2 минуты.

(Задания:

  1. Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  2. Делу время, а потехе час.
  3. Учись смолоду – пригодится в старости.
  4. Мудрым никто не родился, а научился.
  5. Лентяй не дела ицет, а от дела рыщет.
  6. У лодыря что ни день, то лень).

- Итак, время закончилось. Начинаем проверять. Кто у вас будет отвечать?

- Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили?

- Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест.

1.  Имя и отчество поэта:

  • Лев Николаевич;
  • Самуил Яковлевич;
  • Корней Иванович.

2. Где родился Маршак?

  • Воронеж;
  • Острогожск;
  • Петербург.

3.  Выберите название произведения Маршака.

  • "Путаница";
  • "Федорино горе";
  • "Кот и лодыри".

4. Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри":

  • неряха;
  • плакса;
  • лентяй.

5. Куда попали лодыри вместо урока?

  • каток;
  • кино;
  • музей;

6. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

  • два года;
  • год;
  • пять лет.

Работают в группах

Отвечают

Выполняют тест

Ф

презентация

Контроль

Наблюдена учителя

Рефлексия

( 5 мин)

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Словесная беседа

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
- Кто автор стихотворения? 
(Показ книг С.Я.Маршака)
- В этом стихотворении автор на чьей стороне: кота или лодырей?
- Каких людей он высмеивает?

- Какой же урок можно вынести из стихотворения Маршака?

- А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?

- Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни? Каким должен быть человек?

- Урок подошел к концу. Какие мы ставили цели? Смогли мы их достичь?  

- Посмотрите, у вас на партах лежат смайлики. Поднимите веселый смайлик, если вам на уроке было комфортно, вы смогли справиться с заданиями без особых трудностей. Я очень рада, что вас так много! Могу только поздравить и пожелать успехов в дальнейшей работе!

- Ребята, которым было трудно работать, в следующий раз постарайтесь и у вас обязательно все получится!

- Что ж, наш урок подошел к концу и пора прощаться. Благодарю вас за урок, мне было очень приятно с вами работать. До свидания!

«кот и лодыри»

С.Я. Маршак

Ответы учащихся

(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)

(Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…)

Ф

И

Ф

презентация

Контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по технологии 4 класс по теме "Полезные ископаемые" Изделие "Малахитовая шкатулка" УМК "Школа России" (в соответствии с ФГОС)

На уроке учащиеся знакомятся с поделочными камнями, которые используются для создания декоративных изделий.Учащиеся проводят исследовательскую работу с предложенными учителем камнями и заполняют табли...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: создание условия для формирования читательской компетенции в процессе изучения рассказа Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – н...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "ПНШ". Тема: "Овсей Дриз «Синий дом"" (2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе работы со стихотворением Овсея Дриза «Синий дом» и ознакомление с картиной Марка Шагала «Синий дом». Задачи урок...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора А. В. Жигулина, содержанием стихотворен...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "В.А.Астафьев "Стрижонок Скрип"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. Продолжить работу над произведением В. А. Астафьева «Стрижонок Скрип».2. ...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....