Упражнения по формированию умения ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы
план-конспект урока по чтению
Фрагменты уроков в начальной школе в которых представлена система упражнений по формированию умения ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагменты уроков в которых представлена система упражнений по формированию умения ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы
Малые фольклорные жанры
Игра «Литературное лото». Определить жанр
Игровое поле
Пестушки, потешки | Заклички | Загадки | Считалки |
Игровые припевки | Детский фольклор | Скороговорки | |
Дразнилки | Колыбельные песни | Прибаутки | Небылицы |
Карточки с текстами
Киса, кисонька, коток, Киса – серенький хвосток,
Приди, киса, ночевать. Приди Васеньку качать. (Колыбельная песня.)
Потягунишки, порастунюшки! Роток говорунюшки,
Руки хватунюшки, Ноги ходунюшки. (Пестушки.)
Из-за леса, из-за гор, едет бабушка Егор.
Скрюченные ножки, в поясе сапожки,
А на этих ножках скрюченная кошка,
На бабкиных ручках тапочки и брючки,
А на скрюченной лошадке две ободранные шапки. (Небылицы.)
Солнышко, солнышко, Выглянь в окошечко -
Дам тебе веретешечко, Насыплю горошечка. (Закличка)
У медведя на бору Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл На печи застыл! (Игровая припевка.)
Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать, Мышек по углам искать (Считалка.)
Кукушка кукушонку Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон – Как в капюшоне он смешон! (Скороговорка.)
Ленка – пенка, Голая коленка.
Пошла через мостик Потеряла хвостик. (Дразнилка.)
Зайчик волка испугался, удирает от него.
Он бежит скорее к маме, ближе к дому своему.
Он бежал и спотыкался, думал, хвостик оторвут. (Прибаутка.)
Работа с пословицами. Игра «Закончи пословицу»
Каждая команда получит карточки с пословицами. Вы должны будете вспомнить пословицу и закончить её.
- Без труда не вытащишь … и рыбку из пруда
- Поспешишь-… людей насмешишь
- Волков боятся - …. в лес не ходить
- Как аукнется, так…. Откликнется
- Мороз не велик, а … стоять не велит
- Старый друг лучше… новых двух
- Век живи-… век учись
- Волки сыты и … овцы целы
- Глаза боятся, а … руки делают
- Гора с горой не сходятся, а … человек с человеком сойдется
- По одёжке встречают, … а по уму провожают
- Дальше в лес-… больше дров
Игра «Собери пословицу»
Каждая команда получает карточки. На карточках написаны слова, из которых вы должны собрать пословицу.
- Здоровье, деньги, купить. (Здоровье на деньги не купишь)
- Лезть, за, слово, карман. (За словом в карман не полезет)
- Пословица, глаз, добрая, бровь, прямо (Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз)
- Дрожит, осина, лист. (Дрожит как осиновый лист)
- Голова, ноги, покой, дурная, не дает (Дурная голова ногам покоя не дает)
- Жить, кошка, собака (Живут, как кошка с собакой)
- Дело, бояться, мастер (Дело мастера боится)
- Сани, зима, лето, телега (Готовь сани летом, а телегу зимой)
- Чьё, знает, мясо, кошка, съесть (Знает кошка, чье мясо съела)
Разыграть «Шутки –прибаутки»
Каждая команда получает карточку.
- –Тит! А Тит!
- Чево?
-Иди молотить.
-Брюхо болит…
-Хошь кашу есть?
-А где моя большая ложка?
- -Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг…
-Зачинить можно?
-Да иглы нет…
-А велика дыра?
-Один ворот остался…
- –Что везёшь?
-Сено
-Какое же это сено, если это дрова?
-А коли видишь, так что спрашиваешь?
- -Собака, что лаешь?
-Волков пугаю!
-Собака, что хвост поджала?
-Волков боюсь!
Скороговорки Игра «Глухой телефон»
Ведущий говорит скороговорку шепотом первому игроку каждой команды. Второй-третьему и т.д. Если последний игрок правильно произносит начальный вариант, команда получает жетон.
- На дворе трава, на траве дрова.
- Белые бараны били в барабаны.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Проворонила ворона воронёнка.
Игры, считалки.
Любимый жанр устного народного творчества у детей-игры. Поиграем в народную игру «Гуси-Лебеди». Вы должны выбрать волка, хозяина. Перед игрой каждая команда должна вспомнить считалку.
- Аты-баты, шли солдаты,
2. Раз, два, три, Четыре, пять, Будем в прятки Мы играть.
Небо, звезды, Луг, цветы —Ты пойди-ка Поводи!
3. Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон!
4.Тратарушки, тра-ра-ра, Игре очередь пришла,
В круг вставай, не сиди, Опоздаешь-ты води.
Игра
Хозяин говорит гусям:
— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.
Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».
Далее происходит диалог хозяина и гусей:
Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!
( А вы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жанры детской художественной литературы. Басня. И.А.Крылов "Ворона и лисица"
Цель: обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие критичности мышления учащихся, умения делать выводы; развитие творческого вообра...
«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словами»
«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словам...
«Система упражнений по формированию умений писать».
Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом. Причины для возникновения этих трудностей различные: и чисто педагогические, и медицинские, и физиолог...
Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
Предметная программа и её автор Л.А.Ефросинина, Начальная школа XXI века...
Технологическая карта урока по теме: "Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения"
Урок обобщения знаний о легендах, героических песнях, формирование представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожар...
Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)
Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...
Исследовательская работа на тему " Формирование читательских умений учащихся начальных классов через изучение произведений разных жанров "
Помошник нля исполбзования в работе...