Тема: «Город, который построил Маршак»
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Круковская Вера Михайловна

Цель: развивать память, внимание учащихся умение работать с поэтиче­ским текстом; познакомить учащихся с творчеством С. Маршака; расши­рять кругозор учащихся; прививать любовь к литературе.

    Оборудование: презентация С. Маршак; выставка книг поэта; стальное перо и чернильница, старый потрёпанный портфель, в нём бумаги.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_kotoryy_postroil_marshak.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

       средняя общеобразовательная школа №141

          Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Клубный час по теме:

Викторина «Город, который построил Маршак»

Литературное путешествии

2 класс

Круковская В.М

Воспитатель группы

 продленного дня

2022-2023 учебный год

Тема: «Город, который построил Маршак»

Литературное путешествии

    Цель: развивать память, внимание учащихся умение работать с поэтическим текстом; познакомить учащихся с творчеством С. Маршака; расширять кругозор учащихся; прививать любовь к литературе.

    Оборудование: презентация С. Маршак; выставка книг поэта; стальное перо и чернильница, старый потрёпанный портфель, в нём бумаги.  

Ход урока:

1.Организационнный момент.

2. Целевая установка.

  -  Вряд ли найдётся ребёнок в нашей стране, который ещё до школы не знал бы, не слышал бы стихов Маршака. Они изданы у нас миллионными тиражами, переведены на многие языки мира, нашли многочисленное и театральное воплощение.

    -«Вот какой рассеянный», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке»…Кто автор этих произведений?

   -Можете ли вы продолжить список, начатый мною?

   -Можете ли вы процитировать строки из произведений С. Маршака?

   -Какие общие черты произведений С. Я. Маршака вы можете назвать?

   -А можете ли вы, ребята, рассказать что-нибудь об этом человеке?

3.Знакомство с биографией поэта.

   С. Я Маршак родился  3 ноября (22 октября - по ст. стилю)  1887 года в городе Воронеже, в семье мастера – химика. Семья была большая и дружная.

Всё мне детство дарило,

                                                               Чем богат этот свет:

                                                               Ласку матери милой

                                                               И отцовский совет…

   Отец его, мастер-химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро.

   

   Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель прожил в уездном городке Острогожске Воронежской губернии, здесь его отец служил техником на мыловаренном заводе.

   Книга в семье Маршаков была любимым другом, и стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. « Я любил в детстве смешное и героическое,- вспоминал Маршак.- Лирику я почувствовал позже-в юности. Сочинять стихи начал лет с четырёх. К одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация».

   С огромной благодарностью С. Я. Маршак вспоминал своего гимназического учителя, преподавателя латыни В. И. Теплых: он учил будущего

писателя любить классическую литературу, поощрял его первые поэтические опыты.

   В 1902 году в жизни Маршак произошло важное событие, переменившее его жизнь. Одна из первых поэтических тетрадей Маршака попала в руки В.В.Стасова - известного русского искусствоведа и критика,  он принял горячее участие в судьбе юноши.

   Благодаря хлопотам Стасова Маршака перевели в одну из лучших столичных гимназий.  Маршак переезжает в Петербург, благодаря Стасову же бывает в домах, где собирается цвет тогдашней интеллигенции, знакомится со многими очень известными людьми: И.Е.Репиным, М.Горьким, Ф.И.Шаляпиным, А.К.Глазуновым. В 1904 году печатаются в журнале его первые стихи. Знакомство с М. Горьким также сыграло свою роль в судьбе Маршака. Алексей Максимович был настоящим властителем дум тогдашней молодёжи. Да и для самого Маршака не было среди писателей имени значительнее:

Мы, юноши глухого городка,

      Давно запоем Горького читали,

                  Искали в каждом вышедшем журнале,

   И нас пьянила каждая строка.

   Детским писателем  Маршак стал в начале 20-х г.г., когда начал писать стихи, сказочные пьесы и спектакли для организованного им в Краснодаре театре. Ещё раньше он стал заниматься переводческой деятельностью.

   Среди драматических произведений С. Я. Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом.

    Маршак умер 4 июля 1964 года в Москве. До последнего дня он работал.

   Одним из последних стихотворений  С.Я. Маршак было это:

                                   Исчезнет мир в тот самый час,

                                   Когда исчезну я,

                                   Как он угас для ваших глаз,

                                   Ушедшие друзья.

                                   Не станет солнца и луны,

                                   Поблекнут все цветы.

                                   Не будет даже тишины,

                                   Не станет даже темноты…

                                   Нет, будет мир существовать,

                                   И пусть меняв нём нет,

                                   Но я успел весь мир обнять,

                                   Все миллионы лет.

                                   Я думал, чувствовал, я жил

                                   И все, что мог, постиг,

                                   И в этом право заслужил

                                   На свой бессмертный миг.

   Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок, литературных статей. К.И. Чуковский, приветствуя Маршака на одном из .юбилеев, сказал, что в его лице приветствует сразу пять Маршаков: детского поэта, драматурга, лирического поэта, переводчика и сатирика.

Викторина «Продолжи строчку»

  • «Не хотел котенок мыться – опрокинул он…(корытце),
  • «У Ваньки, у Встаньки – несчастные… (няньки),
  • «Мой веселый, звонкий… (мяч),
  • «Выдали даме на станции четыре зеленых…(квитанции)
  • «Вместо шапки на ходу он надел…(сковороду)

Чайнворд по произведениям писателя:

   Серый еж был очень тих

   И ежиха тоже.

   И ребенок был у них

   Очень тихий…(ежик).

   Собирались лодыри на урок,

   А попали лодыри на   (каток)

   К богатой кошке гость пришел,

   Известный в городе…(козел)

   Плывет, плывет кораблик

   На запад, на восток.

   Канаты – паутинки,

   А парус - …(лепесток)

   Против дома у ворот

   Жил в сторожке старый…(кот)

   Только пони и верблюд

   Принимаются за …(труд)

   Дама сдала в багаж

   …(диван)

   -Учитель задал мне вопрос:

   Где расположен Канин…?(нос)

   После пищи нужен сон,

   Прислонившись, дремлет…(слон)

   На дворе и дождь, и снег,

   Ты пусти нас на…(ночлег)

   А в бассейне что-то мокло,

   Это был…(гиппопотам)

   Ведет кораблик утка,

   Испытанный…(моряк)

«Доска объявлений»

  • «Требуется няня к капризному мышонку»

                                        (Мышка – мать. «Сказка о глупом мышонке»)

  • «Разыскивается парень двадцати лет. Ходит в футболке и кепке, на груди знак ГТО».

                                        (Пожарные и милиция. «Рассказ о неизвестном герое»)

  • «Пропала дочка. Приметы: усы и серые щечки»

                                    (Девочка. «Усатый-полосатый)

  • «Живу на улице Рассеянной. Ой, нет! Бессейной!»

                                             (Человек рассеянный. «Вот какой рассеянный»)

  • «Пропала собака. Порода пудель»

                                             (Старушка. «Пудель»)

Итог урока:

- Что вы можете рассказать о творчестве С.Я. Маршака?

- Каким человеком, по-вашему, был С.Я. Маршак? Почему вы так  решили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока изобразительного искусства по теме "Домики, которые построила природа".

Презентация к уроку  ИЗО. 1 класс. Программа Л. А. Неменской.Цель: учить наблюдать природныеявления с точки зрения Мастера Постройки; развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик...

Тема: «Дом, который построим МЫ» 1 сентября в 4 «В» классе.

Материал поможет учителю провести первый урок в сентябре. на котором  у учащихся появится  интерес к народам разных стран, их традициям, культуре; также будут развиваться воображение, творче...

«Город, который построил Маршак»

Викторина по творчеству С.Я.Маршака...

Презентация к уроку "Изобразительное искусство" 1 класс. Тема: "Домики, которые построила природа"

Данная презентация используется на уроках по изобразительному искусству в 1 классе по УМК "Школа России"....

Урок изо по программе Школа России Тема. Домик, который построила природа

Задачи:- Образовательные: обучение навыкам лепки из пластилина.- Развивающие: развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, наблюдательность, умение видеть домики в любом предмете.- Воспитыва...

Тема: Домики, которые построила природа.

Класс: 1.Тема: Домики, которые построила природа.Цель: Учить детей наблюдать за природными явлениями с точки зрения Мастера Постройки.Планируемые результаты:Предметные:- изготавливать наблюдаемые прир...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 1 класс, тема: "Домики, которые построила природа"

Цель урока: формирование у обучающихся умения наблюдать за природными объектами с точки зрения художника, представление домиков, которые построила природа.Задачи урока:Дидактические: Учить н...