Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу А.И. Куприна «Слон»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
В данном ресурсе представлен второй урок в изучении произведения А.И . Куприна "Слон". Представленные учителем задания позволяют глубоко проанализировать отношения героев, а не только сюжетную линию, вспомнить сложную биографию писателя, провести аналогии с героями и подвести к мысли, что любовь ближнего способна вылечить. Можно организовать парную и индивидуальную работу. В конспекте есть раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sila_lyubvi.docx | 137.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу А.И. Куприна «Слон»
Тема: СИЛА ЛЮБВИ
Цель: научить видеть за интересным сюжетом сложные взаимоотношения героев
- ОГ. Мотивация к деятельности
Приветствую Вас на уроке литературного чтения и предлагаю продолжить работу по анализу прозаического произведения. С хорошим настроением принимаемся за работу.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ. Прослушайте произведение Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» (АУДИО)
- Какого животного Вы себе представили? Почему?
- Как слон связан с нашим уроком литературного чтения?
- О чём этот рассказ? (передайте МЯЧ)
Назовём наш урок «СИЛА ЛЮБВИ»
Мы уже прочитали рассказ, а чем ещё будем заниматься на уроке? Попробуйте ответить на 3 вопроса памятки:
- Что я буду делать?
- Как я этого добьюсь?
- Что получу в итоге? (МЯЧ) ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Попробуем для РЕЧЕВОЙ РАЗМИНКИ сочинить четверостишие
Помогает Наде ………….., СЛОН (щелчок одной, рукой и хлопок)
От болезней лечит………..ОН (щелчок одной, рукой и хлопок)
Папа всё для Нади ……………,СДЕЛАЛ (щелчок одной, рукой и хлопок)
Только солнца не…………….ДОСТАЛ (щелчок одной, рукой и хлопок)
- РАБОТА НА УРОКЕ
- ПРЕДЛАГАЮ Вам приём работы с текстом «МАТРЁШКА»
Характеры героев похожи- портреты разные.
Чей первый портрет мы видим? Кто это? Что про него знаете? А.И. Куприн
- ПРИЁМ «Ученик, смотри под стол, говори, что там нашёл?» (под партой записки с характеристиками автора и этапами жизни, которые дети находят и формулируют полные фразы). Называя характеристики, дети выходят и приклеивают их на портрет Куприна А.И.
МУСКУЛИСТЫЙ СИЛАЧ С ЗОРКИМИ ГЛАЗАМИ | ЖИЛ В ДВИЖЕНИИ |
ЭНЕРГИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК | ВСЁ ВРЕМЯ ИСКАЛ ЧТО-ТО |
С 6 ЛЕТ ВОСПИТЫВАЛСЯ В СИРОТСКОМ УЧИЛИЩЕ | ПОДНЯЛСЯ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ |
ЛЮБИЛ ЦИРК, ЖИВОТНЫХ | В 43 ГОДА НАЧАЛ УЧИТЬСЯ ПЛАВАТЬ |
БЫЛО 2 ДОЧЕРИ | СПУСТИЛСЯ НА МОРСКОЕ ДНО В ВОДОЛАЗНОМ КОСТЮМЕ |
ЖИЛ С МАТЕРЬЮ ВО ВДОВЬЕМ ДОМЕ | УЧИЛСЯ В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ |
РАССКАЗЫ «СЛОН», «СКВОРЦЫ», «БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ» | В 1920 ГОДУ УЕЗЖАЕТ ВО ФРАНЦИЮ |
ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОССИЮ | ОТКРЫВАЕТ У СЕБЯ ДОМА ГОСПИТАЛЬ |
РОДИЛСЯ В СЕМЬЕ НЕБОГАТОГО ЧИНОВНИКА | ОТЕЦ УМЕР, КОГДА САШЕ БЫЛ 1 ГОД |
Сделайте вывод о работе на этом этапе. Каким человеком был автор?
- Кто мог бы спрятаться под портретом писателя? Почему? (немец, хозяин зверинца). Кто следующий в этой матрёшке? Почему? (отец Нади). Чем похожи эти герои?
- Назовите главного героя рассказа. Обозначьте его проблемы. (Это девочка Надя. Она больна равнодушием. Родителям надо не давать скучать дочке). В задании «ПОРТРЕТ ГЕРОЯ» заполните ключевые слова про нашу героиню. Используйте начало рассказа. (..ничего не хочет.., …девочка нездорова…, …больна равнодушием…, ..мне скучно…, …невесёлые глаза… ,…ничего не болит…,… худеет и слабеет.., … тихая, печальная…, ….видится серое, скучное…). ПРОВЕРЬТЕ карточки друг у друга. Оцените. НАКЛЕЙКИ
-Какой увидели главную героиню в начале рассказа? Какая была у неё проблема?
- В следующем задании «РЕЦЕПТ» попробуйте побыть доктором, диагностируйте болезнь и назначьте лечение Наде. (скука, равнодушие/ не давать скучать, выполнять все желания). Какую полезную информацию Вы увидели на рецепте? (год создания рассказа 1907, главный доктор Михаил Петрович). ПРОВЕРЬТЕ рецепты друг у друга. Оцените. НАКЛЕЙКИ
- Что помогло Наде поправиться? (общение со слоном, дружба, исполнение желания)
Давайте посмотрим подготовленную учениками СЦЕНКУ «ДЕВОЧКА И СЛОН»
- Здравствуйте, Томми, как вы спали эту ночь? (пожатие слона/мальчик в маске)
- А вы, Томми, уже пили чай?
- Посмотрите. Томми, вот эта нарядная кукла- это Соня. Она немного капризна. А это Наташа- Сонина дочь. Она знает все буквы. А это моя первая кукла, Матрёшка. У неё нет носа, голова приклеена, нет волос. Она раньше была Сониной матерью, а теперь работает кухаркой.
- Какие последние слова в этой сцене сказала Надя? (Нельзя же выгонять старушку). Сделайте вывод про характер девочки.
- Предлагаю Вам ещё одно интересное задание по тексту рассказа «ВЕСЫ».
Какая чаша весов перевесила? Что этому помогло? Какие были трудности в преодолении мечты? ЗАПОЛНИТЕ желание и трудности на весах (любовь родителей, понимание немца, забота/ уговорить немца, заплатить ему убытки, вести ночью слона, получить разрешение полиции, подъём на 2-ой этаж дома, вынести мебель из комнаты). ПРОВЕРЬТЕ заполнение карточки друг у друга. Оцените. НАКЛЕЙКИ
- РЕФЛЕКСИЯ. Что мы планировали? Всё ли у нас получилось? Доволен ли ты своей работой на уроке? Какое задание понравилось? Мне помогали….быстро делали задания….находили ответы на вопросы в учебнике….Всем спасибо! НАКЛЕЙКИ
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Придумайте сами Д.З. – ваши варианты? Выбор одного из вариантов. А теперь давай напишем пожелания Наде на листочках и положим в коробочку для нее, а завтра проверим эти пожелания. (возможное задание: вопросы «Ромашки Блума»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн
Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание уч...
Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.
Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок литературного чтения «Что дороже всего?» Рассказ А.И. Куприна «Слон» .
Урок литературного чтения в 3 классе по программе " Школа России" Тема урока : «Что дороже всего?» Рассказ А. И. Куприна «Слон» (2 урок). Урок –исследование. Тип урока: урок изучения и первичного з...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Методическая разработка урока литературного чтения 1 класс по рассказу В.Осеевой "Плохо".
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу В.Осеевой "Плохо".Главными целями на данном уроке является создание условий для полноценного восприятия рассказа В.Осеевой.Также ос...
Презентация к уроку Литературного чтения 3 класс "Слон" Куприн
Данная презентация разработана к уроку литературного чтения по теме: А.Куприн "Слон". Итоговый урок....
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа России" А.Куприн «Слон»
В уроке представлен материал на развитие чувственной сферы личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции и представлений младших школьников;приобщение детей к восприятию решения не...