Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу А.И. Куприна «Слон»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Коробейникова Светлана Васильевна

В данном ресурсе представлен второй урок в изучении произведения А.И . Куприна "Слон". Представленные учителем задания позволяют глубоко проанализировать отношения героев, а не только сюжетную линию, вспомнить сложную биографию писателя, провести аналогии с героями и подвести к мысли, что любовь ближнего способна вылечить. Можно организовать парную и индивидуальную работу.  В конспекте есть раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_lyubvi.docx137.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе по рассказу А.И. Куприна «Слон»

Тема: СИЛА ЛЮБВИ

Цель: научить видеть за интересным сюжетом сложные взаимоотношения героев

  1. ОГ. Мотивация к деятельности

Приветствую Вас на уроке литературного чтения и предлагаю продолжить работу по анализу прозаического произведения. С хорошим настроением принимаемся за работу.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ. Прослушайте произведение Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» (АУДИО)

- Какого животного Вы себе представили? Почему?

- Как слон связан с нашим уроком литературного чтения?

- О чём этот рассказ? (передайте МЯЧ)

Назовём наш урок «СИЛА ЛЮБВИ»

Мы уже прочитали рассказ, а чем ещё будем заниматься на уроке? Попробуйте ответить на 3 вопроса памятки:

  1. Что я буду делать?
  2. Как я этого добьюсь?
  3. Что получу в итоге? (МЯЧ) ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Попробуем для РЕЧЕВОЙ РАЗМИНКИ сочинить четверостишие

Помогает Наде ………….., СЛОН (щелчок одной, рукой и хлопок)

От болезней лечит………..ОН (щелчок одной, рукой и хлопок)

Папа всё для Нади ……………,СДЕЛАЛ (щелчок одной, рукой и хлопок)

Только солнца не…………….ДОСТАЛ (щелчок одной, рукой и хлопок)

  1. РАБОТА НА УРОКЕ
  1. ПРЕДЛАГАЮ Вам приём работы с текстом «МАТРЁШКА»

Характеры героев похожи- портреты разные.

Чей первый портрет мы видим? Кто это? Что про него знаете? А.И. Куприн

  1. ПРИЁМ «Ученик, смотри под стол, говори, что там нашёл?» (под партой записки с характеристиками автора и этапами жизни, которые дети находят и формулируют полные фразы). Называя характеристики, дети выходят и приклеивают их на портрет Куприна А.И.

МУСКУЛИСТЫЙ СИЛАЧ С ЗОРКИМИ ГЛАЗАМИ

ЖИЛ В ДВИЖЕНИИ

ЭНЕРГИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

ВСЁ ВРЕМЯ ИСКАЛ ЧТО-ТО

С 6 ЛЕТ ВОСПИТЫВАЛСЯ В СИРОТСКОМ УЧИЛИЩЕ

ПОДНЯЛСЯ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ

ЛЮБИЛ ЦИРК, ЖИВОТНЫХ

В  43 ГОДА НАЧАЛ УЧИТЬСЯ ПЛАВАТЬ

БЫЛО 2 ДОЧЕРИ

СПУСТИЛСЯ НА МОРСКОЕ ДНО В ВОДОЛАЗНОМ КОСТЮМЕ

ЖИЛ С МАТЕРЬЮ ВО ВДОВЬЕМ ДОМЕ

УЧИЛСЯ В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ

РАССКАЗЫ «СЛОН», «СКВОРЦЫ», «БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ»

В 1920 ГОДУ УЕЗЖАЕТ ВО ФРАНЦИЮ

ВОЗВРАЩАЕТСЯ В РОССИЮ

ОТКРЫВАЕТ У СЕБЯ ДОМА ГОСПИТАЛЬ

РОДИЛСЯ В СЕМЬЕ НЕБОГАТОГО ЧИНОВНИКА

ОТЕЦ УМЕР, КОГДА САШЕ БЫЛ 1 ГОД

Сделайте вывод о работе на этом этапе. Каким человеком был автор?

- Кто мог бы спрятаться под портретом писателя? Почему? (немец, хозяин зверинца). Кто следующий в этой матрёшке? Почему? (отец Нади). Чем похожи эти герои?

  1. Назовите главного героя рассказа. Обозначьте его проблемы. (Это девочка Надя. Она больна равнодушием. Родителям надо не давать скучать дочке). В задании «ПОРТРЕТ ГЕРОЯ» заполните ключевые слова про нашу героиню. Используйте начало рассказа. (..ничего не хочет.., …девочка нездорова…, …больна равнодушием…, ..мне  скучно…, …невесёлые глаза… ,…ничего не болит…,… худеет и слабеет.., … тихая, печальная…, ….видится серое, скучное…). ПРОВЕРЬТЕ карточки друг у друга. Оцените. НАКЛЕЙКИ

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\mZNWFGd5wZo.jpg           3ZSQuopVp_s

-Какой увидели главную героиню в начале рассказа? Какая была у неё проблема?

  1. В следующем задании «РЕЦЕПТ» попробуйте побыть доктором, диагностируйте болезнь и назначьте лечение Наде. (скука, равнодушие/ не давать скучать, выполнять все желания). Какую полезную информацию Вы увидели на рецепте? (год создания рассказа 1907, главный доктор Михаил Петрович). ПРОВЕРЬТЕ рецепты друг у друга. Оцените. НАКЛЕЙКИ
  2. Что помогло Наде поправиться? (общение со слоном, дружба, исполнение желания)

Давайте посмотрим подготовленную учениками СЦЕНКУ «ДЕВОЧКА И СЛОН»

- Здравствуйте, Томми, как вы спали эту ночь? (пожатие слона/мальчик в маске)

- А вы, Томми, уже пили чай?

- Посмотрите. Томми, вот эта нарядная кукла- это  Соня. Она немного капризна. А это Наташа- Сонина дочь. Она знает все буквы. А это моя первая кукла, Матрёшка. У неё нет носа, голова приклеена, нет волос. Она раньше была Сониной матерью, а теперь работает кухаркой.

- Какие последние слова в этой сцене сказала Надя? (Нельзя же выгонять старушку). Сделайте вывод про характер девочки.

  1. Предлагаю Вам ещё одно интересное задание по тексту рассказа «ВЕСЫ».

Какая чаша весов перевесила? Что этому помогло? Какие были трудности в преодолении мечты? ЗАПОЛНИТЕ желание и трудности на весах (любовь родителей, понимание немца, забота/ уговорить немца, заплатить ему убытки, вести ночью слона, получить разрешение полиции, подъём на 2-ой этаж дома, вынести мебель из комнаты). ПРОВЕРЬТЕ заполнение карточки друг у друга. Оцените. НАКЛЕЙКИ

  1. РЕФЛЕКСИЯ. Что мы планировали? Всё ли у нас получилось? Доволен ли ты своей работой на уроке? Какое задание понравилось? Мне помогали….быстро делали задания….находили ответы на вопросы в учебнике….Всем спасибо! НАКЛЕЙКИ
  2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Придумайте сами Д.З. – ваши варианты? Выбор одного из вариантов. А теперь давай напишем пожелания Наде на листочках и положим в коробочку для нее, а завтра проверим эти пожелания. (возможное задание:  вопросы «Ромашки Блума»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок литературного чтения «Что дороже всего?» Рассказ А.И. Куприна «Слон» .

Урок литературного чтения в 3 классе по программе " Школа России" Тема урока : «Что дороже всего?» Рассказ А. И. Куприна «Слон» (2 урок). Урок –исследование. Тип урока: урок изучения и первичного з...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

Методическая разработка урока литературного чтения 1 класс по рассказу В.Осеевой "Плохо".

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу В.Осеевой "Плохо".Главными целями на данном уроке является создание условий для полноценного восприятия рассказа В.Осеевой.Также ос...

Презентация к уроку Литературного чтения 3 класс "Слон" Куприн

Данная презентация разработана к уроку литературного чтения по теме: А.Куприн "Слон". Итоговый урок....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа России" А.Куприн «Слон»

В уроке представлен материал на развитие чувственной сферы личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции и представлений младших школьников;приобщение детей к восприятию решения не...