Урок литературного чтения «Что дороже всего?» Рассказ А.И. Куприна «Слон» .
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3 классе по программе " Школа России"
Тема урока : «Что дороже всего?» Рассказ А. И. Куприна «Слон» (2 урок).
Урок –исследование.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации учебной деятельности: работа в парах, в группах, фронтальная.
Методы, педтехнологии: технология развития критического мышления (ТРКМ) –с использованием стратегий: «дерево предсказаний, «чтение с остановками», составление синквейна;технология коллективного сотрудничества; проблемно- диалоговое обучение
Будут учится работать с художественным текстом, понимать характеры и поступки героев, раскрывать авторский замысел. На материале рассказа А.И. Куприна «Слон» воспитывается бережное отношение к окружающему миру и пропагандируются семейные ценности.
Работая на уроке с художественным текстом, показать детям, что тема , затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 36.57 КБ |
kuprin_.ppt | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
Урок литературного чтения 3 класс.
Тема урока : «Что дороже всего?» Рассказ А. И. Куприна «Слон» (2 урок).
Урок –исследование.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации учебной деятельности: работа в парах, в группах, фронтальная.
Методы, педтехнологии: технология развития критического мышления (ТРКМ) –с использованием стратегий: «дерево предсказаний, «чтение с остановками», составление синквейна;технология коллективного сотрудничества; проблемно- диалоговое обучение
Будут учится работать с художественным текстом, понимать характеры и поступки героев, раскрывать авторский замысел. На материале рассказа А.И. Куприна «Слон» воспитывается бережное отношение к окружающему миру и пропагандируются семейные ценности.
Работая на уроке с художественным текстом, показать детям, что тема , затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека.
Цель урока: развитие читательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, ценностное отношение к природному миру, развитие этических чувств.
Предметные результаты: воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; находить в тексте материал для характеристики героя.
Ход урока.
I. Организационый момент.Психологический настрой.
- Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Я хочу, ребята, чтобы вы поздоровались с нашими гостями. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь. Поздоровайтесь кивком головы.
«Здравствуйте!» говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.
II. Стадия вызова.
1) Проблемный вопрос.
На доске:
- Что на свете дороже всего? ( Ответы детей).
- Прозвучали разные варианты ответов. К концу урока мы с вами методом исследования найдем ответ на поставленный вопрос.
2) Биография писателя. (Слайд 2)
-Ребята, посмотрите на экран, вы узнали этого человека? (А.И.Куприн)
- Это русский писатель Александр Иванович Куприн, живший на рубеже 19-20 веков, оставивший нам прекрасные и светлые произведения.
- Что вы узнали о жизни этого писателя? (Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 146 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.)
Рассказ о А.Куприне (подготовленный ученик) . (Слайд 3). Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. «Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть». На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.
-Как вы думаете, жизнь писателя повлияла на его творчество? (Ответы детей)
Обращение к выставке.
- Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, «Сапсан», «Мария Ивановна», «Козлиная жизнь», «Барбос и Жулька» и др. Вы видите эти книги на выставке.
- Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?
- Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)
3) Задачи урока.
- С каким произведением А. Куприна мы начали работать? (Ответы детей.)
- Какие задачи мы поставим сегодня перед собой?
Задачи урока.
- продолжить знакомство с произведением А.И. Куприна «Слон»;
- учиться работать с текстом;
- правильно выражать свои мысли, развивать речь;
- слушать и принимать другую точку зрения;
- узнать, что на свете дороже всего.
-Каждое произведение литературы всегда «загадка». А отгадывает её лучше всего тот, кто внимательно читает авторский текст. Вот сегодня на уроке мы будемпытаться находить и разгадывать загадки, которые нам преподнесет рассказ А.И.Куприна «Слон». Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю «СЛОН» сто лет тому назад? На этот вопрос вы ответите в конце урока.Я предлагаю вам сегодня поработать не только читателями, но также и «исследователями».
4) Проверка домашнего задания.
Беседа,выборочное чтение.
-Давайте вспомним, с чего начинается рассказ «Слон»? Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями к этому произведению. (Слайды 5-8 По щелчку на Слайде, появляется иллюстрация )
- Так чем же больна девочка Надя? (Ей неинтересно жить.)
- Прочитайте строки, описывающие насколько серьёзной была болезнь девочки.
- Иными словами, Надина болезнь не физического, а душевного происхождения, что не менее опасно.
- Когда в состоянии Нади произошел переломный момент? (Ей приснился необычный сон)
- Поняли ли родители просьбу Нади?
- Как девочка отреагировала на игрушку?
-Какое чувство родителей проявляется здесь?( Беззаветная любовь и старание развлечь Надю, которой ничего не надо.)
-Какое желание выразила девочка, какую мечту попросила осуществить?
-В чём состояла трудность исполнения желания?
- Как вы думаете, какой самый волнительный момент в рассказе?( разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза – ровесница Нади.)
- Почему хозяин зверинца согласился?
- Почему Наде выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких? Найдите и прочитайте отрывок.
Словесное рисование.
- Перед нами галерея портретов героев рассказа, которые вы выполняли дома.
- Охарактеризуйте персонажей, представленных на ваших рисунках.( Дети дают словесный портрет Нади, родителей,немца-дрессировщика, дополняют ответы друг друга.)
Образ Нади - это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне.
Родители. Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама – идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок.
Немец-дрессировщик. Этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека.Он проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально.
5) Приём «Дерево предсказаний» Работа в группах.
- Предлагаю поработать в группах. Выберите ответственного.
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? Обоснуйте свою точку зрения.
- Как сможем их проверить? (Прочитать продолжение рассказа).
III. Осмысление.
Чтение рассказа до конца. Прием «Чтение с остановками».
Читать продолжение рассказа будем с остановками Для чего будем делать остановки?(лучше понять прочитанное, выделить главное)
1 часть
- Почему Надя просыпается чуть свет?
- Какие перемены произошли в настроении девочки?
2 часть
- Таким ли она его представляла?( Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке.)
- Почему не испугалась?( Она только немножко поражена громадной величиной животного)
Физкультминутка. Прослушать Сен-Санс «Карнавал животных» Слон.
- А теперь давайте попробуем представить слона. Поможет в этом музыка.
3 часть
- Надя сама протягивает слону руку. О чём это говорит? (Она его не боится.)
- Отчего Надя хохочет и хлопает в ладоши?
- Что значит «густо» смеётся? Какой человек может так смеяться?( Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон.)
- Что необычного узнали о слоне?( Он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.)
4 часть
- Надя разными способами развлекает слона. Для чего она это делает? (Ей интересно общаться с ним. У девочки появилось желание общаться.)
- Почему Томми переворачивает страницу с нарисованным слоном? (Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. )
5 часть
- Что вас удивило в этой части?
- Почему слона посадили обедать за стол вместе с Надей? (Родители не хотят огорчать свою дочь, надеются, что вместе со слоном девочка пообедает. )
6 часть
-Почему Наде и Томми снятся такие сны?
7 часть
- Опишите состояние девочки в конце рассказа? О чем это говорит?
- Что чувствует мама? Почему она крестится?
- Сейчас вернемся к «Дереву предсказаний».
- Оправдались ли ваши предположения?
- Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?
- Что же излечило шестилетнюю девочку от тяжелой угрожающей болезни?
6) Работа в группах.
Задание для группы №1.
- Восстановите последовательность событий, которые отражены в плане, пронумеруй.
- «Я уже совсем здорова»
- «Слон такой большой!»
- «Он пришёл?»
- «Здравствуйте, Томми!»
- «В эту ночь во сне…»
- «Он очень любит булки»
- «Давайте играть, Томми»
- «Они пообедают вместе»
- Проверьте правильность у другой микрогруппы.
Задание для группы №2.
- Откройте на рабочем столе ноутбука файл «А.И. Куприн «Слон». Распределите слайды в правильном порядке.
- Проверьте правильность у другой микрогруппы.
Задание для группы №3.
1. Хочется ли вам, чтобы встреча Нади и слона повторилась?
Придумайте свое продолжение этого рассказа.
Задание для группы №4.
1. Дополните предложения.
В прочитанном отрывке А.И.Куприн не описывает состояние родителей. Но мы постоянно чувствуем их присутствие. Мы считаем, что родители, наблюдая за общением Нади и слона, испытывают чувство___________________________________
Они ________________________________________________
__________________________________________________
- В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)
- Какой мы увидели в рассказе семью Нади? ( ответы детей)
- Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Родительская любовь способна творить настоящие чудеса.
- Как вы считаете, что хотел сказать нам своим рассказом А.И. Куприн? (Ответы детей)
- Жизнь людей на земле – и взрослых,и детей- на протяжении всей истории человечества не была простой и безоблачной. Различные проблемы, болезни подстерегают буквально каждого.Иногода невозможность помочь самым близким и дорогим людям вызывает отчаяние. И поэтому любое участие, любая помощь, которая так необходима в такой критический момент, воспринимается как чудо. Необходимо верить, любить и сделать все от тебя зависящее, чтобы родные люди рядом с тобой всегда могли чувствовать в тебе надежного, доброго и сильного человека. Папа Нади борется за жизнь дочери всеми возможными способами. Ведь счастье маленьких детей полностью зависит от родителей. Таким автор представляет настоящего отца семейства. Немец-дрессировщик с сочувствием отнесся к судьбе незнакомой ему девочки, проявил чувство сострадания и старался помочь. Это пример внимательного, доброго человека.
Другой нитью проходит тема детских мечтаний. У каждого из нас найдется вспоминание из детства, которое так и осталось несбыточным мечтанием. Наденьке очень повезло, что ее папа, во что бы то ни стало, устроил встречу дочери со слоном, пусть даже и жили они на втором этаже. Рассказ «Слон» убедительно говорит о том, что люди перестают ценить природу и не видят в ней никакого спасения. Но ведь именно общение с таким же живым существом, как и сама Надя, всего лишь за один день смогло вылечить девочку, вернуть к жизни которую уже отчаялись и самые опытные в своем деле врачи. Слон Томми вызвал у нас чувство симпатии. Оказывается, эти огромные животные при правильном обращении могут быть добрыми к людям и воспитанными.Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к детям, потому что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.
IV. Рефлексия.
Возвращаемся к вопросу начала урока.
- Что же дороже всего на свете? (Семья – самое ценное. Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей.
- Прекрасный русский писатель,ребята, очень хотел, чтобы вы это поняли: рядом с вами самые дорогие для вас люди.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
Работа в группах.
- Ребята, что вы вкладываете в понятие семья, что для вас значит это слово? Предлагаю снова объединится в группы и составить синквейн с этим словом.
Составление синквейна «Семья»
Семья!
Дружная, любящая.
Заботится, оберегает, поддерживает!
Помогает преодолевать любые трудности!
Крепость!
Возвращение к книжной выставке.
Высказывание К.Г. Паустовского (Слайд 9)
«...каждым своим рассказом призывает к человечности. Oн повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье» К.Г. Паустовский
Работа с листами самооценки.
- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу. Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке.
1. Я давал ответы на поставленные вопросы 1 2 3 4 5
2.Я внимательно работал с текстом 1 2 3 4 5
3.Я активно работал в группе 1 2 3 4 5
4.Моя группа работала 1 2 3 4 5
Ответственные собирают листочки и вкладывают в конверт.
V.Итог.
- Поделитесь своими мыслями. Вам поможет следующий слайд – закончите предложения.
Слайд 10
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне показалось интересным…
- Меня удивило…
- Я хочу похвалить…, за …
- Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения. Спасибо за урок!
VI.Домашнее задание
- Хочется ли вам ещё раз перечитать этот рассказ? Подготовьте пересказ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Иванович Куприн (1870-1938)
05.05.17
05.05.17
«...каждым своим рассказом призывает к человечности. O н повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье» К.Г. Паустовский Александр Иванович Куприн
* Сегодня на уроке я узнал … . * Мне показалось интересным … . * Меня удивило … . * Я хочу похвалить … , за … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"
1 класс (ФГОС)...
Презентация ко 2 уроку литературного чтения во 2 классе рассказ Н.Носова "Живая шляпа".
Литературное чтение 2 класс "Школа России". Рассказ Н.Носова "Живая шляпа"....
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. Тема: " А.И.Куприн. Биография".
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. Тема: " А.И.Куприн. Биография"....
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по произведению И. Куприна "Девочка и слон"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по произведению И. Куприна "Девочка и слон"...
Урок литературного чтения в 3 классе «Рассказ А.И. Куприна «Слон»».
УМК «Школа России»Тема урока : Рассказ А. И. Куприна «Слон» (3урок).Тип урока: урок обобщения знаний.Цель урока: развитие читательских и исследовательских навыков, воспитание л...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа России" А.Куприн «Слон»
В уроке представлен материал на развитие чувственной сферы личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции и представлений младших школьников;приобщение детей к восприятию решения не...