Урок чтения для учащихся с ОВЗ по теме "Обобщение по теме «Время листьям опадать».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема: Обобщение по теме «Время листьям опадать».
Цель: создание условий для повторения и обобщения ЗУН по теме «Время листьям опадать».
Задачи: систематизировать знания учащихся по изученной теме, отрабатывать навык осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя, умение отвечать на вопросы по прочитанному, высказывать свое отношение к событиям, пересказывать содержание прочитанного, корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_chtenie.docx | 42.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение по теме «Время листьям опадать».
Цель: создание условий для повторения и обобщения ЗУН по теме «Время листьям опадать».
Задачи: систематизировать знания учащихся по изученной теме, отрабатывать навык осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя, умение отвечать на вопросы по прочитанному, высказывать свое отношение к событиям, пересказывать содержание прочитанного, корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Технологии, используемые на уроке: рефлексивного обучения, коммуникативные, имитационно-игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, ИКТ, уровневая дифференциация, элементы ТРИЗ-технологии.
Методы, используемые на уроке: наглядный (презентация), словесные (беседа), практический (работа с книгой, «Собери пословицу», пересказ по опорным словам, «Подбери карточки к картинкам»).
Оборудование: слайдовая презентация, ноутбук, проектор, экологический букварь, подвесная вертушка, рейка, схемы слов, схемы-опоры для целеполагания, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуальной работы, фишки для оценивания.
Цель: создание условий для организации работы учащихся на уроке. Задачи: создать благоприятный психологический климат, воспитывать организованность. | |||||
Деятельность учащихся | Деятельность педагога | Развиваемые (формируемые) компетенции | |||
Учащиеся по 1 заглядывают в коробку, в которой находится зеркало. Проходят к своим рабочим местам, занимают их. | Создание доброжелательной атмосферы в игре «Зеркало». Учитель сообщает: -Заглянув в коробку, вы увидите моего любимого ученика. Он (она) очень старательный, внимательный, добрый, трудолюбивый… - Каждый из вас увидел себя, каждому было приятно от того, что он любим, что его похвалили. Настроение хорошее? С таким настроением начнём урок! | Формирование мотивации, умение слушать и воспринимать инструкцию. Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения | |||
Цель: обучение умению планировать свою деятельность, используя полученные знания. Задачи: учить ставить цели с опорой на схемы с частичной помощью учителя, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность при работе со схемами-опорами, стимулировать обучающихся к изучению материала урока. | |||||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Развиваемые (формируемые) компетенции | |||
Предполагаемый ответ: сезон, пора. Предполагаемый ответ: время листьям опадать. Восприятие информации. Определение задач урока учащимися на основе схем-опор на подвесной вертушке с частичной помощью учителя. Восприятие информации. | а) введение в тему -Какое сейчас время года? Осень-время года. Как по-другому можно сказать? (Сезон . Пора). - Чему приходит время осенью? Вспомните название раздела учебника, которое читаем. Подсказка-на слайде. б) объявление темы (слайдовая презентация). Время листьям опадать. в) целеполагание Определение задач урока на основе схем-опор с частичной помощью учителя. Учитель перечисляет задачи, поставленные на урок, используя схемы-опоры на рейке. Игра «Золотая рыбка» -Чему бы хотели учиться? Поймайте золотую рыбку, загадайте желание. Проведение инструктажа учащихся о ходе урока и поощрении учащихся. - Жители некоторых частей нашей планеты (там, где круглый год жарко или, наоборот, морозно), не знают, какой бывает у нас осень. Сегодня на уроке мы составим письмо, в котором расскажем об осени людям. Так же отправим фотографии осени: у каждого есть картинка, где изображено лето; после выполнения задания на уроке вы будете убирать одну из частей картинки, будет появляться изображение осени; таким образом, летняя картинка превратится восеннюю. | Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией. Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию Умение пользоваться знаками, символами, предметами и заместителями; работать с несложной по содержанию и структуре информацией. Умение слушать и воспринимать инструкцию |
- Обобщение и систематизация учебного материала.
Цель: создание условий для повторения и обобщения ЗУН по теме «Время листьям опадать». Задачи: систематизировать знания учащихся по изученной теме, отрабатывать навык осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя, умение отвечать на вопросы по прочитанному, высказывать свое отношение к поступку героя, событию, пересказывать содержание прочитанного, корригировать и развивать мышление на основе упражнений«Собери рассыпавшиеся строчки», «Отгадай загадку», «Угадай произведение», «Создай паспорт», «Отгадай слова», «Назови лишнее», воспитывать мотивацию к учебной деятельности. | ||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Учащиеся выполняют задание . Имитируют , как вдыхают аромат цветка. Учащиеся выполняют упражнения по заданию. Учащиеся называют гласные, выделяя голосом при чтении буквы красного цвета. Учащиеся имитируют звук шуршащих листьев, изменяя громкость произношения по сигналу учителя. Выполняют задание. Предполагаемый ответ: «Жёлтой краской кто-то…» Н. Антонова Работают в группах, раскладывая карточки с напечатанными строчками стихотворения по порядку. 1гр. – всё стихотворение. (4 карточки обозначены цветом, 1 –самостоятельно), 2, 3- в соответствии с указанными цветами (у 3 гр. объём меньше). Выразительное чтение стихотворения «Жёлтой краской кто-то…». Отгадывают загадку. Восприятие информации Работают с учебником. Отвечают на вопрос учителя. Выполняют дифференцированное задание. Выполняют задание учащиеся 1 группы. Отвечают на вопросы. Смотрят влево, вправо. Находят в пространстве класса листья. Отгадывают зашифрованные слова на слайде. Работают с учебником. Отгадывают произведение по картинкам на слайде. Читают отрывок. Выбегают к карточке с пословицей. Отгадывают птицу по описанию. Составляет описание ученик 1 или 2 группы, остальные –отгадывают. Читают по ролям. Выполняют задание учителя. Пересказывают рассказ по опорным словам (слова - на слайде).
Отвечают на вопросы. Составляют предложение. Придумывают слово-синоним. | Организация в игровой форме упражнения на развитие речевого дыхания и голоса «Цветок». Организация артикуляционных упражнений в игровой форме. Мы печём, печём блиночки И для сына, и для дочки. Петя встал сегодня рано И стучит по барабану. Лопаткой яму я копаю, Цветы иголкой вышиваю . Организация упражнения для развития выразительности речи и чтения Организация игры «Выдели голосом» ОАЫЕ ЭЮЯИ ОЕЮУЁ Организация игры «Листья». Листья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш… Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш… Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш… Вербальное и невербальное поощрение. Организация игры «Найди лишний цвет» (жёлтый, красный, синий, зелёный, оранжевый). Объяснить выбор. Организация игры «Собери рассыпавшиеся строчки». Задание дифференцированно по объёму. Организация индивидуальной работы с учащимися 3 группы. - В названии какого стихотворения упоминается один из цветов осени? Собрать рассыпавшиеся строчки. Прочитать стихотворении е выразительно. Вербальное и невербальное поощрение. В «письмо» помещается карточка со словом «осень» в отведённом для неё месте. Игра «Отгадай загадку» Белки в нём живут и волки, В нём растут дубы и ёлки Высоченны - до небес! Называют его… (лес) -Окажемся в осеннем лесу… (обращение к слайду) - Прочитать описание С. 24 , 27 чтение отрывков рассказа с описанием леса осенью. -Какая осень? В нашем письме записать слова -названия признаков. - Осень какая? Дифференцированное задание: (учащиеся 1 группы самостоятельно записывают слова, 2 группы-выбирают карточки, работая в группе, 3 гр. – совместно с учителем, выбирая карточки на экологическом букваре). - Что происходит в природе осенью? Какое настроение ? Чтение стихотворений наизусть с. 28, с.31. -Тихо или громко читать наизусть? Вербальное и невербальное поощрение. - Назвать месяцы осени. В сентябре осень что делает? Сколько месяцев длится осень? С наступлением осени происходят изменения в природе. Заполнение карточками строчек «письма». Подобрать названия действий. Проведение физминутки Цель: улучшить соматическое состояние детей, снять усталость. - игра «Стрельба глазами» -игра «Собери букет из листьев» «Угадай слова» (яблоко, груша, слива). Назвать 1 словом. Когда созревают? -Какие ещё подарки дарит осень? С.23 –зачитать строчки стихотворения, которые будут ответом на вопрос. Вербальное и невербальное поощрение. Игра «Узнай произведение ». На слайде-2 картинки, которые помогут разгадать зашифрованное предложение. Это первое предложение одного из рассказов - Какой ещё подарок приносит осень? Организация фронтальной беседы по определению смысла пословицы.
-Какая пословица подходит к рассказу? - К какому рассказу подходит пословица №1? С.24 - О чём сообщает пословица №3? Организация игры «Создай паспорт».
(снегирь) Составляют «паспорт» белой куропатки. После отгадывания названия птицы картинка с её изображением появляется на слайде. -О каких птицах ещё говорится в рассказе? Ролевое чтение. -Поменялось ли отношение сороки к зиме? Организация игры «Хорошо-плохо», -Высказать своё отношение к зиме от имени сороки. -В какой сказке рассказывается о том, как другие животные готовятся к зиме осенью? Организация пересказа по опорным словам: Осень птицы жучок к озерку лягушка ил испугался домик нора змеи жук щель до весны Организация игры «Маленький учёный»
Вербальное и невербальное поощрение. Вернёмся к нашему письму. Составить предложение об осени по схеме. (схема из 4 слов). Запись. - Как можно назвать осень? Запись слова в «письме». Проверка текста «письма». Вербальное и невербальное поощрение. | Правильное речевое дыхание. Правильная артикуляционная моторика. Интонационная выразительность речи. Навык рефлексии . Умение анализировать информацию. Коммуникативные навыки. . Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией. Навык рефлексии Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией. Навык работы с учебником Навык осознанного и правильного чтения текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя положительное отношение к окружающей действительности Коммуникативные навыки Умение отвечать на вопросы по прочитанному, высказывать свое отношение к событию. Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения. Навык рефлексии. Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности Навык рефлексии. Навык осознанного чтения. . Умение пользоваться знаками, символами Умение выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; Умение отвечать на вопросы по прочитанному, высказывать свое отношение к событию. Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения. Умение соблюдать ритуалы школьного поведения, участвовать в беседе. Умение пересказывать содержание прочитанного. Навык рефлексии. Навык осознанного и правильного чтения текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя |
Цель: создание условий для подведения итогов урока, оценивания деятельности учащихся, развития навыков рефлексии. Задачи: оценить работу учащихся, учить детей анализировать свою деятельность, корригировать и развивать мышление через рефлексию своей деятельности, воспитывать мотивацию к учебной деятельности. | ||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Ответы учащихся по опорам, представленным на этапе целеполагания. | Организация рефлексии. Оценивание учащихся.Вербальное и невербальное поощрение. | Умение оценивать свои действия,соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев. |
Самоанализ урока чтения «Время листьям опадать»
4 класс
Тема: Обобщение по теме «Время листья опадать».
Цель: создание условий для повторения и обобщения ЗУН по теме «Время листьям опадать».
Задачи: систематизировать знания учащихся по изученной теме, отрабатывать навык осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя, умение отвечать на вопросы по прочитанному, высказывать свое отношение к событиям, пересказывать содержание прочитанного, корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Технологии, используемые на уроке: рефлексивного обучения, коммуникативные, имитационно-игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, ИКТ, уровневая дифференциация.
Методы, используемые на уроке: наглядный (презентация), словесные (беседа), практический (работа с книгой, «Подбери карточки с названиями птиц», пересказ по опорным словам, «Собери рассыпавшиеся строчки»).
Для реализации поставленной коррекционной задачи были использованы следующие упражнения: «Угадай по описанию», «Отгадай загадку», «Угадай слова», «Узнай рассказ». Воспитание мотивации к учебной деятельности происходило через использование поощрений, красочной наглядности, дифференцированных, посильных заданий, игровых моментов, занимательного сюжета.
Учитывая особенности учащихся, была включена физминутка, игровые моменты, здоровьесберегающие технологии системы В.Ф. Базарного: зрительно-образное моделирование (использование экологического букваря), сенсорная вертушка, подвесная рейка.
Современный урок должен иметь личностно-ориентированный характер. На данном уроке для каждого ученика были созданы условия оказаться в ситуации успеха, возможность самореализации. Был реализован деятельностный подход. Учащиеся сами ставили цели урока с опорой на схемы, с частичной помощью учителя. В ходе урока приходилось решать поставленные задачи, присутствовал познавательный мотив.
Урок направлен на развитие базовых учебных действий: личностных (осознание себя как ученика, самостоятельность в выполнении учебных заданий, формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности), коммуникативных (вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими), регулятивных (адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов)и познавательных (выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливатьвидо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами и заместителями; читать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
На уроке созданы условия для возникновения внутренней потребности обучающихся в учебной деятельности. Этому способствует форма урока, создание проблемной ситуации, которую необходимо решить, самооценка деятельности. Процесс целеполагания происходит в совместной деятельности с учетом опыта учащихся. Учебные цели отражают развитие БУД(коммуникативных), т.к. на данном уроке используется групповая работа. На уроке используются задания на организацию работы с различными источниками информации (схемы, презентация, учебник, карточки с заданиями), ориентированные на продуктивную деятельность (построение устного высказывания, самостоятельный перенос ЗУ в новую деятельность, составление слов). Предусмотрены групповые, коллективные, индивидуальные формы взаимодействия учителя и учащихся. В уроке предусмотрены задания, ориентированные на передачу отдельных компонентов организации контроля учащимися процесса своей деятельности. На протяжении урока предусмотрены задания на организацию рефлексии учащимися своей деятельности, её результатов в соответствии с возрастом, уровнем развития. На протяжении урока предусмотрены задания на организацию формирования оценочной деятельности обучающихся . Оценке учителя предшествует самооценка учащимися.
Задачи урока достигнуты. Все перечисленные приёмы, методы, технологии способствовали их достижению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование уроков чтения для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной.
Календарно - тематическое планирование включает коррекционные упражнения на уроках чтения, перечень оборудования и средств наглядности для оснащения уроков, материал для словарной работы....
Календарно - тематическое планирование уроков чтения для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной.
Календарно - тематическое планирование включает коррекционные упражнения на уроках чтения, перечень оборудования и средств наглядности для оснащения уроков, материал для словарной работы....
Урок чтения для учащихся 3 класса по теме "Обобщение по теме "Весёлые истории"
Урок чтения для учащихся 3 класса по теме "Обобщение по теме "Весёлые истории"...
Открытый урок по математике в 4 классе УМК "Гармония" по теме "Время. Единицы времени"
Тип урока: комбинированный Цели урока: 1. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени». 2. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнени...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Времена глаголов"
Цель урока: формирование у обучающихся понятий об изменении глаголов по временам. Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление о временах глаголов; 2. Формировать умение правильно с...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов"
Цель урока: формирование у обучающихся понятий об изменении глаголов по временам; ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числаЗадачи урока:Дидактические:1. Дать предст...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: "Времена глаголов"
Задачи урокаДидактические:1. Дать представление о термине «время глагола»2. Учить определять времена глаголов.Развивающие: 1. Развивать устную речь.2. Развивать умение понимать свои ошибки...