Урок литературного чтения К.Д.Паустовский "Заячьи лапы"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»

Цель урока: знакомство с произведением К.Д.Паустовского «Заячьи лапы»

Задачи:

- учить правильно и последовательно излагать свои мысли;

- формировать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно- художественного смысла произведения;

- учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умение давать характеристику персонажу; обогащать словарный запас учащихся;

- развивать эмоциональную сферу детей: сострадание, милосердие, отзывчивость, сопереживание.

Планируемые результаты:

Предметные:

• овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения и умения работать с текстом;

• анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

 • находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героев рассказа;

• понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

 • развитие чувства сопереживания, сострадания, эмоционального отклика о прочитанном;

• развитие умения понимать образный язык художественного произведения.

Метапредметные:

 Познавательные:

 • уметь составлять характеристику героев;

 • уметь выделять главное;

 • находить нужную информацию, используя текст произведения;

 Регулятивные:

 • принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

• оценивать результаты работы;

Коммуникативные:

 • участвовать в учебном диалоге;

• выражать свои мысли в учебном диалоге.

Ход урока

Орг.момент

- Настроимся на работу.

- Настроение каково? (во)

- Все такого мнения? (все без исключения).

- Проверим, как мы готовы к литературному чтению. У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Вспомните, что это за инструменты? (дыхание, голос, дикция)

а) Дыхательная гимнастика

- Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в легкие. Сдуньте снежинки с руки. (3 раза)

- А теперь представим, что мы готовимся к празднику День матери, надуем цветные шарики и украсим класс. Вдыхаем носом – выдыхаем ртом, пока шарик не надулся.

б) Речевая разминка

Кто много читает,

Тот много знает.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Прочитайте эту пословицу тихо.

- Прочитайте пословицу громко.

- Прочитайте пословицу с восклицательной интонацией.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

Сообщение темы и цели урока

- Мы готовы к уроку? (да)

- Послушайте сейчас Вику и скажите, о каком писателе идет речь.

«Родился он в 1892 году в городе Москве. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет. Однако окончить его не смог в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, санитаром, кондуктором. Очень любил природу и сердился на горожан, которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик».

- Я думаю, вы уже догадались, произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский.  (портрет писателя)

- Он любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: "И каждой осенью я расцветаю вновь..."

- Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…»

- С каким произведением Паустовского мы  начали знакомство? Что это за литературный жанр? В каком разделе находится произведение?

IV. Работа над новым материалом.

1. Побуждение

- Прочитайте слова, записанные на доске. Считаете ли вы, что они связаны с этим рассказом?

 "Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим" (Ж.Лафонтен).

- Тогда девиз нашего урока таков: « Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»

-Как вы понимаете эти слова?(ответы детей)

-Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.

2. Осмысление

-Так как произведение было написано давно, то в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. На прошлом уроке мы с вами объяснили значения этих слов. Сейчас проведем игру «Объяснялки» и проверим, как вы их запомнили.

- На столах лежат карточки, работать будете в парах, вам нужно соединить слово с его значением.

Оголец – озорной мальчишка.

Онучи – обмотки, портянки для ног.

Суховей – ветер разрушительной силы.

Пенсне – очки без дужек, укрепленные на переносице.

Шамкать – говорить невнятно, пришёптывая (беззубым ртом).

Порох - взрывчатое вещество, применяемое для приготовления снарядов и патронов.

Посох – длинная трость, палка для опоры  при ходьбе.

- Вспомним, что происходило в рассказе. Что случилось с зайцем?

- Почему Ваня пришел к ветеринару?

- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца? Найдите подтверждение в тексте и зачитайте.

- Кто участвовал в спасении зайца?  (Ваня, дедушка, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

- Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю? (Ветеринар)

- Каким ты представляешь зайца из этого рассказа?

- А вы  бы смогли  помочь в беде?

 - Вчера мы на уроке составляли план текста и давали название каждой части. Вспомните, как мы озаглавили 1, 2, 3 часть.

План.

Встреча Вани с ветеринаром.

Доктор Карл Петрович согласился лечить зайца.

Лесной пожар.

- А на самом деле, в действительности,  какое событие произошло раньше?

- Какие факты свидетельствуют об этом?

3. Работа над выявлением главной идеи.

- Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?  

Ларе́ц, -  искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.

- Что хранят в ларцах?

-Правильно, в них хранят какие-то ценности.

- Наша ценность – это задания.

- Иногда самое простое мы не можем увидеть, узнать, сделать, а оно окажется самым ценным. Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.

- Предлагаю работу в группах. Каждая группа получает задания. Вспомним  правила работы в группе.

1 группа.

1. Прочитайте, передавая чувство, как спасся дед Ларион

(с.167 со слов В августе дед пошел…. до слов левое ухо у зайца было рваное.)

Дайте характеристику  Ване и деду Лариону.

- Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод? (тревогу, сочувствие, жалость)

группа.

          1.  Чтение по ролям: разговор Вани с ветеринаром.

 (с.163-164 со слов  К ветеринару в наше село.. до слов – заяц тихо дрожал под засаленной курткой)

2. Дайте характеристику ветеринару, аптекарю.

- Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? (нет)

- Как вы думаете, почему?

          3 группа.

Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.

(с.164 со слов Ваня вытер слезы…. до слов Напиться из озера)

Дайте характеристику  бабке Анисье.

- Каким вы представляете Ваню?

- А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)

4 группа.

Прочитайте разговор деда Лариона с Карлом Петровичем

(с.166 со слов Дед с Ваней…. до слов спотыкающийся рассказ деда)

Дайте характеристику доктору Карлу Петровичу.

- Вспомните, как дед и Ваня нашли доктора? Кто нехотя помог им?        

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

(Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый;

Бабка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая;

Аптекарь -  нервный, сердитый, раздражённый, но добрый, строгий;

Ваня  - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный, переживающий, очень добрый;

Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Дед Ларион  - отзывчивый, робкий, добрый.)

- Исходя из ваших ответов сделаем выводы. Кто же из героев вызывает осуждение? Кто положительный герой?

-  Ребята, у вас на партах лежат листочки с пословицами. Выберите  из списка пословицы и поговорки,  относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему на ваш взгляд они подходят к теме рассказа.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Жалость - со слезами, а доброта - с мозолям.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Доброе слово доходит до сердца.

Всякий хлопочет - себе добра хочет.

Все любят добро, да не всех любит оно.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Жизнь дана на добрые дела.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

Верная указка - не кулак, а ласка.

           - В рассказе есть еще одно действующее  лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.

- Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит.)

- Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)

- Подведем итоги. А вот три  ученика на вопрос «О чем этот рассказ?» высказали различные мнения:

1ученик. Это рассказ о зайце

2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре

3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.

- А как считаете вы? Обоснуйте свой ответ.

V.Обобщение учителем. (Корзина идей)

-Какая простая истина вам открылась? Что хотел сказать автор? (нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим…..)

- Вы нашли истину, это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Но почему на рисунках центральное место занимает заяц? (ответы детей)

- Действительно,  больной заяц в центре  событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.

Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто –то нет. Перед нами «корзина мыслей» Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова на листочке (на листочке написана незавершенная фраза(каждый выбирает по желанию)

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко….

Быть добрым тяжело…

(проверка идей)

- Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас, стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если мы научимся этому, то мы – богатые  люди.  А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь.

VI.Рефлексия

-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

(чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар и были осторожны в лесу.ит.д)

- Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.

VII. Итог урока

- Какие выводы для себя сделали? Синквейн: Ваня, Ветеринар, Заяц

Домашнее задание:  подготовить пересказ одной из частей.

Приложение  1

злой, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий,  любопытная, жалостливая, добрая, терпеливый, интеллигентный, сердитый, раздражённый, но добрый,  строгий, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, терпеливый, упорный, отзывчивый,  переживающий, невоспитанный,  душевная, образованный,  нервный, заботливый

злой, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий,  любопытная, жалостливая, добрая, терпеливый, интеллигентный, сердитый, раздражённый, но добрый,  строгий, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, терпеливый, упорный, отзывчивый,  переживающий, невоспитанный,  душевная, образованный,  нервный, заботливый

злой, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий,  любопытная, жалостливая, добрая, терпеливый, интеллигентный, сердитый, раздражённый, но добрый,  строгий, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, терпеливый, упорный, отзывчивый,  переживающий, невоспитанный,  душевная, образованный,  нервный, заботливый

злой, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий,  любопытная, жалостливая, добрая, терпеливый, интеллигентный, сердитый, раздражённый, но добрый,  строгий, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, терпеливый, упорный, отзывчивый,  переживающий, невоспитанный,  душевная, образованный,  нервный, заботливый

злой, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий,  любопытная, жалостливая, добрая, терпеливый, интеллигентный, сердитый, раздражённый, но добрый,  строгий, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, терпеливый, упорный, отзывчивый,  переживающий, невоспитанный,  душевная, образованный,  нервный, заботливый

злой, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий,  любопытная, жалостливая, добрая, терпеливый, интеллигентный, сердитый, раздражённый, но добрый,  строгий, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, терпеливый, упорный, отзывчивый,  переживающий, невоспитанный,  душевная, образованный,  нервный, заботливый

Приложение 2

Ветеринар -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бабка Анисья – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дед Ларион  -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваня  - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доктор Карл Петрович - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дед Ларион - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ветеринар -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бабка Анисья – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аптекарь  -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваня  - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доктор Карл Петрович - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дед Ларион - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Жалость - со слезами, а доброта - с мозолям.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Доброе слово доходит до сердца.

Всякий хлопочет - себе добра хочет.

Все любят добро, да не всех любит оно.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Жизнь дана на добрые дела.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

Верная указка - не кулак, а ласка.

    Час в добре пробудешь - все горе забудешь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Слайд 2

«ИНСТРУМЕНТЫ» чтеца ДЫХАНИЕ ГОЛОС ДИКЦИЯ

Слайд 3

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА Кто много читает, Тот много знает.

Слайд 4

Константин Георгиевич Паустовский «Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать….»

Слайд 5

ДЕВИЗ УРОКА: «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»

Слайд 6

ИГРА «ОБЪЯСНЯЛКИ» о голец онучи с уховей п енсне ш амкать п орох посох

Слайд 8

ПЛАН 1. Встреча Вани и ветеринара. 2 . Карл Петрович вылечил зайца. 3 . Лесной пожар. 1. Лесной пожар. 3 . Встреча Вани и ветеринара.

Слайд 10

1 группа

Слайд 11

2 группа

Слайд 12

3 группа

Слайд 13

4 группа

Слайд 15

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Паустовский "Заячьи лапы"

На уроке  развивается  умение анализировать поступки и характер героев, выделять главное, обобщать....

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Заячьи лапы".

Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, развивать у младших школьников умение обобщать изученный материал....

Урок литературного чтения в 3 классе УМК «ПНШ». Тема: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».

Цели урока:формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.у...

Урок литературного чтения "Заячьи лапы"

конспект урока литературного чтения 4 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и  жанровыми особенностями произведения...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Целью  данного урока является знакомство с героями рассказа  К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения...