Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Заячьи лапы".
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Прохуткина Наталья Ильинична

Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, развивать у младших школьников умение обобщать изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit.chteniya_zayachi_lapy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Литературное чтение                                 3 «В» класс

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Технология продуктивного чтения.

Цели урока:

Образовательные:                   расширять и активизировать словарный запас             обучающихся, знакомить с творчеством К.Г. Паустовского;

Развивающие:                           стимулировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, развивать у младших школьников умение обобщать изученный материал;

Воспитательная:                       прививать обучающимся бережное отношение к природе, живым существам.

Оборудование:  портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского.

Ход урока.

Этап 1. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация – предвосхищение, предугадывание содержания произведения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт.

- Проблематично уже название рассказа:  о зайце или о людях?

- Почему рассказ так называется?

- В чём смысл его заглавия?

- О ком рассказ, о зайце или о людях?

   2.  Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности обучающихся к работе.

Этап 2. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста (комбинированное)

Наиболее сложные для восприятия компоненты текста читает учитель (начало рассказа, пейзажи в 1-й, 2-й и 3-й частях, встречу деда с доктором).

Вопросы после чтения наиболее значительных эпизодов:

- Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара?

- Помог ли доктор зайцу?

- Кто же спас деда во время пожара?

2. Перечитывание текста:

 - О чём рассказ?

- О каких событиях в нём повествуется?

    Перечитывание эпизодов:

  1. Приход Вани к ветеринару.
  2. Совет бабки Анисьи.
  3. Дорога к доктору и встреча с ним.
  4. Лесной пожар и спасение деда Лариона.

3.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.

Учитель предлагает детям продолжить работу над текстом, поучиться выразительно, читать его и поближе познакомиться с героями.

Для раскрытия характера персонажа целесообразно использовать приём выборочного чтения в сочетании со словесным рисование портрета героя, анализом его речевой характеристики и выявлением его отношения к зайцу (собственная оценка персонажа и поступков).

Ставится задача выяснить, что собой представляет дед Ларион?

(зачитать эпизоды о нём или с его участием).

Детям предлагается представить, как выглядит дед Ларион , как он говорит.

Зачитывание эпизодов и беседа о деде Ларионе заканчивается выводом-оценкой: дед Ларион очень хороший, добрый, отзывчивый человек, сочувствует и помогает животным, попавшим в беду.

Осмыслить характер персонажа помогает совместное составление плана:

  1. Какие поступки совершил персонаж? Прочитай эпизоды с его участием и расскажи о событиях, в которых как-то проявляются черты его характера.
  2. Как выглядит персонаж? Найди описание его внешности и дополни его своими деталями. Почему ты представляешь себе этого героя именно таким?
  3. Как говорит персонаж? Найди и прочитай его реплики и авторское описание речи.
  4. Как автор относится к своему герою? Найди и прочитай отрывки, в которых есть авторская оценка.
  5. Как ты относишься к герою?

Этап 3. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

-  Что хотел К.Г. Паустовский сказать своим читателям?

-  Почему он дал именно такое заглавие своему произведению?

  Учитель подводит итог: произошло знакомство с событиями, с персонажами, в них участвующими, но это не значит, что рассказ раскрылся читателю до конца. В нём есть загадки. Одна из загадок – последовательность событий в жизни и повествовании.

Детям предлагается сопоставить эти цепочки событий. Уточняется, в какой последовательности события происходили на самом деле (сюжет) и в какой о них рассказывал писатель.

На доске  появляется запись:

События в рассказе.                                   События в жизни.

  1. Ваня у ветеринара.                          1. Лесной пожар.
  2. Совет бабки Анисьи.                       2. Ваня у ветеринара.
  3. Дорога в город.                                3. Совет бабки Анисьи.
  4. Встреча с доктором.                       4. Дорога в город.
  5. Лесной пожар.                                 5. Встреча с доктором.
  6. Заяц у деда.                                      6.  Заяц у деда.

-  Почему автор нарушил реальную последовательность событий?

-  Почему рассказ о лесном пожаре перенесён в самый конец повествования?

(для ответа на них следует еще раз обратиться к третьей части, перечитать её).

Вывод: последовательность событий в рассказе нарушена, чтобы подчеркнуть наиболее драматичный эпизод в нём и тем самым помочь читателю понять главную мысль: животные – наши друзья, к ним надо относиться бережно.

Раскрытию идейно-художественного смысла произведения способствует работа над пейзажем.

Детям предлагается найти пейзажи в тексте, верно, определить их границы.

- Для чего нужен тот или иной пейзаж в рассказе?

- Какое настроение возникло при чтении эпизода пожара? (чувство страха, тревоги, опасности, напряжения), предлагает найти это описание в тексте и представить его.

Лесной пожар – картина страшная ,фантастическая и малопредставляемая.

После воссоздания дети уточняют настроение, вызванное пейзажем, и стараются прочитать описание так, чтобы передать голосом картину пожара и передать настроение тревоги, страха, отчаяния.

Вывод: описание пожара нужно в рассказе для того, чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда ,чтобы стало ясно, почему дед-охотник вдруг лечит зайца, а не «жарит его с луком».

Ребятам предлагается найти описание пейзажа в первой части, зачитать и выяснить, что он нужен для того, чтобы показать, как тяжело переносит засуху природа, как плохо себя чувствует заяц.

- Для чего автор показал измученность природы во второй части рассказа?

(описание жары выявляет характер деда Лариона: его благодарность так велика, что он в самую жару, пешком, несёт зверька в город на лечение).

Описание грозы во второй части рассказа интересно и по характеру, и по своей композиционной функции.

Детям предлагается найти и зачитать это описание.

Гроза, гром, молнии изображены как живые существа.  Гроза «выходит» из-за Оки большим гигантским сказочным существом.

Гром – «ленивый», «заспанный силач», «нехотя потряхивая землю». Молнии «исподтишка» бьют в луга. Каждое явление имеет свой характер, свою живую душу.

Вывод: этот пейзаж интересен ещё и тем, что при его чтении возникает аналогия с судьбой зайца.

  1.    Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  2.    Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия    литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видениями обучающихся.
  3. Творческие задания для обучающихся. (составление плана (охота на зайца, начало пожара, встреча с зайцем, спасение);

Самостоятельная работа в тетради (задание 1-3) подготовить краткий пересказ рассказа, выучить наизусть описание грозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Паустовский "Заячьи лапы"

На уроке  развивается  умение анализировать поступки и характер героев, выделять главное, обобщать....

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

Урок литературного чтения в 3 классе УМК «ПНШ». Тема: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».

Цели урока:формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.у...

Урок литературного чтения "Заячьи лапы"

конспект урока литературного чтения 4 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и  жанровыми особенностями произведения...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Целью  данного урока является знакомство с героями рассказа  К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения...

Материал к уроку литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: Г. Юдин, «Вытри лапы и входи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003609","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003640","attributes":{"alt":"","class"...