Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Заячьи лапы".
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, развивать у младших школьников умение обобщать изученный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.chteniya_zayachi_lapy.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 «В» класс
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
Технология продуктивного чтения.
Цели урока:
Образовательные: расширять и активизировать словарный запас обучающихся, знакомить с творчеством К.Г. Паустовского;
Развивающие: стимулировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, развивать у младших школьников умение обобщать изученный материал;
Воспитательная: прививать обучающимся бережное отношение к природе, живым существам.
Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского.
Ход урока.
Этап 1. Работа с текстом до чтения.
- Антиципация – предвосхищение, предугадывание содержания произведения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт.
- Проблематично уже название рассказа: о зайце или о людях?
- Почему рассказ так называется?
- В чём смысл его заглавия?
- О ком рассказ, о зайце или о людях?
2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности обучающихся к работе.
Этап 2. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста (комбинированное)
Наиболее сложные для восприятия компоненты текста читает учитель (начало рассказа, пейзажи в 1-й, 2-й и 3-й частях, встречу деда с доктором).
Вопросы после чтения наиболее значительных эпизодов:
- Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара?
- Помог ли доктор зайцу?
- Кто же спас деда во время пожара?
2. Перечитывание текста:
- О чём рассказ?
- О каких событиях в нём повествуется?
Перечитывание эпизодов:
- Приход Вани к ветеринару.
- Совет бабки Анисьи.
- Дорога к доктору и встреча с ним.
- Лесной пожар и спасение деда Лариона.
3.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.
Учитель предлагает детям продолжить работу над текстом, поучиться выразительно, читать его и поближе познакомиться с героями.
Для раскрытия характера персонажа целесообразно использовать приём выборочного чтения в сочетании со словесным рисование портрета героя, анализом его речевой характеристики и выявлением его отношения к зайцу (собственная оценка персонажа и поступков).
Ставится задача выяснить, что собой представляет дед Ларион?
(зачитать эпизоды о нём или с его участием).
Детям предлагается представить, как выглядит дед Ларион , как он говорит.
Зачитывание эпизодов и беседа о деде Ларионе заканчивается выводом-оценкой: дед Ларион очень хороший, добрый, отзывчивый человек, сочувствует и помогает животным, попавшим в беду.
Осмыслить характер персонажа помогает совместное составление плана:
- Какие поступки совершил персонаж? Прочитай эпизоды с его участием и расскажи о событиях, в которых как-то проявляются черты его характера.
- Как выглядит персонаж? Найди описание его внешности и дополни его своими деталями. Почему ты представляешь себе этого героя именно таким?
- Как говорит персонаж? Найди и прочитай его реплики и авторское описание речи.
- Как автор относится к своему герою? Найди и прочитай отрывки, в которых есть авторская оценка.
- Как ты относишься к герою?
Этап 3. Работа с текстом после чтения.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Что хотел К.Г. Паустовский сказать своим читателям?
- Почему он дал именно такое заглавие своему произведению?
Учитель подводит итог: произошло знакомство с событиями, с персонажами, в них участвующими, но это не значит, что рассказ раскрылся читателю до конца. В нём есть загадки. Одна из загадок – последовательность событий в жизни и повествовании.
Детям предлагается сопоставить эти цепочки событий. Уточняется, в какой последовательности события происходили на самом деле (сюжет) и в какой о них рассказывал писатель.
На доске появляется запись:
События в рассказе. События в жизни.
- Ваня у ветеринара. 1. Лесной пожар.
- Совет бабки Анисьи. 2. Ваня у ветеринара.
- Дорога в город. 3. Совет бабки Анисьи.
- Встреча с доктором. 4. Дорога в город.
- Лесной пожар. 5. Встреча с доктором.
- Заяц у деда. 6. Заяц у деда.
- Почему автор нарушил реальную последовательность событий?
- Почему рассказ о лесном пожаре перенесён в самый конец повествования?
(для ответа на них следует еще раз обратиться к третьей части, перечитать её).
Вывод: последовательность событий в рассказе нарушена, чтобы подчеркнуть наиболее драматичный эпизод в нём и тем самым помочь читателю понять главную мысль: животные – наши друзья, к ним надо относиться бережно.
Раскрытию идейно-художественного смысла произведения способствует работа над пейзажем.
Детям предлагается найти пейзажи в тексте, верно, определить их границы.
- Для чего нужен тот или иной пейзаж в рассказе?
- Какое настроение возникло при чтении эпизода пожара? (чувство страха, тревоги, опасности, напряжения), предлагает найти это описание в тексте и представить его.
Лесной пожар – картина страшная ,фантастическая и малопредставляемая.
После воссоздания дети уточняют настроение, вызванное пейзажем, и стараются прочитать описание так, чтобы передать голосом картину пожара и передать настроение тревоги, страха, отчаяния.
Вывод: описание пожара нужно в рассказе для того, чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда ,чтобы стало ясно, почему дед-охотник вдруг лечит зайца, а не «жарит его с луком».
Ребятам предлагается найти описание пейзажа в первой части, зачитать и выяснить, что он нужен для того, чтобы показать, как тяжело переносит засуху природа, как плохо себя чувствует заяц.
- Для чего автор показал измученность природы во второй части рассказа?
(описание жары выявляет характер деда Лариона: его благодарность так велика, что он в самую жару, пешком, несёт зверька в город на лечение).
Описание грозы во второй части рассказа интересно и по характеру, и по своей композиционной функции.
Детям предлагается найти и зачитать это описание.
Гроза, гром, молнии изображены как живые существа. Гроза «выходит» из-за Оки большим гигантским сказочным существом.
Гром – «ленивый», «заспанный силач», «нехотя потряхивая землю». Молнии «исподтишка» бьют в луга. Каждое явление имеет свой характер, свою живую душу.
Вывод: этот пейзаж интересен ещё и тем, что при его чтении возникает аналогия с судьбой зайца.
- Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видениями обучающихся.
- Творческие задания для обучающихся. (составление плана (охота на зайца, начало пожара, встреча с зайцем, спасение);
Самостоятельная работа в тетради (задание 1-3) подготовить краткий пересказ рассказа, выучить наизусть описание грозы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Паустовский "Заячьи лапы"
На уроке развивается умение анализировать поступки и характер героев, выделять главное, обобщать....
Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».
Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...
Урок литературного чтения в 3 классе УМК «ПНШ». Тема: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».
Цели урока:формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.у...
Урок литературного чтения "Заячьи лапы"
конспект урока литературного чтения 4 класс...
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»
Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и жанровыми особенностями произведения...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Целью данного урока является знакомство с героями рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения...
Материал к уроку литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: Г. Юдин, «Вытри лапы и входи»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003609","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003640","attributes":{"alt":"","class"...