Урок литературного чтения "Заячьи лапы"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Паутова Татьяна Владимировна

конспект урока литературного чтения 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx60.16 КБ

Предварительный просмотр:

Автор

Паутова Татьяна Владимировна

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

 К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Цель и планируемые результаты

Цель:

формировать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.

Задачи:

-  формировать активную читательской позиции;

-  формировать собственные суждения и высказывания по теме;

-   развивать сформированность  умения работать с книгой;

- развивать речь, воображение учащихся;

развивать умения анализировать поступки и характер героев;

- учить вдумчивому, осознанному чтению;

- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия;

Предметные результаты:

  • Продолжить работу по формированию читательских умений; развивать умение анализировать художественное       произведение
  • Формировать понятие о нравственности
  • Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения
  • Развивать творческие способности
  • Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу класса

Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник:  Литературное чтение 4 класс. Кубасова О.В.

Карта урока.

Толковый словарь

Ларец (шкатулка)

Корзинка

Листы с разрезанными на 2 части пословицами (по количеству малых групп детей)

Листы с незавершённой фразой (для каждого ученика)

http://standart.edu.ru/- официальный сайт ФГОС ООО

http://fgos.spb.ru-официальный сайт ФГОС Санкт-Петербурга

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Технология и методы обучения:

Технология развития критического мышления

Технология продуктивного чтения

Технология сотрудничества

Ход урока

  1. Оргмомент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Начнём урок.  Мне приятно видеть вас готовыми к уроку. Сегодня для вас приготовлена карта урока [1].  В карте вы будете выполнять задания

2.    Проверка домашнего задания

Учитель:

- Откройте с. 30 учебника

- Кто автор произведений, прочитанных нами на прошлом уроке?

Ученики:

- М. Пришвин

Учитель:

- Что поняли вы о писателе из его рассказов?

Ученики высказывают мнение о доброте писателя, о его внимательности к животным, …..

Учитель:

- В каких словах выражена главная мысль небольшого рассказа «Глоток молока»?

Ученики:

«через доброту и ласку прибавляются силы»

Учитель:

В карте урока отметьте пословицу, отражающую ваше мнение по рассказу.

Ученики самостоятельно отмечают пословицу. (Доброе слово лечит, а злое калечит.)

Проверка.

 Учитель просит 1-2 человек вслух прочитать пословицу.

3. Знакомство с новым произведением

Учитель:

- Я назову имя писателя, с произведением которого мы сегодня будем работать.

По своему опыту определите, о чём будет рассказ.

Константин Георгиевич ПАУСТОВСКИЙ

Ученики:

- О природе, о животных

Учитель:

С какими рассказами Паустовского мы уже встречались?

Ученики:

 «Тёплый хлеб», «Барсучий нос», «Стальное колечко»

Учитель:

 Рассказчиком  Константин Георгиевич ПАУСТОВСКИЙ

 был превосходным. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка учился языку везде - и неустанно учил этому своих многочисленных друзей

Природу он любил как поэт и художник. И сердился на "горожан", которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик.

Он любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу.

- Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…»  

 Он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые Полесские болота, Карелия,  Крым и Кавказ описаны им во множестве рассказов, новелл, очерков.

Учитель:

-После моего рассказа об авторе вам будет понятнее, чему посвящал свои рассказы Паустовский.

-Откройте с. 31. Прочтите название рассказа.

Ученики:

- «Заячьи лапы»

Учитель:

- Предположите, о ком будем читать.

Ученики высказывают предположения. Например, о зайце, о его внешнем облике, о заячьих повадках,….

Учитель:

-Перелистайте страницы рассказа. На сколько частей он разделён?

По частям и будем читать.

ЧТЕНИЕ 1 ЧАСТИ

Учитель:

-В карте урока написаны слова и выражения, которые встретятся в 1 части.  

Прочитаем их. (Предлагает прочитать  1-2 ученикам)

Объясните их значение. (Спрашивает 3-4 учеников)

Ученики  дают объяснение прочитанных слов и выражений.

Учитель при необходимости помогает ученикам дать объяснение.

Учитель:

-Приступаем к чтению рассказа.

Эту часть текста читать будем по ролям (Учитель спрашивает заранее подготовленных детей)

Учитель:

- Правильной ли была догадка, о ком рассказ?

- Оцените, правильно ли выбрали интонацию для чтения своих ролей ребята.

Ученики высказывают своё мнение.

Учитель:

- Чем отличается речь Анисьи? Можно ли по её речи догадаться, что она добрый, душевный человек?

Ученики:

- Речь Анисьи отличается простотой, незамысловатостью, она использует простонародные выражения. Анисья – добрый человек. Она обращается к Ване словом «милый», называет его «сердешный». Помогает Ване словом и советом.

Учитель:

- Каким вы представляете  зайца из этого рассказа?

- В какую беду попал заяц?

Ученики:

- Заяц больной, грустный. У него невесёлый вид.

- Зайцу  при пожаре обожгло лапы.

Учитель:

- Как отнесся к зайцу каждый  из персонажей рассказа?

- Запишите свои мысли в карту урока. 

- Предлагаю вам разный уровень самостоятельности при выполнения задания

Кому трудно, могут посмотреть на доску и использовать подготовленные фразы.

( На доске запись: внимательно, с сочувствием, равнодушно, с желанием помочь, по-доброму)

Проверка

 Учитель просит 1-2 учеников  зачитать ответы

Учитель:

- Предположите, будет ли спасён зайчик.

ЧТЕНИЕ 2 ЧАСТИ

Учитель:

- В карте урока написаны слова и выражения, которые встретятся во 2 части.  

Прочитаем их. (Предлагает прочитать  1-2 ученикам)

Объясните их значение. (Спрашивает 3-4 учеников)

Ученики  дают объяснение прочитанных слов и выражений.

Учитель при необходимости помогает ученикам дать объяснение.

Учитель:

-Приступаем к чтению рассказа.

Учитель руководит чтением, следит  за очерёдностью, исправляет ошибки.

Учитель:

- Кто участвовал в спасении зайца?

Ученики называют Ваню, Анисью, аптекаря, деда, Карла Петровича 

-Давайте вспомним всех действующих лиц.

Ученики называют Ваню, ветеринара, Анисью, аптекаря, деда, Карла Петровича 

Учитель:

Запишите действующих лиц в карту урока в порядке их появления в рассказе.

Ученики записывают в карту урока:

Ваня  

Ветеринар

Бабка Анисья

Аптекарь  

Дед Ларион

Доктор Карл Петрович

Учитель:

- Какие качества характеризуют каждого героя?

-Выберите из предложенных качества, характерные для каждого героя, запишите.

- Работать будете в парах.

Ученики записывают в карту урока:

Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый;

Бабка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая;

Аптекарь -  нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;

Ваня  - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Дед Ларион  - отзывчивый, робкий, добрый.)

Проверка

Учитель:

- Объединитесь с соседям в малые группы и обсудите написанные качества

- Кто из героев вызвал осуждение? Почему?

- Кто – одобрение, уважение?

Ученики обсуждают записи.

Учитель:

В рассказе есть еще одно действующее  лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.

Учитель:

- Откройте с. 35.   Найдите  предложение о суховее. Прочитайте. Что хочет сказать природа, о чём напоминает деду?

Ученики:

-О том, что надо помочь зайцу. Напоминает о том, что заяц вывел деда из пожара

Учитель:

-Откройте с. 37. Найдите  предложение о том, как  природа реагирует на слова Карла Петровича .

Ученики:

- На слова Карла Петровича ворчит гром.

Учитель:

Итак, совместными усилиями, как вы и предполагали, заяц спасён. Всё закончилось хорошо. Но есть ещё и 3 часть.

 ЧТЕНИЕ 3 ЧАСТИ

Учитель:

- Как вы думаете, о чём расскажет 3 часть?

Ученики высказывают предположения: о дальнейшей судьбе героев, почему дед спасал зайца, чем дед был обязан зайцу, ….

Учитель предлагает детям чтение по очереди и руководит чтением.

Учитель:

- По мере чтения можно задавать вопросы, если что-то будет неясно.

Учитель:

-  Почему дед  чувствовал себя виноватым перед зайцем?

Ученики:

- Дед охотился на зайца, а тот вывел его из пожара.

4. Работа над выявлением главной идеи произведения

Учитель:

-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?  

Ученики дают определение, руководствуясь собственным опытом: шкатулка, красивая коробка, ящик,..

Учитель:

- Где найти точное толкование слова?

Ученики:

- В толковом словаре.

Учитель вызывает 1 ученика для прочтения толкования слова «ларец»

ТОЛКОВЫЙ  СЛОВАРЬ

Ларе́ц, -  искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.

Учитель:

- Что хранят в ларцах?

Ученики:

Драгоценности, ценности.

Учитель:

-Правильно, в них хранят какие-то ценности.

- Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.

- Три  ученика из другого класса на вопрос «О чем этот рассказ?» высказали различные мнения:

( Учитель поочерёдно  достаёт ИЗ ЛАРЦА карточки [2] и зачитывает написанное)

(1ученик. Это рассказ о зайце

2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре

3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.)

-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ. Запишите в карту урока.

Ученики записывают в карту урока свои мысли.

Проверка.

Учитель просит 1-2 учеников зачитать вслух ответы

РАБОТА В ГРУППАХ

Учитель:

- Объединившись в группы, вы поработаете с пословицами, части которых перепутаны. [3]  Восстановите пословицы.

Ученики в группах читают начало пословицы и находят её конец.

(Доброму человеку и / чужая болезнь к сердцу.

Жизнь дана/ на добрые дела.)

ПРОВЕРКА

Учитель предлагает детям хором прочитать пословицы и просит 1-2 учеников объяснить смысл пословиц.

5. Обобщение

Учитель:

- Какая простая истина вам открылась? Что хотел сказать автор? Чему нас научить?

Ученики:

- Нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим…..

Учитель:

- Вы нашли истину. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Перелистайте учебник, обратите внимание на иллюстрации. На рисунках центральное место занимает заяц, а не люди? Почему?

Ученики:

- Это из-за зайца разыгрались события. Кто-то не захотел помогать обычному зайцу.

Только добрые люди будут испытывать чувство благодарности к животному и желание его спасать.

Учитель:

-Действительно,  больной заяц в центре  событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто –то нет.

- Перед нами «корзина мыслей»  (Учитель демонстрирует корзинку)

Задание по выбору.

- Каждый из вас выберет фразу  [4] по своему усмотрению  и допишет предложение. Потом подойдёте и положите   лист в корзину.

(На листочке написаны незавершенные  фразы.

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко, ….

Быть добрым тяжело, …

Каждый ученик выбирает начало предложения, дописывает и кладёт в корзинку)

Анализ ответов

Учитель (перебирая листы с ответами):

- Ваши мысли о доброте меня радуют.  Я поняла, что вы готовы помогать всем нуждающимся в помощи. Даже, если будет тяжело, трудно, вы постараетесь не отступить.

- Совершив добро, наслаждайтесь тем, что окружающим стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа.

Если мы научимся этому, то мы – богатые  люди.  А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь

6. Итог урока

Учитель:

- В конце нашего урока я предлагаю вам оценить следующие высказывания, представленные в карте урока.  С чем вы согласитесь, ту фразу и отметьте.

Ученики читают высказывания в карте урока, отмечают нужное.

(Да, герои поступили совершенно правильно.

Нет, поступок героя, мне кажется, неоправданным, зря только беспокоили людей.)

Учитель:

- Продолжите работу в карте урока. Допишите фразу:

(Рассказ К.Г. Паустовского мне _________________________.

Он научил меня относиться к ________________________________________________

Я  хочу / / не хочу прочитать другие произведения этого автора. )

Ученики работают в карте урока.

Учитель:

- Карты урока  я соберу, посмотрю вашу работу. Сегодня  хорошо читали ………….

На уроке были активны ……….  Оценки за урок я выставлю после просмотра карт.

7. Домашнее задание

Учитель:

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам  составить план рассказа и пересказать одну часть по выбору.

- А закончить наш урок я хочу словами Жана Лафонтена

 «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.»

Спасибо за работу.

Приложения

[1]

КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ_____________________________________

  1. Отметь пословицу:

…  Сумел провиниться, сумей и повиниться.

… Семь раз отмерь, один раз отрежь.

… Доброе слово лечит, а злое калечит.

  1. Готовимся к чтению 1 части:

ветеринар                                    старушка прошамкала                                  

вышел в сени                               пахнет гарью

бревенчатая стена                      пробежал напрямик

больного выходить

  1. Отношение к лесному жителю

Ваня

Ветеринар

Анисья

  1. Готовимся к чтению 2 части:

вереницы облаков                         базарная площадь                 яви милость

рвались вверх, к зениту                извозчики                                 фетровая шляпа

взял посох                                         водоразборная будка           тряпьё

ветер суховей                                   пенсне

онучи – портянки, обмотки для ног

  1. Характеризуем героев:

Слова для справок: грубый, жалостливая, заботливый, образованный, строгий,

                                      добрый, раздражённый, сердитый, упорный, отзывчивый

  1. Ищем истину:

Это рассказ о зайце.    Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.  Это рассказ о пожаре.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Корзина мыслей

Да, герои поступили совершенно правильно.

Нет, поступок героя мне кажется неоправданным. Зря только людей беспокоили.

Рассказ К.Г. Паустовского мне ____________________________. Он научил меня относиться к _______________________________________________________________________________.

Я хочу/не хочу прочитать другие произведения этого автора.

[2]

1 ученик. Это рассказ о зайце

2 ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре

3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.

[3]

Доброму человеку и

на добрые дела

Жизнь дана

чужая болезнь к сердцу

[4]

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко, ….

Быть добрым тяжело,…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Паустовский "Заячьи лапы"

На уроке  развивается  умение анализировать поступки и характер героев, выделять главное, обобщать....

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Заячьи лапы".

Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, развивать у младших школьников умение обобщать изученный материал....

Урок литературного чтения в 3 классе УМК «ПНШ». Тема: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».

Цели урока:формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.у...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и  жанровыми особенностями произведения...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Целью  данного урока является знакомство с героями рассказа  К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения...

Материал к уроку литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: Г. Юдин, «Вытри лапы и входи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003609","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003640","attributes":{"alt":"","class"...