Рабочая программа по литературному чтению 1 класс (7.2)
рабочая программа по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
МБОУ "СШ № 8"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Вариант 7.2.)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1 (дополнительного) класса
г. Нижневартовск, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 8
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (132 часа) 20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее – далее ФГОС НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся с ЗПР, сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Как и русский язык, литературное чтение предстаёт в качестве одного из ведущих предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения могут допускать большое количество разнообразных ошибок (пропуски, замены, перестановки букв, ударение, чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто оказываются не в состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать главную мысль прочитанного, установить причинно-следственные связи, самостоятельно охарактеризовать героев произведения и дать оценку их поступкам. Обучающиеся с ЗПР долгое время затрудняются в правильном интонировании при чтении.
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки обучающегося с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В процессе освоения курса у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры.
Приобретенные обучающимися с ЗПР знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Коррекционная направленность обучения предполагает введение дополнительных видов деятельности и специальных упражнений, направленных на преодоление недостатков в развитии речи обучающихся с ЗПР, обогащение словарного запаса, активизацию развития звукового анализа и синтеза как основы профилактики специфических ошибок чтения. Учитель начальных классов должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дислексия.
Для совершенствования техники чтения, преодоления разнообразных ошибок и затруднений у обучающихся с ЗПР проводятся специальные тренировочные упражнения, включающие чтение слоговых таблиц, столбиков слов с наращиванием слогов, чтение пар слов, отличающихся одной буквой, преобразование слов, отработка чтения слов определенной слоговой структуры и др. Также используются упражнения по расширению поля зрения читающего, тренировки зрительного восприятия. Особое место отводится работе с текстом, в процессе которой обучающиеся поэтапно переводятся от умений работать с помощью учителя к самостоятельному анализу прочитанного. Склонность обучающихся с ЗПР к механическому чтению требует необходимости усиления видов деятельности учащихся над осознанностью чтения, пониманием прочитанного. С первого класса проводится работа над выборочным чтением, нахождением в предложении или тексте заданных слов, выражений, отрывков. Обучающиеся с ЗПР приучаются к целостному анализу прочитанного, поиску логических связей между частями произведения, причинно-следственных связей между событиями. Большое значение уделяется словарной работе. Происходит развитие понятийной стороны речи, расширение словаря; обучающиеся с ЗПР приучаются обращать внимание на непонятные слова, развивают привычку выяснять их значение, более тонко анализируют языковой материал. Должна предусматриваться специальная продолжительная работа по обучению пересказу. Обучающиеся учатся излагать тексты небольшого объема с опорой на картинный план и ключевые слова, затем на план-вопрос и позже на совместно составленный план излагаемого текста, при этом визуальная поддержка может долго служить опорой для обучающегося.
При усвоении учебного предмета «Литературное чтение» у обучающихся с ЗПР формируется положительная мотивация к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; происходит достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; формируется первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; происходит овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам; происходит овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению к учебному предмету «Литература», который изучается на уровне основного общего образования.
На литературное чтение в 1 дополнительном классе отводится 33 учебные недели (132 часа).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Повторение изученного в 1 классе. Звуковая структура слова. Плавное чтение слогов. Чтение слов, включающих: а) открытые и закрытые слоги всех видов; б) гласные е, ё, ю, и, й, твердый и мягкий знаки; в) слоги со стечением согласных всех видов.
Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков, оптическим признакам букв. Чтение целыми словами. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение предложений.
Осознанное чтение текстов небольших произведений.
Знакомство с произведениями детской литературы, доступными для детей. Работа с текстами азбуки: чтение, анализ содержания, уточнения значения слов, соотнесение прочитанного с иллюстрацией.
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке.
Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях.
Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных, например, «Лисица и тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки, например, К.Д, Ушинский «Петух и собака», сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение (общее представление на примере не менее шести произведений К.Д. Ушинского, ЛМ. Толстого, Е.А. Пермяка, В.А. Осеевой, А.Л. Барто, Ю.И. Ермолаева и других). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»,
В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я — лишний», Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» и другие (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений АК. Толстого, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой, СЛ. Маршака и другое). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество: малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка игровой народный фольклор. Загадки средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
Произведения о братьях наших меньших (три-четыре автора по выбору) герои произведений: Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, действий, нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.
Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере произведений Е.А. Благининой, А.Л. Барто, А.В. Митяева и других). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», ВОВ. Лунин «Я видел чудо», Б.В, Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации как элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в 1 дополнительном классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические и исследовательские действия:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения; понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста; ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);
различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам;
сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
Работа с информацией:
понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие); соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме; пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;
объяснять своими словами значение изученных понятий; описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия
понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;
проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении читательской деятельности.
Совместная деятельность:
проявлять желание работать в парах, небольших группах; проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы по литературному чтению отражают освоение обучающимися социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать после совместного анализа основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять с помощью учителя существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить после совместного анализа закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
формулировать с помощь. учителя выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий, придерживаться последовательности действий в соответствии с целью.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
К концу обучения в 1 дополнительном классе обучающийся научится:
- понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов под руководством учителя;
- владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений на выбор о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
- различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь; различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
- понимать содержание прослушанного (прочитанного) произведения: понимать заголовок произведения , и уметь соотносить с его содержанием, отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного (прочитанного) произведения под руководством учителя: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря (из словаря учебника);
- участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
- пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
- составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 2 предложений) по заданному алгоритму под руководством учителя;
- ориентироваться в книге (учебнике) по обложке, оглавлению, иллюстрациям; выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендованного учителем списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
- формировать потребность в систематическом чтении.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (132 часа)
Тематическое планирование рассчитано на классы, закончившие изучение курса «Обучение грамоте»[1].
Последовательность изучения тем и выделенное количество учебных часов на изучение разделов могут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации процесса обучения и расширения содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | День Знаний. Рассказ по сюжетной картине. Произведения устного народного творчества | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
2 | Знакомство с учебником. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
3 | Произведения устного народного творчества | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
4 | Рассказ по сюжетной картине. Произведения устного народного творчества | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
5 | Рассказ по сюжетной картине. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
6 | Интонационное выделение первого звука в словах | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
7 | Интонационное выделение первого звука в словах | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
8 | В. Голявкин «Спрятался» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
9 | О. Дриз «Горячий привет». Г. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
10 | Остер «Привет Мартышке» (отрывок) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
11 | В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
12 | В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
13 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
14 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». | 1 | Российская электронная школа | |||
15 | С. Черный «Живая азбука»; | 1 | Российская электронная школа | |||
16 | С. Черный «Живая азбука»; | 1 | Российская электронная школа | |||
17 | Г. Сапгир «Про медведя», | 1 | ||||
18 | Г. Сапгир «Про медведя», | 1 | ||||
19 | Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» | 1 | ||||
20 | Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» | 1 | ||||
21 | М. Бородицкая «Разговор с пчелой», | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
22 | М. Бородицкая «Разговор с пчелой», | 1 | ||||
23 | Гамазкова «Кто как кричит?». | 1 | ||||
24 | Гамазкова «Кто как кричит?». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
25 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1 | ||||
26 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1 | ||||
27 | С. Маршак И его произведения | 1 | ||||
28 | Повторение Алфавит. С. Я. Маршак «Ты эти буквы заучи…». | 1 | ||||
29 | В. Сутеев «Кораблик». Кир Булычев «Скороговорка». | 1 | ||||
30 | В. Бианки «Лис и Мышонок» | 1 | ||||
31 | Развитие восприятия художественного произведения М.Л. Михайлов «Лесные хоромы» | 1 | ||||
32 | Е. Чарушин «Теремок». | 1 | ||||
33 | Е. Чарушин «Теремок». | 1 | ||||
34 | Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 | ||||
35 | Загадки | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
36 | Загадки | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
37 | Песенки. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
38 | Русские народные потешки. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
39 | Русские народные потешки. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
40 | Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
41 | Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
42 | Развитие восприятия художественного произведения А.Л. Барто В школу | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
43 | Сказки А.С. Пушкина | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
44 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | 1 | ||||
45 | Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | 1 | ||||
46 | В. Сутеев «Кораблик». В. Бианки «Лис и Мышонок» | 1 | ||||
47 | Кир Булычев «Скороговорка». | 1 | ||||
48 | РНС «Петух и собака» | 1 | ||||
49 | РНС «Петух и собака» | 1 | ||||
50 | Из старинных книг | 1 | ||||
51 | Развитие восприятия художественного произведения Л. Пантелеев Буква «ты» | 1 | ||||
52 | Апрель, апрель. Звенит капель! | 1 | ||||
53 | А. Плещеев «Сельская песенка». | 1 | ||||
54 | А. Майков «Весна»; «Ласточка примчалась». | 1 | ||||
55 | Т. Белозеров «Подснежники» | 1 | ||||
56 | Развитие восприятия художественного произведения Я.Л. Аким Мой верный чиж. | 1 | ||||
57 | С. Маршак «Апрель». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
58 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Е. Трутневой и др. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
59 | Стихотворения Р. Се-фа, В. Берестова. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
60 | И в шутку, и всерьез. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
61 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
62 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
63 | Я. Тайц «Волк». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
64 | Развитие восприятия художественного произведения Е.А. Благинина Тюлюлюй. | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
65 | Г. Кружков «Ррры!» | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
66 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
67 | К. Чуковский «Федот-ка». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
68 | О. Дриз «Привет». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
69 | И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
70 | И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 1 | ||||
71 | К.И. Чуковский «Телефон». | 1 | ||||
72 | К.И. Чуковский «Телефон». | 1 | ||||
73 | М. Пляцковский «Помощник». | 1 | ||||
74 | М. Пляцковский «Помощник». | 1 | ||||
75 | Из старинных книг. С. Маршак «Усатый-полосатый» | 1 | ||||
76 | Я и мои друзья. | 1 | ||||
77 | Ю. Ермолаев «Лучший друг». | 1 | ||||
78 | Е. Благинина «Подарок». | 1 | ||||
79 | В. Орлов «Кто первый?». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
80 | В. Орлов «Кто первый?». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
81 | С. Михалков «Бараны». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
82 | Стихотворения разных авторов о дружбе. | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
83 | С. Маршак «Хороший день». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
84 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
85 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
86 | Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
87 | Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
88 | Алфавит. С. Я. Маршак «Ты эти буквы заучи…». В. Голявкин «Спрятался» | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
89 | В. Сутеев «Три котёнка». А. Шибаев «Беспокойные соседки» | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
90 | Е. Пермяк «Про нос и язык». Г. Остер «Меня нет дома» | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
91 | А. Шибаев «На зарядку – становись!», «Познакомились» | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
92 | Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора» | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
93 | Г. Цыферов «Маленький тигр». С. Чёрный «Кто?» | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
94 | Г. Остер «Середина сосиски». Я. Аким «Жадина». Стихотворения о дружбе | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
95 | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». Украинская народная сказка «Рукавичка» | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
96 | Г. Остер «Спускаться легче» В. Сутеев «Под грибом» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
97 | А. Шибаев «Что за шутки?». Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
98 | Б. Житков «Как меня называли». А. Кушнер «Большая новость» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
99 | Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
100 | Е. Чарушин «Яшка». А. Кушнер «Что я узнал!» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
101 | Ю. Дмитриев «Медвежата». Г. Снегирёв «Медвежата» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
102 | М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква» Н. Носов «Ступеньки» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
103 | О. Дриз «Горячий привет». Г. Остер «Привет Мартышке» (отрывок) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
104 | Е. Чарушин «Зайчата». | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
105 | Н. Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
106 | Н. Носов «Затейники» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
107 | А. Толстой «Ёж» В. Лунин «Волк ужасно разъярен…». Г. Цыферов «Зелёный заяц» | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | |||
108 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь» | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
109 | С. Михалков «Трезор». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
110 | Р. Сеф «Кто любит собак». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
111 | В. Осеева «Собака яростно лаяла». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
112 | В. Берестов «Лягушата». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
113 | С. Михалков «Важный совет». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
114 | Д. Хармс «Храбрый ёж». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
115 | М. Пляцковский «Цап Царапыч». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
116 | Г.Сапгир «Кошка». | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
117 | Как хорошо уметь читать! | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
118 | Е. Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р" | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
119 | Наше Отечество | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
120 | Создатели славянской азбуки | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
121 | РНС | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
122 | А.С. Пушкин. Л.Н. Толстой | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
123 | К.Д. Ушинский | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
124 | К.И. Чуковский | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
125 | В.В. Бианки | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru | |||
126 | С.Я Маршак | 1 | ||||
127 | М.М. Пришвин А.Л. Барто | 1 | ||||
128 | Г.Сапгир | 1 | ||||
129 | С.В. Михалков | 1 | ||||
130 | Б.В. Заходер | 1 | ||||
131 | В.Д. Берестов | 1 | ||||
132 | Конкурс чтецов | 1 | Российская электронная школа https://resh.edu.ru |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение (в 2 частях), 1дополнительный класс/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина
Москва «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК «Школа России»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/3/
Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/main
МЭО https://uchebnik.mos.ru/catalogue?class_level_ids=3subject_program_ids=31937332
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru.
Видеоуроки, презентации.
[1] Начальным этапом изучения предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Тематическое планирование курса «Обучение грамоте» представлено в Федеральной рабочей программе учебного предмета «Русский язык».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...