Дидактические игры на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (1 класс)
Дидактические игры на уроках литературного чтения в 1 классе.
Угадай последнее слово и запиши.
Ты к обеду положи
Ложки, вилки и ... (ножи).
Не поедет без бензина
Наша быстрая ... (машина).
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки
Не пушинки, а ... (снежинки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроках литературного чтения в 1 классе.
Угадай последнее слово и запиши.
Ты к обеду положи
Ложки, вилки и ... (ножи).
Не поедет без бензина
Наша быстрая ... (машина).
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки
Не пушинки, а ... (снежинки).
Я от досады чуть не плачу —
Не решается ... (задача).
Захотели малыши
Поточить ... (карандаши)
Наша Мурка спит и слышит,
Как в углу скребутся ...
(мыши).
Я только нитки Отыщу
И змея в небо .. (запущу )
Удивляется наш Сашка:
— Блюдце есть, а где же ... (чашка)?
ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ
ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ
Игра «Внимание».
Оборудование: карточки с напечатанными словами у учителя.
Содержание игры: Учитель показывает карточку на несколько секунд, затем убирает. Дети должны сказать, что прочитали - ель, щель
- мех, смех
- лук, люк
- Что менялось в словах?
Игра “Слово”.
Записать(назвать) как можно больше слов, относящихся к темам.
Игра «Слово в слове»
(в каждом слове «спряталось» еще одно слово)
Смородина, хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки, дорожки, бабочка, буквари, радуга, дорога, платочки, огород, олень, угроза, камыши, морозы, дорога, лесник, ягоды, гвоздика, победа, погода, фасоль, скрипка, восток, забор.
Ответы: смородина – родина, хлопушка – пушка, гармошка – мошка, ласточки – точки, стрекоза – коза, морозы – розы, тапочки – почки, дорожки – рожки, бабочка – бочка, буквари – буква, радуга – дуга, дорога – рога, платочки – точки, огород – город, олень – лень, угроза – роза, камыши – мыши, морозы – розы, дорога – рога, лесник – лес, ягоды – годы.
Игра «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель»
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
Найди лишнее слово
Какое слово в каждой строке является лишним? Найди это слово и вычеркни.
Окунь, дельфин, карась, сом.
Орёл, страус, гриф, сокол.
Альбатрос, ворона, чайка, буревестник.
Заяц, беляк, кролик, русак.
Колли, болонка, собака, такса.
Питон, анаконда, гадюка, хамелеон.
Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Укрась высказывание
Учитель произносит высказывание: Девочка поет песню.
Учитель показывает место, где дети должны вставить слово-признак.
Маленькая девочка поет песню.
Маленькая девочка поет веселую песню.
При выполнении задания дети могут составить модели новых высказываний.
Закончи высказывание
Детям предлагается закончить высказывание.
Книга лежит на ... .
Человек находится в ... .
Мы играли на ... .
Дети пошли утром ... .
Куда спрятался?
Учитель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).
Вылечи высказывание
Набор деформированных предложений
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная , крутая и длинная горка была
В а р и а н т 1
Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.
... гнезде пищат птенцы.
Платок лежит ... кармане.
Вазу поставили ... стол.
Чайник кипит ... плите.
Рыба живет ... реке.
Задание сопровождается составлением моделей высказываний.
В а р и а н т 2
Исправьте ошибки устно.
В стене висит портрет.
Суп варят на кастрюле.
Молоко налили на чашку.
Сорока села в дерево.
Мальчик стоит в мосту.
Дети пошли на лес.
Из дерева опадают листья.
Ира пришла с магазина.
Звуковой анализ слова
1. Наоборот
Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.
Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)
Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.
2. Нужный работник
Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.
книга гора сумка
бокс гуси пес
веник пол
свет клумба
3. Разложи по кирпичикам дом (звуковой анализ)
Учитель предлагает высказывание, с которым дети должны работать в такой последовательности:
составление схемы целого предложения;
составление слоговых моделей под моделями слов;
выделение гласных звуков точками.
Дом стоит на горе.
Упражнения на формирование навыка правильного чтения
1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).
2) Повтори, что сказал учитель:
Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).
4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.
5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.
6) Чтение «перевертышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
«Да или нет?»
Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.
Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.
Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.
«Дополни предложение»
Кот мяукал...
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух
«Игра в прятки»
Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
Упражнения на развития навыка осознанного чтения
1. Логические упражнения
1) Что общего в этих словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2) Назови одним словом.
Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.
3) Какое слово лишнее?
Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.
4) Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.
Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.
6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.
а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).
б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной).
в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).
7) Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол.
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.
2. Игры по составлению слов
1) Найди слово в слове.
гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка
2) Закончи предложение.
По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр.
3) Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.
(Картина).
С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу.
(Кабан – чабан).
4) Найди название животных среди строк.
Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
Упражнения на формирование навыка правильного чтения
1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).
2) Повтори, что сказал учитель:
Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).
4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.
5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.
6) Чтение «перевертышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках чтения
Данные дидактические задания помогут разнообразить самостоятельную работу на уроке или на внеурочных занятиях. Используются в качестве индивидуальных карточек....
Дидактические игры по литературному чтению.
Дидактическая игра «Знатоки сказок», «Сказочный переполох» и другие...
Дидактические игры на уроках чтения в 1 классе.
Дидактические игры на уроках обучения грамоте в 1 классе....
дидактические игры для уроков чтения
дидактические игры для уроков чтения для1, 2 классов...
Дидактическая игра по литературному чтению. 4 класс. Писатели
Дидактическая игра по литературному чтению для 4 класса "Писатели" создана в программе Microsoft Power Point с применением технологического приёма «анимированная сорбонка». Анимированная с...
Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ в рамках личностно - ориентированного подхода
В данной методической разработке представлене каталог дидактических игр и упражнений , который может быть использован на уроках чтения и развития речи с младшими школьнками в рамках личностно-ориентир...