Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ в рамках личностно - ориентированного подхода
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В данной методической разработке представлене каталог дидактических игр и упражнений , который может быть использован на уроках чтения и развития речи с младшими школьнками в рамках личностно-ориентированного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 509.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.
Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. игры построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. («Буква заблудилась», «Живые слова», «Тим-Том» и т.п.)
Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения подчеркивается необходимость учета особенностей его субъектов, то для меня, как педагога становится актуальной проблема дифференциации детей.
На мой взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам:
- разные стартовые возможности детей;
- разные способности, а с определённого возраста и склонности;
- для обеспечения индивидуальной траектории развития.
Традиционно в основе дифференциации лежал подход по принципу «больше-меньше», при котором лишь увеличивался объём предлагаемого ученику материала – «сильные» получали задание больше, а «слабые» – меньше. Такое решение проблемы дифференциации не снимало саму проблему и приводило к тому, что способные дети задерживались в своём развитии, а отстающие не могли преодолеть трудностей, возникавших у них при решении учебных задач.
Создать благоприятные педагогические условия для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации помогла технология уровневой дифференциации, которую я применяю на своих уроках.
Обобщу способы дифференциации:
1. Дифференциация содержания учебных заданий:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объёму.
2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
- по степени самостоятельности учащихся;
- по степени и характеру помощи учащимся;
- по характеру учебных действий.
Мною были сгруппированы дидактические игры по признаку степени участия в них творческого компонента, как главной составляющей личностно – ориентированного подхода на уроках чтения.
1. задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать;
2. задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого;
3. задания с проблемными вопросами;
4. задания на развитие воображения и творчества;
Примеры дидактического материала для уроков чтения
1. Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
«Солнышко». В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы. Использовать данный приём можно |
«Гроздь». В «ягоды» винограда вписываются черты характера литературного героя и т.д. Использовать данный приём можно |
Игры – загадки
Игра «Угадай».
Оборудование: карточки с предложениями, в которых нет концов слов.
Содержание игры: дети выбирают карточку и пробуют прочитать предложение.
Например: Мы с пап сегод пош в ки.
По опорным словам отгадать название рассказа.
Например:
Курица, утёнок, собака («Пиковая Дама»)
Зайчик, бобр, выдра («Листопадничек»)
Собака, хозяйка, щенки («Малька провинилась»)
Игра «Откуда я?».
Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети должны отгадать произведение и рассказать кратко, о чём этот рассказ, или прочитать наизусть стихотворение.
Игра «Угадай название сказки».
Учитель зачитывает отрывки из сказок.
Учащиеся должны отгадать автора сказки и название, (команд может быть несколько)
Пример: «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положим несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы».
(Г.X. Андерсен «Дюймовочка»).
Игра «Цветик - семицветик» по теме «Устное народное творчество»
Оборудование: цветик - семицветик, юла со стрелочкой, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Содержание игры:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, на нём подведём мы работы итог.
О жанрах, устного народного творчества поговорим.
И что же новое определим
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
А цветочек не простой -
В нём каждый лепесточек расписной.
Один ребёнок раскручивает юлу. Смотрит, на какую карточку указывает стрелка, прикреплённая к ней. Учитель открывает лепесток с этим номером, а ребёнок читает задания, написанные на лепестке.
Определите жанр:
Три - та - та, три - та - та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка - по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, котик,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Придумай иллюстрацию, сделай игровую закладку (подвижную). Нарисуй героиню сказок и расскажи о ней.
Игра «Найди пару».
Оборудование: карточки с напечатанными пословицами или устойчивыми словосочетаниями. Каждая пословица поделена пополам и написана на двух карточках.
Содержание игры: Дети, работая в небольших группах, находят начало и конец пословицы на разных карточках, составляют их и объясняют смысл. Например: Всякая дорога вдвоём веселей
Друзья познаются в беде.
У одного с трудом, у двоих со смехом.)
Игра «Торги или Начинаем с десяти слов».
Ведущий называет по очереди предложение из десяти слов. Кто быстрее назовёт, тот выиграл.
Пример:
- «Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё...»
(«По щучьему велению»)
- «Жил старик со своею старухой у самого синего моря...»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
- «В старые - стародавние времена царь Горох воевал с грибами...»
(«Война грибов»)
- «Посадил дед репку - выросла репка большая - пребольшая. Стал дед репку тащить...»
(«Репка»)
- «Захотелось петушку посмотреть, кто так сладко поёт: выглянул он в окно...»
(«Петух и кот»)
- «- Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.
- Да ведь их там...»
(«Двенадцать месяцев»)
- «Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собрались гурьбой…»
(Дедушка Мазай и зайцы»)
- «Солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег…»
(«Синичкин календарь)
И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Охотники очень внимательны и наблюдательны.
Разложите картины с животными в таком же порядке как в тексте.
К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа.
- А след какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)
- Почему?
Игра «Собери словечко» (по теме «Русская народная сказка»)
ЗА ЖУ НА СА
МЕД ЛИ КА ВЕДЬ
СОБА ВОРО ЯЦ РАВЛ\.
Игра «Восстанови слово».
С...кр…т (е, е)
Пр…ст…л…сь (о, о, а)
К…р…нд…ш (а, а, а)
Игра «Доскажи словечко»
Оборудование: карточки со стихами без одного последнего слова.
Содержание: досказать словечко.
1).Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года.
Однажды с этою страной
Простились ... (навсегда)
2). Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую ... (тетрадь)
С.В. Михалков.
Прочитайте, глядя на точку. |
Быстро прочитайте слоги. |
Прочитайте буквосочетание. Составьте из них побольше слов. |
Прочитайте (быстро) по стрелкам. |
Лучевые таблицы. |
«Буква потерялась».
В этих словах вместо черточек представляйте букву «а» и прочитайте их.
В этих словах вместо черточек представляйте букву «е» и прочитайте их.
В этих словах вместо черточек представляйте букву «о» и прочитайте их.
| |
«Веселый старт». В каждом слове читай только первую букву. | |
9. В каждом слове читай только вторую букву. |
| ||
Упражнение «Волшебная цепочка». |
«Испорченные буквы». Отгадай слово. |
«Заколдованные карточки». |
Игра «Третий лишний».
Назвать лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее. Например, обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
Федя, Гриша, Миша (Гриша - не герой рассказа Носова)
Рожь, пшеница, мука (пшеница не упоминалась в Фединой задаче)
Игра «Найди слово в слове».
Класс делится на 2 команды. На доске записано слово. Ученики по очереди называют по одному слову. Выигрывает та команда, которая последняя назовёт слово.
2. задания различного уровня сложности:
репродуктивного, преобразующего, творческого
Конкурс «Вспомни, кто написал».
Детям раздаются карточки с отрывками произведений, которые изучались в данном разделе. Задача - прочитать выразительно для соперников. Соперники должны назвать автора.
Составление вопросов и тестов по данному тексту.
Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).
Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.
Работа с кроссвордами.
Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.
Например:
Кроссворд "Сказка о царе Салтане"
1. Кто обещал на весь крещёный мир приготовить пир? (Бабариха)
2. Остров на котором поселился царевич? ( Буян)
3. Что грызла белка под елью? (орешки)
4. В чём добрались до остова царица с сыном? (бочка)
5. Как звали человека, превращавшегося в комара? ( Гвидон)
6. Звание Гвидона? (князь)
3. задания с проблемными вопросами
«Займи позицию».
Например: В.А. Осеева «Кто хозяин?» 2 класс Выберите ответ: справа – Ваня, слева – Коля. Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты из жизни, примеры из литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка» могут изменить своё мнение и занять другую позицию. Это будет говорить о том, что оппоненты их убедили. |
Игры – предположения
Продолжение произведения (придумывание конца)
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.
Письмо главному герою.
Игры – поручения
1. «Живые рисунки».
Этот приём эффективнее всего создаёт ситуацию заинтересованности, побуждает работать на уроке «молчаливых» детей.
Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней и т.д.
«Ты - художник»
С.Я.Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай - Ага, что в переводе означало « старый дед». Он был очень свиреп, и многие матери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить к самому Бабай – Аге. Часто говорили: « Спи, а то Бабай – Ага возьмет». Все это было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя. Слово Бабай – Ага превратилось в слово Баба - Яга».
Может, ты не веришь? Обоснуй свой ответ.
4. задания на развитие воображения и творчества.
Игры – беседы.
«Тайные мысли».
Анализируя идейно-художественный смысл произведения, характер литературного героя, причины тех или иных поступков героя, дети часто сами высказывают мысли, с которыми в глубине души не согласны. Этот приём помогает «достать» наружу тайные вопросы, которые беспокоят ребят, тайные убеждения, которые боятся сразу высказать вслух. Конечно, для того чтобы школьники говорили открыто, необходимо создать атмосферу доверия.
- Приветствуется любое мнение, которое будет обосновано.
«Решето».
(Этот приём эффективно использовать, когда нужно что-то от чего-то отделить).
Например:
1)выбрать из группы черт характера только те, которыми можно охарактеризовать именно этого литературного героя, ли отделить положительные черты от отрицательных;
2) из группы событий выбрать только те, которые произошли в жизни литературного героя.
Игра « Веришь – не веришь»
Озеро Ямное
« Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звездное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо хоть, рыбаков над лунками не было…»
«Интересное это озеро Ямное и немного таинственное – может пропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве нам рассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды вода ушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце»
( из воспоминаний В.В. Бианки).
Веришь ли ты в то, что озеро может исчезнуть? Объясни.
Игра « Вот иду я и вижу…»
Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!
Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)
Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. ( Красный волк)
Игры – путешествия
Задание №1.
Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.
«Детки - радость, детки же и горе»
«Вся семья вместе - так и душа на месте»
«Не тот отец - мать, кто родня, а тот, кто вспоил, вскормил да добру
научил»
Задание№ 2
Прочитайте скороговорки
Пришёл Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп.
И ушёл Прокоп, кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха -ха-ха-ха!
В один, Клим, клин колоти.
Задание № 3
- Что такое небылицы?
Придумайте небылицу с рифмой галка - палка.
Задание № 4
- Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека?
- Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
- Два брюшка, четыре ушка.
Игра «Кораблекрушение».
Учитель вывешивает плакат, на котором разными цветами написаны слова. Из данных слов составить название рассказов.
Игра «Расскажи по картинке».
В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам изученной темы. (Это иллюстрация к рассказу ... ).
(Здесь изображены ...) .
Это тот отрывок рассказа, где происходит.. .)
Работа с иллюстрацией к тексту.
Свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.
После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют
Лепка и аппликация.
Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.
Творческое пересказывание.
Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении.
Составление викторин.
Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.
Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.
Драматизация.
Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.
При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:
- Только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;
- Только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;
- Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.
Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.
Составление сказочных объявлений и телеграмм.
Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение– основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.
Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.
“Древо мудрости!”
Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершите записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
“Живые картинки”.
Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.
Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.
Конкурс «Вспомни, кто написал».
Детям раздаются карточки с отрывками произведений, которые изучались в данном разделе. Задача - прочитать выразительно для соперников. Соперники должны назвать автора.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №39»
Ул. Ильинская, д.22, г. Нижний Новгород, 603109 тел. 433-78-89
«Дидактический
материал
по чтению
для обучающихся
1-4 классов»
Учитель: Кострова Татьяна Сергеевна
Нижний Новгород
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...
Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе
Дидактический материал является важныйшим компонентов образовательного процесса. Он обеспечивает включение ребенка в освоение материала. Дидактическая игра очень важна именно в начальной школе, так ка...
Дидактические игры на уроках математике в начальной школе.
Дидактические игры на уроках математике в начальной школе....
Дидактические игры на уроках математики в начальной школе.
Особенности использования дидактических игр на уроках математики....
Музыкально-дидактические игры на уроках музыки в начальной школе.
Важную роль в развитии личности школьника на уроках музыки в начальной школе имеет музыкально - дидактическая игра, котора...
дидактическая игра на уроках математики в начальной школе
ldquo;Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение”. ...
Статья- "Дидактические игры на уроках математики в начальной школе"
Дидактические игры на математике...