Дидактические игры на уроках чтения в 1 классе.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Пономаренко Ирина Юрьевна

Дидактические игры на уроках обучения грамоте  в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

  • Найди лишнее слово
  • Какое слово в каждой строке является лишним? Найди это слово и вычеркни.
  • Окунь, дельфин, карась, сом.
  • Орёл, страус, гриф, сокол.
  • Альбатрос, ворона, чайка, буревестник.
  • Заяц, беляк, кролик, русак.
  • Колли, болонка, собака, такса.
  • Питон, анаконда, гадюка, хамелеон.
  •  Сорви нужный листочек
  • Учитель называет слова. Ученики выбирают нужную модель, или называют номер листочка. 

D:\Документы\Эл. уроки\no11_01.gif

  • D:\Документы\Эл. уроки\no11_02.gif  Слово, называющее предмет.
  • D:\Документы\Эл. уроки\no11_03.gif  Слово, называющее действие.
  • D:\Документы\Эл. уроки\no11_04.gif  Слово, называющее признак.
  • Слова для определения: яблоко, слива, спелый, цветок, сорвать, красный, упали, круглые, висят и т.п.

        

  •  Кто в домике живет? 
  • На доске – три домика, на каждом нарисован свой знак.

D:\Документы\Эл. уроки\no11_05.gif

  • У детей – три фишки.
  • Учитель называет три слова. Ребенок, работающий у доски, указывает на соответствующие домики. Остальные дети показывают фишки с места.
  • Слова для предъявления: гном, поет, веселый; щенок, маленький, лает; черный, пробежал, кот и т.п.

  • Да, нет (выборочный слуховой диктант) 

D:\Документы\Эл. уроки\no11_06.gif

  • Учитель произносит слова к первой модели: кукла, большая, ложка, ходит и т.п. Дети показывают знаки согласия или несогласия.
  • Аналогично организуется работа по второй и третьей моделям.

  • Живые слова 
  • У доски пять учеников. Каждый из них держит одну из фишек: D:\Документы\Эл. уроки\no11_08.gif
  • Шестой ученик – водящий. Учитель произносит высказывание: За новой партой сидят ученики; На ветке сидит маленькая птица и т.п. Задача водящего – составить живое высказывание, то есть расставить детей в нужном порядке.

  • Найди лишнего! 
  • На доске неправильно составленная модель высказывания. Детям предлагается найти лишнее слово.
  • Коза пасется на лугу.
  • D:\Документы\Эл. уроки\no11_09.gif
  • Задание может быть с противоположной задачей: найти недостающее слово в модели.D:\Документы\Эл. уроки\no11_10.gif

  • Укрась высказывание 
  • Учитель произносит высказывание: Девочка поет песню.
  • Учитель показывает место, где дети должны вставить слово-признак.
  • D:\Документы\Эл. уроки\no11_11.gif
  • Маленькая девочка поет песню.
  • Маленькая девочка поет веселую песню.
  • При выполнении задания дети могут составить модели новых высказываний.

  • Закончи высказывание 
  • Детям предлагается закончить высказывание.
  • Книга лежит на ... .
  • Человек находится в ... .
  • Мы играли на ... .
  • Дети пошли утром ... .

  • Куда спрятался? 
  • Учитель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).
  • Найди слово - помощник" 
  • Учитель читает высказывание с предлогом. При повторном чтении ученики подают знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).
  • Лена едет в трамвае.
  • На ветке сидят снегири.
  • Над лесом летит самолет.
  • Ира спряталась в шкаф.
  • Андрей вышел из класса.

  •  Вылечи высказывание 
  • В а р и а н т 1 
  • Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.
  • ... гнезде пищат птенцы.
  • Платок лежит ... кармане.
  • Вазу поставили ... стол.
  • Чайник кипит ... плите.
  • Рыба живет ... реке.
  • Задание сопровождается составлением моделей высказываний.
  • В а р и а н т 2
  • Исправьте ошибки устно.
  • В стене висит портрет.
  • Суп варят на кастрюле.
  • Молоко налили на чашку.
  • Сорока села в дерево.
  • Мальчик стоит в мосту.
  • Дети пошли на лес.
  • Из дерева опадают листья.
  • Ира пришла с магазина.

  • Вставь слово 
  • Учитель называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.
  • в ... лесу
  • под ... деревом
  • на ... улице
  • Можно попросить детей дополнить высказывания.
  • У ... дуба засохли ветки.
  • У Алеши поднялась ... температура.
  • Лодка отплыла от ... берега.
  • Звуковой анализ слова

1. Наоборот

  • Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.
  • Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)
  • Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.
  • 2. Нужный работник
  • Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.
  • книга          гора          сумка
    бокс           гуси          пес
  • веник          пол
    свет            клумба
  • 3. Разложи по кирпичикам дом (звуковой анализ)
  • Учитель предлагает высказывание, с которым дети должны работать в такой последовательности:
  • составление схемы целого предложения;
  • составление слоговых моделей под моделями слов;
  • выделение гласных звуков точками.
  • Дом стоит на горе.
  • D:\Документы\Эл. уроки\no11_13.gif
  • 4. Соотнеси слово
  • Учитель предлагает соотнести слово с домиком, обозначающим первый звук в этом слове (согласные звуки).
  • Слова дети подбирают сами.
  • D:\Документы\Эл. уроки\no11_14.gif
  • D:\Документы\Эл. уроки\no11_15.gif– твердый, звонкий согласный звук.
  • D:\Документы\Эл. уроки\no11_16.gif– мягкий, глухой согласный звук.
  • 5. Хор гласных (звуки гласных)
  • Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.
  • Мышата гуляли
  • – [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]
  • – [ы] – [а'] – [а] – [у] – [а'] – [и]
  • 6. Ритмический рисунок
  • Дети составляют ритмический рисунок слов (слоговая модель с ударением).
  • D:\Документы\Эл. уроки\no11_17.gif
  • При озвучивании модели дети хлопками выделяют ударения.
  • 7. Какое слово длиннее
  • Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно составив звуковую модель.
  • D:\Документы\Эл. уроки\no11_18.gif
  • Слова для предъявления: час, минута, ручей, река; червяк, змея; ключ, ключик.

Литература:

1.Е.В. Языканова «Развивающие занятия для младших школьников» Библиотечка «Первого сентября» Серия «Начальная школа» Выпуск 4 (10) Москва, Чистые пруды, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс

Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....

Дидактические игры на уроках чтения

Данные дидактические задания помогут разнообразить самостоятельную работу на уроке или на внеурочных занятиях. Используются в качестве индивидуальных карточек....

дидактические игры для уроков чтения

дидактические игры для уроков чтения для1,  2 классов...

Дидактическая игра по литературному чтению. 4 класс. Писатели

Дидактическая игра по литературному чтению для 4 класса "Писатели" создана   в программе Microsoft Power Point с применением технологического приёма «анимированная сорбонка». Анимированная с...

Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ в рамках личностно - ориентированного подхода

В данной методической разработке представлене каталог дидактических игр и упражнений , который может быть использован на уроках чтения и развития речи с младшими школьнками в рамках личностно-ориентир...

Дидактические игры на уроках чтения и развития речи для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических, грамматических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников э...