Дидактические игры на уроках чтения в 1 классе.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Дидактические игры на уроках обучения грамоте в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры на уроках чтения в 1 классе. | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
- Найди лишнее слово
- Какое слово в каждой строке является лишним? Найди это слово и вычеркни.
- Окунь, дельфин, карась, сом.
- Орёл, страус, гриф, сокол.
- Альбатрос, ворона, чайка, буревестник.
- Заяц, беляк, кролик, русак.
- Колли, болонка, собака, такса.
- Питон, анаконда, гадюка, хамелеон.
- Сорви нужный листочек
- Учитель называет слова. Ученики выбирают нужную модель, или называют номер листочка.
- Слово, называющее предмет.
- Слово, называющее действие.
- Слово, называющее признак.
- Слова для определения: яблоко, слива, спелый, цветок, сорвать, красный, упали, круглые, висят и т.п.
- Кто в домике живет?
- На доске – три домика, на каждом нарисован свой знак.
- У детей – три фишки.
- Учитель называет три слова. Ребенок, работающий у доски, указывает на соответствующие домики. Остальные дети показывают фишки с места.
- Слова для предъявления: гном, поет, веселый; щенок, маленький, лает; черный, пробежал, кот и т.п.
- Да, нет (выборочный слуховой диктант)
- Учитель произносит слова к первой модели: кукла, большая, ложка, ходит и т.п. Дети показывают знаки согласия или несогласия.
- Аналогично организуется работа по второй и третьей моделям.
- Живые слова
- У доски пять учеников. Каждый из них держит одну из фишек:
- Шестой ученик – водящий. Учитель произносит высказывание: За новой партой сидят ученики; На ветке сидит маленькая птица и т.п. Задача водящего – составить живое высказывание, то есть расставить детей в нужном порядке.
- Найди лишнего!
- На доске неправильно составленная модель высказывания. Детям предлагается найти лишнее слово.
- Коза пасется на лугу.
- Задание может быть с противоположной задачей: найти недостающее слово в модели.
- Укрась высказывание
- Учитель произносит высказывание: Девочка поет песню.
- Учитель показывает место, где дети должны вставить слово-признак.
- Маленькая девочка поет песню.
- Маленькая девочка поет веселую песню.
- При выполнении задания дети могут составить модели новых высказываний.
- Закончи высказывание
- Детям предлагается закончить высказывание.
- Книга лежит на ... .
- Человек находится в ... .
- Мы играли на ... .
- Дети пошли утром ... .
- Куда спрятался?
- Учитель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).
- Найди слово - помощник"
- Учитель читает высказывание с предлогом. При повторном чтении ученики подают знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).
- Лена едет в трамвае.
- На ветке сидят снегири.
- Над лесом летит самолет.
- Ира спряталась в шкаф.
- Андрей вышел из класса.
- Вылечи высказывание
- В а р и а н т 1
- Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.
- ... гнезде пищат птенцы.
- Платок лежит ... кармане.
- Вазу поставили ... стол.
- Чайник кипит ... плите.
- Рыба живет ... реке.
- Задание сопровождается составлением моделей высказываний.
- В а р и а н т 2
- Исправьте ошибки устно.
- В стене висит портрет.
- Суп варят на кастрюле.
- Молоко налили на чашку.
- Сорока села в дерево.
- Мальчик стоит в мосту.
- Дети пошли на лес.
- Из дерева опадают листья.
- Ира пришла с магазина.
- Вставь слово
- Учитель называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.
- в ... лесу
- под ... деревом
- на ... улице
- Можно попросить детей дополнить высказывания.
- У ... дуба засохли ветки.
- У Алеши поднялась ... температура.
- Лодка отплыла от ... берега.
- Звуковой анализ слова
1. Наоборот
- Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.
- Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)
- Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.
- 2. Нужный работник
- Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.
- книга гора сумка
бокс гуси пес - веник пол
свет клумба
- 3. Разложи по кирпичикам дом (звуковой анализ)
- Учитель предлагает высказывание, с которым дети должны работать в такой последовательности:
- составление схемы целого предложения;
- составление слоговых моделей под моделями слов;
- выделение гласных звуков точками.
- Дом стоит на горе.
- 4. Соотнеси слово
- Учитель предлагает соотнести слово с домиком, обозначающим первый звук в этом слове (согласные звуки).
- Слова дети подбирают сами.
- – твердый, звонкий согласный звук.
- – мягкий, глухой согласный звук.
- 5. Хор гласных (звуки гласных)
- Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.
- Мышата гуляли
- – [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]
- – [ы] – [а'] – [а] – [у] – [а'] – [и]
- 6. Ритмический рисунок
- Дети составляют ритмический рисунок слов (слоговая модель с ударением).
- При озвучивании модели дети хлопками выделяют ударения.
- 7. Какое слово длиннее
- Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно составив звуковую модель.
- Слова для предъявления: час, минута, ручей, река; червяк, змея; ключ, ключик.
Литература:
1.Е.В. Языканова «Развивающие занятия для младших школьников» Библиотечка «Первого сентября» Серия «Начальная школа» Выпуск 4 (10) Москва, Чистые пруды, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс
Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....
Дидактические игры на уроках чтения
Данные дидактические задания помогут разнообразить самостоятельную работу на уроке или на внеурочных занятиях. Используются в качестве индивидуальных карточек....
Дидактические игры на уроках в 1 классе
Мастер-класс Activ&Smart...
дидактические игры для уроков чтения
дидактические игры для уроков чтения для1, 2 классов...
Дидактическая игра по литературному чтению. 4 класс. Писатели
Дидактическая игра по литературному чтению для 4 класса "Писатели" создана в программе Microsoft Power Point с применением технологического приёма «анимированная сорбонка». Анимированная с...
Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ в рамках личностно - ориентированного подхода
В данной методической разработке представлене каталог дидактических игр и упражнений , который может быть использован на уроках чтения и развития речи с младшими школьнками в рамках личностно-ориентир...
Дидактические игры на уроках чтения и развития речи для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических, грамматических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников э...