Читательский конкурс "Как хорошо уметь читать!"
материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Крестникова Наталья Ринатовна

Сценарий читательского конкурса "Как хорошо уметь читать!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_etap_konkursa.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап конкурса  «Как хорошо уметь читать!»   2020

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

- Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы проводим    конкурс юных чтецов «Как хорошо уметь читать!».

 Книга - один из самых близких друзей. В книгах мы находим ответы на вопросы, книги дают пищу для размышлений, книги воспитывают в нас человека, книги предлагают лучший интеллектуальный отдых и полёт воображения.

- Это конкурс — соревнование. Ребята будут читать прозу и стихи поэтов и писателей. Одни стихи пронизаны патриотизмом, любовью к Родине, другие – бережным отношением к природе, животным. Есть стихи о человеческих отношениях, есть веселые стихи и рассказы. Но главное, с какой любовью читают стихи сами дети! Победители определяются за три первых места, а также в номинации «Зрительские симпатии», победителя в которой выберите вы сами!

- Позвольте представить жюри конкурса:

-  Выступления участников  оцениваются по следующим параметрам:

- дикционная культура; - глубина понимания смысла;

- сценическая культура;  - исполнительское мастерство.

- Желаем удачного выступления  всем участникам. Ни пуха, ни пера!

- Нашу конкурсную программу откроет стихотворение современного уральского поэта из Челябинска.

 Редко кто умел сказать так звонко о России, как Константин Былинин. Какие бы слова он не подобрал о Родине, они звучат проникновенно и глубоко, пронзительно и трогательно. Так писать – это надо иметь великий талант, огромную, безграничную душу.

1.Суинбаев Женя прочитает стихотворение Константина Былинина «В сердце Урала».

-«Все прекрасное на земле ̶ от солнца, и все хорошее ̶ от человека». Так говорил знаменитый русский писатель ̶ Михаил Михайлович Пришвин.

 Михаил Михайлович Пришвин, или волшебник. Так называли писателя его читатели. Потому что он понимал язык растений и животных.

-Человек ̶ это часть природы. В своих произведениях писатель хочет нам сказать, что всё нужно беречь: и лес, и цветы, которые  встретятся нам  на пути, и  ёжика, что перебежал нам дорогу в лесу.

2. Орлова Катя прочтёт рассказ Михаила Пришвина «Моя Родина».

-Подобный дар - рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога - дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями - такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям...

Его произведения учат нас реально оценивать свои возможности и уважительно относиться к окружающим. Пренебрежительное отношение к людям может привести к тому, что от вас все отвернутся. Нужно помнить, что чувство превосходства и зазнайство могут сослужить вам плохую службу. Ведь рядом с вами может оказаться человек сильнее и умнее вас, и тогда вы окажетесь в дураках.

3. Сказка «Бежал ёжик по дорожке» Николая Сладкова расскажет Шевчук Аня.

- Рассказы о животных писал и Георгий Алексеевич Скребицкий. Его произведения удивляют тонкой наблюдательностью автора и притягивают мягкой манерой повествования. В них почти всегда присутствуют легкая нотка юмора и доверительная искренность, неоценимо важные для детского восприятия.

- «А почему бы не рассказать обо всём этом и другим ребятам, почему бы не попытаться и их заинтересовать жизнью животных, привлечь в ряды юных натуралистов?... С этой же целью написаны все мои книги для ребят. Пусть они — мои совсем ещё юные читатели — узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных; пусть попробуют внимательно понаблюдать за ними, полюбят их, а через них научатся понимать и любить и всю нашу сказочно богатую родную природу». Писал Георгий Скребицкий.

4. Байдулетова Карина прочтет рассказ Георгия Скребицкого «Белая шубка»

- Стихи   Сергей Михалков – это стихи нашего детства.  Его стихи, пьесы, сказки и рассказы изучают в садах и школах, по ним снимают кино и мультики, они звучат по радио.

Сегодня, когда первые читатели Михалкова уже стали дедушками и бабушками, его стихи по-прежнему много печатают. Количество напечатанных его  книг – больше 300 миллионов экземпляров.

      И все дети любят читать его книги, потому что Сергей Михалков  ̶  это поэт из страны детства!

5. С.Михалков «Котята» читает Шевчук Витя.

-Трудно себе представить детскую литературу без произведений замечательного писателя Виктора Драгунского. В школе Виктор был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал.  А знаменитые его «Денискины рассказы» это реальные случаи из жизни детей и его сына Дениски.

Сегодня мы услышим рассказ  Виктора Драгунского «Бы», где главные действующие лица мальчик по имени Денис и его близкие (мама, папа и бабушка). Мальчик стал мечтать о том, что было бы, если взрослые и дети поменялись местами.

6. Виктор Драгунский «Бы» читает Орлов Ярослав.

 Раз мы окунулись с вами в произведения с юмором, то значит пора познакомиться с Виктором Голявкиным - признанный мастер короткого юмористического рассказа.

Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон".Виктор Голявкин написал интересный и поучительный рассказ, который называется "Как я под партой сидел". Рассказ про то, как один школьник решил пошутить над учительницей. А как это было нам расскажет

7. Назаров Артём сказка Виктора Голявкина «Как я под партой сидел».

- Уже в детстве Николай Носов думал о будущей профессии, т.е работе. Сначала он хотел стать музыкантом и даже стал играть на скрипке. Потом Коля увлекся химией. Но и химия ему быстро разонравилась. И решил Коля все-таки стать актером. Но актером опять не получилось. Зато Николай Носов стал очень хорошим режиссером. А режиссер – это человек, который управляет  актерами, следит как  они играют, раздает роли. Под его руководством снимают кино и мультики.  

О том, чтобы стать писателем Носов, даже не думал.

Но был у Николая Николаевича сын. Любил он слушать рассказы и сказки. Вот для него и стал сочинять Носов забавные и смешные истории.

А теперь представьте, сидите вы дома и делаете уроки, но вам становится  скучно, и вы включаете телевизор, так проходит время, а уроки так и не выполнены! Было такое у вас?  Так и мальчик из произведения знаменитого Николая Николаевича Носова, не мог решить задачу. А почему, сейчас узнаете сами.

8. Гильгенберг Никита прочтет вам рассказ Николая Носова «Федина задача».

- 28 апреля 1902 года в Киеве родилась девочка Валя – будущая детская писательница ̶  Валентина Александровна  Осеева.

Когда Вале исполнился 21 год, она стала работать учителем и воспитателем  в  приёмниках для беспризорных детей.  Валентина Осеева учила их добру, честности, воспитанности и любви.

         Работая воспитательницей в детских учреждениях, Осеева сочиняла для ребят рассказы и сказки, сама писала пьесы и ставила их на сцене  вместе с детьми. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики хорошими людьми.

       Рассказывала Валентина Осеева детям, что есть на свете волшебные слова: «спасибо» и «пожалуйста». Скажешь их ̶ и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова.      Вот и происходят с ними неприятности. Например, такие, как у мальчика Павлика из рассказа «Волшебное слово».

9.Киселёв Егор рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово»

- Валентина Александровна Осеева, очень хотела, чтобы дети не просто читали, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных».

Так, например, из рассказа о девочке Кате и её младшем брате Алеши, мы понимаем, что всё в этом мире возвращается бумерангом. И чем больше мы делаем пакостей, вредим, тем больнее за них расплачиваемся.

10.Спиридонова Анфиса прочтет нам поучительное произведение Валентины Осеевой «Отомстила».

- А сейчас попробуйте догадаться сами, о ком же пойдёт речь дальше. Юная девочка  мечтала стать балериной и, окончив гимназию, поступила в хореографическое училище. Но балериной стать не получилось. Уже в раннем детстве стали проявляться ее способности и любовь к литературе. Прошло некоторое время и она стала известной детской писательницей.

         Во время Великой Отечественной войны писательница уезжает на фронт. Там она  сочиняет и читает  стихи, пишет в газетах, выступает по радио.

       Так же по радио она стала вести передачу «Найти человека». Она читала письма, которые состояли из детских воспоминаний. По этим воспоминаниям родители узнавали своих потерявшихся за годы войны детей. Кто же это?

         Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. И сегодня, её стихи печатают  и читают во многих городах мира.  

11. Белова Ульяна прочтёт одно из её любимых стихов Агнии Барто «Помощница».

-  Как часто мы фантазируем и мечтаем. А в вашем возрасте фантазии на столько необычные. Об этом и написал рассказ Сергей Степанов.

12. Брюхов Вова расскажет о герое Сергея Степанова из произведения «Сладкая работа»  с его необычными фантазиями.

- Важную роль в нравственном становлении личности детей сыграл Аркадий Гайдар.  Родился Аркадий Петрович Гайдар  118 лет назад  в небольшом городе Львове. Писатель очень любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину. Когда в  1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в партизанском отряде и  26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.Он прожил на свете всего 37 лет, но это была жизнь, до конца отданная людям.

- Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара.  «Тимур и его команда» «Чук и Гек» «Горячий камень» «Р.В.С.»  И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.

13.Один из таких рассказов Аркадия Гайдара из сборника произведений «Тимур и его команда» прочитает Грибова Василина.

Попробуйте догадаться о ком эти строки. Родился в семье, где было 5 детей. Его воспитанием занималась тетушка, так как родители умерли.Служил на Кавказе. Будучи военным, участвовал в Крымской войне, в обороне Севастополя.Вернувшись в свое родное имение, он открыл школу для бедных крестьянских детей и написал для них учебники «Азбука» и «книги для чтения».

-Почему Л.Толстой-граф, дворянин, вдруг решил открыть школу в Ясной поляне для крестьянских детей? (хотел научить грамоте, чтобы они стали лучше жить; дать счастье общения с книгой, ведь все можно было узнать только из книг).

14. Сегодня мы коснемся мира прекрасного в произведении Л.Н.Толстого «Акула», которое прочитает нам Леокин Алеша.

- Борис Александрович Ганаго – известный детский белорусский православный писатель, автор и составитель многочисленных детских книг, лауреат государственной премии в деле духовного возрождения. По словам Бориса Александровича, открыть истинную красоту православной веры ему помогли молитвы предков - в роду у писателя были два священника.  Произведения Бориса Ганаго помогают задуматься людям самых разных возрастов о путях Божьего промысла в мире, о важнейших духовных и нравственных проблемах современности.

15. Послушайте святочный рассказ «Машенька» Бориса Ганаго в  исполнении Осокиной Полины.

- Ещё один писатель, который безумно любил животных. Александр Иванович Куприн очень много написал произведений о  животных. Он мог часами просиживать в зверинце и наблюдать за повадками зверей и птиц. Эти знания и любовь к природе отразились в его произведениях. Одним из них является рассказ «Слон».

Необычайно интересно читать историю дружбы маленькой девочки и большого слона. Читатель сочувствует Наде, переживает за её здоровье, грустит и смеётся вместе с ней, с интересом наблюдает за слоном.

16. Отрывок из знаменитого произведения Александра Куприна «Слон» прочтёт Пахомова Даша.

- Плещеев Алексей Николаевич- великой русской писатель, поэт, переводчик.  

Его стихи отражают его характер. Он был человеком чистой души, очень добрым, благородным, чистым, глубоко искренним. В поэзии Плещеева главное - гуманность, в самом благородном значении слова.

Современники вспоминали П. как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. Такими же нежными и добрыми были его стихи.

Следующее произведение очень доброе. Оно заставляет задуматься о тех, кто нам дорог.

17. Стихотворение «Старик» автор Алексей Плещеев прочтёт Иванов Максим

- Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Повесть, отрывок которой вы сейчас услышите, ведется от мальчика Алёши Пешкова. Дед отправляет внука работать у чужих людей. Мальчик терпит побои и издевательства, жизнь его грязна и скучна. Повзрослев, он чувствует тягу к чтению и науке, и решает отправиться учиться. Всё как из жизни писателя…

18. Орлова Ксюша прочтёт отрывок из повести Максима Горького   « В людях».

- Следующего писателя, а точнее сказать писателя –сатирика, вы наверняка не раз видели по телевизору. Лион Измайлов- настоящее имя Лион Моисеевич Поляк- советский российский юморист, автор нескольких сборников рассказов и повестей. Но чаще всего он писал монологи, для себя  и для друзей.

19. Один из монологов Лиона Измайлова, точнее «Монолог о дружбе» нам и прочтёт Цуба Игнат.

-  Вот и выступили все участники нашего конкурса. Предоставим жюри время для подведения итогов итоги, а сами проголосуем за того из участников, который вызвал у каждого из вас, дорогие, зрители наибольшую симпатию. Итак, выбираем победителя в номинации «Зрительские симпатии» Пока жюри совещается мы поиграем с вами в литературные шарады и загадки.

Пока жюри подсчитывает баллы. Мы поиграем.

БЛИЦ ВОПРОСЫ.

 1. Птичка, которую спасла Дюймовочка? (Ласточка)

2. Меленькая танцовщица из сказки «Три толстяка»? (Суок) 3. Кто написал стихотворение «Дядя Стёпа»? (Михалков)

4. На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейной)

 5. Друг крокодила Гены? (Чебурашка)

 6. На чём летал Мюнхаузен на Луну? (На пушечном ядре) 7. Кто говорит на всех языках? (Эхо)

8. Кто автор сказки «Курочка Ряба»? (Народ)

9. Кто из героев детской сказки считал себя лучшим в мире специалистом по привидениям? (Карлсон)

10. Герой русских народных кукольных представлений? (Петрушка)

11. Русская народная сказка про общежитие? (Теремок)

12. Кличка телёнка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Гаврюша)

13. Что ты попросил бы у Буратино? (Золотой ключик)

14. Кто автор строк «Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана»? (М.Ю. Лермонтов)

  1. Единица расплаты попа с Балдой.( Щелчок.)
  2. Русская народная сказка о коллективном труде.( «Репка».)
  3. Волшебный «компас» из русских народных сказок.( Клубок.)
  4. Бутылочный волшебник.( Джинн.)
  5. Царь в пушкинской «Сказке о золотом петушке».( Дадон.)
  6. Главный сказочный ветеринар.( Айболит.)
  7. Прозвище дяди Стёпы.( Каланча.)
  8. Кличка коровы, которую купил кот Матроскин.( Мурка..)
  9. Прозвище старика из сказа П.Бажова «Серебряное копытце».( Кокованя.)
  10. Родной дом Братца Кролика.( Терновый куст.)
  11. Рикки – Тикки – Тави – кто это?( Мангуст.)
  12. От чего луг в рассказе М.Пришвина золотой?( От одуванчиков)
  13. Огненно-рыжий кот-беспризорник. (Ворюга.)
  14. Друг Вити Малеева.( Костя Шишкин.)
  15. Сколько лет было крокодилу Гене?( 50.)
  16. Где работал крокодил Гена?( В зоопарке.)
  17. Вещь, которой боялся Страшила? (Спичка.)

( Подведение итогов конкурса.)

- Мы поздравляем всех победителей и призеров конкурса. Надеемся, что книга и для многих из вас станет постоянным спутником вашей жизни. Надеемся, в следующем году увидеть вас не только среди зрителей, но и среди участников  конкурса «Как хорошо уметь читать!»

- Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»

Наш  конкурс закончен. Но не закончено творчество.
Впереди – новые свершения и победы!
Впереди – новые стихи и проза!
Мы говорим вам – до новых встреч!
Мы говорим вам – до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"

презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...

Как хорошо уметь читать

Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компь­ютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо чи­тать. Познакомить ...

как хорошо уметь читать...выразительно.

Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...

как хорошо уметь читать

рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...

Блог "Как хорошо уметь читать!"

Блог находится по ссылке http://rtader.blogspot.com/...