Развитие лексической стороны речи обучающихся начальных классов средствами, смежными с художественной литературой.
статья по чтению

Булашова Наталья Александровна

Одной из задач современной школы является эмоционально-эстетическое развитие учащихся, формирование культуры их чувств. Поэтому на своих занятиях я стремлюсь научить обучающихся не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, не только ощущать, но и переживать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие лексической стороны речи обучающихся начальных классов средствами, смежными с художественной литературой

Одной из задач современной школы является эмоционально-эстетическое развитие учащихся, формирование культуры их чувств. Поэтому на своих занятиях я стремлюсь научить обучающихся не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, не только ощущать, но и переживать. Художественные образы произведения воссоздаются не только мысленно, силою воображения, но и с помощью кисти или карандаша художника (иллюстративная живопись). Произведения живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции школьников, служат основой для осмысленного высказывания ребят, помогает им сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания.

Рассматривая картины, я приучаю детей вдумчиво относиться к явлениям и фактам искусства и жизни, развиваю в них критическое чутье, широту мысли, любовь к обобщениям.

В результате знакомства с живописью учащиеся учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, что способствует развитию логического мышления. На индивидуальных занятиях я знакомлю ребят с приемами сравнения предметов в пространстве (ближе - дальше, выше - ниже, прямо - влево, вверх - вниз), во времени (раньше - позже, сегодня - завтра) и т.д.

Работу над картиной я провожу, соотнося ее с литературной темой, созвучной ей по аналогии или контрасту. Например, работу по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы» на индивидуальном занятии с Олей Н. я приурочила к изучению стихотворений А.Пушкина «Туча», И.Гончарова «Летний вечер».

С учетом возраста учеников, особенностей их речевого развития и подготовленности по теме я подбираю к картинам вопросы, задания, лексический материал. В процессе подготовки я намечаю пути стимулирования творческого воображения учащихся, определяю этапы работы с картиной от подготовки к ее восприятию, первоначального рассматривания до конечного этапа, которым завершается работа (устный рассказ, диалог, сравнение с художественным произведением). Например, на индивидуальном занятии по теме «Осень», с Петей Л. я приучаю ребенка вслушиваться в стихотворный текст, понимать настроение рассказа, учу его навыкам выразительного чтения, сопоставлению описания картины со стихотворным текстом. Занятия строятся на использовании стихотворных текстов Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…», А.Пушкина «Унылая пора!», С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы …» и картины И. Левитана «Золотая осень». После чтения стихотворений и наблюдением над картиной я задаю вопрос: «Какие признаки осени ты заметил в стихотворениях?», ученик отвечает, что день становится короче, солнце греет слабо, желтеют и осыпаются с деревьев листья, вянет трава, улетают птицы, часто идут дожди. В подтверждение своих слов мальчик, пользуясь литературными текстами, цитирует стихотворные строчки.

Я предлагаю Пете подумать, каким настроением окрашены стихотворения об осени. Вместе мы выясняем, что нередко осень считают грустной и унылой порой. Часто выпадают дожди, и небо становится хмурым, реже показывается солнце. Но и осенью бывают чудесные дни, прелесть которых воспели поэты и художники.

Образы в литературе создаются словами, картины художников - цветами красок. Читая стихотворения, ребенок представляет картины природы, видит то, о чем хотел сказать поэт. Когда он смотрит на картину художника, то вспоминает стихотворные строчки, находит слова, выражения, чтобы передать настроение художника.

На каждом этапе работы над картиной я провожу словарную работу с опорой на лексический материал, главная мысль которого: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» (Ф.Тютчев).

План.

  • Освещенная солнцем поляна.
  • Пустые берега похолодевшей реки.
  • Побледневшее небо.
  • Роща справа и слева.
  • Одинокая березка.
  • Пейзаж, навевающий грусть.

Затем я предлагаю учащимся сопоставить описание картины И.Левитана со стихотворением Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Сопровождающие беседу вопросы и задания:

- Какое настроение передает поэт? (Настроение спокойное.)

- Можно сказать, настроение умиротворенное. (Поэт восхищается красотой окружающей природы.)

- Не заметил ли ты грустные нотки в стихотворении? Прочитай. («Пустеет воздух, птиц не слышно боле», «короткая пора».)

- Какое настроение у поэта? (Ему радостно, потому что ранняя осень - это «дивная пора». Я думаю, что ему грустно, потому что скоро наступит зима.)

- Можно сказать, что у поэта противоречивое настроение. Ему радостно, потому что ранняя осень «дивная пора», но она закончится и наступит зима.

Вывод вместе со мной Петя Л. повторяет сопряжено.

- Какое настроение создает картина И.Левитана? (У И.Левитана осень - тоже «дивная пора». Художнику нравится осень. На картине много красок, много света, но мы видим одинокие кустик и березку, темную воду. Картина И.Левитана тоже создает противоречивое настроение.)

- Верно. Для художника И.Левитана осень - это тоже «дивная пора». Березки, одетые в золотой наряд. На земле лежит красивый ковер из пестрых листьев. Селения утопают в осеннем золоте. Но мы уже чувствуем на картине нотки грусти. Это потемневшая вода в реке, одинокие березка и кустик, печально склонившиеся к воде. За осенью всегда наступает зима.

(Вывод вместе со мной учащийся повторяет сопряжено.)

- Созвучны ли по настроению стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и картина И.Левитана «Золотая осень»? (Да, они созвучны. Они вызывают противоречивые чувства. Стихотворение и картина вызывают чувство радости и чувство грусти.)

- Да. Они вызывают чувство радости, восхищение осенней красотой и чувство грусти оттого, что за осенью наступит зима.

(Вывод вместе со мной учащийся повторяет сопряжено.)

Занятие по теме заканчивается составлением учащимися высказываний по картине. Вариант описания картины. На картине И.Левитана изображен любимый осенний пейзаж. Погода чудесная. Мы на освещенной солнцем поляне. Трава на ней еще зеленая, но местами уже пожелтевшая. На переднем плане изображен край рощи. Березки тянутся вверх. Они сменили свой зеленый наряд на золотой. Рядом с березками стоят обнаженные осинки. Землю покрывает пестрый ковер листьев. Вот мы спускаемся к реке. Вода уже потемнела. Еще не холодно, но купаться уже не хочется. В реке отражается небо. По нему скользят легкие перистые облака. На заднем плане слева мы видим березовую рощу, роняющую желтые листья. Справа - не тронутые желтизной деревья. Вдалеке виднеются селения, утопающие в осеннем золоте. Наше внимание привлекают одинокая березка и кустик багрово-медного цвета. Они печально наклонились над рекой, потому что ранняя осень - это очень «короткая пора». И.Левитан так изобразил золотую осень, что нельзя не восхищаться ее красотой. Так и хочется сказать: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора».

Кроме репродукции картин на уроках я широко применяю иллюстрации, содержащиеся в учебных книгах, а также наборы открыток, иллюстрации из альбомов и журналов.

Иллюстративный материал дает словесному образу зримую интерпретацию: помогает представить внешний облик героев, их характер, воссоздает обстановку действия, передает атмосферу эпохи.

Таким образом, в результате использования разнообразных методических приемов обучения у школьников с задержкой в развитии формируются следующие навыки:

  • сопоставлять иллюстрации с прочитанным текстом;
  • соотносить изобразительную интерпретацию художественного текста с авторской мыслью произведения;
  • выражать свое собственное отношение к увиденному и прочитанному.

Оценка эффективности деятельности

Оценка эффективности деятельности проводилась с целью систематизации и организации ситуации применения комплекса умений, которые формировались у обучающихся с множественными нарушениями в области развития лексической стороны устной речи на индивидуальных занятиях.

Оценка эффективности деятельности в формах праздника, конкурса, сюжетно-ролевой игры. Праздник - демонстрация учащимися своих достижений, того, что они научились делать. Это замечательно - уметь что-то делать самому и поделиться своими достижениями с близкими людьми: праздник «Это гордое слово - мама».

Весьма полезной формой оценки эффективности деятельности является форма сюжетно-ролевой игры, что дает возможность обучающимся потренироваться в комплексном применении сформированных речевых умений. Так мы проигрывали ситуации связанные с изученными лексическими темами и литературными текстами: «Юный экскурсовод краеведческого музея», «Сказка о туче».

При организации конкурса я продумывала разные по сложности виды заданий, чтобы обучающихся разного уровня развития устной речевой деятельности могли принять активное в нем участие.

Данная форма оценки эффективности деятельности позволяет, во-первых, особо сделать акцент на развитии контрольно-оценочной деятельности обучающихся; во-вторых, позволяет работать над формированием у обучающихся умения развивать лексическую сторону устной речи и тем самым способствовать личностному их развитию.

15.12.2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя  различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ. Понятие о слове

Среди наиболее существенных задач по развитию речи является работа по развитию лексического запаса.Как известно, слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центр...

Планирование работы в условиях реализации ФГОС по формированию лексической стороны речи учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Коррекционная работа на лексическом уровне по формированию процессов словообразования учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием речи. Планирование работ...

Мультфильмы как средство развития лексической стороны речи у младших школьников с системным недоразвитием речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов работающих в детских садах и школах, учителей начальных классов, а также студентов педагогических колледжей и ВУЗов.В настоящее время младшие школьни...

«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развити...

Развитие лексической стороны речи обучающихся средствами, смежными с художественной литературой

Развитие лексической стороны речи обучающихся средствами, смежными с художественной литературой...