Приёмы на урок чтения
учебно-методический материал (1 класс)
Предварительный просмотр:
ЧТЕНИЕ
Эффективным направлением при воспитании правильности чтения являлось следующее направление - развитие умения прогнозирования текста. Для этого использовались следующие приёмы:
1. Чтение слов с одинаковыми приставками, суффиксами, корнями
-дровами, травами; зима, земля; вьюга, вьюн, вьют.
2. Чтение устойчивых сочетаний (девица красавица)
3. Нахождение в тексте слов, похожих по буквенному составу или слов в тексте, написанных на доске
4. Нахождение в абзаце слов по заданию учителя
5. Прочитать начало предложения, а его конец найти в тексте
6. Чтение предложений по догадке (даём начало и вопрос Чем может закончиться?)
7. Чтение слов по нижним или верхним половинкам букв
8. Вставить в текст на доске слова из читаемого упражнения
9. Составить пословицу из частей и найти абзац текста, к которому её можно отнести
10. Упражнения на словоизменения или словообразования
11. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя
буквами или порядком их расположения:
кто -- кот следы -- слезы
так -- тот мука -- муха
12. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес -- лесок шел -- пошел
трава -- травка нырял -- нырнул
Виды упражнений для выработки правильности чтения подбирались с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке.
Проводя эти упражнения постоянно обращалось внимание учащихся на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласного звука, но и каждого слога с этим гласным.
Предварительное прочитывание слоговых структур заканчивалось чтением слова: Ра \ три \ трам-вай \ трамвай
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являлась речевая зарядка.
В задачи речевой зарядки входило установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.
Речевая зарядка отлично служит и целям коррекции личности умственно отсталого ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно.
Виды упражнений, используемых на речевых зарядках:
- Дифференциация сходных слогов и слов
ла -- ра ма – мя дом – том Дима – Тима кадушка -- катушка
- . Чтение слов по подобию:
сом Маша шапка
лом Даша Лапка
ком Паша папка
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.
4. Чтение слогов и слов с подготовкой:
о-то-сто -- стол с-то -- сто-ит
у-ту-сту -- стул с-та -- ста-ли
а-ра-вра -- враг
с-ня -- сня-ли
Предварительное прочитывание слоговых структур заканчивается обязательным глобальным чтением слова: а-ра-тра -- трам-вай -- трамвай.
5. Чтение слов, отличающихся одной -- двумя буквами или порядком их расположения:
кто -- кот следы -- слёзы
так -- тот мука -- муха
рам--как лыжи -- ложись
6. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес -- лесок шёл -- пошёл
трава -- травка нырял -- нырнул
решила -- решала увидел--увиделся
7. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:
прошёл увял
проделал увёл
просмотрел увёз
8. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами
Был у бабушки баран бил он бойко в барабан
2) чтение слов с одинаковой концовкой:
- мка рамка сумка дымка кромка | - ечка печка речка гречка свечка | - ёнок утёнок лисёнок телёнок слонёнок | - чек лесочек песочек сыночек щеночек | - чик ключик летчик пальчик мальчик | - ка белка кошка банка булка | |
3) чтение форм одного и того же слова:
у стола до стола от стола из-за стола | о столе в столе на столе к столу | над столом под столом перед столом из-под стола | |
После прочтения слов учащиеся составляли предложения.
4) чтение однокоренных слов:
Сад: садовник, садик, садить, садовник.
5) чтение слов с одинаковыми суффиксами и приставками
ок: сынок, ветерок, грибок, дубок, лесок.
ист: фигурист, журналист, гитарист.
По: побежать, поговорить, подумать.
Пере: переписать, перешить, переехать.
6) работа с рифмованными текстами:
Ты-ты-ты, ты-ты-ты, ноты, соты, тын, цветы.
Мы-мы-мы, мы-мы-мы, мамы, темы, мыс, умы.
Бы-бы-бы, бы-бы-бы, губы, зубы, быт, дубы.
Ды-ды-ды, ды-ды-ды, виды, воды, дым, сады.
Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности ребят в процессе обучения чтению.
Для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражнений в самом чтении. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождалось различными заданиями:
-чтение по абзацам на основе указаний учителя,
-чтение с эстафетой,
-выборочное чтение,
-воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приём и оформление родительских пожертвований
Документы, которые могут быть использованы при оформлении денежных средств через доверенность на приобретение имущества, работ, услуг и передаче их школе. Правильно оформленные средства, собранные ро...
Урок математики в 4 классе. Тема "Устные и письменные приёмы вычислений."
Презентация к уроку математики в 4 кл....
Урок математики. "Устный приём сложения вида 26 + 2"
Презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Устный приём сложения вида 26 + 2". УМК "Школа России". Презентация включает в себя устный счёт, объяснение нового материала, закрепление и релакса...
Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100", 2 класс
Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" (урок закрепления), 2 класс...
Приёмы ТРКМ
Бортовые журналы...
Приёмы развития памяти, или мнемотехнические приёмы
Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие - нибудь списки слов и цифр, подробное содержание главы какой - то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать...
Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)
Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...