Конспект урока "Страшный рассказ" Е. Чарушин
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сафаян Арина Дмитриевна

План-конспект урока по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_._strashnyy_rasskaz.docx78.19 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю_________________

Допускаю_________________

Оценка за урок: ____________

План-конспект

урока литературного чтения

в 2 «Г» классе

23 ноября 2023 год

обучающейся 23-шк группы

Литвиновой Полины Сергеевны

Консультация учителя_______________

Консультация методиста ____________

План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Школа России» 2 класс

(В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 2 класс 1 часть стр.121-122)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время: 11:45-12:25

Место: МАОУ «Полесская СОШ»

Класс: 2 «Г»

Целевой компонент урока:

Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста Е. Чарушина «Страшный рассказ», для умения давать характеристику героя, образов, определять жанровые особенности рассказа.

Задачи:

Дидактические: способствовать формированию умения анализировать рассказ, определять жанровые особенности произведения «Страшный рассказ», понимать смысл рассказа и определять тему, героев, образов.

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, умения выделять жанровые особенности лирического стихотворения, развитию читательской самостоятельности.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к природе, бережного отношения к ней, понимания значимости каждого времени года; воспитанию читательского интереса к произведениям русских поэтов, к литературе.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно- познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата.

Метапредметные:

Универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией)

универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация) универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль)

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


Предметные:

1)сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

2) осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

3) овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями).

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая работа

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте! Меня зовут Полина Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.

- Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3) Мотивация к учебной деятельности

У.: Ребята, слова на доске расположены в неправильном порядке. Подумайте, как же должна звучать эта пословица?

О.: Учёба и труд рядом идут.

У.: Поднимите руку, кто думает также.

У.: Давайте проверим. Действительно.

У.: Как вы понимаете эту пословицу?

О.: Учёба невозможна без труда.

У.: Да! Пусть эта пословица будет девизом на нашем сегодняшнем уроке.

II. Актуализация знаний и умений обучающихся.

Беседа

У: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

О: Мы изучали рассказ «Музыкант».

У: Хорошо. Кто автор рассказа?

О: Виталий Валентинович Бианки.

У: Вашим домашним заданием было кратко пересказать это произведение. Сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнее задание.

Фонетическая разминка.

Но сначала нужно подготовиться к чтению, для этого проговорим скороговорку (Слайд со скороговоркой. «Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке». Произносим с похлопыванием.)

(3-5 обучающихся кратко пересказывают В.В Бианки «Музыкант»)

Критерии оценивания пересказа:

Оценка "5" - пересказывает содержание

прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением

соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает

речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Индивидуальная работа (работа по перфокартам, индивидуальным карточкам)

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто герой нового произведения.

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.

О: Ёж.

У: Верно. А почему я предложила вам именно эту загадку?

О: Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик.

Сообщение подготовленного ученика.

Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев. Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку. Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений может поедать ягоды и фрукты. У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал произведения и бережно к ним относился. Его фамилию вы узнаете, если разгадаете филворд, который найдёте на ваших карточках.

О: Чарушин.

У: Составьте из букв слова, и вы узнаете, как называется произведение, которое мы будем читать.

трсаншйы арссазк

О: Страшный рассказ.

У: Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения, мы узнаем после его прочтения, а сейчас послушайте биографию автора.
1) Краткие биографические сведения об авторе.

Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.

В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно». С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.

2) Словарная работа.

В тексте вы встретите незнакомые слова. Эти слова принесла нам мудрая сова. Прочитаем их с экрана.

Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.

V. Физкультминутка.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Первичное чтение произведения «Страшный рассказ». Анализ первичного восприятия.

У: Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

О: Положительное.

У: Как вы думаете, я прочитала сказку или рассказ?

О: Рассказ.

У: Почему вы так решили?

О: Потому что в нём не было ничего необычного, сказочного.

VII. Вторичное чтение произведения «Страшный рассказ». Анализ содержания рассказа.

У: Где произошёл случай, описанный в рассказе?

О: На даче – у самого леса, в маленьком домике.

У: С чего всё началось?

О: Родители ушли в гости, а дети остались одни.

У: Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют мальчиков. Зачитайте.

У: Можно ли назвать детей смелыми? Почему? Найдите ответ в тексте.

О: Нет.

У: А что думает о них автор?

О: Автору понравились ребята.

У: Почему испугались мальчики?

О: Услышали топот.

У: Прочитайте диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. Прочтите его по ролям (автор, Шура, Петя)

У: Что больше всего испугало ребят?

О: Неизвестные шаги.

У: Кто испугал ребят?

О: Ёжик.

У: Как они чувствовали себя под одеялом?

О: Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.

У: Подберите и зачитайте в тексте строки к иллюстрации.

О: Дали молока в блюдце…

У: Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом?

О: Стали искать кто же напугал ребят.

У: Как вёл себя ёжик, когда его искали?

О: Свернулся в углу шариком.

У: Почему ёж свернулся шариком?

О: Испугался.

У: Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?

О: В лесу.

У: А как бы вы поступили если бы нашли ёжика?

О: Отнесли бы в лес.

У: Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?

О: Нет, он даже смешной.

У:Можно ли назвать мальчиков смелыми?

О: Нет, они очень боялись неизвестных звуков.

У: Можем ли мы ребят осуждать их за трусость?

О: Нет.

У: Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа?

О: Страх.

У: А когда тайна была раскрыта?

О: Радость удивления.

У: Чему учит нас этот рассказ?

О: Уважать и беречь животных. Нельзя диких животных брать к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У каждого ученика на карточках деформированный план рассказа– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

План:

1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

У: Что вы читали на уроке?

О: «Страшный рассказ» Евгения Ивановича Чарушина.

У: Какая главная мысль рассказа?

О: Каждый счастлив только у себя дома.

У: Отлично! К нам на урок пришёл ёжик, на его уголки вы сможете поместить эмоции, зашифрованные в картинках на ваших партах. Шишка-мне была непонятна тема урока. Гриб-мне было не всё понятно, остались вопросы. Яблоко-у меня не возникло никаких затруднений.

У: Ребята, ёжик уходит к себе домой и наш урок подходит к концу. Спасибо, до свидания!

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Сделать краткий пересказ прочитанного рассказа. Стр. 121-122.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по чтению во 2 классе. Е.Н.Чарушин «Страшный рассказ»

Данный урок позволяет пробудить интерес у детей  к чтению произведений  о животных, знакомит детей с творчеством Е.И.Чарушина.На уроке совершенствуются умения детей читать целыми словами, со...

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ...

Урок ИЗО "Иллюстрирование рассказов Чарушина Е.И."

Урок изобразительного искусства в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала (способа рисования «примакивание губкой")....

Конспект. Составление рассказа по серии сюжетных картин "Неудачная прогулка"

В методической  разработке  логопедического занятия по теме «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Неудачная прогулка» отражена методика работы  по развитию связной письменной ...

Конспект урока "Рассказы Б.С.Житкова" 2 кл..

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по произведениям Б.С.Житкова...

Конспект+презентация рассказ Л. Кассиля "У классной доски".

Расширение у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.Актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне и её героях; · познакомить учащихся с произведением Л. Касси...

Конспект урока Е. Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"".

конспект урока по литературному чтению, в 1 классе, УМК  "Школа России"...