Конспект урока "Страшный рассказ" Е. Чарушин
план-конспект урока по чтению (2 класс)
План-конспект урока по литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.cht_._strashnyy_rasskaz.docx | 78.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю_________________
Допускаю_________________
Оценка за урок: ____________
План-конспект
урока литературного чтения
в 2 «Г» классе
23 ноября 2023 год
обучающейся 23-шк группы
Литвиновой Полины Сергеевны
Консультация учителя_______________
Консультация методиста ____________
План-конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России» 2 класс
(В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 2 класс 1 часть стр.121-122)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время: 11:45-12:25
Место: МАОУ «Полесская СОШ»
Класс: 2 «Г»
Целевой компонент урока:
Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста Е. Чарушина «Страшный рассказ», для умения давать характеристику героя, образов, определять жанровые особенности рассказа.
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения анализировать рассказ, определять жанровые особенности произведения «Страшный рассказ», понимать смысл рассказа и определять тему, героев, образов.
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, умения выделять жанровые особенности лирического стихотворения, развитию читательской самостоятельности.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к природе, бережного отношения к ней, понимания значимости каждого времени года; воспитанию читательского интереса к произведениям русских поэтов, к литературе.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно- познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата.
Метапредметные:
Универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией)
универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация) универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль)
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные:
1)сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
2) осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
3) овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями).
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая работа
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте! Меня зовут Полина Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.
- Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3) Мотивация к учебной деятельности
У.: Ребята, слова на доске расположены в неправильном порядке. Подумайте, как же должна звучать эта пословица?
О.: Учёба и труд рядом идут.
У.: Поднимите руку, кто думает также.
У.: Давайте проверим. Действительно.
У.: Как вы понимаете эту пословицу?
О.: Учёба невозможна без труда.
У.: Да! Пусть эта пословица будет девизом на нашем сегодняшнем уроке.
II. Актуализация знаний и умений обучающихся.
Беседа
У: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
О: Мы изучали рассказ «Музыкант».
У: Хорошо. Кто автор рассказа?
О: Виталий Валентинович Бианки.
У: Вашим домашним заданием было кратко пересказать это произведение. Сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнее задание.
Фонетическая разминка.
Но сначала нужно подготовиться к чтению, для этого проговорим скороговорку (Слайд со скороговоркой. «Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке». Произносим с похлопыванием.)
(3-5 обучающихся кратко пересказывают В.В Бианки «Музыкант»)
Критерии оценивания пересказа:
Оценка "5" - пересказывает содержание
прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением
соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает
речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Индивидуальная работа (работа по перфокартам, индивидуальным карточкам)
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто герой нового произведения.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
О: Ёж.
У: Верно. А почему я предложила вам именно эту загадку?
О: Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик.
Сообщение подготовленного ученика.
Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6 тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев. Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку. Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений может поедать ягоды и фрукты. У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал произведения и бережно к ним относился. Его фамилию вы узнаете, если разгадаете филворд, который найдёте на ваших карточках.
О: Чарушин.
У: Составьте из букв слова, и вы узнаете, как называется произведение, которое мы будем читать.
трсаншйы арссазк
О: Страшный рассказ.
У: Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения, мы узнаем после его прочтения, а сейчас послушайте биографию автора.
1) Краткие биографические сведения об авторе.
Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей.
Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.
В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно». С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.
2) Словарная работа.
В тексте вы встретите незнакомые слова. Эти слова принесла нам мудрая сова. Прочитаем их с экрана.
Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.
Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.
V. Физкультминутка.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Первичное чтение произведения «Страшный рассказ». Анализ первичного восприятия.
У: Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
О: Положительное.
У: Как вы думаете, я прочитала сказку или рассказ?
О: Рассказ.
У: Почему вы так решили?
О: Потому что в нём не было ничего необычного, сказочного.
VII. Вторичное чтение произведения «Страшный рассказ». Анализ содержания рассказа.
У: Где произошёл случай, описанный в рассказе?
О: На даче – у самого леса, в маленьком домике.
У: С чего всё началось?
О: Родители ушли в гости, а дети остались одни.
У: Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют мальчиков. Зачитайте.
У: Можно ли назвать детей смелыми? Почему? Найдите ответ в тексте.
О: Нет.
У: А что думает о них автор?
О: Автору понравились ребята.
У: Почему испугались мальчики?
О: Услышали топот.
У: Прочитайте диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. Прочтите его по ролям (автор, Шура, Петя)
У: Что больше всего испугало ребят?
О: Неизвестные шаги.
У: Кто испугал ребят?
О: Ёжик.
У: Как они чувствовали себя под одеялом?
О: Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
У: Подберите и зачитайте в тексте строки к иллюстрации.
О: Дали молока в блюдце…
У: Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом?
О: Стали искать кто же напугал ребят.
У: Как вёл себя ёжик, когда его искали?
О: Свернулся в углу шариком.
У: Почему ёж свернулся шариком?
О: Испугался.
У: Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?
О: В лесу.
У: А как бы вы поступили если бы нашли ёжика?
О: Отнесли бы в лес.
У: Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?
О: Нет, он даже смешной.
У:Можно ли назвать мальчиков смелыми?
О: Нет, они очень боялись неизвестных звуков.
У: Можем ли мы ребят осуждать их за трусость?
О: Нет.
У: Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа?
О: Страх.
У: А когда тайна была раскрыта?
О: Радость удивления.
У: Чему учит нас этот рассказ?
О: Уважать и беречь животных. Нельзя диких животных брать к себе домой. Ведь их дом - это лес. Каждый счастлив только у себя дома.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У каждого ученика на карточках деформированный план рассказа– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.
План:
1)Мальчики остались одни.
2)Странные звуки.
3)Испуганные дети.
4)Родители вернулись.
5)Неожиданная находка.
6)Ёжик остался на даче.
У: Что вы читали на уроке?
О: «Страшный рассказ» Евгения Ивановича Чарушина.
У: Какая главная мысль рассказа?
О: Каждый счастлив только у себя дома.
У: Отлично! К нам на урок пришёл ёжик, на его уголки вы сможете поместить эмоции, зашифрованные в картинках на ваших партах. Шишка-мне была непонятна тема урока. Гриб-мне было не всё понятно, остались вопросы. Яблоко-у меня не возникло никаких затруднений.
У: Ребята, ёжик уходит к себе домой и наш урок подходит к концу. Спасибо, до свидания!
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У: Сделать краткий пересказ прочитанного рассказа. Стр. 121-122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по чтению во 2 классе. Е.Н.Чарушин «Страшный рассказ»
Данный урок позволяет пробудить интерес у детей к чтению произведений о животных, знакомит детей с творчеством Е.И.Чарушина.На уроке совершенствуются умения детей читать целыми словами, со...
Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ
Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ...
Урок ИЗО "Иллюстрирование рассказов Чарушина Е.И."
Урок изобразительного искусства в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала (способа рисования «примакивание губкой")....
Конспект. Составление рассказа по серии сюжетных картин "Неудачная прогулка"
В методической разработке логопедического занятия по теме «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Неудачная прогулка» отражена методика работы по развитию связной письменной ...
Конспект урока "Рассказы Б.С.Житкова" 2 кл..
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по произведениям Б.С.Житкова...
Конспект+презентация рассказ Л. Кассиля "У классной доски".
Расширение у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.Актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне и её героях; · познакомить учащихся с произведением Л. Касси...
Конспект урока Е. Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"".
конспект урока по литературному чтению, в 1 классе, УМК "Школа России"...